СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ Российский патент 2006 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2290334C1

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что определяют количество свободных рельсовых линий на перегоне и сумму напряжений на этих же линиях, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждой из линий сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость рельсовой линии, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МПК B 61 L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния рельсовой линии.

Известен способ контроля свободности рельсовых линий, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми значениями напряжений. При превышении текущего напряжения над пороговым значением фиксируют свободность рельсовой линии, в противном случае - занятость [Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г., стр.145-159].

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния рельсовой линии.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Сущность изобретения.

Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что к одному концу рельсовой линии подключен источник питания, а к другому - приемник и по характеру изменения напряжения на входе приемника фиксируют состояние рельсовой линии, отличающийся тем, что занятие рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника Up(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника впереди лежащей рельсовой линии UP(i+1) равно или меньше коэффициента занятия КЗ, а освобождение рассматриваемой рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии UP(i-1) равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впередилежащая i+1 занята, коэффициент занятия КЗ представляет произведение коэффициента снижения напряжения КС на коэффициент запаса при занятии рельсовой линии КЗЗ, а коэффициент освобождения - произведение коэффициента снижения напряжения КС на коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО, коэффициент снижения напряжения КС - отношение напряжения на входе приемника при наложенном нормативном шунте на координате места подключения приемника US к напряжению на входе приемника при отсутствии влияния шунта UN (US/UN), коэффициент запаса при занятии рельсовой линии принят КЗЗ=1,2, коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО=1,4.

На фиг.1 приведена схема рельсовой цепи. На фиг.2 представлена схема подключения питающих и приемных трансформаторов вдоль перегона.

Предлагаемый способ реализован в приведенной на фиг.1 схеме рельсовой цепи, содержащей путевой генератор 1, соединенный через резисторы 2 (ограничитель тока питающего конца) с входом (Вх) переключающего устройства 3, к выходу которого (Вых1) [выходы Вых2, Вых3 и т.д. на фиг.1 не показаны] через резистор 4 (эквивалент соединительного кабеля сопротивлением от 10 до 400 Ом) и путевой трансформатор 5 подключен вход рельсовой линии 6, к другому концу которой подключен трансформатор приемного конца 7, к выходу которого через резистор 8 (эквивалент сопротивления кабеля) подключен первый вход Вх1 переключающего устройства. К выходу Вых переключающего устройства 3 подключен вход фильтра 9, к выходу которого подключен вход выпрямителя 10, к выходу которого подключен вход аналого-цифрового преобразователя 11, к выходу которого подключен вход ЭВМ 12. Рельсовая линия 13 одним концом подключена к трансформатору 5, а другим - к трансформатору приемного конца 14, выход которого через резистор 15 (эквивалент сопротивления кабеля) подключен ко второму входу (Вх2) переключающего устройства 3. К выходам Вых2, Вых3 и т.д. (на фиг.1 не показаны) подключены питающие концы других рельсовых линий, а к входам Вх3, Вх4 и т.д. (на фиг.1 не показаны) подключены приемные концы других рельсовых линий.

На фиг.2 представлены: рассматриваемая рельсовая линия i, впереди лежащие i+1, i+2 и позади лежащие i-1, i-2 рельсовые линии. Трансформаторы питающих концов G1, G2, G3 предусмотрены для питания соответственно рельсовых линий i-3 и i-2, i-1 и i, i+1 и i+2, трансформаторы приемных концов Р1, Р2, Р3, Р4 предназначены для контроля соответственно рельсовых линий i-3, i-2 и i-1, i и i+1, i+2. Переключающее устройство подключает (фиг.1) генератор 1 поочередно ко всем питающим концам, вместе с тем (синхронно с этим) все приемные концы так же поочередно подключаются к входу ЭВМ 12

В ЭВМ поступают значения напряжений со всех приемных концов рельсовых линий, а фиксация состояний рельсовых линий происходит по следующему алгоритму. Занятие рельсовой линии i будет зафиксировано, если напряжение приемного конца этой рельсовой линии будет ниже напряжение приемного конца рельсовой линии i+1 в КЗ раз, а освобождение рассматриваемой рельсовой линии i фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника рассматриваемой i рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии i-1 равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впередилежащая - i+1 занята.

Предложенное устройство позволяет повысить безопасность движения за счет достоверного контроля состояния рельсовой линии.

Похожие патенты RU2290334C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Трошина Марина Васильевна
RU2415770C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ В ГОРЛОВИНАХ СТАНЦИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723529C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2334640C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2334642C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2286276C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2737251C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Хохлов Анатолий Филлипович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2294856C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Якобчук Артем Игоревич
RU2333126C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2410267C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Шорохов Николай Сергеевич
RU2423268C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 290 334 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике для интервального регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что к одному концу рельсовой линии подключен источник питания, а к другому - приемник и по характеру изменения напряжения на входе приемника фиксируют состояние рельсовой линии. Занятие рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника впереди лежащей рельсовой линии UP(i+1) равно или меньше коэффициента занятия КЗ. Освобождение рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии UP(i-1) равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впередилежащая i+1 занята. Изобретение позволяет повысить безопасность движения за счет достоверного контроля состояния рельсовой линии. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 290 334 C1

Способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что к одному концу рельсовой линии подключен источник питания, а к другому - приемник и по характеру изменения напряжения на входе приемника фиксируют состояние рельсовой линии, отличающийся тем, что занятие рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника впереди лежащей рельсовой линии UP(i+1) равно или меньше коэффициента занятия КЗ, а освобождение рассматриваемой рельсовой линии фиксируют при условии, что отношение напряжения на входе приемника UP(i) рассматриваемой рельсовой линии к одноименному напряжению на входе приемника позади лежащей рельсовой линии UP(i-1) равно или больше коэффициента освобождения КO, при этом две позади лежащие рельсовые линии i-1 и i-2 свободны, а впереди лежащая i+1 занята, коэффициент занятия КЗ представляет произведение коэффициента снижения напряжения КC на коэффициент запаса при занятии рельсовой линии КЗЗ, а коэффициент освобождения - произведение коэффициента снижения напряжения КC на коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО, коэффициент снижения напряжения КC - отношение напряжения на входе приемника при наложенном нормативном шунте на координате места подключения приемника US к напряжению на входе приемника при отсутствии влияния шунта UN, коэффициент запаса при занятии рельсовой линии принят КЗЗ=1,2, коэффициент запаса при освобождении рельсовой линии КЗО=1,4.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2290334C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
Рельсовая цепь 1991
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Кравцова Наталья Агаповна
  • Стрельцов Сергей Константинович
SU1799784A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2000
  • Полевой Ю.И.
  • Звездин И.Н.
  • Трошина М.В.
RU2185300C2
КОТЛЯРЕНКО Н.Ф., Путевая блокировка и авторегулировка
- М.: Транспорт, 1983, стр.145-159.

RU 2 290 334 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Полевая Людмила Владимировна

Гуменников Валерий Борисович

Трошина Марина Васильевна

Ахмадуллин Фанис Ринатович

Даты

2006-12-27Публикация

2005-05-11Подача