Изобретение относится к электромеханике, в частности к электрическим машинам, конструктивно сопряженным с редукторами, и может быть использовано в качестве электропривода широкого применения. Результатом изобретения является объединение первой и второй ступеней редуктора в качестве статора и якоря электродвигателя.
Планетарный электромотор-редуктор содержит двухступенчатый планетарный редуктор, у которого шестерня редуктора выполняет функцию корпуса статора электродвигателя, а сателлит выполняет функцию ротора-якоря с электрообмотками электромагнитов. Зубья сателлита установлены с возможностью обкатывания по зубьям статора и шпинделя. Питание катушек статора и якоря электродвигателя осуществляется торцевым коллектором с токоподводящими и отводящими элементами, смещающимся эксцентрично и синхронно с сателлитом редуктора.
Известны мотор-редукторы (Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. - М.: Машиностроение, 1979, том 3, стр.506-515, а также патент RU 2126582), которые представляют собой электродвигатели, у которых редукторы соединены с входными валами, причем оба узла размещены в общем корпусе.
Существуют мотор-редукторы, у которых отдельные элементы конструкций электродвигателя выполняют одновременно функции редуктора. В патентах (RU 2030082, RU 2098910 и RU 2171526) редукторы установлены эксцентрично в статоре и, обкатывая какую-либо поверхность, выполняют функцию одного из звеньев планетарной передачи, которая может быть либо фрикционной, либо зубчатой. Ротор выполнен в виде двух дисковых радиально противоположно направленных магнитов, установленных вдоль оси редуктора. Имеются также электродвигатели, у которых роторы выполнены с передачей, состоящей из шариков, перемещающихся в косых канавках.
Известны мотор-редукторы (RU 2071631 и RU 2074490), у которых статор и ротор установлены эксцентрично, связаны с планетарным редуктором и имеют электромагнитные тормозные устройства, а водило выполнено с возможностью осевого перемещения выходного вала.
Предлагаемый планетарный электромотор-редуктор включает в себя: зубчатое колесо первой ступени редуктора, которое выполняет функцию статора электродвигателя, шестерню первой ступени редуктора-якоря электродвигателя. Торцевой коллектор, движущийся эксцентрично корпусу редуктора, выполняет функцию раздаточного механизма, производя подачу электроэнергии в магниты статора и якоря со смещением фазы относительно эксцентриситета привода.
На фиг.1 показан предлагаемый привод, у которого сателлит, выполняющий функцию якоря, имеет зубья наружного зацепления, а у статора и шпинделя - внутреннего. На фиг.2 - то же, сечение по А-А-А-А. На фиг.3 сателлит имеет зубья наружного и впадины внутреннего зацепления, статор - внутреннего, а шпиндель - наружного. На фиг.4 - то же, сечение по А-А. На фиг.5 - схема замыкания токопроводящих элементов между собой. На фиг.6 - схема катушек статора и ротора, включенных при расположении контактов, изображенных на фиг.5.
В корпусе 1 (фиг.1 и 2) расположены статор 2 с катушкой 3 электромагнита. Статор 2 имеет зубья 4 внутреннего зацепления, которые входят в зацепления с зубьями 5 сателлита-якоря 6, имеющего катушки 7 электромагнита. Сателлит-якорь 6 своими зубьями 8 входит в контакт с зубьями 9 шпинделя 10, переходящего в вал силового привода. Сателлит-якорь 6 также воздействует на быстроходный эксцентриковый вал 11, который может и отсутствовать в механизме, например в электромотор-редукторе, изображенном на фиг.3 и 4. На сателлите-якоре 6 (фиг.1, 3 и 5) жестко закреплен коллектор 12 с контактами 13, являющимися токоподводящими и отводящими элементами. Контакты 13 контактируют с наружным и внутренним кольцами 14 и 15, подводящими электрический ток к электромотор-редуктору. Наружные и внутренние щетки 16 и 17 служат для подвода электроэнергии в катушки 3 электромагнитов статора 2. Щетки 16 и 17 расположены в крышке 18.
У электромотор-редуктора, изображенного на фиг.3 и 4, нет эксцентрикового вала 11 (фиг.1). Сателлит-якорь 6 (фиг.3 и 4) зубьями 5 центрируется и удерживается зубьями 4 статора 2. Впадины 19 сателлита-якоря 6 контактируют с зубьями 20 шпинделя 21, передающего крутящий момент рабочему органу (не показанному на схеме). Зубья 5 сателлит-якоря 6 покрыты нетокопроводящим материалом 22 специального профиля, который может сниматься и надеваться на зубья и фрикционные пары как чехол.
На фиг.5 верхние контакты 13 соединены, например, с токоподводящим подпружиненным кольцом 14, внизу аналогичные контакты соединены с токоотводящим подпружиненным кольцом 15. В результате через контакты 13 в сателлите-якорь 6 поступает электрический ток, создавая магнитное поле. А так как верхние и нижние контакты 13 соединяются со щетками 17, то электрический ток подается и в катушки 3, где также создается магнитное поле.
Принцип работы электромотор-редукторов, показанных на фиг.1 и 2 и на фиг.3 и 4, аналогичен. Коллектор 12 закреплен на сателлите-якоре 6 так, что электрический ток в электромагниты статора и якоря подается смещенным по фазе. Например, через верхние контакты 13 (а, б, с) с соответствующими щетками 16 электроток от подпружиненного кольца 14 (фиг.5 и 6) поступает в катушки: а', б', с' и д', е', ж', а отводится он через нижние контакты 13 (д, е, ж) с соответствующими щетками 17 и подпружиненное кольцо 15.
Катушки 7 сателлита-якоря 6 запитываются электрическим током от контактов 13 (а, б, с и далее д, е, ж), в результате в катушках а', б', с', д', е' и ж' (фиг.6) возникают магнитные поля и сателлит-якорь 6 относительно точки "А", в которой зубья сателлита максимально входят в зубья статора (фиг.2, 4 и 6) или точки контакта фрикционной пары, смещается по часовой стрелке, при этом контакты 13 также смещаются, подключая следующую группу катушек, а точка "А", нейтральная линия I-I, и эксцентриситет OO1 вращаются против часовой стрелки, создавая бегущее магнитное поле. Линия I-I относительно точки "А" делит сателлит-якорь 6 на два бегущих поля S и N.
На фиг.1 и 2 эксцентриковый вал 11 и эксцентриситет OO1 вращаются с большой скоростью, а шпиндель 10 с валом - с малой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЭЛЕКТРОМОТОР-РЕДУКТОР С УПРАВЛЯЕМЫМ КОЛЛЕКТОРОМ | 2007 |
|
RU2359388C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЭЛЕКТРОМОТОР-РЕДУКТОР С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТОМ ВРАЩЕНИЯ САТЕЛЛИТ-ЯКОРЯ | 2007 |
|
RU2352047C2 |
МОТОР-РЕДУКТОР С ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРЕЦЕССИРУЮЩИМ ЗУБЧАТЫМ КОЛЕСОМ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2538478C1 |
МОТОР-КОЛЕСО НА БАЗЕ ЦИКЛОИДАЛЬНОГО (ПЛАНЕТАРНО-ЦЕВОЧНОГО) РЕДУКТОРА | 2016 |
|
RU2665017C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ТОРЦОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2150623C1 |
СИСТЕМА С МОТОР-РЕДУКТОРОМ ДЛЯ ДВУХКОЛЕСНЫХ ИЛИ ТРЕХКОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, УСТАНАВЛИВАЕМАЯ СООСНО С КАРЕТКОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ТАКОЙ СИСТЕМОЙ | 2014 |
|
RU2705508C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286641C1 |
Электродвигатель постоянного тока с катящимся ротором | 1986 |
|
SU1394350A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2313884C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2313885C2 |
Изобретение относится к области электротехники и электромеханики, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения планетарного электромотор-редуктора. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в улучшении массо-габаритных показателей планетарного электромотор-редуктора путем объединения электродвигателя и планетарного редуктора в один конструктивный узел. Сущность изобретения состоит в том, что в планетарном электромотор-редукторе, содержащем корпус, в котором расположены зубчатое колесо планетарного редуктора и шестерня планетарного редуктора, статор и ротор электродвигателя, установленные эксцентрично и связанные с планетарным редуктором, согласно данному изобретению зубчатое колесо первой ступени планетарного редуктора выполняет функцию статора электродвигателя, а шестерня планетарного редуктора выполняет функцию сателлит-якоря электродвигателя, на котором установлен торцевой коллектор с токоподводящими и токоотводящими контактами, при этом торцевой коллектор имеет возможность движения эксцентрично относительно корпуса, зубчатое колесо-статор электродвигателя имеет катушку электромагнита и выполнено с зубьями внутреннего зацепления, входящими в зацепление с зубьями шестерни сателлит-якоря, имеющего катушки другого электромагнита, а зубья внутреннего зацепления шестерни сателлит-якоря входят в контакт с зубьями шпинделя, при этом упомянутые зубчатое колесо-статор электродвигателя и шестерня сателлит-якоря электродвигателя имеют пазы, в которых размещены катушки соответствующих электромагнитов, подача тока в которые создает крутящий момент и вызывает смещение сателлит-якоря относительно точки наибольшего вхождения его зубьев и зубьев зубчатого колеса-статора электродвигателя друг в друга или относительно точки контакта образованной ими фрикционной пары. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
ПЛАНЕТАРНЫЙ ТОРЦОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2150623C1 |
МОТОР-РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2074490C1 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2071631C1 |
МОТОР-РЕДУКТОР | 2000 |
|
RU2171526C1 |
МОТОР-РЕДУКТОР | 1992 |
|
RU2098910C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2030082C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2126582C1 |
ОРБИТАЛЬНЫЙ ШАГОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 2001 |
|
RU2215358C2 |
Многоскоростной мотор-редуктор А.И.Полетучего | 1988 |
|
SU1647774A1 |
Гидропривод управления рабочим органом планировочной машины | 1986 |
|
SU1390316A1 |
US 4951518 А, 28.08.1990. |
Авторы
Даты
2007-02-27—Публикация
2005-05-31—Подача