Изобретение относится к камерам сгорания непрерывного действия, использующим жидкое топливо, а именно к средствам стабилизации пламени.
Известно устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе (ГТД), которое содержит корпус с кольцевыми обечайками, неподвижные и подвижные разделители потоков, образующие первичные и вторичные каналы, причем в неподвижных разделителях потоков выполнены каналы для подвода топлива в топливные коллекторы-стабилизаторы пламени, которые установлены на входе в первичные каналы и состоят из неподвижных и подвижных частей, телескопически соединенных между собой и жестко закрепленных соответственно на неподвижных и подвижных разделителях потоков. В неподвижных и подвижных частях коллекторов-стабилизаторов пламени выполнены отверстия - форсунки. [1]
Недостатком такого устройства, принятого за прототип, является невозможность эффективной организации процессов смесеобразования топливо-воздушной смеси (ТВС) в широком диапазоне работы камеры сгорания (КС).
Технической задачей изобретения является расширение диапазона эффективной работы КС за счет усовершенствования устройства для сжигания топлива в ГТД путем создания коллектора-стабилизатора, позволяющего управлять углом распыла.
Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве для сжигания топлива, содержащем корпус, неподвижные и подвижные разделители потоков, где топливо подводится в топливные коллекторы-стабилизаторы пламени, состоящие из неподвижных и подвижных частей с выполненными в них соосными отверстиями, в подвижную часть коллектора-стабилизатора вставлена подвижная гильза, причем в подвижной части коллектора-стабилизатора и гильзе отверстия расположены под прямым углом к оси коллектора-стабилизатора, а в неподвижной его части отверстия имеют сужающееся к выходу сечение, кроме того, между подвижной частью коллектора-стабилизатора и гильзой установлены пружины.
Техническим результатом изобретения является расширение диапазона эффективной работы камеры сгорания, что обеспечивается управлением углом распыла топлива в зависимости от режимных параметров работы двигателя. Влияние скорости воздуха на процесс распыливания в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей существенно потому, что этот процесс не завершается на срезе форсунки, он продолжается в окружающей среде до тех пор, пока размер капли не достигнет минимальной критической величины, ниже которой ее распад становится невозможным. Критический размер капли зависит не от абсолютной, а от относительной величины скорости жидкости в окружающей среде. Если жидкость и газ движутся в одном направлении, то дальнобойность струи увеличивается, а распыливание ухудшается, что выражается в увеличении среднего диаметра капель. Наоборот, при движении жидкости и газа в противоположных направлениях дальнобойность струи уменьшается, конус факела расширяется, а качество распыливания повышается.
Если угол распыла ориентирован по нормали к направлению потока воздуха, то капли большего размера проникают в поток на большее расстояние. При таком распределении аэрозоля воспламенение облегчается, если оно производится в области мелких капель.
Поэтому в заявляемом устройстве на режимах минимальной мощности, для обеспечения устойчивого горения, впрыск топлива осуществляется под прямым углом к оси коллектора-стабилизатора, что позволяет создать локальные зоны, обогащенные топливом. Это способствует эффективному процессу горения и стабилизации пламени при пониженном давлении на входе в КС. При переходе на максимальные режимы угол впрыска топлива изменяется в сторону, обратную направлению потока воздуха. При этом улучшается дисперсность ТВС за счет соударения и дробления капель топлива с набегающим воздухом; предотвращается снос капель вниз по потоку за коллектором-стабилизатором при повышенной скорости потока.
Для определения влияния всех размерных параметров, определяющих процесс распыливания топлива, воспользуемся эмпирическим уравнением объемного спектра распыливания:
где Vs - суммарный относительный объем, т.е. сумма относительных объемов всех капель, с диаметром, меньшим или равным данной капли аi;
, n - константы размера и распределения соответственно.
Уравнение 1 выражает кривую плотности вероятностей распределения объемов жидкости по различным размерам капель в спектрах распыливания. С учетом влияния изменения угла наклона распыла топлива и набегающего потока спектры распыливания примут следующий вид (фиг.1, 2).
Исходя из соотношения скорости набегающего потока и скорости жидкости, впрыскиваемой в этот поток, оптимальный угол распыла, при котором обеспечивается эффективное распыливание, будет определяться по графику зависимости изменения угла распыла топлива от скорости набегающего потока (фиг.3). [2, 3]
Достижение технического результата изобретения обеспечено наличием существенных отличительных признаков, а именно следующих конструктивных элементов в устройстве:
- подвижной гильзы, установленной в подвижной части коллектора-стабилизатора;
- пружин, установленных между подвижной частью коллектора-стабилизатора и подвижной гильзой;
- отверстий, расположенных в подвижной и неподвижной частях коллектора-стабилизатора и гильзе под прямым углом к оси; в неподвижной части сечение отверстий сужается к выходу,
что позволяет сделать вывод о наличии критерия патентоспособности "новизна".
В известных технических решениях указанные отличительные признаки не выявлены, что соответствует критерию изобретения "существенные отличия".
На фиг.1 - спектр распыливания при изменении угла распыла α; на фиг.2 - спектр распыливания при изменении угла распыла α и скорости набегающего потока ω; на фиг.3 - зависимость изменения угла распыла топлива от скорости набегающего потока; на фиг.4 представлено устройство для сжигания топлива в ГТД, поперечный разрез; на фиг.5 - коллектор-стабилизатор, поперечный разрез.
Устройство (фиг.4) состоит из корпуса 1, неподвижных 2 и подвижных 3 разделителей потока, коллектора-стабилизатора 4.
Коллектор-стабилизатор 4 (фиг.5) представляет собой корпус, состоящий из неподвижной 5 и подвижной 6 частей коллектора-стабилизатора 4 с подвижной гильзой 7, образующие полость А. Между подвижной частью коллектора-стабилизатора 4 и гильзой 7 установлены пружины 8. В подвижной гильзе 7 и корпусе выполнены соосные отверстия 9; в неподвижной части 5 корпуса отверстия сужаются к выходу.
Описание работы устройства
Воздух, подводимый в камеру сгорания, разделяется в реакторной зоне на первичный и вторичный в соотношении, определяемом пропускной способностью первичных и вторичных каналов. Процесс сжигания топлива осуществляется путем его подвода и стабилизации факела пламени посредством коллекторов-стабилизаторов 4.
При работе высокотемпературного ГТД на режимах пониженной мощности подвижная гильза 7 коллектора-стабилизатора 4 удерживается пружиной 8 в положении, при котором впрыск топлива производится под прямым углом к набегающему потоку.
При переходе на режимы повышенной мощности увеличивается давление топлива в полости А коллектора-стабилизатора 4, при этом перемещается подвижная гильза 7, тем самым меняя взаимное расположение отверстий 9, что позволяет обеспечить изменение угла распыла топлива.
Заявляемое техническое решение позволяет повысить эффективность сгорания топлива в широком диапазоне работы ГТД.
Источники информации
1. Патент РФ №2124676, кл. F 23 R 3/26, опубл. 10.01.1999 г., бюл. №1 (прототип).
2. Лефевр А. Процессы в камерах сгорания ГТД. - М.: Мир, 1986, с.387...473.
3. Раушенбах Б.В. и др. Физические основы рабочего процесса в камерах сгорания воздушно-реактивных двигателей. - М.: Машиностроение, 1964, с.53...173.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2311589C1 |
ФОРСУНКА С КИСЛОРОДНОЙ ПОДПИТКОЙ | 2005 |
|
RU2300052C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ | 2013 |
|
RU2531477C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМ ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ | 1994 |
|
RU2124676C1 |
ТОПЛИВОВОЗДУШНЫЙ МОДУЛЬ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГТД | 2010 |
|
RU2439435C1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2285204C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ С КОЛЬЦЕВЫМ УЛЬТРАЗВУКОВЫМ АВТОГЕНЕРАТОРОМ РАСПЫЛИВАНИЯ ТОПЛИВА | 2000 |
|
RU2170884C1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2663965C1 |
Устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе | 2015 |
|
RU2651692C2 |
ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГТД | 2010 |
|
RU2439430C1 |
Устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе содержит корпус, неподвижные и подвижные разделители потоков, где топливо подводится в топливные коллекторы-стабилизаторы пламени, состоящие из неподвижных и подвижных частей, с выполненными в них соосными отверстиями. В подвижную часть коллектора-стабилизатора вставлена подвижная гильза. В подвижной части коллектора-стабилизатора и гильзе отверстия расположены под прямым углом к оси коллектора-стабилизатора, а в неподвижной его части отверстия имеют сужающееся к выходу сечение. Между подвижной частью коллектора-стабилизатора и гильзой установлены пружины. Изобретение позволяет обеспечить эффективную работу камеры сгорания во всем диапазоне работы двигателя. 5 ил.
Устройство для сжигания топлива в газотурбинном двигателе, содержащее корпус, неподвижные и подвижные разделители потоков, где топливо подводится в топливные коллекторы-стабилизаторы пламени, состоящие из неподвижных и подвижных частей, с выполненными в них соосными отверстиями, отличающееся тем, что в подвижную часть коллектора-стабилизатора вставлена подвижная гильза, причем в подвижной части коллектора-стабилизатора и гильзе отверстия расположены под прямым углом к оси коллектора - стабилизатора, а в неподвижной его части отверстия имеют сужающееся к выходу сечение, кроме того, между подвижной частью коллектора-стабилизатора и гильзой установлены пружины.
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОМ ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ | 1994 |
|
RU2124676C1 |
Устройство для электрического управления механизмами | 1950 |
|
SU88933A1 |
Передвижное автопоильное устройство для скота | 1954 |
|
SU100135A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ВАЛОВ | 0 |
|
SU281961A1 |
Загрузочное устройство к машине для сортировки короткомерных лесоматериалов | 1973 |
|
SU488766A1 |
RU 94022720 A1, 20.06.1996. |
Авторы
Даты
2006-10-27—Публикация
2005-05-05—Подача