КОРПУС ВЕНТИЛЯТОРА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК F04D29/52 

Описание патента на изобретение RU2293885C1

Изобретение относится к области авиационного машиностроения и может быть использовано при проектировании, изготовлении и эксплуатации турбовентиляторных двигателей.

Известны технические решения, направленные на удержание разрушившихся лопаток и их фрагментов корпусом вентилятора. Патент США 5431532 от 11 июля 1995 года предлагает для удержания оторвавшихся фрагментов лопаток использовать материал корпуса вентилятора на основе органоволокна - кевлар. Недостатком предлагаемого решения является весьма сложная реберная конструкция среднего слоя корпуса вентилятора. Не исключается застревание фрагментов лопатки между ребрами корпуса вентилятора, что может привести к разрушению корпуса и всего вентилятора.

Наиболее близкими к заявляемой конструкции корпуса вентилятора из композиционных материалов (КМ) являются решения, использованные на двигателях Д-36, Д436К, Д436Т Запорожского машиностроительного конструкторского бюро (ЗМКБ) "Прогресс", описанные в статье Пейчева Г.И., Николаевского С.В., Виганта Ю.В. "ЗМКБ "Прогресс": композиты в авиадвигателях семейства Д-36" (журнал "Технологические системы" 2/2000 - Юбилейный сборник, посвященный 55-летию ЗМКБ "Прогресс", стр.15-21). Металлическая оболочка, являющаяся прочностным каркасом - средством для крепления корпуса вентилятора со смежными узлами и экраном для окончательного удержания оторвавшихся лопаток или их фрагментов располагается над вставкой из КМ. Недостатками корпусов вентиляторов такой конструкции являются термическая и деформационная несовместимость металлических композиционных материалов. Термическая несовместимость связана с большой разницей коэффициентов линейного расширения металлов и композиционных материалов. Совместная работа металлической и композиционных оболочек в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 100°С) приводит к высоким напряжениям по границе "металл-пластик" и, как следствие, к возможности отслоения их по этой границе. Деформативная несовместимость обусловлена существенным отличием (в 2-3 раза) в модулях упругости металлических и композиционных материалов.

Ударное воздействие оторвавшихся фрагментов лопаток на комбинированную оболочку корпуса может существенно ускорить процесс его разрушения.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции при работе вентилятора.

Технический результат достигается тем, что корпус вентилятора авиационного двигателя, содержащий оболочку из композиционного материала, зоны крепления с сопрягаемыми узлами и агрегатами, выполнен цельным по длине и многослойным по толщине из чередующихся спиральных слоев органожгута и пакетов органоткани на эпоксидном связующем, при этом в зоне расположения лопаток спиральные слои и тканевые пакеты многократно чередуются друг с другом, а внутренний и наружный слои выполнены спиральными, торцевые зоны усилены тканевыми пакетами, которые закреплены кольцевыми слоями и в них размещены элементы штифто-болтового соединения.

Внутренняя и наружная оболочки корпуса армируются спиральными слоями Русара, между ними в зоне расположения вентилятора выкладывается органоткань, на краях корпуса спиральные слои дополняются тканевыми пакетами и связываются кольцевой подмоткой, образуя замкнутую прочностную конструкцию.

Выполнение корпуса цельным по длине и многослойным по толщине из чередующихся спиральных слоев органожгута и пакетов органоткани позволяет создать прочную конструкцию, изменяющуюся по физико-механическим характеристикам в радиальном направлении - направлении чередования слоев. Многократное чередование друг с другом слоев спиральных и тканевых пакетов позволяет организовать многочисленные границы разной жесткости, пересекая которые лопатка или ее фрагмент теряют энергию. Выполнение спиральными (едиными) внутреннего и наружных слоев, соединенных по краям, позволяет получить замкнутую жесткую и прочную конструкцию корпуса. Усиление торцевых зон тканевыми пакетами позволяет развить в них утолщения для размещения штифто-болтового соединения.

На чертеже представлен корпус вентилятора, где обозначены:

1 - спиральные слои жгута "Русар";

2 - тканевые пакеты "Русар";

3 - узлы крепления;

4 - панель шумоглушения.

Работу предлагаемой конструкции по удержанию лопатки вентилятора или ее фрагмента, врезающихся по касательной в корпус вентилятора, можно представить следующим образом.

1. При обрыве небольшого фрагмента лопатки вентилятора он (фрагмент) отдает свою энергию на упругую деформацию корпуса вентилятора, затем вылетает за его пределы.

2. При обрыве большего фрагмента лопатки вентилятора он (фрагмент) частично отдает свою энергию на упругую деформацию корпуса, частично повреждает прочный внутренний и жесткий слой, а затем вылетает за пределы корпуса вентилятора.

3. При обрыве лопатки вентилятора она пробивает многочисленные чередующиеся слои, армирующие корпус вентилятора, начиная с внутреннего прочного и жесткого слоя зонной спиральной намотки органожгута типа "Русар" и пакетов органоткани типа "Русар" продольно поперечной выкладки и намотки на эпоксидном связующем типа УП-2217. Лопатка, разрывая многочисленные слои жгута и ткани, теряет свою энергию и удерживается в пределах корпуса вентилятора охватывающим неразрывным слоем спиральной намотки органожгута типа "Русар".

Таким образом, предлагаемая конструкция корпуса вентилятора из КМ позволяет обеспечить выполнение требований международных норм по обеспечению надежности и безопасности полета самолета за счет удержания оторвавшейся лопатки или ее фрагмента корпусом вентилятора. Кроме того, предлагаемая конструкция позволяет снизить массу корпуса вентилятора авиадвигателя.

Похожие патенты RU2293885C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ОТОРВАВШИХСЯ ЛОПАТОК В ДВУХКОНТУРНОМ ТУРБОРЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ 2009
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Саков Юрий Львович
  • Мозеров Борис Георгиевич
  • Каримов Владислав Закирович
  • Радионов Михаил Владимирович
  • Куртеев Владимир Аркадьевич
  • Ошев Николай Александрович
  • Кузьмин Александр Николаевич
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Кокшаров Николай Леонидович
  • Гладкий Иван Леонидович
  • Харин Сергей Александрович
  • Климов Валерий Николаевич
  • Бова Александр Валентинович
RU2433281C2
Корпус вентилятора авиационного двигателя 2015
  • Куртеев Владимир Аркадьевич
RU2611137C1
ЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ КОРПУСА ВЕНТИЛЯТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Богданов Владимир Васильевич
  • Шуметов Вячеслав Васильевич
  • Зырянов Константин Анатольевич
  • Калгин Альберт Набиулович
  • Кормушин Владимир Алексеевич
  • Волкодав Станислав Викторович
RU2366838C1
Способ защиты корпуса лопаточных машин и устройство, реализующее способ 2017
  • Бычков Николай Григорьевич
  • Першин Алексей Викторович
  • Хамидуллин Артем Шамилевич
  • Авруцкий Владимир Валерьевич
  • Колотников Михаил Ефимович
RU2652857C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ ОБОРВАВШЕЙСЯ ЛОПАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Луппов Алексей Анатольевич
  • Петров Юрий Алексеевич
  • Ежов Алексей Юрьевич
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
RU2350765C1
ПРЕПРЕГ И СТОЙКОЕ К УДАРУ И БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО 2005
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Кувшинов Николай Петрович
  • Сидорова Вера Валентиновна
  • Железина Галина Федоровна
  • Зеленина Ирина Викторовна
  • Орлова Людмила Григорьевна
  • Соловьева Наталия Александровна
  • Лукина Наталия Филипповна
  • Чубковец Людмила Анатольевна
RU2304270C1
Устройство для локализации оборвавшейся лопатки вентилятора турбореактивного двигателя 2019
  • Скиба Владимир Васильевич
  • Егорушков Михаил Юрьевич
RU2732278C1
Гибридный композиционный материал для оболочечных конструкций высокого давления 2018
  • Тихонов Игорь Владимирович
  • Соколов Вячеслав Вячеславович
  • Кутюрин Андрей Юрьевич
  • Щетинин Виктор Михайлович
  • Антипов Юрий Валентинович
  • Барынин Вячеслав Александрович
RU2707781C1
ТКАНАЯ ВОЛОКНИСТАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ ЗАГОТОВКИ КОРПУСА 2018
  • Ле Хон, Сон
  • Куп, Доминик Мари Кристиан
  • Габийон, Мартен
  • Грелен, Эрве
  • Майо, Жан-Ноэль
  • Мусийа, Сильвен
  • Мортье, Ролан Жозе Ян
  • Реймон, Фредерик
RU2769388C2
КОМПОЗИТНАЯ ЛОПАТКА ВЕНТИЛЯТОРА С МНОГОСЛОЙНЫМ АРМИРУЮЩИМ МАТЕРИАЛОМ 2008
  • Сироткин Олег Сергеевич
  • Литвинов Валерий Борисович
  • Токсанбаев Мурат Сейтказиевич
  • Базаев Евгений Михайлович
  • Андреева Елена Георгиевна
  • Еремкин Денис Иванович
  • Лаврис Екатерина Васильевна
RU2384749C1

Реферат патента 2007 года КОРПУС ВЕНТИЛЯТОРА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного машиностроения и может быть использовано при проектировании, изготовлении и эксплуатации турбовентиляторных двигателей. Корпус вентилятора авиационного двигателя, содержащий оболочку из композиционного материала, зоны крепления с сопрягаемыми узлами и агрегатами, выполнен цельным по длине и многослойным по толщине из чередующихся спиральных слоев органожгута и пакетов органоткани на эпоксидном связующем, при этом в зоне расположения лопаток спиральные слои и тканевые пакеты многократно чередуются друг с другом, а внутренний и наружный слои выполнены спиральными, торцевые зоны усилены тканевыми пакетами, которые закреплены кольцевыми слоями и в них размещены элементы штифто-болтового соединения. Изобретение позволяет обеспечить выполнение требований международных норм по обеспечению надежности и безопасности полета самолета за счет удержания оторвавшейся лопатки или ее фрагмента корпусом вентилятора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 293 885 C1

Корпус вентилятора авиационного двигателя, содержащий оболочку из композиционного материала, зоны крепления с сопрягаемыми узлами и агрегатами, отличающийся тем, что корпус выполнен цельным по длине и многослойным по толщине из чередующихся спиральных слоев органожгута и пакетов органоткани на эпоксидном связующем, при этом в зоне расположения лопаток спиральные слои и тканевые пакеты многократно чередуются друг с другом, а внутренний и наружный слои выполнены спиральными, торцевые зоны усилены тканевыми пакетами, которые закреплены кольцевыми слоями и в них размещены элементы штифто-болтового соединения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2293885C1

ПЕЙЧЕВ Г.И., НИКОЛАЕВСКИЙ С.В
и др
ЗМКБ «ПРОГРЕСС»
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь 1921
  • Поварнин Г.Г.
  • Циллиакус А.П.
SU36A1
Технологические системы, г.Запорожье, 2000, №2
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Иноземцев А.А.
  • Гузачев Е.Т.
  • Чурсин В.А.
  • Леонтьев А.С.
  • Климов В.Н.
RU2261999C2
Вентилятор для фазорегуляторов и асинхронных двигателей, работающих при больших скольжениях 1956
  • Перов В.И.
SU108658A1
СПОСОБ ЗАМЕНЫ ПЕРЕДНЕГО КОРПУСА МОДУЛЯ ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
RU2247062C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТУРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 1992
  • Алексеев В.Б.
  • Евдокимов А.И.
  • Новицкий С.М.
  • Федорко Г.В.
RU2045451C1
US 5088886 А, 18.02.1992
СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ЛИЦ ДЛЯ РАБОТ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ БОЕВЫХ ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ 2016
  • Антушевич Александр Евгеньевич
  • Харченко Татьяна Владимировна
  • Аржавкина Лейла Гусейновна
  • Протасов Олег Вячеславович
  • Лянгинен Лидия Васильевна
  • Цыган Василий Николаевич
  • Гребенюк Александр Николаевич
  • Загородников Геннадий Геннадьевич
  • Макеев Борис Лаврович
RU2642603C2

RU 2 293 885 C1

Авторы

Соколовский Михаил Иванович

Мозеров Борис Григорьевич

Каримов Владислав Закирович

Ошев Николай Александрович

Кузьмин Александр Николаевич

Иноземцев Александр Александрович

Кокшаров Николай Леонидович

Даты

2007-02-20Публикация

2005-08-08Подача