СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ Российский патент 2015 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2539400C1

Изобретение относится к медицине, конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения.

Известны методики для выявления депрессии у подростков, включающие шкалу суицидального риска (опросник детской депрессии CDI М. Ковак (Children′s Depression Inventory M. Kovacs, 1992), шкала депрессии В.В. Жмурова [2]), недостатками этих шкал являются большое количество вопросов или необходимость градации ответа (выбор из трех вариантов), недостаточная доступность некоторых вопросов для понимания детьми с расстройствами психологического развития. Следует также отметить, что у подростков суицидальное поведение не всегда является проявлением депрессивного расстройства.

При применении у подростков с ограниченными возможностями здоровья опросника для экспресс-диагностики суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой нами отмечены большие затруднения при заполнении, на все вопросы смогли ответить лишь 28% обследуемых учащихся. Шкалу депрессии М. Ковак смогли заполнить 52% учащихся, преимущественно, из числа подростков с нормальным уровнем интеллекта. В целом, при низких значениях общего результата шкалы выявлены положительные ответы по шкале суицидального риска у части детей. Вне диагностики оказались именно те подростки, психическое здоровье и эмоциональное состояние которых нас более всего и интересовало. Таким образом, применение существующих методик и опросников не представляется возможным у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, или не позволяет получить достоверные сведения.

Известен способ применения опросника для экспресс-диагностики суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой [1]. Данный способ является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и выбран в качестве прототипа.

Недостатком данного способа является затруднения в понимании, обусловленные психологическими особенностями подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития - недостаточно развитое абстрактное мышление, сниженный словарный запас, недостаточно сформированные произвольные компоненты высших психических функций (внимание, восприятие, память), низкий уровень социальной компетентности, а также следует отметить большое количество вопросов - 29, ответы на которые требуют длительного времени и, соответственно, напряжения зрительного анализатора, что особенно актуально для подростков с нарушениями зрения.

Задачей изобретения является первичное (скрининговое) исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в коррекционных школах для определения группы суицидального риска.

Поставленная задача решается путем упрощения опросника за счет более доступной формулировки вопросов для восприятия лицами с указанной патологией, определения минимального количества вопросов - 12, достаточного для выявления психологических феноменов и признаков суицидального поведения и степени выраженности суицидального риска, возможности оценки ответов по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и выделения групп низкого, среднего и высокого суицидального риска.

Предлагаемый опросник отличается доступностью для подростков указанной категории, не требует значительного количества времени, напряжения органа зрения, может быть использован для проведения скрининговых исследований в условиях коррекционной школы.

Опросник для выявления суицидального риска у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ содержит инструкцию и ключ к опроснику

Инструкция:

Укажи свой возраст, ты можешь не указывать свое имя и фамилию.

Оцени свое состояние за последние 1-2 месяца, отвечая на вопросы. Варианты ответов - «да» или «нет». При ответе «да» на вопрос №2 выбери вариант из предложенных или укажи свой.

1. Часто ли у тебя бывает плохое (сниженное, унылое) настроение?

2. Настроение портится чаще всего из-за:

- чувства одиночества

- проблем в любви, любимым человеком

- проблем с родителями, опекунами, близкими

- проблем в школе

- другие (укажите, какие)

3. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие

4. Тебе стало труднее учиться, чем раньше

5. Ты стал меньше общаться с друзьями, чем раньше

6. Посещали ли тебя когда-нибудь мысли о суициде?

7. Бывает ли тебе так плохо, что хочется умереть?

8. У тебя есть кто-нибудь, с кем ты можешь поделиться своими бедами и удачами?

9. Думал ли ты, как можно умереть?

10. Пытался ли ты когда-нибудь, даже в шутку, убить себя?

11. У тебя есть занятия (увлечения), от которых ты получаешь удовольствия (доставляют радость)?

12. Есть ли у тебя планы на будущее (будущая профессия, увлечения, общение с друзьями)

Ключ к опроснику:

По 1 баллу оценивают положительные ответы на вопросы №1, 2, 4, 5 и отрицательные ответы на вопросы №8, 11, 12.

По 2 балла оценивают положительные ответы на вопросы №3, 6, 7, 9.

В 3 балла оценивают положительный ответ на вопрос №10.

Баллы суммируют и определяют уровень суицидального риска:

17-10 высокий уровень,

9-6 средний уровень,

5 и ниже - низкий уровень.

Новым в предлагаемом изобретении является минимальное количество вопросов - 12, оценка ответов по степени клинической значимости в баллах и конкретизация оценки предлагаемых вариантов ответов, а также значения суммы баллов 6-9 для определения среднего суицидального риска и 10-17 для определения высокого суицидального риска.

Отличительные признаки проявили в заявляемой совокупности новые свойства, явным образом не вытекающие из уровня техники в данной области и не очевидные для специалиста. Идентичной совокупности признаков не обнаружено в патентной и научно-медицинской литературе. Предлагаемый в качестве изобретения способ может быть использован для диагностики суицидального риска у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ.

Исходя из вышеизложенного предлагаемое изобретение соответствует условиям патентноспособности «Новизна», «Изобретательский уровень» и «Промышленная применимость».

Изобретение будет понятно из следующего описания:

Предлагаемое изобретение апробировано на 160 учащихся специальных (коррекционных) учебных заведений в возрасте 12-18 лет, из них 100 человек с сенсорными нарушениями, 60 человек - с ДЦП. В группе учащихся 43,8% (70 человек) имели нарушения психологического развития (F83). Предлагаемый опросник позволяет с большой точностью определить степень суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказать своевременную помощь в соответствии с принятыми стандартами психотерапевтической (психиатрической) помощи.

Исследование проводилось индивидуально (со слабослышащими) или в малых группах (до 7 человек). Учащимся предлагалось указать свой возраст, имя и фамилию - по желанию. Анонимность позволяла подросткам давать искренние ответы, в то же время у исследователя была возможность определения респондента. По результатам скрининга выявлен средний уровень суицидального риска у 15,6% (25 человек) и высокий уровень суицидального риска у 5,6% (9 человек). При клиническом обследовании лиц с высоким уровнем суицидального риска выявлено психодезадаптационное состояние доклинического уровня - у 6 человек, расстройство адаптации (F43) - у 2 человек и легкий депрессивный эпизод (F33.1) - у одного учащегося. Диагностированные психические нарушения доклинического и клинического уровня, степень выраженности суицидального поведения определяют характер и объем лечебных и психокоррекционных мероприятий.

Пример 1. Анна, 15 лет, диагноз ДЦП, нарушения психологического развития F83. Положительно ответила на вопрос о наличии сниженного настроения (1 балл), в качестве причины указала проблемы в отношениях с любимым человеком (1 балл). Согласилась с утверждением, что «понимает тех людей, которые» (2 балла), ее посещали мысли о суициде (2 балла) и даже представляла, как сможет уйти из жизни (2 балла). Итоговая сумма баллов составила 8, что соответствует среднему уровню суицидального риска.

При клиническом обследовании выявлены лабильность настроения, плаксивость, инфантильность. Девочка охотно рассказывает о своих переживаниях, главное место отводится отношениям с мальчиком, к которому испытывает чувство любви. Накануне он стал оказывать знаки внимания ее подруге, считает, что «они оба ее предали», описывает в ярких образах картины возможного ухода из жизни, комментируя словами «чтобы он понял, кто его по-настоящему любит», при этом наблюдает за производимым впечатлением. При психологическом обследовании определены средний уровень тревоги, заниженная самооценка, актуальны переживания о собственной «неполноценности» в связи с инвалидизирующим заболеванием. Классный руководитель отметил, что у девочки часто меняется настроение, может вспылить, резко ответить педагогу или другим ученикам. Родители девочки не замечали явных изменений в поведении, характеризуют ее как эмоциональную, общительную, впечатлительную.

При консультации с психотерапевтом определена индивидуально значимая ситуация, выявлен доклинический уровень психических нарушений (психодезадаптационное состояние), суицидальное поведение оценено как демонстративное. Однако состояние девочки требует коррекции и наблюдения в динамике, так как импульсивность, свойственная подростковому возрасту, и демонстративные черты могут облегчить реализацию суицидальной попытки. Индивидуальная психотерапия направлена на повышение стрессоустойчивости, формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования. Психокоррекционная и психообразовательная составляющая включали участие в групповом тренинге, на котором обсуждались проблемы взаимоотношений и психологические особенности подростков, организация досуга, выбор увлечений, хобби. Период наблюдения составил 2 месяца, в динамике отмечено повышение уверенности в себе, выравнивание эмоционального фона, отсутствие признаков суицидального поведения.

Пример 2. Алексей, 14 лет, учащийся коррекционной школы III вида, диагноз: врожденная аномалия развития органа зрения. Подросток положительно ответил на вопросы о наличии сниженного настроения (1 балл), определил причину снижения настроения - «чувство одиночества, непонимание со стороны родителей» (1 балл), согласился с утверждением «я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие» - 2 балла, отметил, что «стал меньше общаться с друзьями» (1 балл), положительно ответил на вопрос о наличии суицидальных мыслей (2 балла), периодически возникающем состоянии, когда «так плохо, что хочется умереть» - 2 балла и наличии суицидальных планов («думал, как можно умереть») - 2 балла. Отрицательно ответил на вопросы о занятиях (увлечениях), от которых он получает удовольствия (1 балл), и наличии планов на будущее (1 балл). Сумма баллов составила 13, что соответствует высокому уровню суицидального риска.

При клиническом обследовании выявлено снижение настроения, раздражительность, негативная настроенность на общение с врачом. После установления контакта мальчик сообщает о проблемах в семье, из-за которых он чувствует себя ненужным, одиноким («меня никто не любит», «никто не понимает», «папа нас предал»). Из беседы с классным руководителем стало известно, что подросток в течение последнего месяца стал хуже учиться, пропускает первые уроки, на занятиях бывает вялым, сонливым, замкнулся в себе. Были приглашены на консультацию родители мальчика, при общении с мамой выяснилось, что в последние месяцы в семье участились конфликты между родителями, связанные с решением отца уйти из семьи. Отец стал меньше внимания уделять семье, часто приходит домой в состоянии опьянения, грубо разговаривает с женой и сыном. Мама пытается оказывать влияние на отца, манипулируя инвалидностью сына, вовлекая его в родительские конфликты.

При консультации с психотерапевтом определена индивидуально значимая для подростка проблемная ситуация, выявлено нарушение адаптации, кратковременная депрессивная реакция (F 43.2). Клиническое обследование подтверждает высокий суицидальный риск, выявленный при скрининге. Состояние подростка требует проведения индивидуальной психотерапии, направленной на повышение стрессоустойчивости, формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования и разделения ответственности за происходящее в семье, отвлечение от ситуации, участие в занятиях со сверстниками (спорт, учеба, хобби). Кратность терапии 2 раза в неделю в течение первых трех недель, затем 1 раз в неделю в течение 6 месяцев. В динамике - стабилизация настроения, подросток пережил ситуацию развода родителей, «принял» сложившуюся ситуацию, формально поддерживает отношения с отцом, стал больше внимания уделять учебе, начал посещать секцию волейбола, где нашел друзей. Суицидальные мысли и намерения отрицает.

Применение предлагаемого способа позволяет провести скрининговое обследование подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в коррекционных школах, и определить группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия.

Источники информации

1. Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. - Шадринск, 1993. - С. 17.

2. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С. 135-139.

Похожие патенты RU2539400C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2015
  • Куприянова Ирина Евгеньевна
  • Карауш Ирина Сергеевна
  • Дашиева Баирма Антоновна
RU2599345C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2004
  • Книжникова Светлана Витальевна
  • Арламов Александр Анисимович
RU2288748C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТЕКУЩЕГО ДЕПРЕССИВНОГО ЭПИЗОДА ПРИ КОМОРБИДНОСТИ АФФЕКТИВНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ 2015
  • Симуткин Герман Геннадьевич
  • Яковлева Альбина Леонтьевна
  • Бохан Николай Александрович
RU2599975C1
СПОСОБ САМООЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ТЯЖЕЛООБОЖЖЕННЫМИ ДЕТЬМИ 2005
  • Брычева Наталья Валерьевна
RU2290962C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ 2007
  • Сидоров Павел Иванович
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Новикова Галина Альбертовна
  • Новикова Ирина Альбертовна
RU2346651C1
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 2004
  • Ромицына Елена Евгеньевна
RU2297180C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Свиридова Татьяна Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Буслаева Анна Сергеевна
  • Курбанов Мурат Маратович
RU2593744C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2016
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Асадуллин Азат Раилевич
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Ахметова Эльвина Аслямовна
  • Рахматуллин Эдуард Радикович
RU2621278C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЖИРЕНИИ 2017
  • Лобыкина Елена Николаевна
  • Проскурякова Лариса Александровна
  • Стоюнина Дарья Владимировна
  • Маклакова Татьяна Петровна
RU2660509C1
Способ оценки риска суицидального поведения пациентов с биполярным аффективным расстройством 2019
  • Васильева Светлана Николаевна
  • Симуткин Герман Геннадьевич
  • Счастный Евгений Дмитриевич
  • Лебедева Елена Владимировна
  • Бохан Николай Александрович
RU2726470C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психиатрии, и может быть использовано в диагностике суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного обучения. Используют скрининговый опросник. Ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют. Наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов. Затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл. Отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл. Отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла. При значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия. Способ позволяет провести исследование подростков с ограниченными возможностями здоровья для определения группы суицидального риска и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия за счет использования скринингового опросника. 2 пр.

Формула изобретения RU 2 539 400 C1

Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ, заключающийся в использовании скринингового опросника, отличающийся тем, что ответы оценивают по степени клинической значимости от 1 до 3 баллов и суммируют, наличие сниженного настроения оценивают в 1 балл, определение причины сниженного настроения из четырех предлагаемых вариантов: чувства одиночества; проблемы в любви, с любимым человеком; проблемы с родителями, опекунами, близкими; проблемы в школе, либо предложить свой вариант - в 1 балл за любое количество выбранных вариантов, затруднения в учебе - в 1 балл, трудности в общении - в 1 балл, отсутствие или снижение удовольствия от ранее приятных занятий, увлечений - в 1 балл, отсутствие планов на будущее - в 1 балл, отсутствие близкого человека, с которым можно поделиться проблемами, - в 1 балл, наличие мыслей о суициде оценивают в 2 балла, суицидальных планов - в 2 балла, состояние, оцениваемое как «так плохо, что хочется умереть» - в 2 балла, согласие с решением других людей о нежелании жить в ситуации предательства со стороны родных и близких - в 2 балла, суицидальные попытки в прошлом оценивают в 3 балла и при значениях суммы баллов 6-9 определяют средний суицидальный риск, что требует анализа микросоциальной ситуации и наблюдения в динамике, а при значениях суммы баллов 10-17 определяют высокий суицидальный риск и проводят превентивные психокоррекционные мероприятия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2539400C1

РАЗУВАЕВА Т
Н
Диагностика личности, Шадринск, 1993, С.17
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 2004
  • Книжникова Светлана Витальевна
  • Арламов Александр Анисимович
RU2288748C2
Пневматический шкив переменного диаметра 1929
  • Бедняков С.И.
SU22411A1
ШИПИЦИНА Л
М., Мотивы суицидального поведения у подростков
Российский психиатрический журнал, N5, 2000, C
Приспособление с иглой для прочистки кухонь типа "Примус" 1923
  • Копейкин И.Ф.
SU40A1
КАЛАЧЕВА И
О
Социально-личностные факторы, влияющие на суицидальное поведение подростков
Российский психиатрический журнал, N 4, 2006, С
Механический грохот 1922
  • Красин Г.Б.
SU41A1

RU 2 539 400 C1

Авторы

Куприянова Ирина Евгеньевна

Дашиева Баирма Антоновна

Карауш Ирина Сергеевна

Даты

2015-01-20Публикация

2013-11-26Подача