Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы преимущественно в узлах трения вооружения и военной технике (ВВТ) в условиях высокой влажности, контакта с морской водой и солевого тумана.
В настоящее время отсутствует отечественная рабоче-консервационная пластичная смазка для морской техники, работоспособная при температурах от минус 50 до 100°С. В 70-е годы, с целью унификации, для замены ряда смазок, применяемых на морской технике, в качестве защитных и антифрикционных (МС-70, ГОИ-54п и др.) была разработана смазка МЗ. Смазка МЗ превосходила остальные "морские" смазки по температурному диапазону применения (МС-70, МУС-ЗА - от минус 50 до 65°С, АМС 1 - от 0 до 75°С, АМС 3 - от минус 15 до 65°С) и не уступала им по защитным и антифрикционным свойствам. (Синицын В.В. Пластичные смазки в СССР. Справочник. Изд. "Химия", 1984, С.98).
В настоящее время в связи с отсутствием загустителя - алюминиевого мыла СЖК (синтетических жирных кислот фракций С5-С6 и С10-С16) смазка МЗ не производится на предприятиях РФ.
В связи с этим перед авторами стояла задача - разработать рабоче-консервационную пластичную смазку для морской техники типа МЗ с улучшенными защитными свойствами, производство которой было бы обеспечено отечественным сырьем и которая отвечала бы следующим требованиям по основным показателям качества:
- защитные (консервационные) свойства:
в камере сернистого ангидрида, коррозия, г/м2 - не более 8,0;
в морской воде, коэффициент коррозионного поражения, % - не более 40;
- коррозионное воздействие на металлы:
Сталь 45, 40 - выдерживает;
Латунь Л-63 - выдерживает;
Бронза БрАЖ-9-4 - выдерживает;
БрОФ 10-1 - выдерживает;
- адгезия, % - не менее 50;
- влагопроницаемость, 10-5 г·м/сут·м2·Па - не более 5,0;
- коллоидная стабильность, % выделевшегося масла - не более 10,0;
- механическая стабильность:
предел прочности на разрыв, Па - 300-1200;
индекс разрушения, % - 60-90;
индекс восстановления, % - 35-100;
- противозадирные свойства:
критическая нагрузка (Рк), Н - не менее 800;
нагрузка сваривания (Рс), Н - не менее 1800;
индекс задира (Из), Н - не менее 300;
- противоизносные свойства:
диаметр пятна износа при нагрузке 450 Н, мм - не более 0,6;
- реологические и физико-химические свойства:
смываемость водой при 40°С, 6 ч, % - не более 5,0;
эффективная вязкость, Па·с, при градиенте скорости деформации 10 с-1 и температуре:
минус 50°С - накопление данных;
минус 30°С - не более 1000;
минус 20°С - не более 80;
температура каплепадения, °С - не менее плюс 170;
температура сползания, °С - не ниже 80;
предел прочности на сдвиг при температуре 50°С, Па - не менее 200.
Известна антифрикционно-защитная смазка МЗ (ТУ 38.401902-92), предназначенная для смазывания механизмов, подвергающихся в узлах трения пульсационным нагрузкам и работающих в контакте с морской водой и морской атмосферой в интервале температур от минус 50°С до плюс 80°С. Смазка содержит следующие компоненты, мас.%:
Недостатками данной антифрикционно-защитной смазки МЗ являются недостаточно высокая температура каплепадения (100°С), что в свою очередь ограничивает верхний температурный предел применения смазки (до 80°С), а также невысокие противозадирные характеристики (критическая нагрузка Рк-450 Н, нагрузка сваривания Рс-1200 Н). Кроме того, данная пластичная смазка в РФ не производится в связи с отсутствием загустителя - алюминиевого мыла СЖК (синтетических жирных кислот фракций С5-С6 и C10-C16).
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению и взятой за прототип является пластичная смазка Лита (ТУ 38.1011308-90) следующего качественного состава:
Литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты
Церезин марки 80
Присадка Борин
Присадка ДФБ
Нефтяное масло АУ.
Недостатками данной смазки являются ее относительно низкие защитные от коррозии (коэффициент поражения - 17%) и смазывающие свойства (Рк=630 Н, Рс=1580 Н) по сравнению с другими пластичными смазками, применяющимися на морской технике (Синицын В.В., Гришин Н.Н., Гвоздилина В.М. и др. Консервационные свойства пластичных смазок промышленного изготовления; Защита металлов. АН СССР, 1982, С.149).
Технический результат изобретения - улучшение защитных от коррозии и смазывающих свойств смазки без снижения требований к уровню эксплуатационных свойств.
Указанный технический результат достигается тем, что известная пластичная смазка, содержащая нефтяное масло АУ, литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты, церезин марки 80, присадку Борин и присадку ДФБ, согласно изобретению дополнительно содержит производную сукцинимида (ВСП), высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) и ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Для приготовления смазок используют следующие компоненты:
- литиевое мыло стеариновой (СТП 3-7-78, изм. 1,2) или 12-оксистеариновой кислоты (ТУ 38 101721-78) - загуститель;
- церезин марки 80 (ГОСТ 2488-79) - смесь твердых углеводородов, получаемых кислотно-контактной очисткой нефтяного неочищенного церезина - загуститель;
- присадка Борин (ТУ 38.1011003) - продукт конденсации по Маниху 2, 6-ди-третбутилфенола и изоалкилфенолов, модифицированный борной кислотой. Является антиокислительной присадкой, которая имеет коричневый цвет с красноватым оттенком, предназначенная для использования в пластичных смазках, в том числе в Лиге;
- присадка ДФБ (ТУ 38.40158227-99) - смесь диалкилдитиофосфат с бором в соотношении 40:50. Является антифрикционной присадкой, от светлого до коричневого цвета, представляющей собой жидкость с температурой вспышки не ниже 170°С, массовой долей фосфора 4,5-5,7;
- производная сукцинимида (ВСП) (ТУ 38.101811-83) - взаимодействие алкенилсукцинимидов полиэтиленполиаминов с висмутолом. Является антикоррозионной присадкой, густая маслянистая жидкость темно-коричневого цвета, представляющая собой горючую жидкость с температурой вспышки не ниже 160°С, температурой самовоспламенения 280°С и температурным пределом воспламенения: нижний - 185°С, верхний - 204°С;
- высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) (ТУ 6.09-522-85) - порошкообразный продукт черного цвета с металлическим оттенком, без запаха, размер частиц составляет 4-8 мкм, предназначенный для улучшения смазывающих свойств пластичных смазок;
- ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ) (ТУ 0257-001-02698192-94) - порошкообразный продукт белого цвета, без запаха, полученный термогазодинамическим способом из отходов производства фторопласта-4 (ГОСТ 10007-80), размер частиц 1±0,5 мкм, твердость 0,5 кг/мм2, предназначенный для улучшения смазывающих свойств;
- нефтяное масло АУ (ТУ 38.1011232-89) получают из малосернистых и сернистых парафинистых нефтей с использованием процессов глубокой селективной очистки фенолом и глубокой депарафинизации. Масло обеспечивает работу гидроприводов в диапазоне температур от минус (30-35) до плюс (90-100)°С.
Применение ранее производной сукцинимида (ВСП) в пластичных смазках в результате анализа научно-технической и патентной литературы не обнаружено. Использование высокодисперсного порошкообразного диселенида вольфрама (WSe2) и ультрадисперсного порошкообразного политетрафторэтилена (УПТФЭ) авторам известно в морозостойкой пластичной смазке (патент RU 2291893, С10М 161/00, 2005) в совокупности с дифениламином и нефтяным маслом. Но эта композиция не дает нужного эффекта и не обладает свойствами, необходимыми при консервации морской техники (авторы провели испытания защитных свойств одного из лучших образцов смазок по патенту RU 2291893, С10М 161/00, 2005, следующего состава: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 12%, высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) - 8%, ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ) - 2%, дифениламин - 0,4%, нефтяное масло -77,6%). Результаты испытаний защитных свойств образца пластичной смазки приведены в таблице 1.
Авторы, проведя испытания заявляемой композиции пластичной смазки, предлагают использовать высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) и ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ) в совокупности с производной сукцинимида (ВСП) и другими ингредиентами, получив подтверждение технического результата - улучшение защитных от коррозии и смазывающих свойств смазки без снижения требований к уровню эксплуатационных свойств.
Смазку готовят обычным способом, беря компоненты в заданных соотношениях: нефтяное масло АУ загущают литиевым мылом стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты и церезином марки 80. Смесь нагревают до 200°С. В расплав вводят присадку Борин, присадку ДФБ и производную сукцинимида (ВСП), небольшими порциями замешивают высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) и ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ). Однородный расплав сливают на противень и охлаждают до комнатной температуры (около 20-25°С). Общее время варки составляет 1 час. Через сутки смазку протирают через металлическую сетку.
Для обоснования количественного состава рабоче-консервационной пластичной смазки было приготовлено 10 образцов пластичных смазок, отличающихся процентным содержанием компонентов. Составы образцов пластичных смазок приведены в таблице 2.
Все приготовленные образцы прошли испытания защитных и смазочных свойств (таблица 3). Защитные свойства определяли: на установке для оценки защитных свойств пластичных смазок в камере с морской водой (Решение Госкомиссии при Госстандарте СССР №23/1-21 от 19.01.81 г.), в камере соляного тумана по ГОСТ 9.054, на ультразвуковом диспергаторе УЗДН-1 по ГОСТ 5687. Смазочные свойства определяли на ЧШМ по ГОСТ 9490. Реологические свойства определяли: на автоматическом капиллярном вискозиметре (АКВ-2) по ГОСТ 26581, на приборе К-2 по ГОСТ 7143, на приборе АКС-1 по ГОСТ 7142, оценку смываемости смазок водой определяли квалификационным методом, утвержденным Госкомиссией при Госстандарте СССР (В.В.Синицын. Подбор и применение пластичных смазок. 2-е изд., пер. и доп. М.: Химия, 1974, 160 с.). Результаты испытаний представлены в таблице 3.
Как видно из данных таблицы 3, предлагаемая рабоче-консервационная пластичная смазка (образцы 2-4 и 7-9 в заявленных пределах) обеспечивает требуемые эксплуатационных показатели.
Результаты исследования защитных свойств смазок (таблица 3) показывают, что относительно прототипа коэффициент коррозионного поражения уменьшается до 4,3-7,4 (строка 1); коррозия уменьшается до 0,95-2,6 (строка 2); адгезия возрастает до 52-64 (строка 3).
Кроме того, предлагаемая пластичная смазка имеет лучшую коллоидную стабильность (строка 10), предел прочности на сдвиг (строка 9) и смываемость (строка 11).
Результаты приведенные в таблице 3 защитных, противозадирных, противоизносных, реологических и физико-химических свойств заявляемой пластичной смазки подтверждают, что по всем эксплуатационным показателям качества предлагаемая рабоче-консервационная пластичная смазка (образцы 2-4 и 7-9) соответствует предъявляемым требованиям (с.2 настоящего описания) и полностью решает поставленную перед авторами задачу: т.е. заявляемая рабоче-консервационная пластичная смазка является эффективной смазкой для морской техники как при эксплуатации, так и при хранении.
Изобретение может быть реализовано в промышленности, так как все его компоненты производятся на предприятиях Российской Федерации.
Использование известных компонентов: литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты. Церезин марки 80, присадка Борин, присадка ДФБ, производная сукцинимида (ВСП), высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2), ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ), нефтяное масло АУ в заявленном соотношении расширяет номенклатурный ряд производимых пластичных смазок в России.
Применение изобретения позволит:
- улучшить защитные от коррозии и смазывающие свойства смазки без снижения уровня эксплуатационных свойств;
- увеличить ресурс работы ВВТ в условиях высокой влажности, контакта с морской водой и солевого тумана;
- расширить возможность выбора пластичных смазок для конкретных условий эксплуатации техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНСЕРВАЦИОННАЯ КОНСИСТЕНТНАЯ СМАЗКА | 2014 |
|
RU2553001C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2005 |
|
RU2291893C1 |
Морозостойкая смазка | 2016 |
|
RU2622398C1 |
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2018 |
|
RU2682881C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2009 |
|
RU2395563C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1993 |
|
RU2034909C1 |
Многоцелевая пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698463C1 |
Многоцелевая комплексная пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698457C1 |
Пластичная смазка | 1986 |
|
SU1395657A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 |
|
RU1780318C |
Использование: в узлах трения техники в условиях высокой влажности, контакта с морской водой и солевого тумана. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты 10-12, церезин марки 80 5-6, присадку Борин 1-1,5, присадку ДФБ 1-1,5, производную сукцинимида (ВСП) 2-3, высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) 4-6, ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ) 1-2 и нефтяное масло АУ - остальное. Технический результат - повышение защитных от коррозии и смазывающих свойств смазки без снижения уровня эксплуатационных свойств. 3 табл.
Рабоче-консервационная пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, литиевое мыло стеариновой или 12-оксистеариновой кислоты, церезин марки 80, присадку Борин и присадку ДФБ, отличающаяся тем, что дополнительно содержит производную сукцинимида (ВСП), высокодисперсный порошкообразный диселенид вольфрама (WSe2) и ультрадисперсный порошкообразный политетрафторэтилен (УПТФЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Способ сужения чугунных изделий | 1922 |
|
SU38A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2005 |
|
RU2291893C1 |
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU960234A1 |
Пластичная смазка | 1986 |
|
SU1395657A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1994 |
|
RU2057792C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1993 |
|
RU2034909C1 |
Авторы
Даты
2009-01-27—Публикация
2007-11-23—Подача