Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно, к авиационным бомбам (авиабомбам) с тормозной парашютной системой.
Известны штатные авиабомбы с тормозной парашютной системой ОФАБ-250ШЛ и ФАБ-500ШЛ, в которых крепление парашютного контейнера (ПК) к боевой части (БЧ) авиабомбы и присоединение парашютной системы (ПС) осуществляется в двух соединительных узлах. Крепление ПК и БЧ обеспечивается косодырным болтовым соединением, воспринимающим аэродинамические нагрузки, а присоединение ПС - байонетным замком, воспринимающим усилие торможения. Узел присоединения ПС (силовая крестовина) состоит из плоского кольцеобразного основания с попарно расположенными проушинами на одной стороне и с цилиндрической муфтой с элементами байонетного соединения - на другой стороне. Элементами байонетного замка крестовина входит в зацепление с дном БЧ и крепится в ПК к дну, выполненному в виде жесткой пластины со срезаемыми перемычками.
Количество пар проушин в крестовине определяется количеством присоединенных групп строп парашютов и располагаемой для их размещения площадью основания. В штатных авиабомбах ОФАБ-250ШЛ и ФАБ-500ШЛ заливочная горловина корпуса БЧ находится в головном узле корпуса.
К недостаткам указанных конструкций штатных авиабомб следует отнести:
- пониженные значения удельных характеристик авиабомбы, так как каждый из соединительных узлов (байонетный и косодырный болтовой) отнимает у авиабомбы часть "полезной" массы;
- невозможность использования без увеличения заданных диаметра и массы авиабомбы нескольких штатных парашютов для обеспечения устойчивого автономного полета авиабомбы на всех заданных режимах применения;
- сложность конструкции;
- невозможность дополнительного размещения приборов авиабомбы в зоне расположения проушин крестовины;
- невозможность размещения заливочной горловины в дне БЧ (размещение заливочной горловины в головном узле корпуса БЧ, имеющем сужающие обводы, существенно снижает возможности по проходному сечению заливочной горловины, тем самым снижается производительность процесса снаряжения БЧ).
Известно конструктивное исполнение сбрасываемой с летательного аппарата бомбы (Патент США №2448254 от 31.08.48 - прототип).
Авиабомба (парашютируемая система) содержит БЧ и парашютный контейнер, один конец которого открыт, а другой - закрыт неподвижно установленной крышкой, к которой крепятся с одной стороны БЧ авиабомбы, а с другой - корды парашюта.
Крышка, которая образует переднее дно ПК, содержит кольцеобразный диск с внешней отбортовкой, силовую крестовину с двумя парами диаметрально расположенных проушин, цилиндрическую втулку, жестко соединенную с крестовиной и размещенной в отверстии диска. Втулка при помощи муфты (гайки) и наружной резьбы соединяет крестовину с диском, а при помощи внутренней резьбы - с корпусом БЧ авиабомбы.
К недостаткам данной конструкции авиабомбы следует отнести:
- пониженные значения удельных характеристик авиабомбы из-за комплектации ПК плоской крышкой, к которой практически по центру прикладываются усилия, возникающие при вводе ПС в воздушный поток, при этом создаются значительные изгибающие моменты, действующие на крышку, что требует утолщения ее деталей с целью обеспечения прочностных характеристик;
- узкий диапазон режимов применения из-за невозможности использования (без увеличения заданных габаритов и массы авиабомбы) нескольких ПС для обеспечения устойчивого автономного полета авиабомбы;
- невозможность размещения заливочной горловины в дне корпуса БЧ (дно корпуса БЧ использовано для размещения резьбовой детали для соединения с втулкой силовой крестовины ПК), что существенно снижает производительность снаряжения БЧ авиабомбы;
- сложность конструкции.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиабомбы.
Технический результат состоит в повышении удельных характеристик авиабомбы, расширении диапазона режимов ее применения при одновременном снижении трудоемкости ее изготовления.
Технический результат достигается тем, что авиабомба содержит БЧ, соединенную узлом стыковки с ПК, и устройство подсоединения парашютов к авиабомбе, состоящее из основания, проушин и силовых осей, при этом основание выполнено тарельчатой формы и опирается периферийной частью на торцевую поверхность корпуса ПК в узле его стыковки с БЧ, а проушины размещены в центральной части основания и выполнены в виде набора параллельно расположенных пластин с отверстиями под силовые оси.
Повышение удельных характеристик авиабомбы достигается как за счет формы основания устройства присоединения парашютов к бомбе (крестовины), так и за счет размещения проушин в центральной части основания крестовины.
Тарельчатая форма основания крестовины, по сравнению с плоским основанием, обеспечивает возможность демпфирования основания при приложении к нему пиковой нагрузки, возникающей в момент раскрытия тормозной ПС. Это позволяет уменьшить толщину основания крестовины, проушин и силовых осей, а следовательно, уменьшить их массу при сохранении прочностных характеристик, увеличивая, соответственно, массу БЧ, что, в конечном итоге, приведет к повышению удельных характеристик авиабомбы (отношение массы БЧ к массе авиабомбы).
Размещение проушин в центральной части основания крестовины позволяет разместить отдельные узлы авиабомбы, например, приборы управления действием авиабомб, в пространстве между корпусом ПК и устройством подсоединения парашютов, а освободившийся объем использовать для увеличения объема БЧ, что, в конечном итоге, также приведет к повышению удельных характеристик авиабомбы (отношение объема БЧ к объему авиабомбы).
Расширение диапазона режимов применения авиабомбы достигается за счет выполнения проушин в виде набора параллельно расположенных пластин с отверстиями под силовые оси, что позволяет без увеличения габаритов авиабомбы увеличить количество точек подсоединения парашютов, одновременно сохраняя прочность и массу силовой крестовины.
Возможность подсоединения к авиабомбе нескольких тормозных парашютов, в том числе и штатных, позволяет подобрать площадь ПС, обеспечивающую надежное бомбометание в широком диапазоне режимов применения (высота и скорость носителя в момент сброса авиабомбы).
Снижение трудоемкости изготовления авиабомбы достигается за счет опоры основания крестовины периферийной частью на корпус ПК в узле его стыковки с боевой частью, что позволяет обеспечить стыковку ПК с БЧ в едином узле и исключить дополнительные детали (резьбовая втулка или байонетное соединение) в конструкции авиабомбы.
В каждой проушине крестовины может быть выполнено по несколько отверстий, соосных с отверстиями в остальных проушинах, а коушные оконечности групп строп каждого парашюта могут быть подсоединены к проушинам одной силовой осью, что позволяет компенсировать возможную неравномерность нагружения подсоединенных к крестовине групп строп парашютов в момент их раскрытия за счет подсоединения коушных оконечностей групп строп каждого парашюта одной силовой осью. Равномерность нагружения крестовины в момент ввода в воздушный поток парашютов исключает появление изгибающих моментов, а следовательно, не требует дополнительного увеличения прочностных характеристик крестовины, что, в конечном итоге, приводит к повышению удельных характеристик авиабомбы.
В авиабомбе заливочная горловина корпуса БЧ может размещаться в пространстве, образованном выгнутым основанием крестовины, что позволяет увеличить ее проходное сечение, тем самым повысить производительность (а следовательно, снизить трудоемкость) снаряжения БЧ и обеспечить плотную компоновку узла стыковки ПК и БЧ. Полученная экономия объема узла стыковки ПК и БЧ позволяет увеличить объем БЧ, тем самым повысить удельные характеристики авиабомбы.
Исходя из вышеизложенной сущности предлагаемого изобретения и анализа уровня данной области техники, можно сделать вывод, что предлагаемое устройство явным образом не следует из уровня техники.
На фиг.1 показан общий вид авиабомбы.
На фиг.2 показан узел стыковки БЧ с ПК.
На фиг.3 (сечение В-В фиг.2) показана конструкция устройства подсоединения тормозных парашютов к крестовине.
На фиг.4 показана схема подсоединения парашютов к крестовине.
Авиабомба содержит боевую часть 1 с заливочной горловиной 2 и зарядом взрывчатого вещества 3, парашютный контейнер 4, узел стыковки 5 и устройство подсоединения тормозных парашютов 6, состоящее из основания 7 и проушин 8, к которым силовыми осями 9 подсоединены коушные оконечности 10 строп парашютов 6. В пространстве 11, ограниченном крайними проушинами 8 и корпусом парашютного контейнера 4, размещаются элементы конструкции авиабомбы, например, приборы управления.
Работа авиабомбы происходит следующим образом.
В момент сброса авиабомбы с носителя электрически задается программа ее функционирования на приборы управления, которые через заданные промежутки времени выдают электрические команды на исполнительные элементы авиабомбы. Первоначально подается команда на ввод в действие парашютной системы. Усилие торможения парашютной системы через коушные оконечности 10 прикладывается к силовым осям 9, далее - к проушинам 8 крестовины, к ее основанию 7 и, наконец, - к поверхности "Б" корпуса контейнера 4 и через узел стыковки 5 к боевой части 1.
Пиковая нагрузка, развивающаяся в момент раскрытия парашютов 6, демпфируется тарельчатым основанием 7 крестовины, которое работает как упругосиловой элемент.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции авиабомбы, подтвержденная результатами наземных и летных испытаний, позволяет повысить эффективность ее действия как за счет повышения показателей удельной эффективности, так и за счет расширения диапазона режимов ее применения при одновременном снижении трудоемкости ее изготовления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2007 |
|
RU2348896C2 |
КАССЕТНЫЙ БОЕПРИПАС | 2008 |
|
RU2365864C1 |
СВЕТЯЩАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2008 |
|
RU2365867C1 |
ПАРАШЮТНЫЙ КОНТЕЙНЕР АВИАБОМБЫ | 2004 |
|
RU2277220C1 |
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 2002 |
|
RU2204796C1 |
Подвесной отстыковывающийся авиаконтейнер с управляемой парашютной системой | 2021 |
|
RU2758620C1 |
ПАРАШЮТНЫЙ КОНТЕЙНЕР | 2007 |
|
RU2351881C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА | 1998 |
|
RU2162810C2 |
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ, С ЛАЗЕРНОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ | 2005 |
|
RU2300075C1 |
СПОСОБ СБОРКИ НЕСНАРЯЖЕННОЙ ГЛУБИННОЙ АВИАБОМБЫ | 2006 |
|
RU2317516C1 |
Изобретение относится к авиационным бомбовым средствам поражения, в частности, к авиационным бомбам с тормозной парашютной системой. Авиабомба содержит боевую часть, соединенную узлом стыковки с парашютным контейнером, и устройство подсоединения парашютов к авиабомбе, которое состоит из основания, проушин и силовых осей. Основание выполнено тарельчатой формы и опирается периферийной частью на торцевую поверхность корпуса парашютного контейнера в узле его стыковки с боевой частью. Проушины размещены в центральной части основания и выполнены в виде набора параллельно расположенных пластин с отверстиями под силовые оси. Реализация изобретения позволяет повысить эффективность действия авиабомбы. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
МЕТАЛЛОРЕЗИНОВЫЙ АНКЕР КЛИНОВОЙ (МАК) | 2010 |
|
RU2448254C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ КОРРЕКТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2192604C1 |
ОРИЕНТИРНАЯ МОРСКАЯ АВИАБОМБА | 1999 |
|
RU2148782C1 |
DE 4019176 A1, 19.12.1991 | |||
JP 101522095 А, 09.06.1998 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
2006-10-27—Публикация
2005-04-28—Подача