СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ Российский патент 2008 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2334642C1

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [патент РФ №2025358, МПК В61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного тока, а на другом конце текущие значения сигналов сравнивают с пороговыми значениями занятия и освобождения. Путевой генератор и приемник поочередно подключают к каждой рельсовой линии перегона и регистрируют в памяти ток питающего конца и напряжение приемного конца каждой рельсовой линии. За пороговое значение занятия принимают ток источника питания при наложении на этот же конец нормативного шунта и сухом балласте, а за пороговое значение освобождения - зафиксированное в этот же момент напряжение приемного конца, умноженное на коэффициент запаса. При превышении током источника питания порогового значения занятия фиксируют занятие путевого участка, а при превышении напряжением приемного конца порогового значения освобождения - его освобождение [Патент РФ №2267431, МПК В61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Полевая Л.В., Трошина М.В., Алиев P.M. БИ №1, 2006 г.].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля состояния путевых участков.

Технический результат достигается тем, что в способе контроля состояния путевых участков, заключающемся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного напряжения и на этом же конце текущее значение тока сравнивают с пороговым значением занятия, а на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговым значением освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущем фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, при приближении поезда к рельсовой линии (входной конец должен быть питающим) возрастает ток источника питания, при превышении порогового значения тока источника питания над текущим фиксируют занятие рельсовой линии и напряжение на приемном конце, которое принимают за пороговое напряжение освобождения, при превышении текущего напряжения над пороговым значением фиксируют освобождение рельсовой линии, за пороговый ток занятия принимают произведение коэффициента запаса (КЗ=0,95÷0,9) на значение тока питающего конца при максимальном значении сопротивления изоляции и наложении нормативного шунта на координате места подключения источника питания.

На чертеже приведены кривые зависимостей напряжения приемного конца и тока питающего от координаты шунта, на которой по горизонтальной оси откладываются координаты шунта XS, по вертикальной оси - значения напряжений приемного конца UP и токов источника питания IIP, приведены обозначения рельсовых линий РЛ1, РЛ2 и РЛ3, генератора G и приемника Р. Представлены кривые зависимостей напряжений от координаты шунта при сухом и мокром балласте US, UM, кривые зависимостей токов от координаты шунта при сухом и мокром балласте IS, IM, линии пороговых тока и напряжений при сухом и мокром балласте соответственно IP, UPS, UPM. Кривые усиленных токов при сухом и мокром балласте IS1IS2IS3IS4IS5, IM1IM2IM3IM4IM5, линии усиленных напряжений при сухом и мокром балласте US1US2US3US4US5, UM1UM2UM3UM4UM5, показаны утолщенными линиями. Индексы переменных S и М соответствуют сухому и мокрому балласту.

Сущность метода контроля свободности рельсовой линии состоит в том, что при подходе поезда к рельсовой линии РЛ2 возрастает текущий ток источника питания (кривые IS, IM). При достижении этим током порогового значения IP (точки IS1, IM1) генератор переключается на форсированный режим (напряжение на выходе генератора увеличивается в 10 раз). На входе приемника рельсовой цепи напряжение также увеличивается и через интервал времени ТP (время окончания переходного процесса) фиксируется в памяти. Это напряжение принимается за пороговое (UPS и UPM). После ухода поезда с РЛ2 текущее напряжение на входе приемника превысит пороговое значение (US4 и UM4), при этом фиксируется освобождение РЛ2 и понижается напряжение на выходе генератора (в 10 раз).

Понижение значения порогового тока IP относительно точки ITM (минимально возможное значение тока при проходе поезда) необходимо для исключения негативных последствий от влияния колебания сопротивления изоляции и помех (эквивалент коэффициента запаса по срабатыванию).

Преимущество предлагаемого метода перед известными состоит в том, что сокращается до минимума время фиксации порогового напряжения ((l+lP+2Δ)/V,) где l - длина рельсовой линии, lP - длина поезда, Δ - зона дополнительного шунтирования, V - средняя скорость движения), пороговое напряжение - текущее напряжение при наличии шунта на питающем конце без преобразований записывается в память, в отсутствие шунта снижено напряжение источника питания, снижено влияние «чужих генераторов» на путевые приемники. При децентрализованном размещении аппаратуры повышение напряжения на выходе генератора используется как сигнал, передаваемый по рельсовой линии (без дополнительных проводов) для записи порогового напряжения.

Похожие патенты RU2334642C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2010
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2457136C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2009
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2413645C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2011
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2486091C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2271949C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Фокеев Анатолий Борисович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
RU2334641C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2286276C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА НА СТАНЦИЯХ И ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723502C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2007
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2344957C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2333125C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного напряжения и на этом же конце текущее значение тока сравнивают с пороговым значением занятия, а на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговым значением освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка. При приближении поезда к рельсовой линии (входной конец должен быть питающим) возрастает ток источника питания, при превышении порогового значения над током источника питания фиксируют занятие рельсовой линии и напряжение на приемном конце, которое принимают за пороговое напряжение освобождения, при превышении текущего напряжения над пороговым фиксируют освобождение рельсовой линии. За пороговый ток занятия принимают произведение коэффициента запаса (КЗ=0,95÷0,9) на значение тока питающего конца при максимальном значении сопротивления изоляции и наложении нормативного шунта на координате места подключения источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение надежности контроля состояния путевых участков. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 334 642 C1

Способ контроля состояния путевых участков, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал переменного напряжения и на этом же конце текущее значение тока сравнивают с пороговым значением занятия, а на другом конце текущее значение напряжения сравнивают с пороговым значением освобождения, в случае превышения порогового значения занятия над текущим фиксируют занятие участка, а в случае превышения текущего значения над пороговым значением освобождения фиксируют освобождение участка, отличающийся тем, что при приближении поезда к рельсовой линии (входной конец должен быть питающим) возрастает ток источника питания, при превышении порогового значения над током источника питания фиксируют занятие рельсовой линии и напряжение на приемном конце, которое принимают за пороговое напряжение освобождения, при превышении текущего напряжения над пороговым фиксируют освобождение рельсовой линии, за пороговый ток занятия принимают произведение коэффициента запаса (КЗ=0,95÷0,9) на значение тока питающего конца при максимальном значении сопротивления изоляции и наложении нормативного шунта на координате места подключения источника питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2334642C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
  • Алиев Равшат Маратович
RU2267431C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025359C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
RU2241625C2

RU 2 334 642 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Ахмадуллин Фанис Ринатович

Даты

2008-09-27Публикация

2007-03-07Подача