ШАРОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПОРШНЯ С ШАТУНОМ Российский патент 2004 года по МПК F16J1/22 

Описание патента на изобретение RU2221950C2

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Известны соединения шатуна и поршня посредством пальца. Однако в данном случае площадь опоры поршня на палец и пальца на шатун в несколько раз меньше днища поршня. По этому соединения поршня с шатуном при помощи пальца не долговечно.

Известно применение шарового соединения в рулевых тягах автомобилей. Настоящим изобретением предлагается использовать шаровое шарнирное соединение для соединения поршня и шатуна.

Шаровое шарнирное соединение шатуна с поршнем выполнено в виде пустотелой шаровидной головки, приваренной к верхнему концу шатуна. При этом шаровидная головка сварена из двух полусфер и размещена во внутренней сферической полости поршня, сваренного из верхней и нижней с щелевидным отверстием половин, так что шатун имеет возможность поворота в поршне в одной плоскости. При этом в шатуне выполнен канал для обеспечения смазки шарнирного соединения межу верхней полусферой головки шатуна и верхней половиной поршня, а также обеспечения смазки боковой поверхности поршня и стенки цилиндра с одновременным охлаждением шаровидной головки и днища поршня.

Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 изображено шаровое шарнирное соединение шатуна и поршня в собранном виде. Шатун 1, верхний конец которого внутри пустотелого шара и имеет круглую форму, нижняя половина шара 3, верхняя половина шара 8, нижняя половина поршня 4, верхняя половина поршня 6, масляный канал 11 в шатуне, место сварки 2 нижней половины шара с шатуном, место сварки двух полушарий по окружности 9, место сварки 10 верхней и нижней частей поршня по окружности.

На фиг. 2 изображена верхняя половина поршня /вид снизу/. Сферическая поверхность верхней половины поршня 12, канавка для протока масла 13, отверстия для смазки поршня и цилиндра со стороны наибольших нагрузок при такте "рабочий ход" 14.

На фиг. 3 изображена нижняя половина поршня /вид сверху/. Сферическая внутренняя поверхность поршня 15, щелевидное отверстие 16 в нижней половине поршня, шатун 1, на уровне щелевидного отверстия.

Порядок сборки шарового соединения поршня и шатуна следующий:
- на шатун 1 (фиг. 1) надевается нижняя половина поршня с обработанной сферической поверхностью до наружного размера;
- на верхний круглый конец шатуна 1 надевается нижняя половина шара 3 с обработанной наружной поверхностью и приваривается к шатуну по окружности в месте 2;
- затем надевается верхняя половина шара 8 и приваривается к нижней половине шара 3 по окружности в месте 9 и приваривается верхняя половина шара 8 к шатуну 1 в месте 7;
- на обработанный после сварки пустотелый шар надевается верхняя половина поршня с обработанной внутренней сферической поверхностью, и обе половинки поршня свариваются по окружности в месте 10;
- после чего обрабатывается наружная поверхность поршня.

Важно, чтобы шаровидная пустотелая головка шатуна была герметична, во избежание попадания масла внутрь головки и увеличения ее массы, а также для уменьшения паразитных объемов картера в двухтактных двигателях и, в частности, в четырехтактных двигателях при наддуве с использованием перепадов давления в картере.

Технический результат:
- увеличение площади опоры поршня на шатун в несколько раз;
- смазка шарового соединения, а также поршня и цилиндра под давлением с одновременным охлаждением поршня;
- уменьшение паразитных объемов картера;
- значительное увеличение моторесурса поршневой группы.

Похожие патенты RU2221950C2

название год авторы номер документа
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ 2001
  • Фомин Н.А.
RU2204025C2
СХЕМА СМАЗКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 2003
  • Фомин Н.А.
RU2260721C2
СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРНИР 1997
  • Смирнов Борис Семенович
  • Фомин Николай Иванович
RU2114333C1
Роторная машина 1984
  • Зиновьев Николай Александрович
  • Ленин Владимир Александрович
SU1377414A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАЧАЮЩИМСЯ ПОРШНЕМ 1998
  • Фомин В.С.
RU2144142C1
СХЕМА СИСТЕМЫ РАВНОМЕРНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Фомин Н.А.
RU2235893C2
Способ изготовления пустотелого поршня объемных гидромашин 1989
  • Гаркуша Анатолий Григорьевич
  • Ткаченко Валентин Александрович
  • Алексеев Владимир Васильевич
  • Медяник Виктор Григорьевич
  • Торговицкий Владимир Филиппович
  • Лысенко Сергей Владимирович
  • Зюбанов Вячеслав Васильевич
SU1681044A1
СПОСОБ НАДДУВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕПАДОВ ДАВЛЕНИЯ В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Фомин Н.А.
RU2198305C2
ПРИВОД АГРЕГАТОВ И МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Фомин Н.А.
RU2261347C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Хасанов Салим Идиятулович
RU2064598C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 221 950 C2

Реферат патента 2004 года ШАРОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПОРШНЯ С ШАТУНОМ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Шаровое шарнирное соединение шатуна с поршнем выполнено в виде приваренной к верхнему концу шатуна пустотелой шаровидной головки, сваренной из двух полусфер. При этом пустотелая головка размещена во внутренней сферической полости поршня, сваренного из верхней и нижней с щелевидным отверстием половин. Шатун имеет возможность поворота в поршне в одной плоскости, при этом в шатуне выполнен канал для обеспечения смазки шарнирного соединения межу верхней полусферой головки шатуна и верхней половиной поршня. Технический результат - увеличение моторесурса поршневой группы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 221 950 C2

Шаровое шарнирное соединение шатуна с поршнем, отличающееся тем, что к верхнему концу шатуна приварена пустотелая шаровидная головка, сваренная из двух полусфер и размещенная во внутренней сферической полости поршня, сваренного из верхней и нижней с щелевидным отверстием половин, так что шатун имеет возможность поворота в поршне в одной плоскости, при этом в шатуне выполнен канал для обеспечения смазки шарнирного соединения между верхней полусферой головки шатуна и верхней половиной поршня, а также обеспечения смазки боковой поверхности поршня и стенки цилиндра с одновременным охлаждением шаровидной головки и днища поршня.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221950C2

US 5685267, 11.11.1997
Электропередача переменного тока 1985
  • Федин Виктор Тимофеевич
  • Лычев Петр Васильевич
  • Селиверстов Георгий Иванович
  • Головач Юрий Дмитриевич
SU1350747A1
ПОРШЕНЬ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ 1988
  • Жан Фредерик Мельшиор[Fr]
RU2015387C1
Вальцовый кристаллизатор 1981
  • Пономаренко Виктор Германович
  • Бондарь Вадим Андреевич
  • Ткаченко Константин Павлович
  • Невшупа Олег Игоревич
  • Бей Валерий Иванович
SU965449A1

RU 2 221 950 C2

Авторы

Фомин Н.А.

Даты

2004-01-20Публикация

2001-11-13Подача