СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ Российский патент 2006 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение RU2282737C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) турбовинтовыми силовыми установками.

Известен способ регулирования газотурбинного двигателя со свободной турбиной путем измерения косвенного параметра, характеризующего мощность двигателя, и изменения расхода топлива в камеру сгорания по величине отклонения измеренного параметра от заданного значения [1].

Однако известный способ не позволяет без существенного усложнения процесса регулирования и ужесточения требований к точности датчиков внутридвигательных параметров обеспечить необходимое качество регулирования.

Известен также способ регулирования газотурбинного двигателя со свободной турбиной путем измерения частоты вращения свободной турбины и изменения расхода топлива в камеру сгорания [2].

Недостатком известного способа является низкая точность, т.к. процесс регулирования происходит без учета изменения внутридвигательных параметров.

Целью изобретения является повышение точности регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно измеряют величину крутящего момента на валу свободной турбины, определяют величину фактической мощности как произведение частоты вращения свободной турбины и измеренной величины крутящего момента, формируют сигнал рассогласования между заданной и фактической величинами мощности, а расход топлива в камеру сгорания изменяют в соответствии с сформированным сигналом.

На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующая заявляемый способ регулирования газотурбинного двигателя со свободной турбиной.

Устройство содержит α датчик 1 частоты вращения (п ст) свободной турбины и датчик 2 крутящего момента (Мкр.) на валу свободной турбины, подключенные к блоку 3 умножения (БУ), сумматор 4 сигналов заданной и фактической мощностей, первый вход которого подключен к выходу БУ 3, второй вход - к выходу задатчика 5 мощности, а выход - к пропорционально-интегральному (ПИ) регулятору 6 мощности двигателя, вход задатчика 5 мощности подключен к датчику 7 положения рычага управления двигателем (РУД).

Устройство работает следующим образом.

Сигналы от датчика 1 п ст и датчика 2 Мкр. поступают на вход БУ 3, где они перемножаются. Полученный сигнал, пропорциональный значению фактической мощности (N фак.), сравнивается в сумматоре 4 со значением заданной мощности (N зад.), сформированной в задатчике 5 по наперед заданной характеристике

в зависимости от положения РУД, получаемого от датчика 7.

Величина рассогласования сигналов заданной и фактической мощностей поступает на вход в регулятор 7, который преобразует ее в величину управляющего воздействия в виде изменения расхода топлива (Gт), с целью устранения указанного рассогласования.

Таким образом, управление подачей топлива в камеру сгорания осуществляется в соответствии с величиной отклонения фактической мощности двигателя от заданной величины, причем мощность определена прямым способом, что позволит повысить точность регулирования.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. "Выбор и обоснование рациональных схем электронно-гидравлических CAP вертолетных и транспортных ГТД", т.о. ЦИАМ №8533, 1978 г.

2. Патент США №3283503, кл. 60-39.28, 1964 г.

Похожие патенты RU2282737C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ 2008
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2374473C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2008
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2418182C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2008
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2383755C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Клименко Юрий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Спиридонов Дмитрий Сергеевич
  • Стальнов Евгений Юрьевич
  • Руденко Владимир Федорович
RU2522258C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ТУРБОВИНТОВУЮ СИЛОВУЮ УСТАНОВКУ 2006
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
RU2334889C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2014
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Денисенко Дмитрий Александрович
  • Гуминский Анатолий Анатольевич
  • Крутяков Сергей Станиславович
RU2555784C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ 2008
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2375598C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
  • Инюкин Алексей Александрович
RU2490492C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ПРИВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Добрынин А.А.
  • Захаров Н.А.
  • Зеликин Ю.М.
RU2252329C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ 2011
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Динабург Роальд Симонович
RU2476971C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ). Сущность изобретения заключается в том, что измеряют величину крутящего момента на валу свободной турбины, определяют величину фактической мощности как произведение частоты вращения свободной турбины и измеренной величины крутящего момента, формируют сигнал рассогласования между заданной и фактической величинами мощности, а расход топлива в камеру сгорания изменяют в соответствии с сформированным сигналом. Такой способ позволит обеспечить управление подачей топлива в камеру сгорания в соответствии с величиной отклонения фактической мощности двигателя от заданной величины, причем мощность определяется прямым способом, что позволяет повысить точность регулирования. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 282 737 C2

Способ регулирования газотурбинного двигателя со свободной турбиной путем измерения частоты вращения свободной турбины и изменения расхода топлива в камеру сгорания, отличающийся тем, что дополнительно измеряют величину крутящего момента на валу свободной турбины, определяют величину фактической мощности как произведение частоты вращения свободной турбины и измеренной величины крутящего момента, формируют сигнал рассогласования между заданной и фактической величинами мощности, а расход топлива в камеру сгорания изменяют в соответствии с сформированным сигналом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2282737C2

US 3283503 А, 08.11.1966
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОМЕРНЫМ ОБЪЕКТОМ 2000
  • Бондарев Л.Я.
  • Зеликин Ю.М.
  • Добрынин А.А.
  • Клепиков В.И.
RU2172419C1
SU 1520946 A1, 22.06.1987
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2001
  • Ильясов Б.Г.
  • Денисова Е.В.
  • Денисов В.В.
  • Клименко Д.В.
RU2204044C2
US 4470257 A, 11.09.1984
ТКАНЬ С ПЕРЕПЛЕТЕНИЕМ ШИЛОВА 2002
  • Шилов С.Б.
RU2228977C1

RU 2 282 737 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Даты

2006-08-27Публикация

2004-09-20Подача