СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОКОПРОВОДЯЩИХ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ Российский патент 2007 года по МПК B61L23/00 

Описание патента на изобретение RU2296686C1

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано при техническом обслуживании рельсовых цепей.

Известен способ контроля состояния токопроводящих стыков, согласно которому сопротивление контролируемого стыка и сопротивление одного метра сплошного рельса подключают к двум плечам измерительного моста, уравновешивают мост изменением соотношения сопротивлений в двух остальных плечах моста и по соотношению сопротивлений в этих двух плечах, после уравновешивания моста, определяют - во сколько раз сопротивление стыка больше сопротивления отрезка целого рельса длиной один метр [1]. Способ этот неудобен для массового контроля сопротивления токопроводящих стыков и не дает возможности выделять в неисправном стыке неисправный элемент - один из стыковых соединителей или накладки.

Известен также способ двух вольтметров, когда измеряют падение напряжения от тягового и/или сигнального тока на токопроводящем стыке и на одном метре сплошного рельса, а затем, зная удельное сопротивление рельсов электрическому току, по ним протекающему, вычисляют соотношение сопротивлений токопроводящего стыка и одного метра сплошного рельса [2]. Способ этот гораздо более удобен для практических приложений, однако и он не позволяет диагностировать, какой элемент неисправен.

Целью изобретения является обеспечение возможности диагностирования того, какой из элементов токопроводящего стыка вызвал его неисправность: один из стыковых рельсовых соединителей или накладки.

Это достигается тем, что с целью обеспечения процесса диагностирования состояния элементов токопроводящего стыка дополнительно измеряют токи в основном и дублирующем стыковых рельсовых соединителях, вычисляют относительные значения тока в каждом соединителе делением произведения тока через соответствующий соединитель и удельного электрического сопротивления рельсов этому току на падение напряжения на одном метре сплошного рельса, вычисляют относительное значение тока через рельсовые накладки вычитанием из единицы суммы токов в стыковых соединителях, помноженной на удельное электрическое сопротивление рельсов и деленной на падение напряжения на одном метре сплошного рельса, и затем сравнением найденных относительных значений токов в элементах стыка с допускаемыми их значениями делают заключение о неисправности тех элементов, относительное значение токов в которых меньше их допускаемых значений.

На чертеже показаны распределения токов в элементах токопроводящего стыка и измеряемые падения напряжений.

Ток Iр в рельсе 1 при протекании через токопроводящий стык 2 разделяется на ток Iн в накладках 3, ток Icс1 в основном стыковом соединителе 4 и ток Iсс2 в дублирующем стыковом соединителе 5. Для осуществления предлагаемого способа диагностирования состояния элементов токопроводящего стыка необходимо измерение падения напряжения на стыке Uc и на отрезке сплошного рельса Uo длиной lо, а также ток Icc1 в основном и ток Iсс2 в дублирующем стыковых соединителях. Падения напряжения можно измерить милливольтметрами, а токи Icc1 и Icc2 - измерительными клещами.

При необходимости диагностирования состояния элементов токопроводящего рельсового стыка задается длина lо=1 м отрезка сплошного рельса, на котором будет измеряться падение напряжения Uo, а также в соответствии с типом рельса 1 по справочным данным находится численное значение удельного сопротивления рельсов zp, Ом/м.

Затем измеряют падения напряжения: Uc на стыке 2 и Uо на отрезке сплошного рельса длинной один метр, а также токи Icc1 - в основном стыковом рельсовом соединителе 4 и Iсс2 - в дублирующем стыковом рельсовом соединителе 5. Ток Iн в накладках 3 находится по результатам вычислений.

В соответствии с типами применяемых основного 4 и дублирующего 5 рельсовых стыковых соединителей задаются нормативными относительными значениями распределения тока в рельсе Iр по элементам токопроводящего стыка:

- относительное нормативное значение тока в накладках;

- относительное нормативное значение тока в основном стыковом соединителе;

- относительное нормативное значение тока в резервном стыковом соединителе;

Измеренное падение напряжения на стыке пропорционально сопротивлению стыка Zc:

а измеренное падение напряжения на отрезке рельса с фиксированной длиной lо=1 м:

Отношение этих напряжений:

где .

Следовательно, отношение напряжений Uc и Uo пропорционально величине сопротивления токопроводящего стыка Zc. Численные значения удельного электрического сопротивления рельсов zp и длины lо=1 м отрезка сплошного рельса, на котором измеряется падение напряжения, известны.

Следовательно, фактическое текущее сопротивление токопроводящего стыка из (3):

Сравнение найденного значения сопротивления Zc с его допустимым верхним значением позволяет судить, исправен или нет стык. Если стык неисправен, для определения того, какой элемент стыка неисправен, выполняют следующие операции.

По результатам измерений вычисляют ток в рельсе:

Тогда относительное фактическое значение тока в основном рельсовом соединителе:

относительное фактическое значение тока в дублирующем рельсовом соединителе:

относительное фактическое значение тока в накладках:

Вычисленные относительные значения токов в элементах рельсового стыка сравнивают с их соответствующими нормативными значениями. Неисправным считается тот элемент, фактическое относительное значение тока по которому меньше нормативного, то есть фактическое электрическое сопротивление которого больше нормативного.

Таким образом, предложенный способ позволяет использованием нескольких дополнительных измерительных и вычислительных операций диагностировать состояние элементов рельсового токопроводящего стыка. Предложенный способ, по сути, является способом неразрушающего контроля состояния элементов рассматриваемых стыков.

Эксперименты по диагностированию состояния элементов токопроводящих рельсовых стыков на магистральных железных дорогах с использованием предложенного способа подтвердили достаточную для практических целей точность определения текущего состояния рассматриваемых элементов.

Литература

1. Аркатов B.C., Кравцов Ю.А., Степенский Б.М. Рельсовые цепи. Анализ работы и техническое обслуживание. - М.: Транспорт, 1990. - 295 с.

2. Авторское свидетельство №1792861, кл. В61L 23/16. Стыкоизмеритель для электрифицированных железнодорожных линий / В.И.Шаманов, К.С.Мухамеджанов, Л.В.Никулин, В.Л.Михалдык, Б.М.Ведерников.

Похожие патенты RU2296686C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОКОПРОВОДЯЩИХ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ 2005
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Шевердин Игорь Николаевич
  • Быстров Анатолий Николаевич
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Анатольевич
RU2304060C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДРОССЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЫЧЕК ПУТЕВЫХ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ 2013
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2543435C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ В РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2012
  • Балуев Николай Николаевич
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2514027C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АСИММЕТРИИ ПЕРЕМЕННОГО ТЯГОВОГО ТОКА В РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЯХ ПОД КАТУШКАМИ АЛС 2013
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2529566C1
СОЕДИНИТЕЛЬ РЕЛЬСОВЫЙ СТЫКОВОЙ ПРУЖИННЫЙ 2009
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Казиев Гурам Дмитриевич
  • Кайнов Виталий Михайлович
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2404318C1
Рельсовый соединитель 1990
  • Хижняк Борис Алексеевич
SU1794706A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛ 2007
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Анатольевич
  • Шаманова Софья Искандеровна
RU2369506C2
Устройство для контроля электрического сопротивления токопроводящих стыков 1981
  • Бушуев Валентин Иванович
  • Чернов Владимир Иванович
  • Киселев Валентин Васильевич
SU990571A1
Способ замены зажатых уравнительных рельсов и рельсов временного восстановления плети бесстыкового пути (варианты) 2016
  • Шуругин Александр Сергеевич
  • Шаньгин Руслан Валерьевич
  • Косенко Сергей Алексеевич
  • Акимов Сергей Сергеевич
  • Старовойт Николай Николаевич
RU2643324C1
РЕЛЬСОВЫЙ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК 2011
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Киреевнин Алексей Борисович
RU2473726C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОКОПРОВОДЯЩИХ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и обеспечивает возможность диагностирования исправности элементов токопроводящего стыка за счет выполнения дополнительных операций. При дополнительном измерении токов в основном и дублирующем стыковых рельсовых соединителях вычисляют относительные значения тока в каждом соединителе делением произведения тока через соответствующий соединитель и удельного электрического сопротивления рельсов этому току на падение напряжения на одном метре сплошного рельса. Относительное значение тока через рельсовые накладки вычисляют вычитанием из единицы суммы токов в стыковых соединителях, помноженной на удельное электрическое сопротивление рельсов и деленной на падение напряжения на одном метре сплошного рельса. При сравнении найденных относительных значений токов в элементах стыка с допускаемыми их значениями делают заключение о неисправности тех элементов, относительное значение токов в которых меньше их допускаемых значений. Технический результат направлен на повышение точности измерений. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 296 686 C1

Способ диагностирования состояния элементов токопроводящих рельсовых стыков, заключающийся в том, что измеряют падение напряжения от тягового и сигнального тока на токопроводящем стыке и на одном метре сплошного рельса, вычисляют отношение этих напряжений и сравнением полученного результата с допускаемой величиной этого отношения определяют, исправен или неисправен этот стык, отличающийся тем, что, с целью обеспечения процесса диагностирования состояния элементов токопроводящего стыка, дополнительно измеряют токи в основном и дублирующем стыковых рельсовых соединителях, вычисляют относительные значения тока в каждом соединителе делением произведения тока через соответствующий соединитель и удельного электрического сопротивления рельсов этому току на падение напряжения на одном метре сплошного рельса, вычисляют относительное значение тока через рельсовые накладки вычитанием из единицы суммы токов в стыковых соединителях, помноженной на удельное электрическое сопротивление рельсов и деленной на падение напряжения на одном метре сплошного рельса, и затем сравнением найденных относительных значений токов в элементах стыка с допускаемыми их значениями делают заключение о неисправности тех элементов, относительное значение токов в которых меньше их допускаемых значений.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2296686C1

Устройство для измерения сопротивления стыковых соединений рельсовой линии 1991
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Никулин Леонид Валентинович
  • Михалдык Владимир Павлович
  • Шаманова Софья Искандеровна
SU1799788A1
Устройство для измерения сопротивления изолирующих стыков рельсовых цепей 1985
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Михалдык Владимир Павлович
  • Шаманова Софья Искандеровна
  • Никулин Леонид Валентинович
SU1284874A1
ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ 1998
  • Полишко Г.Ю.(Ru)
  • Денисов М.И.(Ru)
  • Цепенок В.И.(Ru)
  • Вагенкнехт Петр
  • Немец Йосеф
  • Майербергер Штефан
RU2152469C1
Устройство для автоматической сварки 1987
  • Щербина Иван Михайлович
SU1530370A1

RU 2 296 686 C1

Авторы

Шаманов Виктор Иннокентьевич

Пультяков Андрей Владимирович

Трофимов Юрий Анатольевич

Даты

2007-04-10Публикация

2005-09-28Подача