Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам крупных электрических машин, например к турбогенераторам.
Известен ротор электрической машины с обмоткой, закрепленной в лобовой части массивными металлическими бандажными кольцами, надетыми одной стороной на торцовые части сердечника ротора горячей посадкой, а другой тыльной стороной, через центрирующие кольца в поперечном разрезе Z-образной формы, которая выполняет функцию эластичных элементов. Однако такая форма эластичных элементов, обеспечивая хорошую податливость бандажного узла в аксиальном направлении, не обеспечивает его достаточной гибкостью в радиальном направлении [1].
Наиболее близким аналогом-прототипом изобретения является другая известная конструкция ротора электрической машины [2] с двухпосадочным исполнением бандажного узла, в которой бандажные кольца закрепляются с тыльной стороны через центрирующие кольца, с тангенциальными прорезями, на концевых частях вала ротора. Однако использование этого изобретения лишь уменьшает знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора, возникающие при прогибе вала ротора в процессе эксплуатации электрической машины и не всегда может быть использовано по условиям прочности центрирующего кольца.
Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение - это повышение надежности ротора электрической машины за счет дополнительного снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора.
На Фиг.1 изображен ротор электрической машины, содержащей массивный сердечник (1) с катушечной обмоткой (2), закрепленной в лобовых частях (3) в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец (4), надетых одной стороной на торцовые части сердечника горячей посадкой, а другой тыльной частью через центрирующие кольца (5) с эластичными элементами (6), на концевые части вала (7) ротора. Обозначения: υмакс.- максимальный статический прогиб вала ротора в центральной части сердечника.
На Фиг.2 приведен поперечный разрез центрирующего кольца выполняются из двух соединенных горячей посадкой наружного (8) и внутреннего (9) колец, в котором выполнены два ряда тангенциально расположенных прорезей (10). Позициями (11) и (12) обозначены соответственно наружная поверхность внешнего кольца и внутренняя поверхность второго кольца, на которой выполнен один из рядов прорезей корытообразной формы.
На Фиг.3 приведен разрез по А-А центрирующего кольца, на котором отображено только внутреннее кольцо на наружной и внутренней цилиндрических поверхностях которого выполнены прорези корытообразной формы, ограниченные перемычками (13).
Бандажный узел, являющийся наиболее нагруженным в механическом отношении узлом ротора электрической машины, удерживает лобовые части обмотки, закрепленные на вращающемся сердечнике, в радиальном направлении от действия центробежных сил за счет бандажного кольца, а в осевом направлении от действия сил, возникающих в результате теплового расширения обмотки, с помощью центрирующего кольца.
В двухпосадочном исполнении бандажного узла, с закрепленными с обеих сторон бандажными кольцами, наиболее опасны знакопеременные напряжения, которые возникают в процессе эксплуатации электрической машины, от прогиба вала ротора в зоне посадки бандажных колец на сердечник, величина которого достигает максимального значения в срединной части ротора (υмакс). Такие же напряжения возникают и в однопосадочной конструкции бандажного узла от воздействия массы бандажного кольца и подбандажного содержимого при вращении ротора.
Устранить или, по крайней мере, максимально снизить эти знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора и являются целью изобретения.
Это достигается тем, что центрирующее кольцо выполняется из двух соединенных горячей посадкой наружного и внутреннего колец, в одном из которых выполняются несколько рядов тангенциально расположенных прорезей так, чтобы перемычки между прорезями одного ряда располагались напротив срединной части прорезей другого ряда. В этом случае открывается возможность, с одной стороны, целенаправленно выполнять одно из колец как эластичную вставку в центрирующее кольцо, например, изготовив ее из пружинной стали, а с другой стороны открывается возможность вариантного конструктивного решения бандажных узлов роторов, например, превращение однопосадочного консольного исполнения бандажного узла в двухпосадочное, путем установки вставки - внутреннего эластичного кольца и наоборот.
При этом представляется целесообразным тангенциальные прорези, по крайней мере, одного из верхнего и нижнего рядов прорезей размещать на наружных и внутренних поверхностях одного из колец, предназначенном стать эластичным элементом в центрирующем кольце, а сами прорези выполнены корытообразной формы. Такая конструкция прорезей, наиболее близкая по своей форме листовой рессоре, помимо всего прочего, значительно надежней и проще в изготовлении, чем эластичные элементы в центрирующем кольце в виде прорезей замкнутой формы.
В некоторых случаях оказывается невозможным выполнить эластичные элементы в виде прорезей корытообразной формы, например, по условиям прочности сопрягаемых составных частей, тогда при размещении тангенциальных прорезей во внутреннем кольце, нижний ряд прорезей, выполняется на внутренней поверхности корытообразной формы, а остальные ряды в форме удлиненного эллипса.
Источники информации
1. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л.: Энергия, 1959 г., стр.18, рис.1-10 (б) - 895 стр.
2. Авторское свидетельство, на изобретение СССР "Ротор электрической машины", №792491, 01.09.1980 г.
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к роторам крупных электрических машин, например, турбогенераторов. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение состоит в повышении надежности ротора электрической машины за счет обеспечения дополнительного снижения знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора. Данный технический результат достигается тем, что центрирующее кольцо выполняется из двух соединенных друг с другом наружного и внутреннего колец, в одном из которых выполнено несколько рядов тангенциальных прорезей таким образом, что перемычки между прорезями одного ряда располагаются напротив срединной части прорезей другого ряда. В этом случае открывается возможность, с одной стороны, целенаправленно выполнять одно из упомянутых колец, как эластичную вставку в центрирующее кольцо, например, изготовив его из пружинной стали, а с другой стороны открывается возможность такого конструктивного выполнения бандажных узлов роторов крупных электрических машин, при котором однопосадочное консольное исполнение бандажного узла, по существу, превращается в двухпосадочное путем установки в упомянутом узле эластичной вставки - внутреннего кольца, и наоборот. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Ротор электрической машины | 1979 |
|
SU792491A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2253935C1 |
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины | 1984 |
|
SU1292114A1 |
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины | 1987 |
|
SU1543497A1 |
US 6252318 B1, 26.06.2001 | |||
US 4365177 A, 21.12.1982 | |||
JP 8322176 A, 03.12.1996 | |||
ТИТОВ В.В | |||
и др | |||
Турбогенераторы | |||
Расчет и конструкция | |||
- Л.: Энергия, 1959, с.18, рис.1-10(б). |
Авторы
Даты
2007-04-27—Публикация
2005-11-22—Подача