Изобретение относится к способам повышения экономичности турбореактивных двигателей, преимущественно для двухконтурных турбореактивных двигателей с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре, и может быть успешно использовано в турбоэнергомашиностроении.
Известен способ повышения теплоотдачи в охлаждаемых каналах турбины путем постановки в каналах рабочих лопаток, по крайней мере, на внутренней поверхности одной стенки конфигурации турбулизаторов, имеющих определенную высоту и длину, с чередующимися по высоте турбулизаторами, предназначенными для генерации турбулентности в центре потока охлаждаемого канала и для уменьшения толщины термического пограничного слоя, расположенного вниз по течению. (См. Европатент - ЕР 0852284, F 01 D 5/18).
Известна конструктивная схема охлаждения элементов конструкции газотурбинного двигателя четвертого поколения (ТРДДФ) с температурой Тг=1680 K и воздухо-воздушным теплообменником, расположенным в наружном контуре с заданным суммарным расходом охлаждающего воздуха и распределением его по элементам конструкции для охлаждения турбины высокого давления и турбины низкого давления. (См. кн. Н.Н.Сиротин «Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей» Москва, РИА ИМ-Информ 2002 г. Рис. 1.31, стр.97, 98).
Известна система управления расходом воздуха, охлаждающего турбину турбореактивного двигателя, на крейсерских и максимальных режимах работы, содержащая выполненные перед входом в охлаждающий тракт турбины, перекрывающие устройства. Она снабжена агрегатом управления, а перекрывающие устройства выполнены в виде расположенных по окружности неуравновешенных клапанов обратного хода со ступенчатыми поршнями, с большими диаметрами в надпоршневых полостях, с коаксиальными корпусами, установленными в радиальных соосных отверстиях, выполненных в наружном корпусе и внутренней обечайке, дросселирующие сечения клапанов размещены в полости коллектора охлаждающего воздуха, образованного наружным корпусом и внутренней обечайкой, а запирающая часть подпружиненного шток-поршня агрегата управления установлена на воздухопроводах, соединяющих надпоршневые полости клапанов и командный коллектор с коллектором охлаждающего воздуха или с полостью мотогондолы. Для двухконтурных турбореактивных двигателей с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре у воздухо-воздушного теплообменника вход сообщен с зоной вторичного воздуха камеры сгорания, а выход - с коллектором охлаждающего воздуха. Она содержит для доводки заданных параметров и более экономичного охлаждения соплового аппарата и рабочего колеса турбины на основных режимах работы турбореактивного двигателя-прототипа систему измерений и регистрации: расхода охлаждающего воздуха и топлива, колебаний давления охлаждающего воздуха в воздухо-воздушном теплообменнике и турбине, колебаний давления топлива в агрегате управления и параметров турбореактивного двигателя при работе. (См. патент РФ - RU №2194179, F 02 C 9/00).
Задачей изобретения является повышение экономичности турбореактивного двигателя.
Для достижения указанной задачи система управления расходом воздуха, охлаждающего турбину турбореактивного двигателя, содержит выполненные перед входом в охлаждающий тракт турбины перекрывающие устройства. Она снабжена агрегатом управления, а перекрывающие устройства выполнены в виде расположенных по окружности неуравновешенных клапанов обратного хода со ступенчатыми поршнями, с большими диаметрами в надпоршневых полостях, с коаксиальными корпусами, установленными в радиальных соосных отверстиях, выполненных в наружном корпусе и внутренней обечайке, дросселирующие сечения клапанов размещены в полости коллектора охлаждающего воздуха, образованного наружным корпусом и внутренней обечайкой, а запирающая часть подпружиненного шток-поршня агрегата управления установлена на воздухопроводах, соединяющих надпоршневые полости клапанов и командный коллектор с коллектором охлаждающего воздуха или с полостью мотогондолы. Для двухконтурных турбореактивных двигателей с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре у теплообменника вход сообщен с зоной вторичного воздуха камеры сгорания, а выход - с коллектором охлаждающего воздуха. При этом между входом в воздухо-воздушный теплообменник и силовой аппарат турбины установлен, по меньшей мере, один источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха, выполненный в виде пояса из ряда акустических излучателей, закрепленных на кожухе камеры сгорания и направленных выходами в полость соплового аппарата, рабочего колеса турбины и воздухо-воздушного теплообменника. Причем снабжают воздушный тракт системы кондиционирования турбины, по меньшей мере, одним источником вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха, подают на вход в агрегат управления пульсирующее давление топлива, настраивают источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на колебательный режим работы, пропускают через него охлаждающий воздух, подают его из воздухо-воздушного теплообменника в полость соплового аппарата и рабочего колеса турбины, интенсифицируют теплообмен в турбине и воздухо-воздушном теплообменнике, при этом частоту колебаний давления охлаждаемого воздуха в каналах воздухо-воздушного теплообменника и турбины поддерживают в области акустических колебаний. Или возбуждают автоколебательный режим работы источника вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха агрегатом управления, настраивают и выводят источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на согласованный режим работы турбореактивного двигателя, обеспечивают более экономичное охлаждение соплового аппарата и рабочего колеса турбины на крейсерских и максимальных режимах работы турбореактивного двигателя.
Далее задача достигается тем, что:
а) дополнительно теплообменная матрица воздухо-воздушного теплообменника выполнена из частей с четным числом ходов охлаждаемого воздуха, сообщенных их смежными сторонами кольцевой полостью, с установленным в ней, по меньшей мере, одним источником вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха, выполненным в виде пояса из ряда акустических излучателей, образующих внутриматричное генерирующее устройство, при этом торец последнего хода теплообменной матрицы расположен в плоскости соплового аппарата турбины;
б) в надпоршневой полости устанавливают упругий элемент, выполненный в виде пружины, шарнирно закрепленный на ступенчатом поршне и крышке, при этом торец ступенчатого поршня располагают на расстоянии от седла клапана, равном части от хода ступенчатого поршня, а усилие пружины на растяжение и сжатие равно массе ступенчатого поршня;
в) возбуждают автоколебательный режим работы источника вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха агрегатом управления, настраивают и выводят источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на согласованный режим работы;
г) клапан перекрывающего устройства источника акустических колебаний снабжен противоударным воздушным демпфером хода ступенчатого поршня, по меньшей мере, со стороны поршня с большим диаметром;
д) противоударный демпфер выполнен с обоих торцов ступенчатого поршня, на нем дополнительно со стороны большего диаметра образована промежуточная полость, отделенная от надпоршневой полости стенкой, сообщенная с одной стороны рядом торцевых отверстий с надпоршневой полостью, а с другой стороны через отверстие - с полостью высокого давления у седла клапана при "открытии", кроме того, внутри ступенчатого поршня установлен канал с коллектором, через торцевые отверстия сообщающим надпоршневую полость с зоной у седла клапана при его ″закрытии″.
Новым здесь является то, что снабжают воздушный тракт системы кондиционирования турбины между входом в теплообменник и сопловой аппарат турбины, по меньшей мере, одним источником вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха, подают на вход в агрегат управления пульсирующее давление топлива, настраивают источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на колебательный или автоколебательный режим работы, пропускают через него охлаждающий воздух, подают его из воздухо-воздушного теплообменника в полость соплового аппарата и рабочего колеса турбины, интенсифицируют теплообмен в турбине и теплообменнике.
Далее, новым для двухконтурных турбореактивных двигателей с воздухо-воздушным теплообменником во втором контуре является то, что выполняют источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха в виде пояса из ряда акустических излучателей, образующих перекрывающее устройство, закрепляют их на кожухе камеры сгорания и направляют выходами в полость соплового аппарата, рабочего колеса турбины и теплообменника. При этом частоту колебаний давления воздуха в каналах воздухо-воздушного теплообменника и турбины поддерживают в области акустических колебаний. Возбуждают автоколебательный режим работы источника вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха агрегатом управления, настраивают и выводят источник на согласованный режим работы.
Выполняют теплообменную матрицу воздухо-воздушного теплообменника из частей с четным числом ходов охлаждаемого воздуха, сообщенных их смежными сторонами кольцевой полостью, устанавливают в ней источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха.
В надпоршневой полости клапана устанавливают упругий элемент, выполненный в виде пружины, шарнирно закрепляют на ступенчатом поршне и крышке, при этом торец ступенчатого поршня располагают на расстоянии, равном части от хода поршня от седла клапана, а усилие пружины на растяжение и сжатие равно массе поршня.
Клапан перекрывающего устройства источника акустических колебаний давления охлаждающего воздуха снабжен противоударным воздушным демпфером хода ступенчатого поршня, по меньшей мере, со стороны ступенчатого поршня с большим диаметром. Противоударный демпфер выполнен с обоих торцов ступенчатого поршня, на нем дополнительно со стороны большего диаметра образована промежуточная полость, отделенная от надпоршневой полости стенкой, сообщенная с одной стороны рядом торцевых отверстий с надпоршневой полостью, а с другой стороны через отверстие - с полостью высокого давления у седла клапана при "открытии", кроме того, внутри ступенчатого поршня установлен канал с коллектором, через выполненные торцевые отверстия сообщающий надпоршневую полость с зоной у седла клапана при его "закрытии".
Установив в воздушном тракте системы кондиционирования турбины, между входом в воздухо-воздушный теплообменник и сопловой аппарат турбины, по меньшей мере, один источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха подают на вход в агрегат управления пульсирующее давление топлива, настраивают источник на колебательный или автоколебательный режим работы, пропускают через него расход охлаждающего воздуха, подают его в полость соплового аппарата и рабочего колеса турбины (мы интенсифицируем теплообмен в турбине и теплообменнике).
Для двухконтурных турбореактивных двигателей с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре выполняют источник вынужденных колебаний в виде пояса из ряда акустических излучателей, образующих перекрывающее устройство, закрепляют их на кожухе камеры сгорания и направляют выходами в полость соплового аппарата, рабочего колеса турбины и теплообменника. Мы получаем возможность повысить экономичность турбореактивного двигателя так как по обе стороны от источника вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на "открытых концах трубы" течение его дозвуковое, то акустические колебания распространяются в обе стороны как по течению потока, так и против направления его, интенсивно воздействуют на пристеночный слой и интенсифицируют теплообмен (теплоотдачу), что позволяет уменьшить расход охлаждающего воздуха на охлаждение элементов турбины до заданной температуры стенки, в которую он поступает с большим хладоресурсом из-за более эффективной работы матрицы воздухо-воздушного теплообменника, и таким образом снизить удельный расход топлива турбореактивного двигателя на величину уменьшения затрат мощности турбокомпрессора на сжатие сэкономленного расхода воздуха и возвратить его в контур высокого давления на создание тяги ТРДДФ.
Поддерживая частоту колебаний давления воздуха в каналах теплообменника и турбины в области акустических колебаний, мы получаем возможность оптимизировать эффективность теплообмена по частоте вынужденных колебаний.
Для возбуждения колебательного или автоколебательного режима работы источника акустических колебаний используют агрегат управления, настраивают и выводят источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на согласованный режим работы, что дает возможность менять характеристики излучателя.
Дополнительно разделив теплообменную матрицу трубчатого многозаходного с коридорными пучками труб перекрестного многоходового с общим прямоточным движением теплоносителей воздухо-воздушного теплообменника ТРДД на части с четным числом ходов охлаждаемого воздуха, сообщив ее смежные части кольцевой полостью и установив в ней, по меньшей мере, один источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха, мы получаем возможность еще больше повысить эффективность работы теплообменника и оптимизировать его работу при фиксированной активной теплообменной поверхности и/или уменьшить массу ВВТ.
Выполнив клапан перекрывающего устройства источника так, что в надпоршневой полости клапана установлен упругий элемент, выполненный в виде пружины, шарнирно закрепленный на поршне и крышке, при этом торец поршня располагают на расстоянии, равном части от хода ступенчатого поршня от седла клапана, а усилие пружины на растяжение и сжатие равно массе поршня, мы получаем возможность обеспечить автоколебательный режим работы и преобразовать исходный двухпозиционный клапан (см. прототип) в клапанный акустический излучатель, работающий в колебательном или автоколебательном режиме. Далее, клапан перекрывающего устройства источника акустических колебаний давления охлаждающего воздуха может быть снабжен противоударным воздушным демпфером хода ступенчатого поршня, по меньшей мере, со стороны поршня с большим диаметром. Для этого его снабжают воздушными каналами, противолежащими опорным поверхностям, попеременно сообщают их с полостью коллектора командного давления или полостью мотогондолы - наружного контура. При этом мы получаем возможность обеспечить большой ресурс работы, т.к. исключаются ударные нагрузки на поршень и подпружиненные пирографитовые уплотнения при изменении направления его движения.
Далее, противоударный демпфер выполнен с обоих торцов ступенчатого поршня, на нем дополнительно со стороны большего диаметра образована промежуточная полость, отделенная от надпоршневой полости стенкой, сообщенная с одной стороны рядом торцевых отверстий с надпоршневой полостью, а с другой стороны через отверстие - с полостью высокого давления у седла клапана при "открытии", кроме того, внутри ступенчатого поршня установлен канал с коллектором, через выполненные торцевые отверстия сообщающий надпоршневую полость с зоной у седла клапана при его "закрытии".
Повышение экономичности турбореактивного двигателя обеспечивается тем, что интенсифицируют теплообмен в турбине и теплообменнике от воздействия акустического поля источника вынужденных колебаниях давления охлаждающего воздуха на пограничный слой и на его теплоотдачу при вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха (хладагента) в полости соплового аппарата, рабочих лопаток турбины и внутренних каналах пучков трубок ВВТ. Это позволяет уменьшить расход охлаждающего воздуха и таким образом улучшить экономичность турбореактивного двигателя путем снижения удельного расхода топлива турбореактивного двигателя.
На приведенных чертежах показана конструкция устройства к способу повышения экономичности турбореактивного двигателя.
На фиг.1 показана конструктивная схема устройства с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре в исходном положении.
На фиг.2 показана конструктивная схема устройства с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре с разделенной теплообменной матрицей на части с четным числом ходов и источником вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха между ними.
На фиг.3 показан клапан с демпфером со стороны ступенчатого поршня с большим диаметром в крайнем верхнем положении.
На фиг.4 показан клапан с демпфером со стороны ступенчатого поршня с меньшим диаметром в крайнем верхнем положении.
На фиг.5 показан клапан с демпферами на обоих торцах ступенчатого поршня при "открытии".
На фиг.6 показан клапан с демпферами на обоих торцах ступенчатого поршня при "закрытии".
Указанное устройство установлено на турбореактивном двигателе 1, содержащем воздухо-воздушный теплообменник (ВВТ) 2, размещенный в наружном контуре 3, на кожухе 4 камеры сгорания, перекрывающие устройства 5, агрегат управления 6 и турбину 7, газовоздушный тракт 8 с сопловым аппаратом 9 и рабочим колесом 10 турбины 7, систему кондиционирования 11 турбины 7. Между входом ВВТ 12 и входом 13 в сопловой аппарат 9 турбины 7 установлен, по меньшей мере, один источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха 14, на вход 15 агрегата управления 6 подают пульсирующее давление топлива 16, пропускают через источник 14 охлаждающего воздуха, подают его в полость 17 соплового аппарата 9 и рабочего колеса 10, настраивают источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха 14 на колебательный или автоколебательный режимы работы, интенсифицируют теплообмен в турбине 7 и ВВТ 2. Выполняют источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха 14 в виде пояса 18 из ряда акустических излучателей 19, образующих перекрывающее устройство 5, закрепляют их на кожухе 4 камеры сгорания. Частоту колебаний давления воздуха в каналах теплообменника 2 и турбины 7 возбуждают, поддерживают и выводят источник 14 на согласованный режим работы агрегатом управления 6. Автоколебательный режим работы акустических излучателей 19 обеспечивают установкой шток-поршня 20 с запирающей частью 21 в нейтральное положение в полости 22, между кромками 23 и 24.
Для улучшения теплофизических характеристик ВВТ 2 дополнительно выполняют теплообменную матрицу 25 из частей 26 и 27 с четным числом ходов 28 охлаждаемого воздуха 29, по направлению 30 охлаждающего воздуха 31, например, в отношении как (2:1), сообщают ее смежные части 26, 27 кольцевой полостью 32, устанавливают в ней источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха 33 в виде пояса 34 из ряда акустических излучателей 35, образующих внутриматричное генерирующее устройство 36.
В надпоршневой полости 37 клапана 38 устанавливают упругий элемент 39, выполненный в виде пружины 40, шарнирно закрепляют его на ступенчатом поршне 41 и крышке 42, при этом торец 43 ступенчатого поршня 41 располагают на расстоянии 44, равном части от хода ступенчатого поршня 41 от седла 45 клапана 38, например равном 1/2 хода ступенчатого поршня, а усилие пружины 40 на растяжение и сжатие равно массе поршня 41.
Клапан 38 перекрывающего устройства 5 источника акустических колебаний давления охлаждающего воздуха 14 снабжен противоударным воздушным демпфером 46 хода ступенчатого поршня 41, по меньшей мере, со стороны ступенчатого поршня 41 с большим диаметром.
Клапан 38 выполнен с демпфером 47 со стороны ступенчатого поршня 41 с меньшим диаметром, в крайнем нижнем положении поршня 41, путем выполнения в стыке 48 кольцевой канавки 49, образованной корпусом 50 клапана 38 и цилиндрической расточкой в поясе 18, сообщенной с одной стороны каналом 51 с полостью коллектора командного давления 52, а с другой стороны - с каналами 53, выполненными в стойках 54, расположенных между воздушными каналами 55, и в опорной поверхности седла 45.
Клапан 56 выполнен с противоударными демпферами 57 и 58, выполненными на обоих торцах ступенчатого поршня 41, на нем дополнительно со стороны большего диаметра образована промежуточная полость 59, отделенная от надпоршневой полости 37 стенкой 60, сообщенная с одной стороны рядом торцевых отверстий 61 с надпоршневой полостью 37, а с другой стороны через отверстие 62 - с полостью высокого давления 63 у седла 45 клапана 56 при "открытии", кроме того внутри ступенчатого поршня 41 установлен канал 64 с коллектором 65, через выполненные торцевые отверстия 66 сообщающий надпоршневую полость 37 с зоной 67 у седла 45 клапана 56 при его "открытии".
Работа указанного устройства, предназначенного для улучшения экономичности турбореактивного двигателя, осуществляется следующим образом.
При запуске и работе турбореактивного двигателя на дроссельных режимах ступенчатые поршни клапанов перекрывного устройства находятся в положении "закрыто".
При работе турбореактивного двигателя на режимах, близких к максимальным, ступенчатые поршни находятся в положении "открыто" до включения режима повышенной экономичности.
При работе турбореактивного двигателя 1 на режимах, близких к максимальным, и максимальных, характеризирующихся повышенной температурой газов перед турбиной 7, и режиме с повышенной экономичностью, путем уменьшения удельного расхода топлива турбореактивного двигателя, в полость 15 агрегата управления 6 подают пульсирующее давление топлива 16, перемещающее шток-поршень 20 с той же частотой между кромками 23, 24 в полости 22. При этом ступенчатый поршень 41 клапана 38 "возбуждается" и совершает возвратно-поступательный движения вдоль оси в обе стороны от исходного положения 43. Настраивают источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха 14 на колебательный режим работы или для перехода на автоколебательный режим работы, устанавливают шток-поршень 20 в нейтральное положение между кромками 23, 24 полости 22, настраивают и выводят источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха 14 на согласованный режим работы.
Акустический излучатель 19 представляет собой клапан 38 и связанный с ним резонатор 68, составляющие колебательную систему 69 в виде петлевого трубопровода 70, на одном конце которого находится "упругая мембрана", выполненная в виде поршня 41 с подпружиненными уплотнительными кольцами 71, 72 и торцом 43, взаимодействующим с седлом 45, соединенного упругим элементом 39 с крышкой 42.
При "закрытии" клапана 38 происходит понижение давления на стороне турбины 7 и повышение давления охлаждающего воздуха на стороне ВВТ 2, гидравлическое сопротивление потоку увеличивается, при этом ступенчатый поршень 41 под воздействием усилия от упругого элемента 39, направленного к периферии на "открытие", открывает проходные сечения, и давление перед турбиной 7 повышается, а надпоршневые полости клапанов 38 сообщаются с наружным контуром или с полостью мотогондолы. Этот цикл периодически повторяется с заданной частотой, при этом импульс давления распространяется по трубопроводу 70 со скоростью звука.
Перекрывающие устройства 5 выполнены в виде расположенных по окружности неуравновешенных клапанов 38 обратного хода со ступенчатыми поршнями 41, с большими диаметрами 73 в надпоршневых полостях 37, с коаксиальными корпусами 42 и 45, установленными в радиальных соосных отверстиях 74, выполненных в наружном корпусе 4, в поясе 18 и внутренней обечайке 75, дросселирующие сечения клапанов 38 размещены в полости коллектора охлаждающего воздуха 76, образованного наружным корпусом 4 и внутренней обечайкой 75, а запирающая часть 21 подпружиненного шток-поршня 20 агрегата управления 6 установлена на воздухопроводах 70 и 77, соединяющих подпоршневые полости 37 клапанов 38 и командный коллектор 78 с коллектором охлаждающего воздуха 76 или с полостью мотогондолы 79, у воздухо-воздушного теплообменника 2 вход 12 сообщен с зоной вторичного воздуха камеры сгорания, а выход - с коллектором охлаждающего воздуха 76.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ВОЗДУХА, ОХЛАЖДАЮЩЕГО ТУРБИНУ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2194179C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ВОЗДУХА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2614460C1 |
Способ подачи воздуха для охлаждения турбины турбореактивного двигателя | 2016 |
|
RU2623852C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ВИБРАЦИОННОГО ГОРЕНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2212006C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2247852C2 |
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2095589C1 |
СИСТЕМА ВОЗДУШНО-ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЛОПАТОК СТУПЕНЕЙ ТУРБИНЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2735972C1 |
Устройство подачи воздуха для охлаждения турбины турбореактивного двигателя (варианты) | 2017 |
|
RU2656165C1 |
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2020 |
|
RU2735881C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ПРИВОД ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА | 2008 |
|
RU2371588C2 |
Способ повышения экономичности турбореактивного двигателя заключается в подаче охлаждающего воздуха из воздухо-воздушного теплообменника во внутреннюю полость лопаток турбины, измерении и регистрации расхода охлаждающего воздуха и топлива, колебаний давления охлаждающего воздуха в воздухо-воздушном теплообменнике и турбине, колебаний давления топлива в агрегате управления и параметров турбореактивного двигателя при работе. Воздушный тракт системы кондиционирования турбины снабжен, по меньшей мере, одним источником вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха. На вход в агрегат управления подают пульсирующее давление топлива. Настраивают источник вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха на колебательный режим работы, пропускают через него охлаждающий воздух, подают его из воздухо-воздушного теплообменника в полость соплового аппарата и рабочего колеса турбины, интенсифицируют теплообмен в турбине и теплообменнике. Частоту колебаний давления охлаждающего воздуха в каналах воздухо-воздушного теплообменника и турбины поддерживают в области акустических колебаний. При другом варианте осуществления способа повышения экономичности турбореактивного двигателя возбуждают автоколебательный режим работы источника вынужденных колебаний давления охлаждающего воздуха агрегатом управления. Изобретение повышает экономичность турбореактивного двигателя. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ВОЗДУХА, ОХЛАЖДАЮЩЕГО ТУРБИНУ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2194179C1 |
Способ подачи охладителя в лопаточный аппарат газотурбинной установки | 1976 |
|
SU585303A1 |
US 5351732 А, 04.10.1994 | |||
US 3975904 А, 24.08.1976 | |||
ОХЛАЖДАЕМЫЙ СОПЛОВОЙ АППАРАТ ТУРБОМАШИНЫ | 0 |
|
SU345846A1 |
US 6530221 В1, 11.03.2003. |
Авторы
Даты
2007-03-20—Публикация
2004-06-01—Подача