Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в общем редукторостроении.
Известна зубчатая передача, состоящая из корпуса, валов на подшипниках качения и зубчатых колес. В этой зубчатой передаче для самоустанавливаемости колес используется сферическая опора (А.с. СССР №460387, МПК F 16 H 1/14, опубликовано 15.02.75, бюллетень №6).
Такая конструкция не обеспечивает самоустанавливаемости передач с взаимно перпендикулярным расположением осей ведущего и ведомого валов, установленных в подшипниках и несущих сопрягаемые конические колеса.
Известна самоустанавливающаяся коническая передача, принятая за прототип (А.с. СССР №1551892, МПК F 16 H 1/14, опубликовано 23.09.90, бюллетень №11), содержащая корпус, сопрягаемые конические зубчатые колеса, посаженные на валы, по меньшей мере на один - шарнирно, подшипники качения, распорную втулку и регулировочные прокладки.
Такая конструкция сложна и не технологична.
Задачами заявляемого технического решения являются повышение технологичности конструкции и обеспечение самоустанавливаемости зубчатых колес с обеспечением линейного контакта зубьев.
Указанные задачи достигаются тем, что в зубчатой передаче, включающей корпус, сопрягаемые конические зубчатые колеса, посаженные на валы, по меньшей мере на один - шарнирно, подшипники качения, распорную втулку и регулировочные прокладки, согласно заявляемому техническому решению в шарнирном сопряжении вала с шестерней посадочная поверхность по меньшей мере одного из валов выполнена квазисферической со шлицевыми или шпоночным пазами, сопрягаемой с цилиндрическим отверстием зубчатого колеса со шлицевым или шпоночным пазами, а регулировочные прокладки выполнены в виде упругих шайб с квазисферическими торцовыми поверхностями.
На фиг.1 изображена зубчатая передача заявляемой конструкции, на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Зубчатая передача (фиг.1) состоит из корпуса 1, конических зубчатых колес 2 и 3, установленных на валах 4 и 5, посадочная поверхность по меньшей мере одного из которых выполнена квазисферической, со шлицевым или шпоночным пазами, опорных подшипников 6 и 7, распорной втулки 8 с квазисферическими торцовыми поверхностями и упругих шайб 9 и 10 с квазисферическими торцовыми поверхностями, изготовленных из пружинной стали, подвергнутой термообработке. Эти шайбы 9 и 10 расположены между зубчатыми колесами 2 и 3 и вращающимися внутренними кольцами подшипника качения 6 и 7.
В процессе работы зубчатой передачи квазисферические торцовые поверхности упругих шайб 9 и 10, распорной втулки 8 и квазисферическая посадочная поверхность вала со шлицевым или шпоночным пазом обеспечивают самоустановку зубчатых колес 2 и 3 в пределах зазоров сопряжения и линейный контакт зубьев.
Квазисферическая форма торцовой поверхности шайб позволяет расширить допуски на размеры основных деталей, а самоустанавливаемость зубчатых колес, линейный контакт зубьев и технологичность обеспечиваются за счет квазисферической, со шлицевым или шпоночным пазами, посадочной поверхностью, по меньшей мере одного вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНИЧЕСКИЙ РЕДУКТОР | 2005 |
|
RU2291336C2 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА | 2011 |
|
RU2484305C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РОТОРОМ НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2485352C1 |
Кулачковый генератор волновой передачи | 1975 |
|
SU658344A1 |
РЕДУКТОР ПРИВОДА РОТОРА МАШИНЫ ДЛЯ ДОБЫЧИ КОРНЕЙ СОЛОДКИ | 1999 |
|
RU2159031C1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2597055C1 |
ВЕЛОСИПЕД ДВУХКОЛЕСНЫЙ | 2018 |
|
RU2696749C1 |
КАРЕТКА ВЕЛОСИПЕДА | 2011 |
|
RU2476345C2 |
Колесный узел транспортного средства | 1983 |
|
SU1134414A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в общем редукторостроении. Зубчатая передача включает корпус 1, сопрягаемые конические зубчатые колеса 2, 3, посаженные на валы 4, 5, по меньшей мере на один - шарнирно, подшипники качения 6, 7, распорную втулку 8 и регулировочные прокладки. В шарнирном сопряжении вала с шестерней посадочная поверхность по меньшей мере одного из валов выполнена квазисферической со шлицевыми или шпоночным пазами, сопрягаемой с цилиндрическим отверстием зубчатого колеса со шлицевым или шпоночным пазами. Регулировочные прокладки выполнены в виде упругих шайб с квазисферическими торцовыми поверхностями. Технический результат - повышение технологичности конструкции и обеспечение самоустанавливаемости зубчатых колес с обеспечением линейного контакта зубьев. 2 ил.
Зубчатая передача, включающая корпус, сопрягаемые конические зубчатые колеса, посаженные на валы, по меньшей мере, на один - шарнирно, подшипники качения, распорную втулку и регулировочные прокладки, отличающаяся тем, что в шарнирном сопряжении вала с шестерней посадочная поверхность по меньшей мере одного из валов выполнена квазисферической со шлицевыми или шпоночным пазами, сопрягаемой с цилиндрическим отверстием зубчатого колеса со шлицевым или шпоночным пазами, а регулировочные прокладки выполнены в виде упругих шайб с квазисферическими торцевыми поверхностями.
Самоустанавливающаяся коническая зубчатая передача | 1988 |
|
SU1551892A1 |
Конический дифференциал | 1982 |
|
SU1078156A1 |
КЛИМАТИЧЕСКАЯ КАМЕРА | 0 |
|
SU264273A1 |
Авторы
Даты
2006-11-27—Публикация
2005-05-31—Подача