Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого, малогабаритного, так и тяжелого крупногабаритного оборудования и других грузов, а именно к полуприцепам.
Известен полуприцеп для транспортировки крупногабаритных грузов, переналаживаемый по ширине и длине (Патент РФ №2011572, МПК B 60 P 3/022, 1991). Конструкция трейлера содержит соединенные съемной телескопической поперечиной две тележки, расположенные параллельно друг другу. Рама каждой тележки образована расположенными параллельно в вертикальной плоскости двумя телескопическими продольными балками. На раме каждой тележки смонтированы грузоподъемные механизмы, представляющие собой домкраты с фиксирующими гайками, связанные с поперечными телескопическими грузоподъемными балками, расположенными между продольными балками. Передние концы балок соединены парой дополнительных телескопических поперечин, которые шарнирно соединены посредством кронштейна с возможностью поворота в горизонтальной плоскости с тележкой.
Недостатком известного устройства является сложность конструкции и низкая надежность, связанные с большим количеством составляющих узлов.
Прототипом данного изобретения является полуприцеп, содержащий раму, установленную на колесных осях (Проспект «компании «Спецприцеп», 2003).
Недостатком прототипа является низкая эффективность использования полуприцепа, поскольку не все перевозимые грузы имеют массу, равную номинальной грузоподъемности полуприцепа, а перевозка грузов меньше номинальной бывает экономически невыгодной.
Задачей создания изобретения является расширение области экономически эффективного применения полуприцепа за счет его переоборудования путем замены грузового или колесного модуля, увеличения диапазона колеи перевозимого на полуприцепе транспорта.
Этот технический результат достигается за счет того, что в полуприцепе, содержащем раму, установленную на колесных осях, рама состоит из грузового и колесного модулей, жестко соединенных между собой с возможностью разъема по вертикальной плоскости разъема, перпендикулярной продольной оси полуприцепа, причем на колесных осях установлен колесный модуль. Как вариант грузовой и колесный модули выполнены с упорными площадками, расположенными в плоскости разъема, и проушинами, размещенными на соответствующих модулях с возможностью соосного расположения и размещения в проушинах пальцев при соприкосновении грузового и колесного модулей упорными площадками. Преимущественно оси проушин на грузовом и колесном модулях расположены в плоскости разъема. В предпочтительном варианте колесный модуль содержит лонжероны, по бокам которых снаружи размещены колеса колесных осей, причем лонжероны выступают вперед за контуры колес ближайшей к ней колесной оси с образованием формы передней части колесного модуля в плане с прямоугольным выступом по оси, проушины установлены в торцах лонжеронов в виде их продолжения, а форма задней части грузового модуля в плане имеет форму, ответную форме в плане передней части колесного модуля. В этом случае упорные площадки размещены на прямоугольном выступе колесного модуля и ответном ему углублении грузового модуля. Ширина прямоугольного выступа должна быть равна расстоянию между лонжеронами, измеренному снаружи. Грузовой модуль может состоять из передней части - гусака и средней части - грузовой площадки. Предпочтительно колесная тележка выполнена многоосной, причем количество колесных осей на ней составляет от двух до пяти.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 показан общий вид полуприцепа, вид слева;
на фиг.2 - то же, вид сверху;
на фиг.3 - вид слева колесного модуля;
на фиг.4 - то же, вид сверху;
на фиг.5 - продольное сечение устройства по узлу соединения грузового и колесного модулей;
на фиг.6 - то же, в раздвинутом положении модулей;
на фиг.7 - вид сзади на проушины грузового модуля;
на фиг.8 - вид сверху на стыковочный узел колесного модуля;
на фиг.9 - то же, вид по стрелке В (повернутый вид сверху);
на фиг.10 - сечение проушин с вставленным пальцем.
Позиции на чертежах обозначают: 1 - рама, 2 - колесные оси, 3 - грузовой модуль, 4 - колесный модуль, 5 - плоскость разъема модулей, 6 - продольная ось полуприцепа, 7 - упорная площадка грузового модуля, 8 - упорная площадка колесного модуля, 9 - проушины на грузовом модуле, 10 - проушины на колесном модуле, 11 - пальцы, 12 - контуры колес, 13 - лонжероны, 14 - прямоугольный выступ колесного модуля, 15 - гусак, 16 - грузовая площадка.
Полуприцеп содержит раму 1, установленную на колесных осях 2. Рама 1 состоит из грузового 3 и колесного 4 модулей, причем на колесных осях 2 установлен колесный модуль 4. Модули 3, 4 жестко соединены между собой с возможностью разъема по вертикальной плоскости разъема 5, перпендикулярной продольной оси 6 полуприцепа. Грузовой 3 и колесный 4 модули выполнены с упорными площадками 7, 8, расположенными в плоскости разъема 5, и проушинами 9, 10, размещенными на соответствующих модулях 3, 4. Проушины 9, 10 размещены с возможностью соосного расположения и размещения в проушинах 9, 10 пальцев 11 при соприкосновении грузового 3 и колесного 4 модулей упорными площадками 7, 8. Предпочтительно оси проушин 9, 10 на грузовом 3 и колесном 4 модулях расположены в плоскости разъема 5. Колеса 12 колесных осей 2 размещены снаружи лонжеронов 13, с которыми выполнен колесный модуль 4. Проушины 10 установлены в торцах лонжеронов 13 в виде их продолжения. Лонжероны 13 выступают вперед за контуры колес 12 ближайшей к ней колесной оси 2 с образованием формы передней части колесного модуля 4 в плане с прямоугольным выступом 14 по продольной оси полуприцепа 6. Расстояние, на которое лонжероны 13 выступают за контуры колес 12 ближайшей к ней колесной оси 2, равно 500-1500 мм, что соответствует размерам кронштейна подвески колес. Форма задней части грузового модуля 3 в плане имеет форму, ответную форме в плане передней части колесного модуля 4. Упорные площадки 7 размещены на прямоугольном выступе 14 колесного модуля 4, а упорные площадки 8 - в ответном ему углублении грузового модуля 3. Ширина прямоугольного выступа 14 равна расстоянию между лонжеронами 13, измеренному снаружи. Колесные оси могут быть смонтированы на колесном модуле 4 посредством пневматической подвески, включающей кран управления (не показаны). Грузовой модуль 3 может состоять из передней части - гусака 15 и средней части - грузовой площадки 16. В предпочтительном варианте колесный модуль 4 выполнен многоосным, причем количество колесных осей 2 на ней составляет от двух до пяти.
Полуприцеп работает следующим образом.
Грузовой 3 и колесный 4 модули соединяют посредством помещения пальцев 11 в проушины 9, 10. Для расцепки полуприцепа под грузовой модуль 3 подкладывают подставки, можно из подручного материала (не показаны). Управляя пневматической подвеской, опускают грузовой модуль 3 на подставки, добиваясь ослабления посадки пальцев 11 в проушинах 9, 10. После этого вытаскивают пальцы 11 из проушин 9, 10, в результате чего грузовой 3 и колесный 4 модули становятся расцепленными. Откатывают колесный модуль 4, а на его место подкатывают другой. Сцепка проводится в обратной последовательности. Упорные площадки 7, 8, расположенные в плоскости разъема 5, не позволяют грузовому 3 и колесному 4 модулям проворачиваться в проушинах 9, 10, придавая раме 1 полуприцепа необходимую жесткость. Это возможно благодаря размещению проушин 9, 10 с возможностью соосного расположения и размещения в проушинах 9, 10 пальцев 11 при соприкосновении грузового 3 и колесного 4 модулей упорными площадками 7, 8. Расположение осей проушин 9, 10 на грузовом 3 и колесном 4 модулях в плоскости разъема 5 служит обеспечению условия равнопрочности проушин 9, 10 на грузовом 3 и колесном 4, так как при этом проушины 9, 10 располагаются на одинаково коротких плечах относительно точек крепления на своих модулях 3, 4. Размещение колес 12 колесных осей 2 снаружи лонжеронов 13, с которыми выполнен колесный модуль 4, позволяет уменьшить высоту колесного модуля 4. Установка проушин 10 в торцах лонжеронов 13 в виде их продолжения наиболее рациональна, поскольку лонжероны 13 служат несущим элементом конструкции. Выступание лонжеронов 13 вперед за контуры колес 12 ближайшей к ней колесной оси 2 с образованием формы передней части колесного модуля 4 в плане с прямоугольным выступом 14 по продольной оси полуприцепа 6 позволяет уменьшить габариты полуприцепа за счет приближения перевозимого груза к колесам колесного модуля 4. Выступание лонжеронов 13 за контуры 12 колес ближайшей к ней колесной оси 2, равное 500-1500 мм, позволяет разместить под ними подвеску колесных осей 2. Выполнение формы задней части грузового модуля 3 в плане по форме, ответной форме в плане передней части колесного модуля 4, обеспечивает сплошность поверхности грузовой площадки и служит приближению перевозимого груза к колесам 12 колесного модуля 4. Упорные площадки 7 размещены на прямоугольном выступе 14 колесного модуля 4, а упорные площадки 8 - в ответном ему углублении грузового модуля 3. Выполнение грузового модуля 3 состоящим из передней части - гусака 15 и средней части - грузовой площадки 16 позволяет расширить номенклатуру перевозимого груза. Выполнение колесного модуля 4 многоосным с различным числом колесных осей 2 на ней позволяет расширить область экономически эффективного применения полуприцепа за счет его переоборудования путем замены грузового 3 или колесного 4 модуля.
Таким образом, применение изобретения позволяет расширить область применения полуприцепа за счет увеличения номенклатуры грузовых модулей с использованием различных комбинаций грузовых и колесных модулей.
Обоснованы параметры и разработана рабочая документация для модернизации серийно выпускаемого на ООО "Компания Спецприцеп" низкорамного полуприцепа 9942А. Будет расширена область применения полуприцепа за счет увеличения диапазона изменения колеи перевозимого на полуприцепе транспорта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛУПРИЦЕП | 2007 |
|
RU2375233C2 |
ПОЛУПРИЦЕП | 2013 |
|
RU2522476C1 |
ПОЛУПРИЦЕП | 2007 |
|
RU2346846C1 |
ПОЛУПРИЦЕП | 2011 |
|
RU2470818C2 |
ПОЛУПРИЦЕП | 2004 |
|
RU2280581C2 |
Прицеп автопоезда | 2018 |
|
RU2676402C1 |
ПОЛУПРИЦЕП | 2009 |
|
RU2392162C1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛУПРИЦЕП | 2018 |
|
RU2680361C1 |
ПОЛУПРИЦЕП | 1991 |
|
RU2023617C1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА С ГРУЗОВОЙ ПОВОРОТНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ЛИБО ОДНОГО ПОЛУПРИЦЕПА, ЛИБО ДВУХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2001 |
|
RU2282547C2 |
Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого малогабаритного, так и тяжелого крупногабаритного оборудования и других грузов, а именно к полуприцепам. Полуприцеп содержит установленную на колесных осях раму, которая состоит из грузового и колесного модулей, жестко соединенных между собой с возможностью разъема по вертикальной плоскости разъема, перпендикулярной продольной оси полуприцепа, причем на колесных осях установлен колесный модуль. Грузовой и колесный модули выполнены с упорными площадками, расположенными в плоскости разъема, и проушинами, размещенными на соответствующих модулях с возможностью соосного расположения и размещения в проушинах пальцев при соприкосновении грузового и колесного модулей упорными площадками. Технический результат - повышение эффективного применения полуприцепа за счет его переоборудования путем замены грузового или колесного модуля. 7 з.п. ф-лы, 10 ил.
ТРЕЙЛЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ГРУЗОВ, ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМЫЙ ПО ШИРИНЕ И ДЛИНЕ | 1991 |
|
RU2011572C1 |
Авторы
Даты
2006-07-27—Публикация
2004-09-09—Подача