Изобретение относится к смазочным материалам, в частности пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения автомобилей и авиации, а также в подшипниках прокатных станов, точных приборах и бытовых механизмах.
Перед авторами стояла задача разработать многоцелевую морозостойкую пластичную смазку с высокими противоизносными и противозадирными свойствами без снижения уровня реологических и физико-химических свойств, обеспеченную отечественными сырьевыми и производственными ресурсами и отвечающую следующим требованиям по основным показателям качества:
- противозадирные свойства:
критическая нагрузка (Рк), Н - не менее 1500;
нагрузка сваривания (Рс), Н - не менее 4000;
индекс задира (Из), Н - не менее 800;
- противоизносные свойства:
диаметр пятна износа при нагрузке 450 Н, мм - не более 0,45;
- реологические и физико-химические свойства:
эффективная вязкость, Па·с, при градиенте скорости деформации 10 с-1 и температуре:
минус 50°С - не более 900;
минус 30°С - не более 350;
предел прочности при сдвиге, Па, при температуре:
плюс 20°С - 450-550;
плюс 80°С - 250-300;
коллоидная стабильность, выделенное масло, % - не более 20;
смываемость водой при 40°С, 6 ч, % - не более 15.
Известна морозостойкая пластичная смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74), предназначенная для смазывания малонагруженных узлов трения качения и скольжения при температурах от минус 60 до плюс 90°С и состоящая из следующих компонентов, мас.%:
Недостатками данной пластичной смазки являются низкие противозадирные свойства при нагрузках свыше 1000 Н, а также низкая коллоидная стабильность (20-25% выделившегося масла).
Наиболее близкой к заявляемой пластичной смазке и взятой за прототип является пластичная смазка следующего состава, мас.% (СССР авт.св. №960234, С 10 М 5/14):
Недостатком известной смазки является то, что она неработоспособна при нагрузках свыше критической нагрузки 1300 Н и нагрузки сваривания 3200 Н, что подтверждается при испытании на четырехшариковой машине трения (ЧШМ) по ГОСТ 9490-75 "Метод определения смазывающих свойств на четырехшариковой машине".
Технический результат изобретения - повышение эффективности за счет улучшения противоизносных и противозадирных свойств смазки без снижения уровня реологических и физико-химических свойств.
Указанный технический результат достигается тем, что известная пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты, антифрикционные и антиокислительную добавки, согласно изобретению в качестве антифрикционных добавок содержит высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама и ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен, а в качестве антиокислительной - дифениламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Для пластичной смазки используют нефтяные масла с температурой застывания от минус 60 до минус 45°С и кинематической вязкостью при 50°С - от 5 до 12 мм2/с (МВП, МС-8 и др.).
Литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты (ТУ 38 101721-78).
Высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (ТУ 6.09-522-85) - порошкообразный продукт черного цвета с металлическим оттенком, без запаха, полученный искусственным методом, размер частиц составляет 4-8 мкм.
Ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (ТУ 0257-001-02698192-94) - порошкообразный продукт белого цвета, без запаха, полученный термогазодинамическим способом из отходов производства фторопласта-4 (ГОСТ 10007-80), размер частиц 1±0,5 мкм, твердость 0,5 кг/мм2.
Дифениламин (ГОСТ 194-80) - антиокислительная добавка.
Применение ранее смеси высокодисперсного порошкообразного диселенида вольфрама и ультрадисперсного порошкообразного политетрафторэтилена в пластичных смазках в результате анализа научно-технической и патентной информации не обнаружено.
Смазку готовят обычным способом. Нефтяное масло загущают литиевым мылом стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты.
Смесь нагревают до 200-210°С. В расплав небольшими порциями замешивают высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама, ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен и дифениламин. Однородный расплав сливают на противень и охлаждают до комнатной температуры (около 20-25°С). Общее время варки составляет 1 час. Через сутки смазку протирают через металлическую сетку.
Для обоснования количественного состава пластичной смазки было приготовлено 10 образцов, отличающихся процентным содержанием компонентов. Составы образцов пластичных смазок приведены в табл.1.
Состав образцов пластичных смазок, мас.%
Все приготовленные образцы прошли испытания противоизносных, противозадирных, реологических и физико-химических свойств (табл.2). Противоизносные и противозадирные свойства смазок определяли на ЧШМ по ГОСТ 9490-75; оценку смываемости смазок водой определяли квалификационным методом, утвержденным Госкомиссией при Госстандарте СССР (В.В.Синицын. Подбор и применение пластичных смазок. 2-е изд., пер. и доп. М.: Химия, 1974, с.160); эффективную вязкость, предел прочности при сдвиге и коллоидную стабильность определяли стандартными методами по ГОСТ 7163, ГОСТ 7143 и ГОСТ 7142 соответственно.
Результаты испытаний образцов пластичных смазок в сравнении с прототипом
Заявляемый количественный состав пластичной смазки (образцы 2-4 и 7-9) подтверждает ее эффективность. Как видно из данных табл.2, предлагаемая смазка (образцы 2-4 и 7-9) превосходит известную пластичную смазку (образец 11) по всем показателям качества.
Так, критическая нагрузка возрастает до 1580-1780 Н, нагрузка сваривания - до 4470-5010 Н, индекс задира - до 810-875 Н, диаметр пятна износа уменьшается в среднем до 0,37 мм.
Кроме того, предлагаемая смазка имеет лучшие коллоидную стабильность, предел прочности при сдвиге, смываемость, а также хорошие низкотемпературные свойства (табл.2).
Результаты проведенных исследований противозадирных, противоизносных, реологических и физико-химических свойств пластичных смазок показывают, что по всем показателям качества предлагаемая смазка (образцы 2-4 и 7-9) соответствует предъявляемым требованиям (представлены на с.1 описания).
Изобретение может быть оперативно использовано в промышленных условиях, так как все его компоненты производятся на предприятиях Российской Федерации.
Использование совокупности известных компонентов (литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты и нефтяное масло) с предлагаемыми (высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама, ультрадисперсный порошкообразный политет-рафторэтилен и дифениламин) в заявленном количественном составе расширяет отечественную сырьевую базу производства пластичных смазок.
Применение изобретения позволит:
- сократить количество отказов техники в условиях Крайнего Севера;
- увеличить ресурс работы узлов трения машин и механизмов за счет улучшения противоизносных и противозадирных свойств смазки без снижения уровня реологических и физико-химических свойств.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАБОЧЕ-КОНСЕРВАЦИОННАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ | 2007 |
|
RU2345126C1 |
Морозостойкая смазка | 2016 |
|
RU2622398C1 |
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2018 |
|
RU2682881C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2009 |
|
RU2395563C1 |
МОРОЗОСТОЙКАЯ ПОЛУЖИДКАЯ СМАЗКА | 2020 |
|
RU2748988C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2008 |
|
RU2393207C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2555710C1 |
Многоцелевая пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698463C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672266C1 |
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU960234A1 |
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения автомобилей и авиации, а также в подшипниках прокатных станов, точных приборах и бытовых механизмах. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты 10-13, высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама 7-9, ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен 1-3, дифениламин 0,3-0,5, нефтяное масло остальное. Технический результат - увеличение ресурса работы узлов трения машин и механизмов за счет улучшения противоизносных и противозадирных свойств смазки без снижения уровня реологических и физико-химических свойств. 2 табл.
Пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты, антифрикционные и антиокислительную добавки, отличающаяся тем, что в качестве антифрикционных добавок смазка содержит высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама и ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен, а в качестве антиокислительной - дифениламин при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU960234A1 |
Антифрикционная смазочная композиция | 1990 |
|
SU1731790A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 0 |
|
SU362865A1 |
WO 00/50546 A1, 31.08.2000 | |||
RU 94031940 A1, 10.08.1996. |
Авторы
Даты
2007-01-20—Публикация
2005-12-28—Подача