Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и может использоваться при проектировании и изготовлении тележек грузовых вагонов.
В тележках грузовых вагонов широкое применение получили фрикционные гасители колебаний с силой трения пропорциональной перемещениям, содержащие клинья, расположенные в гнездах надрессорной балки и упирающиеся в ее наклонные прямолинейные плоскости, прижимаясь вертикальной стороной к стальным фрикционным планкам, укрепленным на боковой раме. Такие фрикционные гасители колебаний применены на тележках 18-100, 18-101, 18-131, 18-578, 18-597 (Россия), 18-755, 18-7020 (Украина) и др.
Недостатком таких фрикционных гасителей колебаний является не стабильная работа гашения колебаний при движении вагона, из-за склонности к заклиниванию клина. Кроме этого, тележки с такими гасителями имеют также склонность к относительному "забеганию" боковых рам, то есть, когда на кривых участках пути боковая рама со стороны наружного рельса отстает от противоположной боковой рамы, увеличивая угол набегания направляющего колеса тележки. В результате чего возникает повышенный износ самого клина и элементов тележки, а также рельсов.
Известны технические решения [1]-[4] - Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства, патент RU 99104191 А, 20.01.2001; Фрикционный клин транспортного средства, патент RU 2001110138 А, 20.05.2003; Фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона, патент RU 2233759 С1, 10.08.2004; Фрикционный гаситель колебаний тележки грузового вагона, патент RU 40039 U1, 20.04.2004, направленные на устранение данных недостатков, присущие данному гасителю колебаний, за счет применения упругих и износостойких прокладок в зоне сопряжения наклонных поверхностей надрессорной балки и клина, однако они недостаточно препятствуют "забеганию" боковых рам.
Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение ходовых качеств тележки, более стабильная работа фрикционного гасителя колебаний и снижение склонности к "забеганию" боковых рам, вследствие чего снизится износ элементов тележки грузового вагона и рельсов.
Указанный технический результат достигается тем, что фрикционный клиновый гаситель колебаний (фиг.1), содержит подпружиненные клинья 2 с вертикальной плоскостью для взаимодействия с плоскостью вертикальных колонок боковой рамы 1 тележки и наклонной криволинейной (торовой) поверхностью [5] для взаимодействия с наклонной криволинейной (торовой) поверхностью подпружиненной надрессорной балки 3.
Наклонная криволинейная (торовая) поверхность клина имеет в вертикальной плоскости образующий радиус, равный половине размера проема боковой рамы под рессорный комплект, а в горизонтальной плоскости - образующий радиус, равный половине расстояния между осями приложения нагрузки на рессорные комплекты тележки.
В надрессорной балке в зоне контакта с клином, выполнены специальные углубления, а их криволинейная (торовая) рабочая поверхность, которая контактирует с клином, имеет гарантировано большие образующие радиусы, чем образующие радиусы рабочей поверхности клина, на величину не меньшую, чем сумма допусков на сопрягаемые детали. Этим достигается "одноточечный контакт" между клином и надрессорной балкой.
Для минимизации сил трения между контактирующими поверхностями надрессорной балки и клина введено "третье тело" криволинейной (торовой) формы 6 (фиг.1), обеспечивающее повышенное скольжение криволинейной поверхности надрессорной балки 3 относительно контактирующей с ней поверхностью клина 2. В качестве "третьего тела" криволинейной (торовой) формы может быть использован как твердый, так и консистентный материал, в зависимости от нагруженности разделяемых им поверхностей и необходимого увеличения степени скольжения.
Фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом.
При нормальном расположении элементов тележки (фиг.2), когда продольные оси боковых рам 7 и надрессорной балки 8 взаимно перпендикулярны, а опорная на пружины поверхность 4 надрессорной балки (фиг.1) параллельна опорной поверхности для установки рессорного комплекта 5 боковой рамы, имеет место одноточечный контакт 9 (фиг.2) надрессорной балки и клина в зоне осевой линии 7.
При движении вагона возникают колебания, которые стремятся сместить надрессорную балку и боковую раму в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно нормального, как показано на фиг.2, расположения элементов фрикционного гасителя колебаний.
Благодаря криволинейным образующим сопрягаемых торовых поверхностей надрессорной балки и клина и тому, что образующие кривизну сопрягаемой поверхности радиусы надрессорной балки больше, чем образующие радиусы сопрягаемой поверхности клина, одноточечный контакт 9 смещается вдоль горизонтальной или вертикальной образующих кривизну, а нормальные реакции Fн (фиг.3) на рабочую криволинейную поверхность клина, всегда будут направлены к центру образующей поверхности клина. Это обеспечивает стабильную работу клина в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Ввод "третьего тела" криволинейной (торовой) формы с повышенным скольжением 6 (фиг.1), между контактирующими поверхностями надрессорной балки 3 и клина 2, эффективно и надежно обеспечивает защиту контактирующих поверхностей надрессорной балки и клина. В результате чего достигается повышение надежности всех элементов центрального рессорного подвешивания тележки и снижение износов контактирующих поверхностей.
Кроме этого, в горизонтальной плоскости точка контакта 9 (фиг.3), при возникновении колебаний надрессорной балки 3 или боковой рамы 1, смещается по образующей контактной поверхности клина 2 относительно оси 7. Это приводит к возникновению усилий Fн, которые стремятся сместить клин, а возникающие при этом силы трения Fm гасят вызванные колебания надрессорной балки и боковой рамы в горизонтальной плоскости и препятствуют относительному "забеганию" боковых рам. Возврат системы в нормальное положение осуществляется за счет горизонтальной жесткости рессорных комплектов.
Краткое описание чертежей.
Фиг.1 изображает фрикционный клиновой гаситель колебаний, вид сбоку;
фиг.2 - нормальное расположение элементов фрикционного клинового гасителя колебаний, вид сверху;
фиг.3 - расположение элементов фрикционного клинового гасителя колебаний при возникновении колебаний в горизонтальной плоскости.
Источники информации
1. Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства.
Патент RU Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства. Патент RU 99104191 А, 20.01.2001;
2. Фрикционный клин транспортного средства. Патент RU 2001110138 А, 20.05.2003;
3. Фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона. Патент RU 2233759 С1, 10.08.2004;
4. Фрикционный гаситель колебаний тележки грузового вагона. Патент RU 40039 U 1,20.04.2004;
5. Тозик В.Т. Электронный учебник по начертательной геометрии. http://trafiic.spb.ru/geom/menu.html
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2294295C1 |
ЦЕНТРАЛЬНОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2006 |
|
RU2337845C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2010 |
|
RU2428340C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2010 |
|
RU2461480C2 |
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК | 2015 |
|
RU2608205C2 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2004 |
|
RU2259292C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2007 |
|
RU2348556C1 |
Фрикционно-амортизирующее устройство тележки грузового вагона | 2023 |
|
RU2811186C1 |
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2292282C1 |
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА | 1991 |
|
RU2047521C1 |
Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции гасителя колебаний тележки вагона. Фрикционный клиновой гаситель колебаний содержит подпружиненные фрикционные клинья 2 с вертикальной плоскостью для взаимодействия с плоскостью боковой рамы 1 тележки и наклонной криволинейной опорной поверхностью для взаимодействия с криволинейной наклонной поверхностью подпружиненной надрессорной балки 3. Наклонная опорная поверхность каждого фрикционного клина выполнена криволинейной и имеет в вертикальной плоскости - образующий радиус, равный половине размера проема боковой рамы под рессорный комплект, а в горизонтальной плоскости образующий радиус, равный половине расстояния между осями приложения нагрузки на рессорные комплекты тележки. Технический результат - улучшение ходовых качеств тележки, более стабильная работа фрикционного гасителя колебаний и снижение склонности к "забеганию" боковых рам. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 5452665 A1, 26.09.1995 | |||
US 4915031 А, 10.04.1990 | |||
Гидравлическая сцепная муфта | 1926 |
|
SU4268A1 |
КРАЙНЕВ А.Ф | |||
Механика машин | |||
Фундаментальный словарь | |||
- М.: Машиностроение, 2000, с.671 | |||
US 4256041 A1, 17.03.1981. |
Авторы
Даты
2007-01-27—Публикация
2005-05-19—Подача