ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Российский патент 2006 года по МПК B61F5/02 B61F3/06 B61C9/50 

Описание патента на изобретение RU2289524C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к восьмиосным грузовым и пассажирским электровозам и тепловозам, и касается конструкции их экипажа, механизмов передачи тяги и радиальной установки осей колесных пар.

Известно тяговое транспортное средство, содержащее главную раму, оборудованную автосцепками, кузов, одну или две кабины, рессорное подвешивание, тележки, содержащие рамы, рессорное подвешивание, колесные пары с буксами, тяговые электродвигатели, тяговые редуктора, тяги, поводки, в котором рама каждой тележки концами шарнирно соединяется с главной рамой или кузовом двумя тягами, одна из которых направлена вперед, а вторая назад, или одной тягой, направленной вперед, расположенными под углами к горизонту (Патент на изобретение №2143354, В 61 С 11/00, Российская Федерация).

Недостатком такой конструкции при выполнении восьмиосного тягового транспортного средства с двумя четырехосными тележками является его неудовлетворительное динамическое вписывание в кривые участки пути со снижением скорости движения по ним, а при выполнении с четырьмя двухосными тележками недостатками являются увеличенный габарит каждой пары тележек по длине, а следовательно, и тягового транспортного средства в целом, сложность и большая масса конструкции.

Техническим результатом изобретения является снижение габарита тележек и транспортного средства, снижение динамических нагрузок при движении в кривых, обеспечение радиальной установки осей колесных пар, упрощение конструкции, снижение массы, снижение износов бандажей, что в свою очередь приводит к снижению затрат на эксплуатацию и ремонт восьмиосного железнодорожного тягового транспортного средства.

Технический результат достигается тем, что в восьмиосном железнодорожном тяговом транспортном средстве, содержащем кузов, раму с автосцепками, одну или две кабины, двухступенчатое рессорное подвешивание, четыре двухосные тележки, содержащие рамы, рессорное подвешивание, колесные пары с буксами, тяговые электродвигатели с подвесками, тяговые редуктора, поводки, тяги, гасители колебаний, его рама снабжена двумя центральными тяговыми кронштейнами на каждые две тележки, расположенными между ними, при этом рама каждой тележки шарнирно соединена жесткой или податливой тягой, расположенной в срединной вертикальной продольной плоскости под углом к горизонту, с ближайшим к ней центральным тяговым кронштейном, при этом тяговые электродвигатели установлены на осях каждой тележки с последовательным расположением их подвесок в сторону, противоположную расположению тяги, соединяющей каждую тележку с ее центральным тяговым кронштейном, или в сторону середины транспортного средства, или с встречным расположением подвесок в сторону поперечной оси каждой тележки, при этом подвески тяговых электродвигателей своими вторыми концами шарнирно закреплены на рамах соответствующих тележек или на раме тягового транспортного средства, а рама транспортного средства снабжена двумя боковыми кронштейнами на первую, вторую, седьмую и восьмую колесные пары, шарнирно соединенными со съемными или несъемными кронштейнами букс этих колесных пар связями, расположенными горизонтально и параллельно продольным осям тележек или под углами к горизонту и их продольным осям, при этом кронштейны букс попарно первой и восьмой и соответственно второй и седьмой колесных пар соединены с рамами соответствующих тележек поводками, расположенными соответственно выше или ниже и ниже или выше их осей, а при соединении одной из пар связей с буксовыми кронштейнами через шарнирные двуплечие рычаги, своими средними точками закрепленные на раме транспортного средства или на рамах тележек, расположенными выше или ниже их осей, кроме того, ближайшие тележки объединены в две пары тележек своими рамами, шарнирно соединенными между собой жесткими или податливыми тягами, расположенными в срединной вертикальной плоскости на уровне осей колесных пар или выше, или ниже его, кроме того, его рама снабжена двумя боковыми кронштейнами на третью, четвертую, пятую и шестую колесные пары, шарнирно соединенными со съемными или несъемными кронштейнами букс этих колесных пар связями, расположенными горизонтально и параллельно продольным осям тележек или под углами к горизонту и их продольным осям, при этом кронштейны букс попарно третьей и шестой и соответственно четвертой и пятой колесных пар соединены с рамами соответствующих тележек поводками, расположенными соответственно выше или ниже и ниже или выше их осей, а при соединении одной из пар связей с буксовыми кронштейнами через шарнирные двуплечие рычаги, своими средними точками закрепленные на раме транспортного средства или на рамах тележек, расположенными выше или ниже их осей, кроме того, съемные кронштейны букс соединены с ними шарнирно с обеспечением возможности вращения относительно поперечных осей.

Предлагаемое восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство представлено на чертежах, где:

на фиг.1 изображено восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство, общий вид;

на фиг.2 изображена пара объединенных тележек, общий вид;

на фиг.3 изображен вид сверху на фиг.2;

на фиг.4 изображено сечение А-А на фиг.3;

на фиг.3 изображено сечение Б-Б на фиг.3.

Восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство (фиг.1, 2, 3, 4, 5) состоит из кузова 1 рамы 2 с автосцепками 3, кабины машиниста 4, центральных тяговых кронштейнов 5, боковых кронштейнов 6, рессорного подвешивания второй ступени 7, тележек 8, рам тележек 9, боковин рам тележек 10, поперечных балок 11, колесных пар 12, тяговых электродвигателей 13 с подвесками 14, букс 15 с кронштейнами 16, букс 17 с кронштейнами 18, буксовых шарниров 19, связей 20 с шарнирами 21, поводков 22, тяговых редукторов 23, буксовой ступени рессорного подвешивания 24, тяг 25 с шарнирами 26, тяг 27 с шарнирами 28, пятников 29, крышек 30, систем смазки 31, уплотнений 32, двуплечих рычагов 33, вертикальных гасителей колебаний 34, поперечных гасителей колебаний 35.

Восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство работает следующим образом: машинист из кабины машиниста 4 производит пуск тягового транспортного средства и устанавливает необходимый режим его работы, при этом на тяговые электродвигатели 13 тележек 8 подается напряжение, от которого они начинают вращаться и создавать крутящие моменты, которые тяговыми редукторами 23 передаются на колесные пары 12, которые в свою очередь начинают вращаться, при этом в зонах контакта колес с рельсами возникают силы тяги. Силы тяги с колес передаются на оси колесных пар, а с них на буксы 15 и 17. С букс силы тяги поводками 22 передаются на боковины рам тележек 10, рам 9 тележек 8, а с них поперечными балками 11 через шарниры 26 на тяги 25, с которых вторыми шарнирами 26 силы тяги передаются на соответствующие центральные тяговые кронштейны 5. Причем балансировка усилий в тягах 25 осуществляется тягами 27 с шарнирами 28. Центральными тяговыми кронштейнами 5 тяговые усилия передаются на раму 2 и далее на автосцепку 3, при этом восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство вместе с прицепным составом приходит в движение.

Шарнирное соединение рамы 9 каждой тележки 8 с центральным тяговым кронштейном 5 жесткой или податливой тягой 25 с шарнирами 26, расположенной в срединной вертикальной плоскости под углом к горизонту, а также установка тяговых электродвигателей 13 на осях каждой тележки с последовательным расположением их подвесок 14 в сторону, противоположную расположению тяги 25, соединяющей каждую тележку 8 с ее центральным тяговым кронштейном 5, или в сторону середины транспортного средства, или с встречным расположением подвесок 14 в сторону поперечной оси каждой тележки 8, при этом подвески 14 тяговых электродвигателей 13 своими вторыми концами шарнирно закреплены на рамах 9 соответствующих тележек 8 или на раме 2 тягового транспортного средства, коэффициент использования сцепного веса предлагаемого транспортного средства, как показывает компьютерное моделирование, может достигать: η=0,9-0,93, а сила тяги по сцеплению тягового транспортного средства может достигать соответственно величины: Fсц=8·ψ·Qсц·η=8·0,385·245,2·0,93=702 кН.

При подвеске тяговых электродвигателей 13 подвесками 14 к раме 2 тягового транспортного средства уменьшается масса рам 9 тележек 8 на массу узлов, обеспечивающих их подвеску к этим рамам в обычных конструкциях, кроме того, можно считать, что половина массы тяговых электродвигателей и маятниковых подвесок снимается с рам тележек и передается непосредственно на раму тягового транспортного средства. Принимая, что коэффициент вертикальной динамики буксовой ступени рессорного подвешивания составляет 0,4, а рессорного подвешивания в целом 0,2, можно сказать, что снижение динамической нагрузки на тяговый электродвигатель составит: ΔFд=0,5·(0,4-0,2)·Мд. При массе двигателя, например, 3000 кг снижение динамической нагрузки на тяговый электродвигатель и колесномоторный блок составит не менее: ΔFд=0,5·(0,4-0,2)·3000·9,81=2943Н=2,9 кН.

При движении тягового транспортного средства в кривых тележки 8 поворачиваются относительно кузова 1, при этом боковыми кронштейнами 5 рама 2 воздействует на связи 20 с шарнирами 21, создавая в них парные усилия растяжения-сжатия, которые попарно воздействуют на кронштейны 16, поводки 22 и буксы 15 первой и восьмой колесных пар 12, и кронштейны 18, поводки 22 и буксы 17 второй и седьмой колесных пар 12.

Эти усилия, оказываемые на буксы, создают на осях колесных пар разворачивающие их моменты. При разноименном смещении буксовых поводков 22 первой и восьмой колесных пар 12 относительно их осей с одной стороны и соответствующих им второй и седьмой колесных пар 12 с другой стороны, или при их одноименном смещении, но с применение для одной из пар связей двуплечих рычагов 33, эти разворачивающие моменты разворачивают передние и задние колесные пары в разные стороны и устанавливают их в радиальное положение.

Установка буксовых шарниров 19 в соединении буксовых кронштейнов 16 и 18 с буксами соответственно 15 и 17 приводит к снижению усилий в связях 20 и поводках 22, необходимых для установки осей в радиальное положение.

Снабжение тягового транспортного средства двумя центральными тяговыми кронштейнами 5 на каждые две тележки 8 с их расположением между ними и шарнирное соединение рамы 9 каждой тележки жесткой или податливой тягой 25, расположенной в срединной вертикальной продольной плоскости под углом к горизонту с ближайшим к ней центральным тяговым кронштейном 5 при движении в кривой за счет силы тяги в тяге 25 передней тележки 8 создает боковое усилие на раму этой тележки, которое разворачивает тележку в наиболее выгодное хордовое положение.

Вертикальные гасители колебаний 34 и поперечные гасители колебаний 35 гасят все возникающие при взаимодействии колес с рельсами колебания, обеспечивая железнодорожному тяговому транспортному средству необходимую плавность хода.

Тяги 25 с шарнирами 26, закрепленными на центральных кронштейнах 5 и поперечных балках 11 пятниками 29 с крышками 30, снабжены системой жидкой или консистентной смазки 31 с уплотнениями 32, что обеспечивает им заданный срок службы.

Выполнение тяг 25 или 27 податливыми или выполнение шарниров 26, а также шарниров 28 в виде резинометаллических шарниров обеспечивает полное отсутствие блокировки рессорного подвешивания механизмами передачи тяги.

Все это и приводит к снижению габарита тележек и транспортного средства, снижению динамических нагрузок при движении в кривых, обеспечению радиальной установки осей колесных пар, упрощению конструкции, снижению массы, снижению износов бандажей, что в свою очередь приводит к снижению затрат на эксплуатацию и ремонт восьмиосного железнодорожного тягового транспортного средства.

Похожие патенты RU2289524C1

название год авторы номер документа
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289525C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289526C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289527C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2326015C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2326014C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2323119C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2284935C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289529C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С БЕЗРАМНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2279365C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ДВУХОСНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2284931C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 289 524 C1

Реферат патента 2006 года ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к восьмиосным тяговым транспортным средствам (ТТС), и касается конструкции их экипажа, механизмов передачи тяги и радиальной установки осей колесных пар. ТТС содержит кузов 1, раму, две пары двухосных тележек 8, соединенных между собой тягами 27. Рама кузова снабжена двумя центральными тяговыми кронштейнами 5 на каждые две тележки, расположенные между ними. Рама 9 каждой двухосной тележки шарнирно соединена жесткой или податливой тягой 25, расположенной в срединной вертикальной продольной плоскости под углом к горизонту, ближайшим к ней тяговым кронштейном. Тяговые двигатели устанавливаются с различными вариантами расположения их подвесок. Подвески тяговых электродвигателей своими вторыми концами шарнирно закреплены на рамах соответствующих тележек или на раме тягового транспортного средства. ТТС имеет механизм радиальной установки осей колесных пар в кривых. Технический результат - снижение габарита тележек и ТТС, снижение динамических нагрузок при движении в кривых, обеспечение радиальной установки осей колесных пар, снижение износов бандажей. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 289 524 C1

1. Восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство, содержащее кузов, раму с автосцепками, одну или две кабины, двухступенчатое рессорное подвешивание, четыре двухосные тележки, содержащие рамы, рессорное подвешивание, колесные пары с буксами, тяговые электродвигатели с подвесками, тяговые редукторы, поводки, тяги, гасители колебаний, отличающееся тем, что его рама снабжена двумя центральными тяговыми кронштейнами на каждые две тележки, расположенные между ними, при этом рама каждой тележки шарнирно соединена жесткой или податливой тягой, расположенной в срединной вертикальной продольной плоскости под углом к горизонту, с ближайшим к ней центральным тяговым кронштейном, при этом тяговые электродвигатели установлены на осях каждой тележки с последовательным расположением их подвесок в сторону, противоположную расположению тяги, соединяющей каждую тележку с ее центральным тяговым кронштейном, или в сторону середины тягового транспортного средства, или с встречным расположением подвесок в сторону поперечной оси каждой тележки, при этом подвески тяговых электродвигателей своими вторыми концами шарнирно закреплены на рамах соответствующих тележек или на раме тягового транспортного средства, а рама тягового транспортного средства снабжена двумя боковыми кронштейнами на первую, вторую, седьмую и восьмую колесные пары, шарнирно соединенными со съемными или несъемными кронштейнами букс этих колесных пар связями, расположенными горизонтально и параллельно продольным осям тележек или под углами к горизонту и их продольным осям, при этом кронштейны букс попарно первой и восьмой и соответственно второй и седьмой колесных пар соединены с рамами соответствующих тележек поводками, расположенными соответственно выше или ниже и ниже или выше их осей, а при соединении одной из пар связей с буксовыми кронштейнами через шарнирные двуплечие рычаги своими средними точками закрепленные на раме тягового транспортного средства или на рамах тележек, расположенными выше или ниже их осей.2. Восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что ближайшие тележки объединены в две пары тележек своими рамами, шарнирно соединенными между собой жесткими или податливыми тягами, расположенными в срединной вертикальной плоскости на уровне осей колесных пар, или выше, или ниже их.3. Восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что его рама снабжена двумя боковыми кронштейнами на третью, четвертую, пятую и шестую колесные пары, шарнирно соединенными со съемными или несъемными кронштейнами букс этих колесных пар связями, расположенными горизонтально и параллельно продольным осям тележек или под углами к горизонту и их продольным осям, при этом кронштейны букс попарно третьей и шестой и соответственно четвертой и пятой колесных пар соединены с рамами соответствующих тележек поводками, расположенными соответственно выше или ниже и ниже или выше их осей, а при соединении одной из пар связей с буксовыми кронштейнами через шарнирные двуплечие рычаги своими средними точками закрепленные на раме тягового транспортного средства или на рамах тележек, расположенными выше или ниже их осей.4. Восьмиосное железнодорожное тяговое транспортное средство по п.3, отличающееся тем, что съемные кронштейны букс соединены с ними шарнирно с обеспечением возможности вращения относительно поперечных осей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2289524C1

Двухсекционный локомотив 1988
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
SU1532392A2
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2003
  • Никифоров Н.И.
  • Никифоров С.Н.
  • Загорский М.В.
  • Симонов В.А.
  • Гулакова Л.Н.
RU2244646C2
US 5520117 A1, 28.05.1996
Механическая часть подвижного состава
Под ред
БИРЮКОВА И.В
- М.: Транспорт, 1992, с.8,165
Надбуксовое подвешивание рельсового транспортного средства 1981
  • Андреев Александр Александрович
SU954293A1

RU 2 289 524 C1

Авторы

Никифоров Николай Иванович

Никифоров Сергей Николаевич

Даты

2006-12-20Публикация

2005-06-24Подача