СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ТУРБОВИНТОВУЮ СИЛОВУЮ УСТАНОВКУ Российский патент 2008 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2334889C2

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (ТВ СУ).

Известен способ управления ГТД, реализованный в электронно-гидромеханической САУ супервизорного типа [1]. Способ заключается в том, что, с целью повышения точности управления, управляющее воздействие гидромеханического регулятора корректируется в ограниченном диапазоне электронным корректором.

Недостатком известного способа является его низкая эффективность.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления ГТД, реализованный, например, в электронно-гидромеханической САУ двигателя ТВ7-117, входящего в силовую установку (СУ) самолета Ил-114 [2].

СУ содержит два турбовинтовых двигателя (ТВД) ТВ7-117С и два воздушных винта (ВВ) СВ-34.

Способ заключается в том, что измеряют положение рычага (РУД) управления двигателем, частоту вращения турбокомпрессора, давление и температуру воздуха на входе в двигатель, температуру газов за турбиной газогенератора, формируют заданное значение частоты вращения турбокомпрессора как функцию от положения РУД, давления и температуры воздуха на входе в двигатель, задают предельное для данного двигателя значение температуры газов за турбиной газогенератора, сравнивают заданное значение частоты вращения турбокомпрессора и измеренное, сравнивают предельное для данного двигателя значение температуры газов за турбиной газогенератора (являющееся константой для всех двигателей данного типа с возможностью регулировки в ограниченном диапазоне при приемосдаточных испытаниях двигателя и в эксплуатации - при переходах зима-лето) и измеренное, полученные рассогласования селектируют по минимуму с сигналом автомата приемистости (АП), отселектированную величину подают в пропорционально-интегральный (ПИ) регулятор, где формируют управляющее воздействие на дозатор расхода топлива.

Недостатком этого способа является следующее.

1. Частота вращения турбокомпрессора только косвенно связана с располагаемой мощностью на выходном валу двигателя, передаваемой на ВВ.

Поэтому поддержание заданной частоты вращения турбокомпрессора не гарантирует поддержание заданной мощности, передаваемой на ВВ. Т.о., снижается надежность работы ТВ СУ как источника тяги и, как следствие, снижается безопасность самолета.

2. Коррекция заданной частоты вращения турбокомпрессора по высоте полета при наличии только предельного ограничения по температуре газов за турбиной газогенератора, единого для всех режимов полета (взлет, номинал, крейсерский, ПМГ, ЗМГ), при наборе самолетом высоты приводит к раскрутке ротора турбокомпрессора. При этом пилот для сохранения ресурса газогенератора должен вручную снижать режим работы двигателя с помощью РУД.

Для предотвращения этого в способе управления турбовинтовой силовой установкой, заключающемся в том, что измеряют положение рычага (РУД) управления двигателем, частоту вращения турбокомпрессора, давление и температуру воздуха на входе в двигатель, температуру газов за турбиной газогенератора, формируют заданное значение частоты вращения турбокомпрессора как функцию от положения РУД, давления и температуры воздуха на входе в двигатель, задают предельное для данного двигателя значение температуры газов за турбиной газогенератора, сравнивают заданное значение частоты вращения турбокомпрессора и измеренное, сравнивают предельное для данного двигателя значение температуры газов за турбиной газогенератора (являющееся константой для всех двигателей данного типа с возможностью регулировки в ограниченном диапазоне при приемосдаточных испытаниях двигателя и в эксплуатации - при переходах зима-лето) и измеренное, полученные рассогласования селектируют по минимуму с сигналом автомата приемистости (АП), отселектированную величину подают в пропорционально-интегральный (ПИ) регулятор, где формируют управляющее воздействие на дозатор расхода топлива, дополнительно предельное ограничение по температуре газов за турбиной газогенератора корректируют по положению РУД, по положению РУД формируют заданное значение мощности двигателя, измеряют крутящий момент на выходном валу двигателя и частоту вращения свободной турбины (СТ), рассчитывают располагаемую мощность двигателя как произведение величин крутящего момента и частоты вращения СТ, сравнивают заданное значение мощности двигателя и располагаемую мощность двигателя, полученное рассогласование селектируют по минимуму с сигналом АП.

Т.о., обеспечивается такое управление расходом топлива в двигатель ТВ СУ, при котором поддерживается требуемая для данного режима мощность, передаваемая на ВВ, с сохранением ресурса горячей части двигателя без вмешательства пилота.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков, первый блок 2 нелинейности (БН), первый сумматор 3, первый усилитель 4, первый селектор 5 сигнала минимального уровня, второй селектор 6 сигнала минимального уровня, ПИ-регулятор 7, второй сумматор 8, второй усилитель 9, электрогидропреобразователь 10, дозатор 11, последовательно соединенные второй БН 12, третий сумматор 13, третий усилитель 14, последовательно соединенные третий БН 15, четвертый сумматор 16, четвертый усилитель 17, причем БН 12 и 15 подключены к блоку 1, а усилители 14 и 17 - к селектору 5, последовательно соединенные четвертый БН 18, блок 19 умножения (БУ), пятый усилитель 20, причем БН 18 и БУ 19 подключены к блоку 1, а усилитель 20 - к селектору 6. сумматоры 8, 13, 16 подключены к блоку 1 напрямую, а сумматор 3 - через БУ 21.

Устройство работает следующим образом. В БН 2 по заданной характеристике

в зависимости от положения РУД, получаемому из блока 1, формируется требуемая (задаваемая) мощность (Ne зад.) двигателя.

На выходе БУ 21 формируется располагаемая (фактическая) мощность (Ne фак.) двигателя как произведение измеренных в блоке 1 величин крутящего момента (Мкр.) на выходном валу двигателя и частоты (n ст) вращения свободной турбины.

Величина рассогласования подается на вход в усилитель 4 для масштабирования.

Аналогичным образом в БН 12 и 15 соответственно по положению РУД формируются заданные предельно допустимые для данного режима по РУД значения температуры газов за турбиной газогенератора и частоты вращения турбокомпрессора, которые в сумматорах 13 и 16 сравниваются с измеренными (полученными из блока 1) значениями.

Величина рассогласования подается соответственно на входы усилителей 14 и 17 для масштабирования.

Масштабированные (приведенные к одной размерности) сигналы селектируются в селекторе 5 по минимуму. Минимальный сигнал подается на вход селектора 6, где селектируется по минимуму с сигналом автомата приемистости (АП), формируемым с помощью БН 18, БУ 19, усилителя 20.

Селектированный сигнал из селектора 6 подается на вход в ПИ-регулятор 7, где формируется заданное положение дозатора.

Заданное положение дозатора в сумматоре 8 сравнивается с измеренным, полученным из блока 1.

По величине рассогласования в усилителе 9 формируется управляющий сигнал, который подается в электрогидропреобразователь 10.

Электрогидропреобразователь 10 управляет положением дозатора 11 и соответственно расходом топлива в камеру сгорания двигателя.

Т.о., обеспечивается управление расходом топлива по программе поддержания мощности двигателя, как наиболее важного параметра для ТВ СУ. При этом автоматически ограничиваются параметры газогенератора по режимам работы двигателя, что сохраняет ресурс горячей части.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Кеба И.В. Летная эксплуатация вертолетных ГТД. М.: Транспорт, 1976.

2. Руководство по эксплуатации электронного цифрового регулятора РЭД-65С двигателя ТВ7-117С. ПАКБ, Пермь, 1988.

Похожие патенты RU2334889C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
RU2474712C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2489592C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2436979C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Попов Сергей Владимирович
RU2497001C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Королёв Виктор Владимирович
RU2653262C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ 1991
  • Свитский О.Л.
  • Куликов Г.Г.
  • Фатиков В.С.
  • Каримов И.А.
  • Писаренко А.В.
RU2006633C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
  • Инюкин Алексей Александрович
RU2490492C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ВЕРТОЛЕТА 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Мельников Владимир Николаевич
  • Кононыхин Владимир Михайлович
RU2482024C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТУРБОВИНТОВОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ САМОЛЕТА 2011
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2493051C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ТУРБОВИНТОВУЮ СИЛОВУЮ УСТАНОВКУ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах (САУ) автоматического управления турбовинтовыми силовыми установками (СУ). Сущность изобретения заключается в том, что предельное ограничение по температуре газов за турбиной газогенератора корректируют по положению РУД, по положению РУД формируют заданное значение мощности двигателя, измеряют крутящий момент на выходном валу двигателя и частоту вращения свободной турбины (СТ), рассчитывают располагаемую мощность двигателя как произведение величин крутящего момента и частоты вращения СТ, сравнивают заданное значение мощности двигателя и располагаемую мощность двигателя, полученное рассогласование селектируют по минимуму с сигналом АП. Технический результат изобретения заключается в том, что обеспечивается управление расходом топлива по программе поддержания мощности двигателя, как наиболее важного параметра для ТВ СУ. При этом автоматически ограничиваются параметры газогенератора по режимам работы двигателя, что сохраняет ресурс горячей части. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 334 889 C2

Способ управления турбовинтовой силовой установкой, заключающийся в том, что измеряют положение рычага (РУД) управления двигателем, частоту вращения турбокомпрессора, давление и температуру воздуха на входе в двигатель, температуру газов за турбиной газогенератора, формируют заданное значение частоты вращения турбокомпрессора как функцию от положения РУД давления и температуры воздуха на входе в двигатель, задают предельное для данного двигателя значение температуры газов за турбиной газогенератора, сравнивают заданное значение частоты вращения турбокомпрессора и измеренное, сравнивают предельное для данного двигателя значение температуры газов за турбиной газогенератора (являющееся константой для всех двигателей данного типа с возможностью регулировки в ограниченном диапазоне при приемосдаточных испытаниях двигателя и в эксплуатации - при переходах зима-лето) и измеренное, полученные рассогласования селектируют по минимуму с сигналом автомата приемистости (АП), отселектированную величину подают в пропорционально-интегральный (ПИ) регулятор, где формируют управляющее воздействие на дозатор расхода топлива, отличающийся тем, что дополнительно предельное ограничение по температуре газов за турбиной газогенератора корректируют по положению РУД, по положению РУД формируют заданное значение мощности двигателя, измеряют крутящий момент на выходном валу двигателя и частоту вращения свободной турбины (СТ), рассчитывают располагаемую мощность двигателя как произведение величин крутящего момента и частоты вращения СТ, сравнивают заданное значение мощности двигателя и располагаемую мощность двигателя, полученное рассогласование селектируют по минимуму с сигналом АП.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2334889C2

Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава 1920
  • Манаров М.М.
SU65A1
- Пермь, 1988, с.3
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1992
  • Гусев Ю.М.
  • Даутов И.В.
  • Ефанов В.Н.
  • Крымский В.Г.
  • Распопов Е.В.
  • Свитский О.Л.
RU2022144C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ 2004
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2282737C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2001
  • Ильясов Б.Г.
  • Денисова Е.В.
  • Денисов В.В.
  • Клименко Д.В.
RU2204044C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Петунин В.И.
  • Фрид А.И.
  • Кузнецов П.В.
RU2172857C1
ТКАНЬ С ПЕРЕПЛЕТЕНИЕМ ШИЛОВА 2002
  • Шилов С.Б.
RU2228977C1
ТРУБОПРОВОД НАГРЕВА И ТРАНСПОРТИРОВКИ МОЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ С ДВУМЯ ОРОСИТЕЛЬНЫМИ ТРУБКАМИ, УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2011
  • Коллюер Жоан
  • Тебо Дени
  • Куантеро Жан-Франсуа
  • Жарасон Жан-Мишель
  • Нэгр Пьер-Эмманюэль
RU2576360C2

RU 2 334 889 C2

Авторы

Дудкин Юрий Петрович

Гладких Виктор Александрович

Фомин Геннадий Викторович

Остапенко Сергей Владимирович

Даты

2008-09-27Публикация

2006-07-27Подача