СПОСОБ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2007 года по МПК F01D21/14 

Описание патента на изобретение RU2293851C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к области газотурбинных двигателей (ГТД), в том числе газотурбинных приводов (ГТП) газотурбинных установок (ГТУ).

Уровень техники

В связи с высокой стоимостью современных газотурбинных двигателей (ГТД), предназначенных для военной и гражданской авиации, а также газотурбинных установок (ГТУ), напряженными условиями их эксплуатации и непрерывным ростом требований к ресурсам крайне важна ресурсосберегающая эксплуатация двигателей. Эксплуатация первых поколений газотурбинных двигателей проводилась по установленному фиксированному ресурсу, после выработки которого двигатель снимался с эксплуатации (см. Н.Д.Кузнецов, В.И.Цейтлин. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1976 г., стр.162). Такой способ эксплуатации являлся крайне неэффективным, т.к. во многих случаях даже при полной выработке установленного ресурса двигатель оставался работоспособным.

Более прогрессивным является способ эксплуатации в зависимости от технического состояния двигателя (см. Н.Д.Кузнецов, В.И.Цейтлин. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1976 г., стр.163-169), заключающийся в том, что двигателю устанавливается ресурс по техническому состоянию (Рэ.т.с.), в процессе выработки которого выполняют периодические проверки с измерением основных параметров работы двигателя (температуры на входе в турбину, числа оборотов, времени работы на разных режимах) и осмотром газовоздушного тракта (ГВТ) двигателя для выявления дефектов по узлам и деталям и, при необходимости, их замену. При положительных результатах периодических проверок эксплуатационный ресурс продлевают на величину ΔР.

Периодические проверки проводятся через равные промежутки времени (ΔР) до исчерпания установленного ресурса по техническому состоянию Рэ.т.с. После выработки величины Рэ.т.с. двигатель снимается с эксплуатации независимо от его технического состояния.

Однако способ эксплуатации по техническому состоянию в пределах установленного ресурса не учитывает особенностей условий эксплуатации каждого конкретного двигателя, во многом обуславливающих его остаточный ресурс, и поэтому не позволяет с достаточной достоверностью оценить ресурсные возможности двигателя, и его съем с эксплуатации после выработки установленного ресурса часто является преждевременным и поэтому экономически неэффективным.

Раскрытие изобретения

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение достоверности оценки остаточного ресурса каждого конкретного ГТД и ГТП в зависимости от реальных условий его эксплуатации и тем самым увеличение его ресурса для повышения экономической эффективности эксплуатации.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе ресурсосберегающей эксплуатации газотурбинных двигателей по техническому состоянию его проточной части в зависимости от предельно допустимой величины повреждаемости Пдоп. за ресурс Рэ.т.с., заключающемся в том, что в процессе выработки ресурса измеряют температуру Т на входе в турбину, число оборотов двигателя n, время τ работы на различных i режимах и проводят периодические проверки состояния газовоздушного тракта двигателя для выявления дефектов по узлам и деталям и, при необходимости, их замену, согласно изобретению предварительно перед эксплуатацией двигателя определяют за один час работы на i режимах повреждаемость П1 наиболее "слабой" ресурсоопределяющей детали ,

где τi - время работы двигателя на i-ом режиме,

τpi - предельно допустимое время работы на i-ом режиме при напряжениях и температуре в ресурсоопределяющей детали, определенное по характеристике длительной прочности материала детали на i-ом режиме,

а при периодической проверке состояния газовоздушного тракта двигателя определяют за период эксплуатации суммарную повреждаемость ,

где К - количество режимов, на которых эксплуатировался газотурбинный двигатель,

сравнивают ее с величиной предельно допустимой повреждаемости Пдоп, и при отсутствии замечаний по регламентным работам продолжают эксплуатацию, при выработке ресурса определяют суммарную повреждаемость П, как сумму всех повреждаемостей, определенных во время периодических проверок, а при условии Пдоп≤П∑Рмакс.,

где П∑Рмакс. - наибольшее значение суммарной повреждаемости за один из периодов ΔР эксплуатации,

увеличивают ресурс работы на величину ΔР.

Осуществление изобретения

Способ ресурсосберегающей эксплуатации газотурбинных двигателей по техническому состоянию его проточной части в зависимости от предельно допустимой повреждаемости Пдоп за ресурс Рэ.т.с. заключается в том, что в процессе выработки ресурса измеряют температуру Т на входе в турбину, число оборотов двигателя n, время τ работы на различных i режимах и проводят периодические проверки состояния газовоздушного тракта двигателя для выявления дефектов по узлам и деталям и при необходимости их замену. Предварительно перед эксплуатацией двигателя определяют за один час работы на i режимах повреждаемость П1 наиболее "слабой" ресурсоопределяющей детали ,

где τi - время работы двигателя на i-ом режиме,

τpi - предельно допустимое время работы на i-ом режиме при напряжениях и температуре в ресурсоопределяющей детали, определенное по характеристике длительной прочности материала детали на i-ом режиме.

При периодической проверке состояния газовоздушного тракта двигателя определяют за период эксплуатации суммарную повреждаемость

где К - количество режимов, на которых эксплуатировался газотурбинный двигатель.

Сравнивают ее с величиной предельно допустимой повреждаемости Пдоп. При отсутствии замечаний по регламентным работам продолжают эксплуатацию, при выработке ресурса определяют суммарную повреждаемость П, как сумму всех повреждаемостей, определенных во время периодических проверок. При условии Пдоп≤П∑Рмакс.,

где П∑Рмакс. - наибольшее значение суммарной повреждаемости за один из периодов ΔР эксплуатации,

увеличивают ресурс работы на величину ΔР.

Пример конкретного выполнения

Наиболее "слабой" ресурсоопределяющей деталью двухконтурного двухвального двигателя 4-го поколения является рабочая лопатка турбины высокого давления (ТВД). Для нее заранее была определена повреждаемость за 1 час эксплуатации (П1) на i-ых режимах эксплуатации:

Ресурс по техническому состоянию установлен: Рэ.т.с.=400 ч. Предельно допустимая величина повреждаемости за ресурс 400 ч равна: Пдоп=0,258. Периодические проверки проводятся через 200 ч.

При эксплуатации двигателя проводилось измерение температуры на входе (ТВХ) и оборотов (n), определяющих режим эксплуатации, а также фиксировалось время работы на этих режимах (τ). Через период эксплуатации ΔР=200 часов суммарная повреждаемость составила:

(50 часов двигатель эксплуатировался на режимах, повреждаемость рабочей лопатки ТВД на которых ≈0).

Поскольку замечаний по регламентным работам не было и величина П=0,0893<Пдоп.=0,258, было разрешено эксплуатировать двигатель еще 200 часов.

За последующие ΔР=200 часов эксплуатации суммарная повреждаемость составила (П)ΔP=0,0757, а за суммарный эксплуатационный ресурс 400 часов накопленная повреждаемость составила П=0,165. Проведенные периодические работы не выявили замечаний, препятствующих эксплуатации. Поскольку условие Пдоп выполнялось (0,165<0,258) двигатель не был снят с эксплуатации. Ему было разрешено продлить эксплуатацию еще на 200 часов, т.е. до ресурса 600 ч.

После завершения эксплуатации 600 ч суммарная повреждаемость составила П=0,242. Дальнейшая эксплуатация была прекращена, т.к. полученное значение разницы между допустимой величиной повреждаемости и суммарной накопленной за ресурс 600 ч меньше, чем наибольшее значение за один из периодов эксплуатации:

0,258-0,242=0,016<0,0893.

Таким образом по предложенному способу эксплуатации ресурс двигателя был увеличен по сравнению с установленным Рэ.т.с. на 200 ч (в 1.5 раза).

Технико-экономическая или иная эффективность

Использование предлагаемого способа позволяет учесть реальные условия эксплуатации каждого конкретного двигателя и, следовательно, повысить достоверность оценки его технического состояния, что дает возможность увеличить ресурс и тем самым сэкономить материальные затраты.

Похожие патенты RU2293851C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Королёв Александр Николаевич
  • Понькин Владимир Николаевич
  • Симкин Эдуард Львович
RU2308014C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ 2003
  • Кирюхин В.В.
  • Колотников М.Е.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Мельник В.И.
  • Чепкин В.М.
RU2236671C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2013
  • Цыганков Станислав Евгеньевич
  • Касьяненко Андрей Александрович
  • Евдокимов Андрей Николаевич
  • Кравченко Игорь Владимирович
RU2536759C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2011
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Орлов Олег Иванович
RU2476849C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Семенов Александр Николаевич
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Полатиди Людмила Борисовна
  • Полатиди Софокл Харлампович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Сычев Владимир Константинович
  • Ступников Владимир Леонидович
RU2389998C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ 2020
  • Гогаев Георгий Павлович
  • Богданов Михаил Анатольевич
  • Шубин Игорь Аркадьевич
  • Немцев Дмитрий Владимирович
RU2742321C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ 2018
  • Богданов Михаил Анатольевич
  • Гогаев Георгий Павлович
  • Шубин Игорь Аркадьевич
  • Немцев Дмитрий Владимирович
RU2696523C1
Способ долгосрочного прогнозирования индивидуального ресурса гидроагрегата в условиях часто меняющихся режимных факторов 2020
  • Георгиевская Евгения Викторовна
  • Георгиевский Николай Владимирович
RU2756781C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ 2008
  • Потапов Сергей Давидович
RU2393451C1
Способ эксплуатации авиационного газотурбинного двигателя по его техническому состоянию 2023
  • Гогаев Георгий Павлович
  • Богданов Михаил Анатольевич
  • Шубин Игорь Аркадьевич
  • Немцев Дмитрий Владимирович
RU2818426C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Способ ресурсосберегающей эксплуатации газотурбинных двигателей по техническому состоянию его проточной части в зависимости от предельно допустимой величины повреждаемости за ресурс заключается в том, что в процессе выработки ресурса измеряют температуру на входе в турбину, число оборотов двигателя, время работы на режимах и проводят периодические проверки состояния газовоздущного тракта двигателя для выявления дефектов по узлам и деталям. Предварительно перед эксплуатацией двигателя определяют за один час работы на i режимах повреждаемость наиболее "слабой" ресурсоопределяющей детали. При периодической проверке состояния газовоздушного тракта двигателя определяют за период эксплуатации суммарную повреждаемость и сравнивают ее с величиной предельно допустимой повреждаемости и при отсутствии замечаний по регламентным работам определяют суммарную повреждаемость как сумму всех повреждаемостей, определенных во время периодических проверок. При условии, когда разность между предельно допустимой повреждаемостью и суммарной повреждаемостью меньше наибольшего значения суммарной повреждаемости за один из периодов эксплуатации, увеличивают ресурс работы двигателя.

Формула изобретения RU 2 293 851 C1

Способ ресурсосберегающей эксплуатации газотурбинных двигателей по техническому состоянию его проточной части в зависимости от предельно допустимой повреждаемости Пдоп за ресурс Рэ.т.с., заключающийся в том, что в процессе выработки ресурса измеряют температуру Т на входе в турбину, число оборотов двигателя n, время τ работы на различных i режимах и проводят периодические проверки состояния газовоздушного тракта двигателя для выявления дефектов по узлам и деталям и при необходимости их замену,

отличающийся тем, что предварительно перед эксплуатацией двигателя определяют за один час работы на i режимах повреждаемость П1 наиболее "слабой" ресурсоопределяющей детали

где τi - время работы двигателя на i-м режиме;

τpi - предельно допустимое время работы на i-м режиме при напряжениях и температуре в ресурсоопределяющей детали, определенное по характеристике длительной прочности материала детали на i-м режиме,

а при периодической проверке состояния газовоздушного тракта двигателя определяют за период эксплуатации

суммарную повреждаемость

где К - количество режимов, на которых эксплуатировался газотурбинный двигатель,

сравнивают ее с величиной предельно допустимой повреждаемости Пдоп. и при отсутствии замечаний по регламентным работам продолжают эксплуатацию, при выработке ресурса определяют суммарную повреждаемость ПΣ как сумму всех повреждаемостей, определенных во время периодических проверок, а при условии

ПдопΣ≤ПΣРмакс.,

где ПΣРмакс. - наибольшее значение суммарной повреждаемости за один из периодов ΔР эксплуатации,

увеличивают ресурс работы на величину ΔР.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2293851C1

КУЗНЕЦОВ Н.Д., ЦЕЙТЛИН В.И., Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей, Москва, Машиностроение, 1976, с.163-169
Способ контроля степени заноса проточной части турбины 1989
  • Богаенко Иван Николаевич
  • Диденко Виктор Моисеевич
  • Рюмшин Николай Александрович
  • Тертышная Елена Тимофеевна
SU1703831A1
Устройство приема информации по двум параллельным каналам связи 1976
  • Лосев Юрий Иванович
  • Бабенков Юрий Иванович
SU590856A1
Способ контроля загрязнения проточнойчАСТи гАзОТуРбиННОй уСТАНОВКи 1978
  • Клименко Николай Алексеевич
  • Кандауров Юрий Николаевич
  • Лапшин Валентин Михайлович
  • Перевозкин Григорий Самуилович
SU794228A1
Устройство для контроля состояния газотурбинного двигателя 1977
  • Байдуник Зенон Ярославович
  • Панов Александр Алексеевич
  • Равин Александр Александрович
SU665108A1
US 3588265 A, 28.06.1971
US 3866109 A, 11.02.1975
DE 19857552 A1, 15.06.2000.

RU 2 293 851 C1

Авторы

Бардычев Александр Сергеевич

Чистотин Владимир Петрович

Хорошилов Владислав Николаевич

Саатчан Георгий Станиславович

Даты

2007-02-20Публикация

2005-07-06Подача