ОРИЕНТИРНАЯ МОРСКАЯ АВИАБОМБА Российский патент 2000 года по МПК F42B25/00 

Описание патента на изобретение RU2148782C1

Изобретение относится к области авиационных боеприпасов и, в частности, к ориентирным морским авиабомбам (ОМАБ) малого калибра, имеющим индивидуальную подвеску.

Такие бомбы сбрасываются с носителя и, достигая морской поверхности, служат для создания на воде хорошо видимого ориентира, обеспечивающего авиации и кораблям флота ориентировку в море и выполнение аэронавигационных и боевых операций.

Известна плавающая осветительная бомба по патенту США N 2263585 от 1941 г. , по классу МКИ F 42 B 25/12, 25/04 (НКИ 102-6) - прототип, состоящая из легкого цилиндрического деревянного корпуса, носовой чашки с грузом и стабилизирующих крыльев в хвостовой части. Внутри корпуса размещено снаряжение в виде патрона с пиросоставом и пусковым составом в чашке. В головной части размещен взрыватель ударного действия. Чтобы не допускать большого заглубления бомбы после ее приводнения, в головной части предусмотрены водяные тормоза, позволяющие применять бомбу на мелководье. При ударе о воду срабатывает капсюль взрывателя, инициирующий пиросостав патрона, пусковой и основной составы снаряжения бомбы. Образующиеся при горении продукты выходят по каналу наружу, создавая видимый ориентир.

К недостаткам рассмотренной конструкции прототипа можно отнести использование легкого деревянного корпуса, что недопустимо при подвеске, особенно наружной, на современные носители, использование водяных наружных тормозов, выходящих за габариты бомбы и затрудняющих их правильное функционирование на отдельных режимах, а такие неэффективное использование бомбы в ночное время и при ограниченной видимости.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности применения авиабомбы, упрощение конструкции и повышение безопасности ее эксплуатации.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в получении на водной поверхности хорошо видимого ориентира в виде горящего факела, обеспечивающего авиации и кораблям флота ориентировку в открытом море и выполнение аэронавигационных и боевых операций в ночное время и при ограниченной видимости, с последующим затоплением отработанной бомбы.

Это достигается тем, что корпус бомбы разделен поперечным диском с отверстиями на две камеры, головную, заполненную карбидом кальция и содержащую две продольные трубки, смонтированные на дне головной части и в поперечном диске, и хвостовую - камеру плавучести, при этом одна трубка разделена перегородкой на две части, переднюю, содержащую устройство для регулирования поступления воды, и перфорированную заднюю, с размещенной внутри нее водовпускной трубкой, вмонтированной в перегородку, а ко второй трубке, в полости которой размещен фосфористый кальций, подсоединена газоотводная трубка, выходящая за донную часть корпуса.

Соблюдение всех перечисленных признаков обеспечивает надежное функционирование всех элементов бомбы и создание на водной поверхности хорошо видимого долговременного ориентира в виде горящего факела с последующим затоплением отработанной бомбы.

Разделение корпуса бомбы поперечным диском с отверстиями на две камеры, головную с продольными трубками, и хвостовую - камеру плавучести, позволит, с одной стороны, использовать внутренний объем корпуса под размещение в головной камере карбида кальция CaC2, и, с другой стороны, за счет наличия свободного объема, удерживать бомбу на поверхности воды при горении факела и затоплять ее после выработки всего состава снаряжения и заполнения камеры плавучести водой.

Использование одной из продольных трубок под размещение второго компонента снаряжения - фосфористого кальция Ca3P2 и подсоединение к этой трубке газоотводной трубки, выходящей за донную часть корпуса, позволит осуществить выход наружу образующихся при гидролизе фосфористого кальция фосфинов, их самовоспламенение при соприкосновении с воздухом, зажигание ацетилена, образующегося при гидролизе карбида кальция, и создание на водной поверхности горящего факела.

Разделение другой продольной трубки на переднюю часть с устройством для регулирования поступления воды к карбиду кальция и заднюю перфорированную часть с водовпускной трубкой внутри нее позволит осуществить периодическое поступление воды к карбиду кальция, за счет чего увеличить продолжительность горения факела на водной поверхности.

В отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Например, головная часть бомбы может быть выполнена в виде жестко соединенной с корпусом чашки, на дне которой смонтированы герметизированные втулки с закрепленными в них продольными трубками. Донная часть бомбы может быть жестко соединена с корпусом и состоять из дна, выполненного в виде усеченного конуса, на малое основание которого надет колпачок, закрывающий газоотводную трубку, и транспортировочной крышки, закрепленной на корпусе съемной жестяной лентой и предохраняющей стабилизатор, выполненный в виде парашютной системы, уложенной на жестко соединенном с дном донной части кожухе. Газоотводная трубка на конце, выходящем за донную часть, может иметь боковое отверстие, а отверстия на поперечном диске, разделяющем корпус, могут быть закрыты сеткой. Соотношение карбида кальция и фосфористого кальция может, например, составлять величину 20 : 1. Устройство для поступления воды может быть выполнено, в виде резинового клапана в форме цилиндрической трубки, у которой задний торец приплюснут с двух противоположных сторон и имеет на своем носике сквозную прорезь.

Кроме того, достигается дополнительный технический результат:
- упрощается изготовление и сборка бомбы, повышается безопасность ее эксплуатации. Это достигается тем, что вместо предусмотренных в прототипе пиросоставов и взрывателя, в предлагаемой бомбе использован карбид кальция и фосфористый кальций, при соединении с водой выделяющие, соответственно, ацетилен и фосфины. Фосфины, в свою очередь, соприкасаясь с воздухом, самовозгораются и поджигают ацетилен, тем самым, обеспечивая устойчивое горение факела, служащего ориентиром;
- обеспечивается прочность корпуса бомбы при приводнении. Это достигается, наличием парашютной системы, стабилизирующей и тормозящей бомбу на воздушной траектории полета.

Таким образом, совокупность всех приведенных признаков позволит обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования и обеспечить устойчивое долговременное горение факела с последующим затоплением бомбы после разложения всего состава карбида кальция и фосфористого кальция, позволит удешевить изготовление и сборку бомбы, повысить безопасность ее эксплуатации.

На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемой ОМАБ, на фиг. 2 - закрепленные в головной части бомбы герметизированные втулки, на фиг. 3 - конструкция устройства для поступления воды в виде резинового клапана, на фиг. 4 - продольная трубка с проходящей внутри нее водовпускной трубкой.

Авиабомба ОМАБ состоит из головной части 1, корпуса 2, стабилизатора, выполненного в виде парашютной системы 3, и снаряжения, содержащего карбид кальция 4 и кальций фосфористый 5.

Головная часть 1 (см. фиг. 1, 2 и 4) представляет собой штампованную чашку, на дне которой, например, крепятся втулки 6 и 7, к которым приварены продольные трубки 8 и 9, соответственно. Трубка 8 разделена перегородкой 10 на две части, переднюю часть 11, служащую камерой для заполнения водой в рабочем положении (при удержании бомбы на поверхности воды и горении факела), и перфорированную заднюю 12, предназначенную для предохранения от засорения снаряжением водовпускной трубки 13, вмонтированной в перегородку 10. На заднем торце втулки 6, выполненном в виде седла, закреплено устройство для поступления воды, выполненное, например, в виде резинового клапана 14. К трубке 9, в полости которой размещен фосфористый кальций 5, подсоединена газоотводная трубка 15, выходящая за донную часть 16 корпуса 2. Трубка 15 может быть выполнена с боковым отверстием 17 на конце для выхода фосфинов, образующихся при гидролизе фосфористого кальция 5. Выполнение отверстия 17 на боковой поверхности трубки 15 предотвращает захлестывание выходящих фосфинов забортной водой. Отверстие втулок 6 и 7 герметизируется колпачком 18 и заглушкой 19.

Корпус 2 разделен диском 20 на две камеры: головную 21, предназначенную для размещения карбида кальция 4, и хвостовую 22, служащую камерой плавучести. Диск 20 имеет отверстия 23 для выхода ацетилена, выделяющегося при гидролизе карбида кальция 4. Отверстия 23 могут быть закрыты сеткой 24, предохраняющей камеру 22 от проникновения в нее пены, образующейся при разложении карбида кальция 4. Через втулку 25 в головной части 21 корпуса 2 производится снаряжение бомбы карбидом кальция 4. Отверстие втулки 25 закрыто пробкой 26. По центру тяжести бомбы к корпусу 2 приварено ушко 27 с накладкой, служащее для подвески бомбы на носителе. Предлагаемый в настоящей заявке вариант донной части 16 корпуса 2 состоит из дна 28 и транспортировочной крышки 29. Дно выполнено в виде усеченного конуса. На площадке, образующей малое основание конуса расположена выступающая часть газоотводной трубки 15 и отверстие 17 для выхода ацетилена. На малое основание конуса надет колпачок 30, закрывающий отверстие 17 и трубку 15. По окружности отбортовки дна 28 приклепаны кожух 31 для укладки парашютной системы 3 и лента 32, к которой крепятся концы троса 33, пропущенные через коуш парашютной системы 3 и петлю колпачка 30. Крышка 29 соединена с корпусом 2 съемной жестяной лентой 34 и предохраняет парашютную систему 3 при транспортировке бомбы.

Резиновый клапан 14 (см. фиг. 3) представляет собой цилиндрическую трубку, у которой задний торец 35 приплюснут с двух противоположных сторон и имеет на своем носике сквозную прорезь 36.

При сбрасывании бомбы с носителя раскрывается стабилизатор, который выполнен, например, в виде парашютной системы 3, скорость бомбы на воздушной траектории полета, при этом, снижается. После приводнения бомба, за счет положительной плавучести, получаемой наличием камеры 22, удерживается на поверхности воды. При ударе бомбы о воду происходит разгерметизация бомбы, за счет пробития колпачков 18, вода поступает в трубку 8 к клапану 14, заполняет камеру 11 трубки 8, поднимается по трубке 13 и стекает в перфорированная часть 12 трубки 8, через отверстия которой попадает в камеру 21 с карбидом кальция 4. Одновременно, после пробития колпачков 18 и разгерметизации бомбы вода поступает в трубку 9 с фосфористым кальцием 5. Карбид кальция 4 и фосфористый кальций 5 вступает в реакцию с водой и выделяют, соответственно, ацетилен и фосфины. Ацетилен проходит через отверстия 23 диска 20, заполняет камеру плавучести 22 и выходит через отверстие в дне 28. Фосфины проходят по газоотводной трубке 15 и, соприкасаясь с воздухом, самовоспламеняются и поджигают ацетилен, ацетиленовое пламя создает на водной поверхности световой ориентир в виде горящего факела.

Как только нарастает соответствующее давление ацетилена в корпусе бомбы, устройство 14 закрывается, и поступление воды прекращается до спада давления. Периодическое поступление воды к карбиду кальция 4 продолжается до полного его разложения, после чего корпус 2 заполняется водой, и бомба тонет.

Совокупность признаков независимого пункта формулы изобретения позволит обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования. При этом обеспечивается сохранность снаряжения и основных элементов бомбы при транспортировке к носителю, подвеске на носитель, отделении от носителя, устойчивость бомбы при нахождении ее на воздушной траектории полета, прочность при приводнении и удержание бомбы на поверхности воды, обеспечение устойчивого долговременного горения факела и затопления бомбы после разложения всего состава снаряжения. Выбор карбида кальция и фосфористого кальция позволит отказаться от пиросоставов и взрывателя, предусмотренных в прототипе, удешевить изготовление и сборку бомбы, повысить безопасность ее эксплуатации.

В то же время в отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Это позволит при изготовлении ОМАБ подобрать работоспособные легковыполнимые конструктивные элементы бомбы.

Похожие патенты RU2148782C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ КОРРЕКТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Каган М.Я.
RU2192604C1
ОРИЕНТИРНАЯ МОРСКАЯ АВИАБОМБА 1999
  • Волжин К.В.
  • Слаев В.К.
  • Терешин А.А.
  • Шелехов В.С.
RU2148781C1
УЧЕБНАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2004
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2277218C1
СВЕТЯЩАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2008
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
RU2365867C1
АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2005
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Петров Виктор Анатольевич
  • Артемчук Наталья Александровна
RU2286532C1
СПОСОБ СБОРКИ И СНАРЯЖЕНИЯ ГЛУБИННОЙ АВИАБОМБЫ 2007
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2348897C2
АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2007
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Артемчук Наталья Александровна
RU2348896C2
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ 2005
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Волжин Кирилл Владимирович
  • Шелехов Виктор Степанович
RU2284462C1
СПОСОБ СБОРКИ НЕСНАРЯЖЕННОЙ ГЛУБИННОЙ АВИАБОМБЫ 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2317516C1
КАССЕТНЫЙ БОЕПРИПАС 2008
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Бибилова Гульширя Ахмедовна
  • Чумаков Вячеслав Петрович
RU2365864C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 782 C1

Реферат патента 2000 года ОРИЕНТИРНАЯ МОРСКАЯ АВИАБОМБА

Изобретение относится к морским авиационным боеприпасам. Ориентирная морская авиабомба содержит корпус, головную, донную части и стабилизатор. Корпус разделен поперечным диском с отверстием на головную камеру, заполненную карбидом кальция и содержащую две продольные трубки и хвостовую камеру плавучести. Одна из продольных трубок разделена перегородкой на две части: переднюю с устройством регулирования поступления воды и заднюю перфорированную. Внутри задней части трубки размещена вмонтированная в перегородку водовпускная трубка. Полость второй трубки заполнена фосфористым кальцием и сообщена газоотводной трубкой с задонным пространством бомбы. Изобретение позволяет получить долговременно горящий факел на водной поверхности, упростить изготовление и повысить безопасность эксплуатации авиабомбы. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 148 782 C1

1. Ориентирная морская авиабомба, содержащая корпус, головную, донную части и стабилизатор, отличающаяся тем, что корпус разделен поперечным диском с отверстиями на две камеры: головную, заполненную карбидом кальция и содержащую две продольные трубки, смонтированные на дне головной части и в поперечном диске, и хвостовую - камеру плавучести, при этом одна трубка разделена перегородкой на две части: переднюю, содержащую устройство для регулирования поступления воды, и перфорированную заднюю, с размещенной внутри нее водовпускной трубкой, вмонтированной в перегородку, а к второй трубке, в полости которой размещен фосфористый кальций, подсоединена газоотводная трубка, выходящая за донную часть корпуса. 2. Ориентирная морская авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что головная часть выполнена в виде жестко соединенной с корпусом чашки, на дне которой смонтированы герметизированные втулки с закрепленными в них продольными трубками. 3. Ориентирная морская авиабомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что донная часть жестко соединена с корпусом и состоит из дна, выполненного в виде усеченного конуса, на малое основание которого надет колпачок, закрывающий газоотводную трубку, и транспортировочной крышки, закрепленной на корпусе съемной жестяной лентой и предохраняющей стабилизатор, выполненный в виде парашютной системы, уложенной на жестко соединенном с дном донной части кожухе. 4. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 3, отличающаяся тем, что газоотводная трубка на конце, выходящем за донную часть, имеет боковое отверстие. 5. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 4, отличающаяся тем, что отверстия на поперечном диске, разделяющем корпус, закрыты сеткой. 6. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 5, отличающаяся тем, что соотношение карбида кальция и фосфористого кальция составляет 20:1. 7. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 6, отличающаяся тем, что устройство для поступления воды выполнено в виде резинового клапана в форме цилиндрической трубки, у которой задний торец приплюснут с двух противоположных сторон и имеет на своем носике сквозную прорезь.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148782C1

АВТОМОБИЛЬНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА 2003
  • Лытко В.А.
RU2263585C2
Морской визуальный плавучий ориентир 1960
  • Мухамедзянов Б.С.
SU138506A1
Пустотелый ружейный, предназначенный для донесений снаряд с видимой траекторией 1928
  • Лахинский К.К.
SU20047A1
US 2055277, 22.09.36
Способ обработки медных анодов 1980
  • Галанцев Владимир Николаевич
  • Хагажеев Джонсон Талович
  • Волков Владимир Игоревич
  • Быстров Валентин Петрович
  • Попков Иван Николаевич
  • Терешков Виктор Дмитриевич
  • Калюта Виталий Васильевич
  • Шамро Эммануил Афанасьевич
  • Зорий Зиновий Владимирович
  • Сущев Александр Васильевич
  • Князев Михаил Викторович
  • Васильев Михаил Георгиевич
  • Скульский Геннадий Николаевич
  • Егоров Валерий Аркадьевич
SU929309A1
Кернорватель к колонковому долоту 1949
  • Казанский Н.М.
SU88258A2

RU 2 148 782 C1

Авторы

Волжин К.В.

Слаев В.К.

Терешин А.А.

Шелехов В.С.

Даты

2000-05-10Публикация

1999-06-03Подача