РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2007 года по МПК H02K3/51 H02K3/46 

Описание патента на изобретение RU2296410C1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам крупных электрических машин, например к турбогенераторам.

Известен ротор электрической машины с обмоткой, закрепленной в лобовой части массивными металлическими бандажными кольцами, надетыми одной стороной на торцовые части сердечника ротора горячей посадкой, а другой тыльной стороной, через эластичные центрирующие кольца с тангенциальными прорезями, на концевые части вала ротора. [1]. Однако использование этого изобретения лишь уменьшает знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора, возникающие при прогибе вала ротора в процессе эксплуатации электрической машины, за счет высокой гибкости эластичных элементов в радиальном направлении. Наиболее близким аналогом-прототипом изобретения является другая известная конструкция ротора электрической машины [2] с двухпосадочным исполнением бандажного узла, в которой бандажные кольца закрепляются с тыльной стороны через центрирующие кольца, в поперечном разрезе Z-образной формы, которые выполняют функцию эластичных элементов. Однако такая форма эластичных элементов, обеспечивая хорошую податливость бандажного узла в аксиальном направлении, не обеспечивает его достаточной гибкости в радиальном направлении.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, - это повышение надежности ротора электрической машины за счет дополнительного снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора, как результат использования положительных качеств двух видов эластичных элементов: центрирующих колец Z-образной формы и эластичных элементов с тангенциальными прорезями.

На Фиг.1 изображен ротор электрической машины, содержащей массивный сердечник (1) с катушечной обмоткой (2), закрепленной в лобовых частях (3) в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец (4), надетых одной стороной на торцовые части сердечника горячей посадкой, а другой, тыльной, частью через центрирующие кольца (5) с эластичными элементами (6), на концевые части вала (7) ротора, в которых выполнены вентиляционные каналы (8). Обозначения: υмакс. - максимальный статический прогиб вала ротора в центральной части сердечника.

На Фиг.2 приведен поперечный разрез центрирующего кольца с комбинированным эластичным элементом в виде дугообразных рессор, образованных двумя рядами сквозных прерывистых прорезей (б), расположенных тангенциально равномерно по окружности, в шахматном порядке и в центрирующем кольце, поперечное сечение которого имеет Z-образную форму (а).

Бандажный узел, являющийся наиболее нагруженным в механическом отношении узлом ротора электрической машины, удерживает лобовые части обмотки, закрепленные на вращающемся сердечнике, в радиальном направлении от действия центробежных сил за счет бандажного кольца, а в осевом направлении - от действия сил, возникающих в результате теплового расширения обмотки, с помощью центрирующего кольца.

В двухпосадочном исполнении бандажного узла, с закрепленными с обеих сторон бандажными кольцами, наиболее опасны знакопеременные напряжения, которые возникают в процессе эксплуатации электрической машины, от прогиба вала ротора в зоне посадки бандажных колец на сердечник, величина которого достигает максимального значения в срединной части ротора (υмакс.).

Устранить или, по крайней мере, максимально снизить эти знакопеременные напряжения в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора - цель изобретения.

Это достигается тем, что в центрирующем кольце, поперечное сечение которого имеет Z-образную форму, в зоне одной из поверхностей сопряжения центрирующего кольца с валом ротора или бандажным кольцом выполняются дополнительные эластичные элементы в виде двух рядов прорезей, размещенных в тангенциальном направлении равномерно по окружности центрирующего кольца и расположенных друг относительно друга в шахматном порядке. При этом в центрирующем кольце можно ограничиться выполнением только одного ряда тангенциальных прорезей с тем, чтобы второй ряд расположенных в шахматном порядке прорезей был выполнен на сопрягаемой поверхности вала ротора. В этом случае в качестве второго ряда расположенных в шахматном порядке прорезей могут быть использованы, например, вентиляционные каналы в концевой части вала ротора, проходящие под центрирующим кольцом.

Источники информации

1. Авторское свидетельство, на изобретение СССР "Ротор электрической машины" №792491, 01.09.1980 г.

2. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л.: Энергия, 1959 г., с.18, рис.1-10 (б). 895 с.

Похожие патенты RU2296410C1

название год авторы номер документа
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2298274C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2295820C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Дугинов Леонид Александрович
RU2296409C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Аврух В.Ю.
  • Ростик Г.В.
RU2145144C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253935C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Ганюшкин Владимир Федорович
RU2280306C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253176C1
Ротор электрической машины 1979
  • Азбукин Юрий Иванович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Тарасюк Юрий Александрович
SU792491A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2289185C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОЙ ЧАСТИ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ И МАССИВНОГО СЕРДЕЧНИКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Ганюшкин Владимир Федорович
RU2279751C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 296 410 C1

Реферат патента 2007 года РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности - к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в повышении надежности ротора электрической машины путем обеспечения дополнительного снижения знакопеременных напряжений в зоне посадки бандажных колец на сердечник ротора. Сущность изобретения состоит в том, что в роторе электрической машины, содержащем массивный сердечник с катушечной обмоткой, закрепленной в лобовых частях в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец, надетых одной стороной на торцовые части сердечника, а другой стороной - на цилиндрическую поверхность центрирующих колец, поперечное сечение последних имеет Z-образную форму, при этом внутренняя поверхность центрирующих колец соединена с концевыми частями вала ротора, причем в зоне одной из упомянутых поверхностей сопряжения с валом ротора или с бандажным кольцом каждого из центрирующих колец, равномерно по окружности последних, в тангенциальном направлении выполнены два ряда прорезей, которые в упомянутых рядах расположены друг относительно друга в шахматном порядке. Причем один ряд упомянутых прорезей в упомянутых зонах может быть выполнен в центрирующем кольце, а другой ряд прорезей, например в виде вентиляционных каналов, на поверхности вала ротора, сопрягаемой с центрирующим кольцом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 296 410 C1

Ротор электрической машины, содержащий массивный сердечник с катушечной обмоткой, закрепленной в лобовых частях в радиальном направлении с помощью массивных металлических бандажных колец, надетых одной стороной на торцовые части сердечника, а другой стороной - на цилиндрическую поверхность центрирующих колец, поперечное сечение которых имеет Z-образную форму, при этом внутренняя поверхность центрирующих колец соединена с концевыми частями вала ротора, отличающийся тем, что в зоне одной из упомянутых поверхностей сопряжения с валом ротора или с бандажным кольцом каждого из центрирующих колец равномерно по окружности последних в тангенциальном направлении выполнены два ряда прорезей, которые в упомянутых рядах расположены друг относительно друга в шахматном порядке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2296410C1

ТИТОВ В.В
и др., Турбогенераторы
Расчет и конструкция, Ленинград, Энергия, 1959, с.18, рис.1-10(б)
Ротор электрической машины 1979
  • Азбукин Юрий Иванович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Тарасюк Юрий Александрович
SU792491A1
УСТРОЙСТВО для КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ РОТОРНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 0
  • Г. М. Хуторецкий, А. А. Салий, Г. Г. Курносеико Г. А. Загородна
SU307464A1
Ротор турбогенератора 1986
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Карпман Давид Бенционович
SU1347121A1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1990
  • Хабаров Владимир Александрович
SU1767621A1
Ротор электрической машины 1983
  • Азбукин Юрий Иванович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Тарасюк Юрий Александрович
  • Козлов Александр Петрович
SU1112493A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1984
  • Азбукин Юрий Иванович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Тарасюк Юрий Александрович
  • Казаков Алексей Яковлевич
  • Демидов Юрий Викторович
SU1292114A1
Способ варки вакуумно-плотных выводов в стеклянную стенку электровакуумных приборов 1955
  • Фришман А.В.
SU106318A1
СПОСОБЫ И СИСТЕМА ТЕПЛОВОГО ПОДСОЕДИНЕНИЯ И ОТСОЕДИНЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО МОНТАЖА 2005
  • Дюрстон Томас В.
  • Ларкин Роберт П.
  • Парсонз Джеймс Делберт
  • Дэвэй Андрю
  • Прокоп Александр
RU2333622C1
US 4710662 А, 01.12.1987
US 6864617 А, 08.03.2005
Устройство для лазерного спекания изделия из порошкообразных материалов 2015
  • Конов Станислав Геннадьевич
  • Котобан Дмитрий Валерьевич
  • Тарасова Татьяна Васильевна
  • Смуров Игорь Юрьевич
RU2629574C2

RU 2 296 410 C1

Авторы

Аврух Владимир Юрьевич

Даты

2007-03-27Публикация

2005-11-07Подача