ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ Российский патент 2006 года по МПК F16J1/22 

Описание патента на изобретение RU2282764C2

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в шатунно-поршневых узлах двигателей.

Известен шатунно-поршневой узел, содержащий поршень, внутренняя поверхность днища которого снабжена центральной бобышкой, элемент в виде шара, вокруг которого качается шатун, имеющий нижнюю и верхнюю головки, причем его верхняя головка снабжена внутренней полусферической поверхностью, центр которой лежит на продольной оси шатуна со стороны поршня, и лепестками, а также крепежные детали (патент США №1434906, Н.кл.92-121, опуб. 1922)

Однако известный узел имеет сложную конструкцию и низкую надежность, т.к. в соединении полусфер с шаром происходит сухое трение стали по стали.

Задача изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности.

Поставленная задача решается тем, что в шатунно-поршневом узле, содержащем поршень, внутренняя поверхность днища которого снабжена центральной бобышкой, элемент в виде шара, вокруг которого качается шатун, имеющий верхнюю и нижнюю головки, причем его верхняя головка снабжена внутренней полусферической поверхностью, центр которой лежит на продольной оси шатуна со стороны поршня, и лепестками, а также крепежные детали, в бобышке внутренней поверхности днища поршня выполнена полусферическая поверхность, центр которой лежит на оси поршня со стороны шатуна, а на ее торце по обе стороны от полусферической поверхности симметрично расположены два глухих резьбовых отверстия, поверхности лепестков верхней головки шатуна, обращенные к нижней головке, выполнены цилиндрическими, а сторона, обращенная к поршню, состоит из двух плоскостей, расположенных под углом друг к другу, обеспечивающим угол качания шатуна, в каждом лепестке перпендикулярно к плоскости качания выполнен сквозной паз для прохода крепежной детали, длина которого также обеспечивает угол качения, на цилиндрической поверхности каждого лепестка установлен секторный подшипник, имеющий центральное сквозное отверстие для прохода крепежной детали.

Верхняя головка шатуна снабжена двумя лепестками.

Крепежные детали выполнены в виде двух шпилек, ввернутых в глухие отверстия на торце бобышки, а на свободные резьбовые концы шпилек навернуты сферические гайки, причем осуществлена контровка гаек.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид шатунно-поршневого узла; на фиг.2 - разрез А-А фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1.

Шатунно-поршневой узел содержит поршень 1, на внутренней поверхности днища 2 которого выполнена центральная бобышка 3. Шар 4 размещен между поршнем 1 и шатуном 5, имеющим верхнюю 6 и нижнюю (не показана) головки. Верхняя головка 6 снабжена внутренней полусферической поверхностью 8 и двумя лепестками 9. Две шпильки 10 ввернуты в симметрично расположенные относительно внутренней полусферической поверхности 11 бобышки 3 на ее торце 12 два глухих резьбовых отверстия 13. Каждый из лепестков 9 снабжен наружной цилиндрической поверхностью 14, а сторона верхней головки 6, обращенная к поршню 1, снабжена двумя плоскостями 15, расположенными под углом, обеспечивающим угол качания шатуна 5. Также каждый лепесток 9 снабжен сквозным пазом 16, тоже обеспечивающим угол качания.

С цилиндрическими поверхностями 14 лепестков 9 взаимодействуют секторные подшипники 17, в которых выполнено по одному центральному сквозному отверстию 18 для прохода шпилек 10. На свободные резьбовые концы шпилек 10 навернуты сферические гайки 19, причем осуществлена контровка гаек.

В верхней головке шатуна 5 выполнены отверстия 20 для прохода масла.

При работе двигателя по четырехтактному циклу.

На такте всасывания шатун 5 через пакет: подшипники 17 - гайки 19 - шпильки 10 перемещает поршень 1 от ВМТ к НМТ.

На такте сжатия: шатун 5 через шар 4 перекладывает движение поршня 1 от НМТ к ВМТ.

На такте рабочий ход: система - поршень 1 - шар 4 - шатун 5 движется от ВМТ к НМТ.

На такте выпуска продуктов сгорания: система шатун 5 - шар 4 - поршень 1 движется от НМТ к ВМТ.

При работе двигателя по двухтактному циклу система шатун 5 - шар 4 - поршень 1 движется от НМТ к ВМТ и наоборот, причем в обоих случаях шар 4 работает на сжатие.

Похожие патенты RU2282764C2

название год авторы номер документа
ПОРШЕНЬ 2008
  • Толстошеев Роман Николаевич
RU2379563C2
ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Ханов Ильдар Шавкатович
RU2270951C1
СОСТАВНОЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ С УПЛОТНИТЕЛЕМ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Нагорнов Вячеслав Анатольевич
RU2461727C2
УЗЕЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Мещеряков Аполлон Федорович[Md]
RU2082025C1
ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ 1997
  • Ярославцев А.П.
RU2120574C1
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 1996
  • Те Геня
  • Захаров Евгений Николаевич
RU2103533C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Минасян Минас Арменакович
  • Минасян Армен Минасович
RU2750829C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2022
  • Путинцев Сергей Викторович
  • Стрельникова Софья Сергеевна
  • Косинцев Сергей Александрович
RU2789316C1
Шатунно-поршневая группа для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания 2019
  • Путинцев Сергей Викторович
  • Пилацкая Софья Сергеевна
  • Ратников Алексей Станиславович
RU2722915C1
Шарнирный узел поршневой машины 2020
  • Захаров Евгений Николаевич
RU2753078C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 282 764 C2

Реферат патента 2006 года ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ

Изобретение относится к двигателестроению. Шатунно-поршневой узел содержит поршень, внутренняя поверхность днища которого снабжена центральной бобышкой, шар, вокруг которого качается шатун, имеющий верхнюю (ВГШ) и нижнюю (НГШ) головки. ВГШ снабжена внутренней полусферической поверхностью, центр которой лежит на продольной оси шатуна со стороны поршня, и двумя лепестками. В бобышке внутренней поверхности днища поршня выполнена полусферическая поверхность, центр которой лежит на оси поршня со стороны шатуна, а на ее торце по обе стороны от полусферической поверхности симметрично расположены два глухих резьбовых отверстия. Поверхности лепестков ВГШ, обращенные к нижней головке, выполнены цилиндрическими, сторона ВГШ, обращенная к поршню, состоит из двух плоскостей, расположенных под углом друг к другу. В каждом лепестке перпендикулярно к плоскости качания шатуна выполнен сквозной паз для прохода крепежной детали. На цилиндрической поверхности каждого лепестка установлен подшипник, имеющий центральное сквозное отверстие для прохода крепежной детали. Крепежные детали выполнены в виде двух шпилек, ввернутых в глухие отверстия на торце бобышки. На свободные резьбовые концы шпилек навернуты сферические гайки. Изобретение имеет простую конструкцию и повышенную надежность. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 282 764 C2

1. Шатунно-поршневой узел, содержащий поршень, внутренняя поверхность днища которого снабжена центральной бобышкой, элемент в виде шара, вокруг которого качается шатун, имеющий верхнюю и нижнюю головки, причем его верхняя головка снабжена внутренней полусферической поверхностью, центр которой лежит на продольной оси шатуна со стороны поршня, и лепестками, а также крепежные детали, отличающийся тем, что в бобышке внутренней поверхности днища поршня выполнена полусферическая поверхность, центр которой лежит на оси поршня со стороны шатуна, а на ее торце по обе стороны от полусферической поверхности симметрично расположены два глухих резьбовых отверстия, поверхности лепестков верхней головки шатуна, обращенные к нижней головке, выполнены цилиндрическими, а сторона, обращенная к поршню, состоит из двух плоскостей, расположенных под углом друг к другу, обеспечивающим угол качания шатуна, в каждом лепестке перпендикулярно плоскости качания выполнен сквозной паз для прохода крепежной детали, длина которого также обеспечивает угол качения, на цилиндрической поверхности каждого лепестка установлен секторный подшипник, имеющий центральное сквозное отверстие для прохода крепежной детали.2. Шатуннно-поршневой узел по п.1, отличающийся тем, что верхняя головка шатуна снабжена двумя лепестками.3. Шатуннно-поршневой узел по п.1, отличающийся тем, что крепежные детали выполнены в виде двух шпилек, ввернутых в глухие отверстия на торце бобышки, а на свободные резьбовые концы шпилек навернуты сферические гайки, причем осуществлена контровка гаек.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2282764C2

US 1434904 А 27.11.1922
Пьезоэлектрический керамический материал 1983
  • Фесенко Евгений Григорьевич
  • Данцигер Алла Яковлевна
  • Разумовская Ольга Николаевна
  • Девликанова Равиля Умяровна
  • Гринева Людмила Демьяновна
  • Филипьев Виктор Семенович
  • Гавриляченко Светлана Васильевна
  • Панич Анатолий Евгеньевич
  • Клевцов Александр Николаевич
  • Богданов Яков Степанович
  • Резниченко Лариса Андреевна
  • Головнин Владимир Алексеевич
  • Громов Сергей Александрович
  • Ривкин Виулен Израилевич
  • Кудряшов Евгений Семенович
SU1133249A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАГНИТНОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ ЛЕНТОЧНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ФЕРРОМАГНИТНЫХ ПРОВОДНИКОВ 0
SU304526A1
US 4372179 А 02.02.1983
СПОСОБ ОЧИСТКИ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Эчерот Матс
  • Карльссон Клаэс-Йеран
  • Риддерстроле Рольф
  • Скоог Ян
  • Стрем Йеран
  • Васе Клаэс
RU2317429C2
ШАРОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПОРШНЯ С ШАТУНОМ 2001
  • Фомин Н.А.
RU2221950C2

RU 2 282 764 C2

Авторы

Толстошеев Роман Николаевич

Даты

2006-08-27Публикация

2004-05-19Подача