МЕХАНИЗМ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАКРЫЛКА САМОЛЕТА Российский патент 2007 года по МПК B64C3/50 B64C13/00 

Описание патента на изобретение RU2296083C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции механизма, обеспечивающего выпуск-уборку закрылков самолета.

Для осуществления движения звеньев механизмов по требуемому закону широко применяются как управляющие, так и силовые тяги, узлы крепления которых выполнены в виде ушковых наконечников с подшипниками, которые обеспечивают установку тяг между несоосными узлами и поворот одного узла крепления относительно другого (В.Н.Кестельман, А.Ф.Федоров "Механизмы управления самолетом" - М.: Машиностроение, 1987, стр.15, рис.1.5, стр.17, рис.1.9 - прототип).

Однако в известных устройствах указанного назначения, в том числе по прототипу, конструктивное выполнение тяг обеспечивает малый угол поворота одного узла крепления тяги относительно другого, что связано с ограниченностью технических характеристик подшипников, установленных в наконечниках тяг, и возникающим при этом люфтом силовых связей. Это обстоятельство не позволяет применять такие тяги в механизмах, в которых необходимо совершать сложное движение соединяемых узлов по требуемой кинематике, с большими углами поворота узлов крепления относительно друг друга.

Задача изобретения - расширение эксплутационных возможностей механизма за счет безлюфтовой силовой связи звеньев механизма, обеспечивающей при отклонении закрылка поворот узлов крепления тяги относительно друг друга на значительную величину углов поворота.

Для решения указанной задачи в механизме отклонения закрылка самолета, кинематические звенья которого связаны посредством силовых тяг, в том числе поворотной тяги, соединяющей каретку со звеном закрылка, содержащей корпус, регулируемый и нерегулируемый наконечники, в отличие от прототипа регулируемый наконечник соединен со штоком, установленным в корпусе на стянутых между собой радиально-упорных шариковых узлах. Указанная задача решается также тем, что:

- радиально-упорный шариковый узел состоит из выполненного на штоке радиального бурта и упорного кольца, спрофилированных под шарики;

- на штоке установлено два радиально-упорных шариковых узла в зеркальном отражении;

- одно из упорных колец установлено на опорной внутренней поверхности корпуса, выполненной в виде радиального выступа;

- радиально-упорные шариковые узлы стянуты между собой с помощью торцовой гайки.

Заявляемая конструкция механизма представлена на чертежах.

На фиг.1 представлен общий вид механизма, установленного в подкрыльевой балке на крыле самолета; на фиг.2 - сечение А-А поворотной тяги на фиг.1.

Механизм отклонения закрылка самолета содержит каретку 1, перемещающуюся по рельсам 2, установленным в подкрыльевой балке 3. С закрылком 4 каретка связана шарнирным узлом 5 и опорной тягой 6. С хвостовым звеном 7 каретка связана опорной тягой 8 и поворотной тягой 9 через узлы крепления 10 на каретке и 11 - на хвостовом звене. Поворотная тяга 9 содержит шарнирную серьгу 12, ушковый регулируемый наконечник 13, установленный в корпусе 14 шток 15, торцовую гайку 16, кольцо 17 двух радиально-упорных шариковых узлов, шарики 18, спрофилированные под шарики радиальные бурты 19.

Взаимодействие кинематических звеньев механизма отклонения закрылка, связанных с поворотной тягой, осуществляется следующим образом.

Согласно кинематике механизма закрылок 4 и хвостовое звено 7 закрылка при выпуске откатываются вместе с кареткой 1, отклоняются в соответствии с конфигурацией рельса 2 и поворачиваются относительно плоскости механизма. При этом узел крепления 11 на хвостовом звене поворачивается относительно узла крепления 10 на каретке и одновременно смещается в сторону. Корпус 14 тяги с установленными в нем радиально-упорными шариковыми узлами, содержащими кольца 17 и шарики 18, обкатывается по штоку 15 по профилированным радиальным буртам 19, при этом шарнирные серьги 12 обеспечивают возможность бокового смещения узла крепления 11 относительно узла крепления 10. Радиально-упорные шариковые узлы стянуты между собой посредством торцовой гайки 16, что гарантирует силовую безлюфтовую связь элементов механизма.

Таким образом, за счет того, что корпус поворотной тяги сопряжен со штоком посредством двух радиально-упорных шариковых узлов, стянутых между собой, обеспечена безлюфтовая передача силовой нагрузки с подвижной каретки к отклоняемому хвостовому звену закрылка, на котором узел крепления поворотной тяги в процессе отклонения поворачивается относительно узла крепления на каретке на больший угол, чем имеют возможность узлы с шарнирными подшипниками.

При реализации устройства заявленная совокупность существенных признаков решает задачу расширения эксплутационных возможностей механизма за счет обеспечения технического результата - практически безлюфтовой силовой связи элементов механизма и увеличения относительных углов поворота узлов крепления тяги.

Похожие патенты RU2296083C1

название год авторы номер документа
СИЛОВОЕ УСТРОЙСТВО К КОМПЬЮТЕРУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ САМОЛЕТОМ 2012
  • Федотов Александр Евгеньевич
RU2498833C1
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 2005
  • Апалишин Герман Тимофеевич
  • Шаповал Владимир Григорьевич
RU2295475C2
УСТРОЙСТВО ВЫДВИЖЕНИЯ ЗАКРЫЛКА КРЫЛА САМОЛЕТА 2009
  • Пылаев Владимир Николаевич
  • Закс Эдуард Шлемович
  • Соболев Андрей Викторович
  • Буньков Денис Алексеевич
RU2394722C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Нарышкин В.Ю.
  • Кодола В.Г.
RU2210522C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКРЫЛКОМ САМОЛЕТА 1988
  • Пухов А.А.
  • Джамгарова С.Г.
SU1804039A1
УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧЕНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ САМОЛЕТА КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2013
  • Кириакиди Сергей Константинович
  • Анохин Иван Михалович
  • Котов Иван Алексеевич
RU2561886C2
САМОЛЕТ 2008
  • Самсонов Владимир Александрович
  • Самсонов Александр Владимирович
RU2408501C2
УЗЕЛ ОТКЛОНЯЕМОГО НОСКА КРЫЛА 1996
  • Рудольф Питер К. С.
RU2181332C2
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки и способ его изготовления 2023
  • Вручтель Вильям Маркисович
  • Онуприенко Александр Витальевич
  • Байдеряков Сергей Васильевич
RU2819460C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 296 083 C1

Реферат патента 2007 года МЕХАНИЗМ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАКРЫЛКА САМОЛЕТА

Изобретение относится к авиационной технике. Механизм отклонения закрылка самолета содержит каретку 1, связанную кинематическими звеньями и силовыми тягами, в том числе поворотной тягой 9, с хвостовым звеном закрылка 4. Тяга 9 содержит корпус, в который установлен шток с регулируемым наконечником на стянутых между собой радиально-упорных шариковых узлах. Изобретение позволяет расширить эксплутационные возможности механизма. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 296 083 C1

1. Механизм отклонения закрылка самолета, кинематические звенья которого связаны посредством силовых тяг, в том числе поворотной тяги, соединяющей каретку со звеном закрылка, содержащей корпус, регулируемый и нерегулируемый наконечники, отличающийся тем, что регулируемый наконечник соединен со штоком, установленным в корпусе на стянутых между собой радиально-упорных шариковых узлах.2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что радиально - упорный шариковый узел состоит из выполненного на штоке радиального бурта и упорного кольца, спрофилированных под шарики.3. Механизм по п.2, отличающийся тем, что на штоке установлено два радиально - упорных шариковых узла в зеркальном отражении.4. Механизм по п.2, отличающийся тем, что одно из упорных колец шарикового узла установлено на опорной внутренней поверхности корпуса.5. Механизм по п.4, отличающийся тем, что опорная поверхность выполнена в виде радиального выступа.6. Механизм по п.1, отличающийся тем, что радиально-упорные шариковые узлы стянуты между собой с помощью торцовой гайки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2296083C1

КЕСТЕЛЬМАН В.Н., ФЕДОРОВ А.Ф
Механизмы управления самолетом
- М.: Машиностроение, 1987
УСТРОЙСТВО ВЫДВИЖЕНИЯ ЗАКРЫЛКА 1992
  • Ефремов И.Л.
RU2072944C1
GB 1284108 A, 02.08.1972
JP 10129596 A, 19.05.1998
US 4995575 A, 12.02.1991
РЕЗАК ДЛЯ ГАЗОВОЙ РЕЗКИ 0
SU359481A1

RU 2 296 083 C1

Авторы

Апалишин Герман Тимофеевич

Шаповал Владимир Григорьевич

Даты

2007-03-27Публикация

2005-08-08Подача