СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК F23R3/28 

Описание патента на изобретение RU2285204C2

Изобретение относится к системам управления подачей топлива в основную камеру сгорания газотурбинных двигателей, а именно регулирование подачи топлива в топливную форсунку.

Известен традиционный способ подачи топлива в основную камеру сгорания газотурбинных двигателей, заключающийся в раздельной подаче топлива через малую топливную форсунку и высокорасходную форсунку, в которой регулирование подачи топлива происходит вне форсунок [1].

Недостатком этого способа является неэффективное регулирование на основных (средних) режимах работы газотурбинных двигателей.

Известно устройство подачи топлива в основную камеру сгорания газотурбинных двигателей, содержащее малую топливную форсунку, а также форсунку, выполненную в виде внешнего корпуса (гильзы) малой топливной форсунки, внешний и внутренний завихрители воздуха, причем форсунка выполнена высокорасходной и удерживается в неподвижном положении пружиной, а лопатки внешнего завихрителя выполнены поворотными [2].

Недостатком устройства, принятого за прототип, является ступенчатое изменение расходных характеристик, что снижает эффективность работы устройства на основных (средних) режимах работы газотурбинных двигателей.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности регулирования подачи топлива.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе регулирования подачи топлива в основную камеру сгорания, основанном на раздельной подаче топлива через малую топливную форсунку и высокорасходную форсунку в устройстве, содержащем внешний корпус, высокорасходную форсунку, выполненную в виде внешнего корпуса малой топливной форсунки и неподвижно закрепленную на ней, поршень-золотник и пружину, установленные между внешними корпусами устройства и высокорасходной форсунки, снабженными каналами подачи топлива, регулирование подачи топлива производят в устройстве, открывая каналы подачи топлива к малой форсунке и закрывая каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке на малых режимах, а при увеличении давления топлива - открывая каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке, одновременно закрывая каналы подачи топлива к малой форсунке, причем при дальнейшем увеличении давления открывают каналы подачи топлива к малой форсунке.

Реализуется способ подачи топлива в основную камеру сгорания газотурбинных двигателей в устройстве, содержащем малую топливную форсунку, высокорасходную форсунку, выполненную в виде внешнего корпуса малой топливной форсунки, а также каналы подачи топлива к малой форсунке и каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке, при этом высокорасходная форсунка выполнена неподвижно закрепленной на малой топливной форсунке, устройство содержит внешний корпус, поршень и пружину, установленные в проточном канале малой топливной форсунки, поршень-золотник и пружину, установленные между внешними корпусами устройства и высокорасходной форсунки и осуществляющие регулирование подачи топлива в основную камеру сгорания газотурбинного двигателя, открывая и закрывая каналы подачи топлива к малой и высокорасходной форсункам при уменьшении или увеличении давления в устройстве, кроме того крышки каналов высокорасходной и малой топливных форсунок выполнены с возможностью регулирования затяжки пружин.

Технический результат изобретения достигается за счет того, что на малых режимах работы двигателя, при малых давлениях топлива в устройстве, поршень-золотник открывает каналы подачи топлива к малой форсунке (фиг.1), при этом каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке закрыты и распыл топлива происходит только через малую форсунку. Поршень-компенсатор находится в крайнем заднем положении, сжимая пружину под действием давления топлива. При увеличении давления топлива в устройстве поршень-золотник перемещается к задней стенке форсунки и открывает канал подачи топлива к высокорасходной форсунке, одновременно закрывая канал подачи топлива к малой форсунке (фиг.2), при этом поршень-компенсатор перемещается в переднее положение, выталкивая топливо через форсунку, за счет силы сжатой пружины, тем самым удерживая на некоторое время факел пламени в основной камере сгорания и обеспечивая розжиг факела высокорасходной форсунки. В дальнейшем распыл топлива происходит только через высокорасходную форсунку. При дальнейшем увеличении давления в устройстве поршень-золотник перемещается к задней стенке устройства в крайнее положение и открывает каналы подачи топлива к малой форсунке, при этом распыл топлива происходит через обе форсунки (фиг.3). При уменьшении давления в устройстве процесс протекает в обратной последовательности.

Предлагаемое изобретение соответствует критерию патентоспособности «новизна». В известных технических решениях указанные отличительные признаки не выявлены, что соответствует изобретательскому уровню изобретения.

На фиг.1 показан продольный разрез устройства на малых режимах работы газотурбинного двигателя; на фиг.2 - то же, на средних режимах работы газотурбинного двигателя; на фиг.3 - то же, на максимальных режимах работы газотурбинного двигателя; на фиг.4 - поперечные разрезы А-А и Б-Б устройства на фиг.1.

Устройство подачи топлива в основную камеру сгорания газотурбинных двигателей содержит внешний корпус устройства 1, корпус высокорасходной форсунки 2, сопло высокорасходной форсунки. 3, завихритель малой форсунки 4, золотник-поршень 5, поршень-компенсатор 6, пружину золотника-поршня 7, пружину поршня-компенсатора 8, крышку 9 проточного канала высокорасходной форсунки, крышку 10 проточного канала малой форсунки.

Устройство работает следующим образом. На малых режимах работы двигателя, при малых давлениях топлива в устройстве поршень-золотник 5, преодолевая сопротивление пружины 7, открывает каналы подачи топлива к малой форсунке (Фиг.1), при этом каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке закрыты и распыл топлива происходит только через малую форсунку. Поршень-компенсатор 6 находится в крайнем заднем положении, сжимая пружину 8 под действием давления топлива. При увеличении давления топлива в устройстве поршень-золотник 5 перемещается к задней стенке устройства и открывает канал подачи топлива к высокорасходной форсунке, одновременно закрывая канал подачи топлива к малой форсунке (Фиг.2), при этом поршень-компенсатор 6 перемещается в переднее положение, выталкивая топливо через форсунку за счет силы сжатой пружины 8, тем самым удерживая на некоторое время факел пламени в основной камере сгорания и обеспечивая розжиг факела высокорасходной форсунки. В дальнейшем распыл топлива происходит только через высокорасходную форсунку. При дальнейшем увеличении давления в устройстве поршень-золотник 5 перемещается к задней стенке устройства, в крайнее положение и открывает каналы подачи топлива к малой форсунке, при этом распыл топлива происходит через обе форсунки (Фиг.3). При уменьшении давления в устройстве процесс протекает в обратной последовательности.

Источники информации

1. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей: Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки» / С.А.Вьюнов, Ю.И.Гусев, А.В.Карпов и др.; Под общ. ред. Д.В.Хронина. - М.: Машиностроение, 1989. - 368 с.: ил.

2. Патент РФ на изобретение №2171387, кл. F 02 С 7/22, опубл. 27.07.2001,бюл. №21.

Похожие патенты RU2285204C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 1998
  • Буга А.Л.
  • Киричков М.В.
  • Кэшуняну С.В.
  • Рыков Д.В.
  • Маяцкий С.А.
  • Переславцев А.В.
RU2171387C2
ФОРСУНКА С КИСЛОРОДНОЙ ПОДПИТКОЙ 2005
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Переславцев Андрей Викторович
  • Пронин Алексей Юрьевич
RU2300052C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ 2005
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Переславцев Андрей Викторович
  • Пронин Алексей Юрьевич
RU2286513C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Киян Владимир Андреевич
  • Новгородцев Андрей Владимирович
  • Слотин Олег Борисович
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2616327C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Маяцкий Сергей Александрович
  • Переславцев Андрей Викторович
  • Пронин Алексей Юрьевич
  • Шапко Иван Витальевич
RU2311589C1
РЕГУЛЯТОР ПОВОРОТА ЛОПАТОК ЗАВИХРИТЕЛЯ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА 1990
  • Буга А.Л.
  • Ковалев В.Д.
  • Пахольченко А.А.
  • Пахольченко В.А.
RU2030688C1
ЦЕНТРОБЕЖНО-ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ФОРСУНКА 2022
  • Шереметов Вадим Сергеевич
  • Усольцев Виктор Иванович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2781796C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Павлюк Евгений Викторович
  • Горбатюк Николай Васильевич
  • Кравченко Юрий Игнатьевич
RU2193097C2
ГЕНЕРАТОР ЭНЕРГИИ 2005
  • Никифоров Алексей Александрович
  • Ещенко Виктор Николаевич
  • Огурцов Александр Борисович
  • Колесов Александр Сергеевич
  • Асанов Игорь Петрович
  • Терпугов Николай Васильевич
RU2293858C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Варламов Сергей Евгеньевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2372514C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 285 204 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к системам управления подачей топлива в основную камеру сгорания газотурбинных двигателей. Способ регулирования подачи топлива в основную камеру сгорания основан на раздельной подаче топлива через малую топливную форсунку и высокорасходную форсунку с регулированием подачи топлива, осуществляемым непосредственно в самом устройстве. В устройстве, содержащем внешний корпус, высокорасходную форсунку, выполненную в виде внешнего корпуса малой топливной форсунки и неподвижно закрепленную на ней, поршень-золотник и пружину, установленные между внешними корпусами устройства и высокорасходной форсунки, снабженными каналами подачи топлива, регулирование подачи топлива производят, открывая каналы подачи топлива к малой форсунке и закрывая каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке на малых режимах, а при увеличении давления топлива - открывая каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке, одновременно закрывая каналы подачи топлива к малой форсунке, причем при дальнейшем увеличении давления открывают каналы подачи топлива к малой форсунке. Изобретение обеспечивает повышение эффективности регулирования подачи топлива на основных (средних) режимах работы газотурбинных двигателей. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 285 204 C2

1. Способ регулирования подачи топлива в основную камеру сгорания, основанный на раздельной подаче топлива через малую топливную форсунку и высокорасходную форсунку, отличающийся тем, что в устройстве, содержащем внешний корпус, высокорасходную форсунку, выполненную в виде внешнего корпуса малой топливной форсунки и неподвижно закрепленную на ней, поршень-золотник и пружину, установленные между внешними корпусами устройства и высокорасходной форсунки, снабженными каналами подачи топлива, регулирование подачи топлива производят в устройстве, открывая каналы подачи топлива к малой форсунке и закрывая каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке на малых режимах, а при увеличении давления топлива - открывая каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке, одновременно закрывая каналы подачи топлива к малой форсунке, причем при дальнейшем увеличении давления открывают каналы подачи топлива к малой форсунке.2. Устройство, содержащее малую топливную форсунку, высокорасходную форсунку, выполненную в виде внешнего корпуса малой топливной форсунки, а также каналы подачи топлива к малой форсунке и каналы подачи топлива к высокорасходной форсунке, отличающееся тем, что высокорасходная форсунка выполнена неподвижно закрепленной на малой топливной форсунке, устройство содержит внешний корпус, поршень и пружину, установленные в проточном канале малой топливной форсунки, поршень-золотник и пружину, установленные между внешними корпусами устройства и высокорасходной форсунки и осуществляющие регулирование подачи топлива в основную камеру сгорания газотурбинного двигателя, открывая и закрывая каналы подачи топлива к малой и высокорасходной форсункам при уменьшении или увеличении давления в устройстве, кроме того, крышки каналов высокорасходной и малой топливных форсунок выполнены с возможностью регулирования затяжки пружин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2285204C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 1998
  • Буга А.Л.
  • Киричков М.В.
  • Кэшуняну С.В.
  • Рыков Д.В.
  • Маяцкий С.А.
  • Переславцев А.В.
RU2171387C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСПЫЛИВАНИЯ ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Шамбан М.А.
  • Файнгелерин Э.Т.
  • Быченков Е.Ю.
  • Саркисов С.Р.
RU2032857C1
МЕХАНИЧЕСКАЯ ФОРСУНКА 1996
  • Федорец Н.В.
  • Опрышко В.Н.
  • Конюхов И.С.
  • Фирсов В.М.
  • Ерофеев С.А.
  • Опрышко А.В.
  • Фирсов И.В.
RU2127822C1
МЕХАНИЧЕСКАЯ ФОРСУНКА 1996
  • Федорец Н.В.
  • Опрышко В.Н.
  • Конюхов И.С.
  • Фирсов В.М.
  • Ерофеев С.А.
  • Опрышко А.В.
  • Фирсов И.В.
RU2127823C1
Газожидкостная форсунка 1977
  • Душкин Андрей Леонидович
SU622997A1
Центробежная саморегулируемая форсунка 1977
  • Гарин Вадим Михайлович
  • Махмудчин Шамиль Самигулович
  • Остроглазов Альберт Константинович
SU699284A1
ЗАДНИЙ УЗЕЛ ГОНДОЛЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Карюель Пьер
RU2457984C2

RU 2 285 204 C2

Авторы

Буга Александр Логинович

Мартыненко Алексей Борисович

Маяцкий Сергей Александрович

Филиманюк Дмитрий Евгеньевич

Даты

2006-10-10Публикация

2004-05-12Подача