Изобретение относится к авиастроению, в частности к конструкции механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками.
Основы конструирования в авиастроении, являясь общими с основами конструирования в целом, включают особый подход к конструированию с учетом повышенных требований к уровню надежности для обеспечения безопасности полетов. Уровень надежности самолетов интегрирован из многих составляющих, в том числе из надежности механизма управления аэродинамическими плоскостями самолета. В изобретениях, касающихся механизмов управления аэродинамическими поверхностями самолетов, обязательным элементом конструкции является шарнирная связка кинематических звеньев механизма. (SU 1497916, А 11830844 А1, МКИ 4 В 64 С 13/34, ЕР 1426290, RU 96108425, кн. Кестельман В.Н., Федоров А.В. Механизмы управления самолетом. - М.: Машиностроение, 1987, стр.18, рис.1.11, г; стр.33, рис.2.4 - прототип).
Однако в известных устройствах указанного назначения, в том числе по прототипу, надежность механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета не отвечает высокому уровню вследствие конструктивного решения узла шарового шарнира: фрикционное крепление внутреннего кольца (яблока) ввиду недостаточной надежности его стопорения и, как следствие, возможность проворота яблока при действии аэродинамических нагрузок, что отрицательно влияет на нагрузочные характеристики узла.
Задача изобретения - повышение уровня надежности и нагрузочных характеристик механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета.
Для решения задачи в механизме управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками, кинематические звенья которого связаны посредством шарнирных узлов, в том числе узла шарового шарнира, соединяющего подкос с кронштейном крыла самолета, включающего силовую ось и внутреннее кольцо, в отличие от прототипа на силовой оси установлена жестко связанная с ней втулка с радиальными фланцевыми выступами, сопрягаемыми с ответными пазами внутреннего кольца, выполненными на его торцовой поверхности. Силовая ось выполнена ступенчатой, с эксцентричной посадочной поверхностью под втулку и застопорена шлицевой шайбой на проушине кронштейна крыла.
Указанная задача решается также тем, что:
- на торцовой поверхности внутреннего кольца шарнирного узла выполнено по меньшей мере шесть равномерно расположенных пазов;
- пазы на торцевой поверхности внутреннего кольца и фланцевые выступы втулки выполнены прямоугольного сечения;
- втулка, связана с силовой осью с помощью шпонки;
- силовая ось выполнена со шлицевой головкой под шлицевую шайбу.
Заявляемая конструкция механизма представлена на чертежах.
На фиг.1 представлен общий вид механизма, установленного на крыле самолета; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.
Механизм управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками 1 и хвостовыми звеньями 2, содержит установленную на рельсах 3 каретку 4, связанную с закрылком и хвостовым звеном, закрепленных в отклоняемой подкрыльевой балке 5. Перемещение каретки с закрылком по рельсам в механизме выполняет шариковинтовой подъемник 6, а отклонение балки с механизмом осуществляют кинематические звенья с шарнирными узлами: тяга 7, рычаг 8 и подкос 9. Узел шарового шарнира 10, соединяющий подкос 9 с кронштейном 11 крыла самолета, содержит проушину 12 подкоса 9 с закрепленным в ней наружным кольцом 13, внутреннее кольцо 14 и втулку 15, установленные на эксцентриковой поверхности "В" ступенчатой силовой оси 16, связанной с втулкой 15 шпонкой 17. На торцовой поверхности внутреннего кольца 14 выполнены радиальные пазы 18, сопрягаемые с фланцевыми выступами 19 втулки 15. Силовая ось 16 установлена в проушинах 20 кронштейна 11 и зафиксирована от поворота шлицевой шайбой 21 (шлицы 22), закрепленной на проушине винтом 23. Внутри силовой оси установлена дублирующая ось 24.
Взаимодействие элементов кинематической связки подкос-кронштейн крыла самолета в механизме управления аэродинамическими поверхностями самолета осуществляется следующим образом.
Ступенчатая силовая ось 16 с эксцентриковой поверхностью «В» при монтаже в проушины 20 кронштейна 11 поворачивается за шлицы 22 на ее головке так, чтобы установленные на ее эксцентриковой части втулка 15 и внутренне кольцо 14 заняли такое положение, которое обеспечивает требуемое кинематическое положение механизма и связанной с ним аэродинамической поверхности. Это положение силовой оси фиксируется с мощью шлицевой шайбы 21, закрепляемой на проушине 20 кронштейна 11 крыла самолета винтом 23. Втулка 15 и внутреннее кольцо 14 связаны между собой с помощью радиальных пазов 19 на торцовой поверхности кольца, сопрягаемых с фланцевыми выступами 18 втулки, которая в свою очередь зафиксирована от поворота относительно силовой оси с помощью шпонки 17.
Таким образом, за счет эксцентричного расположения поверхности "В" на силовой оси путем регулирования осуществлено необходимое положение центра шарнирного узла и обеспечена гарантированная жесткая фиксация в требуемом кинематическом положении звеньев механизма, в том числе внутреннего кольца узла шарового шарнира, исключающая ее поворот при действии на механизм аэродинамических нагрузок.
Прямоугольная форма пазов на торце внутреннего кольца и выступов на торце втулки имеет технологические преимущества. Заявленное соотношение количества пазов и выступов на соединяемых деталях является оптимальным, позволяющим обеспечить жесткое стопорение внутреннего кольца, подверженного воздействию крутящего момента, с сохранением требуемых нагрузочных характеристик узла при сохранении его минимальных габаритов.
При реализации устройства заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает технический результат - возможность регулировки положения кинематических звеньев механизма со связанной с ним аэродинамической поверхностью и гарантированное жесткое стопорение от поворота внутреннего кольца узла шарового шарнира, что решает задачу повышения уровня надежности в целом всего механизма при одновременном повышении его нагрузочных характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
Крыло самолёта со съёмными нижними панелями, устройство для крепления нижних панелей и узел соединения подкоса с крылом | 2016 |
|
RU2647399C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ЗАКРЫЛКА САМОЛЕТА | 2012 |
|
RU2515014C2 |
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ | 1992 |
|
RU2005662C1 |
СИСТЕМА НАВЕСКИ ЗАКРЫЛКОВ КРЫЛА САМОЛЕТА | 2023 |
|
RU2819458C1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, КРАНОВЫЙ КРЮК И КРЮКОВАЯ ПОДВЕСКА | 2008 |
|
RU2458828C2 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ИНТЕРЦЕПТОРА КРЫЛА САМОЛЕТА | 2012 |
|
RU2522638C2 |
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2403177C1 |
УСТРОЙСТВО ВЫДВИЖЕНИЯ ЗАКРЫЛКА КРЫЛА САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2394722C1 |
Основная опора шасси самолёта | 2024 |
|
RU2824229C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и касается создания механизмов управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками. Кинематические звенья механизма управления связаны посредством шарнирных узлов, в том числе узлом шарового шарнира, соединяющего подкос с кронштейном крыла самолета, включающего силовую ось и внутреннее кольцо. На силовой оси установлена жестко связанная с ней втулка с радиальными фланцевыми выступами, сопрягаемыми с ответными пазами внутреннего кольца, выполненными на его торцовой поверхности. Силовая ось выполнена ступенчатой с эксцентричной посадочной поверхностью под втулку и застопорена шлицевой шайбой на проушине кронштейна крыла. Количество равномерно расположенных пазов может быть не менее шести, пазы и выступы могут быть прямоугольного сечения. Втулка на силовой оси может фиксироваться шпонкой. Силовую ось целесообразно выполнять со шлицевой головкой под шлицевую шайбу. Технический результат заключается в возможности регулировки положения кинематических звеньев механизма со связанной с ним аэродинамической поверхностью и в гарантированном жестком стопорении от проворота внутреннего кольца шарового шарнира, что решает задачу повышения уровня надежности в целом всего механизма при одновременном повышении его нагрузочных характеристик. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 4542869, 24.09.1985 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И ВПИСЫВАНИЯ ЗАКРЫЛКА В КОНТУР КРЫЛА | 1991 |
|
RU2009084C1 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОМ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА | 2002 |
|
RU2238219C2 |
Авторы
Даты
2007-03-20—Публикация
2005-04-11—Подача