Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и клинической психологии, и может быть использовано при лечении больных с невротическими расстройствами методом краткосрочной групповой психотерапии.
В последние десятилетия в России, так же как и за рубежом, возрастает необходимость в разработке и использовании краткосрочных методов психотерапии. Такое положение продиктовано многими причинами, в том числе и экономического характера: наблюдается тенденция к снижению материальных затрат без снижения эффективности, что для нашей страны особенно актуально. Однако число этих методов, методика проведения, процесс и механизмы лечебного действия, эффективность в отечественной психотерапии мало исследованы.
Заботясь об эффективности психотерапии в условиях ограничения во времени, клиницисты разработали ряд краткосрочных техник в рамках отдельных теоретических ориентаций (психоаналитической, когнитивной, интерперсональной, поведенческой). Несмотря на это, в литературе пока нет точного определения для того, что составляет краткосрочное лечение.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ лечения больных с невротическими расстройствами, включающий личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию (Психотерапевтическая энциклопедия под. ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер, 2002, стр.322-331) /1/.
Недостатками известного способа лечения больных с невротическими расстройствами является его длительность, формирование зависимости от психотерапевта.
Кроме того, учитывая преимущественно психодинамическую направленность личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, основной целью ее является осознание психических механизмов собственного заболевания, включающее понимание специфической связи между усилением симптомов болезни и актуализацией внутриличностных проблем с пониманием глубоких психологических причин возникновения заболевания в этиопатогенетическом плане, а также расширение сферы самосознания. Однако, как показывают результаты экспериментально психологических исследований, пациенты, поступающие в клинику неврозов на лечение, как правило, просто хотят избавиться от симптомов своей болезни, и наиболее выраженной у них является установка на симптоматическое улучшение. Результаты мета-анализа свидетельствуют о том, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов своего заболевания.
Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, заключается в повышении эффективности лечения больных с невротическими расстройствами и сокращение сроков лечения.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе лечения больных с невротическими расстройствами, включающем психотерапию, согласно изобретению в течении 4-х недель, 5 раз в неделю по 1,5 часа проводят групповую краткосрочную интерперсональную психотерапию, включающую приемы интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, направленные на проработку межличностной проблематики с осознанием причин межличностных конфликтов и формированием навыка конструктивного решения подобных проблем в будущем, причем через проработку межличностной проблематики осуществляют выход на сферу внутриличностных конфликтов.
Предложенный нами метод групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии является самостоятельным видом лечения больных с невротическими расстройствами, а не укороченной версией долгосрочной терапии или тренинговой программой. Этот метод может быть взят на вооружение психотерапевтами, работающими с данным контингентом больных. За основу была взята методика интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман (индивидуальный вариант), которая изначально разработана авторами для лечения больных с депрессией (Мафсон Л., Моро Д., Вейссман М., Клерман Д. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М.: Изд-во Эксмо, 2003, стр.17-37) /2/, а также основные положения личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии /1/. Одновременно были интегрированы технические приемы гуманистической (гештальт-терапии), поведенческой, когнитивной, позитивной психотерапии с учетом необходимости воздействий на когнитивный, эмоциональный и, главным образом, поведенческий аспекты функционирования личности больного неврозом.
Предпосылкой возникновения такой интеграции послужило предположение о том, что улучшение межличностного контекста проблематики возможно будет приводить и к положительной динамике интрапсихического конфликта у больных неврозами (что является целью личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии).
Материально-техническое обеспечение метода
Экспериментально-психологические методы:
- симптоматический опросник SCL-90;
- личностный опросник "Большая пятерка";
- методика для исследования стадий психотерапевтических изменений URICA,
- опросник "Межличностные отношения";
- методика для исследования самооценки "Q-сортировка".
Показания и противопоказания к применению метода
Показаниями для групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии служили следующие расстройства, диагностируемые по МКБ-10:
- тревожно-фобические расстройства (агорафобия без панического расстройства и с паническим расстройством, социальные фобии, специфические (изолированные) фобии);
- другие тревожно-фобические расстройства (паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, смешанное тревожное и депрессивное расстройство);
- реакции на тяжелый стресс и нарушение адаптации (посттравматическое стрессовое расстройство, кратковременная депрессивная реакция, пролонгированная депрессивная реакция, смешанная тревожная и депрессивная реакция);
- диссоциативные (конверсионные) расстройства;
- соматоформные расстройства (соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство, соматоформные вегетативные дисфункции);
- другие невротические расстройства (неврастения);
- специфические расстройства личности (истерическое расстройство личности, шизоидное расстройство личности).
При подборе пациентов для участия в групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии мы придерживались следующих критериев:
1) Наличие проблематики в сфере межличностного взаимодействия, а именно отнесение к определенным проблемным зонам:
- "межличностные конфликты", куда входят разногласия между супругами, детьми, родителями, друзьями, сотрудниками и т.д.;
- "смена социальной роли" - новая работа, развод, уход из семьи, переезд в новый дом, экономические и другие перемены в семье и другие смены социальной роли;
- "межличностный дефицит" - проблемная зона одиноких и социально изолированных людей.
2) Достаточный уровень мотивации к терапии и личным изменениям.
3) Наличие психологического дискомфорта, тревожности.
В процессе разработки метода мы пришли к выводу, что необходимо избегать брать в группу пациентов:
1) со страхом перед самораскрытием и сильной опорой на "отрицание" как форму психологической защиты;
2) с недостаточной мотивацией к изменениям;
3) пациентов с низкой интерперсональной сенситивностью;
4) пациентов, которые возможно не смогут посещать все занятия;
5) пациентов, которые не будут участвовать в процессе активной вербализации и слушания, что является существенной частью любой группы,
6) пациентов, чьи характерологические особенности не позволят им конструктивно работать в группе и извлекать из этой работы пользу (например, тех, которые постоянно отреагирывают свои эмоции вовне, как защитная реакция, а не наблюдают за своим психологическим состоянием; или пациентов с серьезным негативизмом или ригидностью);
7) пациентов в остром психозе, тяжелой депрессии, с наркотической зависимостью, органическими повреждениями ЦНС, социопатов.
Цели и задачи групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии.
При проведении групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии нами учитывались следующие закономерности:
- Введение ограничения во времени как терапевтический фактор.
- Ограничение терапевтических целей.
- Концентрация во времени на "здесь и сейчас".
- Директивный вид поведения психотерапевта.
- Быстрая первичная диагностика.
- Неотложное вмешательство.
- Гибкость со стороны психотерапевта.
- Эмоциональное отреагирование как важная часть процесса.
- Быстро устанавливаемые интерперсональные отношения как "терапевтический рычаг", ведущий к конструктивным изменениям.
- Предгрупповая подготовка и правильный отбор пациентов, так как не все они могут извлечь пользу из короткого терапевтического контакта.
Разработанный вариант групповой краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии был ориентирован:
- на достижение симптоматического улучшения у пациентов;
- на улучшение эмоционального состояния пациентов;
- на улучшение социального функционирования;
- на понимание пациентами имеющихся у них проблем и повышение способности самостоятельного разрешения трудностей в будущем.
Целью предлагаемой групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии являются конструктивные изменения прежде всего в межличностной сфере. Данные изменения достигаются нами через раскрытие, анализ, осознание и переработку интерперсональных проблем пациента (например, межличностных конфликтов) и коррекцию неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
В процессе психотерапии, ориентированной на коррекцию неадекватных интеракций, конфликтные отношения пациента утрачивают свой непременный и центральный характер. Это, в свою очередь, влечет за собой снижение интенсивности невротической симптоматики. Кроме того, наблюдается уменьшение внутриличностной проблематики, в частности, за счет улучшения отношения к себе (повышения самооценки). Тем самым, в нашем исследовании получил подтверждение один из центральных пунктов теории психодинамической психотерапии относительно тесной связи межличностных конфликтов и невротической симтоматики, меж- и внутриличностных конфликтов.
Задачи групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии фокусируются, в основном, на двух составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), направленность на эмоциональный аспект (отношение к себе) менее выражена, чем при личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, однако, как показывают проведенные исследования, характеристики самоотношения пациентов также значительно улучшаются.
В познавательной (когнитивной) сфере пациент получает представление о мере своего участия в возникновении, повторении и продолжении своих конфликтных ситуаций, т.е. каким образом он сам, своим поведением и своим способом эмоционального реагирования, способствует этому. При этом у него появляется возможность понять, каким образом можно было бы предотвратить повторение межличностных проблем, используя другое поведение. Таким образом, задача психотерапевта состоит в достижении интерперсонального осознания для того, чтобы пациент приобрел возможность формирования более адекватных форм поведения.
В сфере поведения пациент должен научиться корректировать свои неадекватные реакции и формы поведения с помощью применения различных вспомогательных приемов и техник.
Диагностический этап
При проведении групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии большое внимание уделяется процессу отбора пациентов на группу, в частности межличностному контексту невротического расстройства, особенно событиям, которые возможно являясь психотравмирующими, спровоцировали появление симптомов. Как показывают исследования, для больных неврозами из межличностных, характерны конфликты в семейной и профессиональной сферах. Задача психотерапевта на предварительном этапе - получить наиболее полную картину характера социальных отношений и особенностей межличностных взаимодействий пациента и определить основные проблемные области. На предварительной беседе специально акцентируется внимание пациента на том, что на групповых занятиях много времени будет уделяться именно проработке межличностной проблематики. В задачу групповых психотерапевтов входило обязательное разъяснение пациентам, уже отобранным на группу, рабочего фокуса и целей краткосрочной группы или группы, ограниченной во времени. Пациентам сообщалось, что группа будет проходить пять раз в неделю по 1,5 часа в течение 4-х недель. Временной лимит увеличивает чувство личной ответственности за изменения и побуждает к сепарации - независимости.
В результате, отобранные нами пациенты могли определить специфические проблемные области, в которых они ожидали изменений. Кроме того, они проявляли желание использовать влияние группы, взаимодействовать с другими участниками группы, помогать им. Это были пациенты умеренно зависимые от группы (не абсолютно независимые или равнодушные к ней) и не абсолютно зависимые от того, что скажут другие. Они в большинстве своем имели четко очерченные жалобы и эмоционально насыщенные, актуальные на настоящий момент проблемы. Были способны проявлять эмоциональные реакции во время оценочного интервью. Имели изначально высокий уровень мотивации, способность к интроспекции (самонаблюдению), реалистичные ожидания от процесса терапии и перспективы.
Содержание психотерапевтических мероприятий
В развитии психотерапевтического процесса в группе достаточно четко очерчены его фазы.
1) Начальной является фаза зависимого и поискового поведения.
2) Фаза возникновения, обострения и разрешения внутригрупповых конфликтов.
3) Фаза формирования групповой сплоченности.
4) Заключительной, 4-й фазой, является фаза приобретения членами группы способности эффективно решать свои проблемы.
Способ лечения больных неврозами осуществляют следующим образом:
Первый этап
Первая фаза групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии (первая неделя) характеризуется пассивностью пациентов и высоким уровнем напряжения. На этом этапе, с целью более быстрого формирования групповой сплоченности, создания благоприятного эмоционального климата, способствующего самораскрытию, нами применялся ряд специальных упражнений (вербальных и невербальных). В частности, упражнения "Скала", "Социальное зеркало", "Пантомима", "Эмоциональный словарь" и другие, с последующим обсуждением результатов проведенной работы.
В течение первой недели групповые психотерапевты активно участвуют в работе группы, руководят ею и поддерживают пациентов. Пациенты реагируют на это положительно, они чувствуют себя понятыми, у них снижается тревога, таким образом, быстро формируется терапевтический союз между терапевтами и пациентами. Достигнув этих целей, терапевты прекращают активно руководить группой и переходят в пассивные наблюдатели. Так начинается второй этап работы группы (конец первой недели).
Второй этап
Для второй фазы также характерен высокий уровень напряжения в сочетании с более высокой активностью пациентов, специфика которой заключалась, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психотерапевтам, а также нарастанием конфликтности между участниками группы. Участники группы, к этому времени ориентированные исключительно на ведущих, сталкиваются с ситуацией, когда ими уже не руководят, не говорят, что и как делать, о чем говорить. Недовольство членов группы таким развитием событий перерастает в агрессию против ведущих группы, которые "не выполняют" своей прямой обязанности - не руководят работой группы. Именно такая резкая смена роли ведущих от активной, направляющей, несколько директивной позиции до пассивной, наблюдающей провоцирует быстрый переход к выражению агрессивных чувств участниками группы по отношению к психотерапевтам. Конструктивным разрешением этой кризисной фазы считалось открытое выражение пациентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной самостоятельностью и ответственностью, неуверенностью.
Через фазу конфронтации с психотерапевтами участники группы не только сплачиваются, но и приходят к пониманию и принятию личной ответственности за свою жизнь, к пониманию того, что их выздоровление зависит во многом от их собственной инициативы и активности и никто за них не будет решать проблемы.
Помимо нарастания напряженности в отношениях с ведущими, обострялись конфликты и между участниками группы. Нами уделялось особое внимание обсуждению и анализу конфликтных интеракций между членами группового взаимодействия. Особенно важным на данном этапе представлялось проведение параллели между характером конфликтов в группе и в реальной жизни пациентов. Мы исходили из предпосылки, что такой "чисто" эмоциональный феномен, как межличностный конфликт, вне анализа деятельностных взаимосвязей конфликтующих сторон, понят быть не может. Поэтому необходимым моментом исследования механизмов возникновения внутригруппового конфликта становится изучение системы предметных взаимосвязей членов группы, основой которых служит социально обусловленное проблемно-целевое содержание их совместной деятельности.
Третий этап
К концу второй недели начинается третья фаза, которая характеризуется процессом структурирования группы, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки. В предложенном нами методе групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии эта фаза имела свою специфику: короткая, она была больше интеллектуальной, нежели эмоциональной. Воздействуя на когнитивные составляющие самопознания и понимания процессов, происходящих в группе, мы через проработку конфликтов внутри группы активизируем механизм трансформации норм применительно к новым условиям. Основными темами групповой дискуссии на данном этапе являются: 1) темы доверия - недоверия; 2) темы симпатии - антипатии участников группы, вскрытие их глубинных причин; 3) исследование рассогласований между представлениями относительно потребностей друг друга; 4) анализ ожиданий одного по отношению к другому.
К обсуждению вышеперечисленных тем мы подходили через использование упражнения названного нами "Наша группа". Оно является модифицированным вариантом психодрамы.
Ведущие предлагают членам группы разыграть небольшой спектакль (сцену) приблизительно на 10 минут, в котором каждый из участников должен сыграть поведение не самого себя, а наиболее трудное для него. Т.е. изобразить участника, который ему наименее понятен, включая групповых психотерапевтов. При этом суть задания предполагает отображение процессов, происходящих в группе на данный момент.
Участники выполняют задание полностью самостоятельно: сами выбирают роли, режиссируют сцену и т.д.
Ведущие на момент подготовки выходят из групповой комнаты и возвращаются к моменту начала проигрывания спектакля.
Инструкция. "Сейчас вам нужно будет разыграть небольшую сценку примерно на 10 минут. В этой сцене вы должны постараться изобразить нашу группу, какой вы ее видите: как она проходит, что происходит в ней на настоящий момент. При этом каждый из вас должен будет сыграть не самого себя, а человека из группы, поведение которого для вас сыграть труднее всего. Мы, как ведущие группы, не принимаем в этом участия, поэтому наши роли должен будет сыграть дополнительно кто-то из вас.
После того как сценка будет готова, мы вернемся в комнату и проведем совместное обсуждение".
Отдельной составляющей групповой дискуссии является обсуждение ролевых позиций участников группы посредством применения проективной методики "Тройка". Обсуждение этого упражнения учитывает три взаимосвязанных аспекта:
- "моя роль в тройке";
- "моя роль в группе";
- "моя роль в жизни".
Группа в созданных условиях выигрывает от конфликтов, которые, модифицируя старые нормы и помогая созданию новых, обеспечивают преемственность в новой ситуации. В результате обеспечивается более конструктивное взаимодействие между участниками, уменьшается изоляция, снижается напряженность и создается почва для реализации индивидуальной активности каждого члена группы.
Таким образом, основной задачей этого этапа является выработка альтернативных, более адекватных способов взаимодействия через мобилизацию усилий членов группы на преодоление возникших трудностей.
Четвертый этап
Четвертая фаза является "рабочей" фазой активно и целенаправленно работающей психотерапевтической группы. На этом этапе проводится работа, направленная на выяснение причин конфликтов, способов их разрешения через выработку адекватных способов поведения. Как правило, рассматриваются проблемы отдельного участника группы, остальные члены группы принимают активное участие в работе. На этой фазе психотерапевт применяет вспомогательные приемы и техники различных психотерапевтических школ и направлений. Например, наиболее часто используются элементы психодрамы, в частности разыгрывание ролевых ситуаций, элементы гештальт-терапии, поведенческой психотерапии, все они направлены на выработку альтернативных решений определенных конфликтов, обучение более эффективным социальным навыкам, повышение осведомленности о потребностях и чувствах других людей. В каждом конкретном случае подбор технических приемов производится индивидуально в зависимости от характера проблем каждого пациента.
Основной формой работы является групповая дискуссия. В основном используется интеракционная ориентация групповой дискуссии (особенно на первых трех этапах), направленная на анализ ситуаций и механизмов, связанных с функционированием группы, анализ группового взаимодействия. На четвертом этапе чаще применяется биографическая ориентация групповой дискуссии: отдельное занятие (чаще одно, иногда два) посвящено проблемам отдельного пациента, а именно конфликтным ситуациям, возникающим в отношениях с окружающими людьми, анализируются особенности поведения участника группы в реальной жизни, в группе.
Способ лечения поясняется на конкретном примере.
Пример.
Больная С., 1971 года рождения. Диагноз: тревожно-фобическое расстройство. Поступила с жалобами на чувство страха, возникающее у нее в общественном транспорте (преимущественно в метро); чрезмерное беспокойство по разным поводам, нервозность. Беспокойный и тревожный сон.
На отборочном этапе пациентка заявила проблему, связанную с ее взаимоотношениями с мужем, которая нами была отнесена к проблемной зоне "межличностные конфликты". Со слов больной "муж плохо к ней относится, не проявляет достаточного внимания, не понимает и не принимает всерьез ее болезнь, большую часть времени проводит на работе или с друзьями, а ее оставляет с ребенком". При этом она видит две возможности выхода из сложившейся ситуации: или муж изменит к ней свое отношение, или она разведется с ним. Пациентка высказала активное желание работать на групповых занятиях, помогать себе и другим участникам группы.
На начальном этапе она действительно быстро включилась в работу: много и откровенно рассказывала о себе, искренне интересовалась проблемами других участников группы, принимала активное участие в упражнениях, направленных на формирование сплоченности и снятие напряженности в группе, давала эффективную обратную связь, старалась искренне выражать свои эмоции. Проявила себя как участник, претендующий на роль лидера в группе, и сначала такая позиция пациентки устраивала отдельных членов группы.
На этапе конфронтации именно она стала инициатором проявления агрессивных чувств, направленных на психотерапевтов. Пациентка обосновала свою враждебность тем, что ведущие якобы оторваны от группы, не желают помогать ей и другим участникам, плохо справляются со своими прямыми обязанностями - не руководят групповым процессом. Анализ сложившейся в группе ситуации, когда пациенты смогли вербализовать свои передвижения относительно психотерапевтов и своих ожиданий по отношению к ним, актуализировал вопрос личной ответственности и позволил перейти к проработке межличностных проблем.
Первой рассказала о своей семейной проблеме больная С. и попросила остальных членов группы высказаться относительно того, каким они видят ее поведение на группе и в чем, по их мнению, причина ее конфликта с мужем.
С целью предоставления группе дополнительного материала, необходимого для понимания ее проблематики, психотерапевтами было предложено разыграть ролевую ситуацию "привычный диалог с мужем". После проигрывания ситуации группа высказала примерно одинаковое мнение, смысл которого приблизительно сводился к следующему: С. ведет себя с окружающими, возможно и с мужем, слишком активно, навязывает свое мнение как единственно верное, не слушает доводов других, не способна понять переживаний и истинных нужд людей, с которыми вступает в общение. Обвиняя мужа в недостаточном внимании, она сама, в свою очередь, не оказывает ему должной эмоциональной поддержки и не проявляет "теплых" чувств, в которых он нуждается. Наряду с обратной связью, пациентка С. получила от остальных членов группы двухуровневую эмоциональную поддержку - вербальную и невербальную.
В дальнейшем, она попыталась изменить стиль своего поведения на более конструктивный, социально одобряемый, что было позитивно встречено участниками группы.
Из катамнеза: спустя месяц, при встрече, пациентка С. отмечала симптоматическое улучшение, а также обратила особое внимание на позитивные изманения в отношениях с мужем и другими членами своей референтной группы. С. стала лучше относится к себе и гораздо более терпимо и внимательно к окружающим.
Применение предложенного способа лечения больных с невротическими расстройствами показало, что в большинстве случаев отмечается существенное улучшение состояния пациентов, повышается эффективность лечения и сокращаются, в среднем, на 1 месяц сроки лечения больных, по сравнению с известным способом лечения, принятым за прототип.
В исследовании участвовало 80 пациентов отделения неврозов и психотерапии института им. В.М.Бехтерева, из них 48 женщин, 32 мужчин.
Отбор испытуемых производился рандомизировано: по возрасту от 18 до 60 лет, по уровню образования - от среднего до высшего, в зависимости от получаемых лекарств и поддерживающих бесед с врачами, чтобы исключить их влияние на зависимую переменную.
Для проверки эффективности были применены клинический и статистические методы исследования.
В результате применения групповой краткосрочной интерперсональной психотерапии были получены следующие результаты:
- симптоматическое улучшение было достигнуто у 91% пациентов (р<0,001), максимальное улучшение наблюдалось по шкалам: "Межличностная тревожность", "Тревожность", "Фобии", "Депрессивность";
- у 87% пациентов отмечались изменения таких устойчивых личностных характеристик, как "Эмоциональная стабильность", "Готовность к сотрудничеству" и "Личностные ресурсы" (р<0,005), при этом такие характеристики, как "Экстраверсия - Интроверсия" и "Самосознание и Организованность" достоверно не изменились.
Таким образом, можно считать предложенный способ лечения больных с невротическими расстройствами результативным. Поэтому он может быть эффективно использован в качестве существенного звена программы лечения больных, страдающих невротическими расстройствами.
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и клинической психологии. Психотерапию проводят с использованием приемов интерперсональной психотерапии Клермана и Вейсман и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, которые направлены на проработку межличностной проблематики, осознание причин межличностных конфликтов, формирование навыка конструктивного решения подобных проблем в будущем. При этом через проработку межличностной проблематики осуществляют корректировку внутриличностных конфликтов. Сеансы проводят в течение 4-х недель, 5 раз в неделю по 1,5 часа. Способ расширяет арсенал психотерапевтических средств для лечения больных с невротическими расстройствами.
Способ лечения больных с невротическими расстройствами, включающий проведение групповой психотерапии, отличающийся тем, что психотерапию проводят с использованием приемов интерперсональной психотерапии Клермана и Вейсман и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, которые направлены на проработку межличностной проблематики, осознание причин межличностных конфликтов, формирование навыка конструктивного решения этих проблем в будущем, при этом через проработку межличностной проблематики осуществляют корректировку внутриличностных конфликтов; сеансы проводят в течение 4 недель, 5 раз в неделю по 1,5 ч.
Психотерапевтическая энциклопедия под ред | |||
КАРВАСАРСКОГО Б.Д., С-Пб., Питер, 2002, с.322-331 | |||
НЕЙРОСЕНСОРНЫЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗОВ С СОМАТИЗИРОВАННЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ | 1997 |
|
RU2120809C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗОПОДОБНЫХ И ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ | 1996 |
|
RU2089231C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ С ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ | 1999 |
|
RU2157211C1 |
СВЯДОЩ A.M | |||
"Психотерапия неврозов" - в кн.: Психотерапия, С-Пб., Питер, 2000, с.205-228 | |||
ТУКАЕВ Р.Д | |||
Психотерапия: структуры и механизмы, М., Медицинское информационное агентство, 2003, с.215-244. |
Авторы
Даты
2006-07-20—Публикация
2004-06-25—Подача