ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 2007 года по МПК C21D9/40 F16C33/12 

Описание патента на изобретение RU2300575C2

Область изобретения

Изобретение относится к подшипнику качения, используемому в летательных аппаратах, в частности вертолетах.

В летательных аппаратах существуют особые требования к легкости конструкции. По этой причине подшипники качения, используемые в этих летательных аппаратах, должны отвечать требованиям в отношении легкости конструкции. При одновременно возросших требованиях в отношении производительности подшипников качения возникла проблема, заключающаяся в том, что обычные закаленные стали для подшипников качения из-за трещин, возможно, возникающих при высоких нагрузках, больше не могут применяться.

В DE 8711624 U описан подшипник качения для применения в самолетах, который отвечает требованиям относительно легкости конструкции, однако имеет очень трудно изготавливаемую форму. Несмотря на сложную форму этого подшипника качения или подшипниковых колец требованиям к минимально возможной склонности к трещинообразованию эта форма не отвечает.

Задача изобретения

Задачей изобретения является создание подшипника качения одно- или двухрядного с тонкостенными вращающимися кольцами для применения в самолетах, при котором опасность возникновения трещин уменьшена.

Описание изобретения

Эта задача решается, согласно изобретению, тем, что вращающиеся кольца выполнены из мартеновской закаленной стали и имеют поверхностную твердость ≥ 613 HV (56 HRC) в зоне поверхностей дорожек качения, разность (Δ) между поверхностной твердостью и твердостью сердцевины составляет Δ ≥ 150 HV (9 HRC), при этом твердость сердцевины (8) ≥ 285 HV (28 HRC) получена под дорожкой качения на глубине между 8% диаметра тела качения и 90% толщины стенки, а отношение диаметра Тk делительной окружности к диаметру Dw тела качения составляет (Tk/Dw)>20.

Сущность изобретения состоит в том, что вращающиеся кольца подшипника качения закаляют в краевом слое. За счет этой закалки краевого слоя можно даже у тонкостенных материалов уменьшить опасность возникновения трещин. За счет меньшей сердцевинной твердости вращающихся колец предотвращается дальнейшее распространение трещин, начинающихся на поверхностях дорожек качения или при контакте обката.

Особенно положительные свойства колец, согласно изобретению, возникают при поверхностной твердости в зоне вращающихся колец колец > 613 HV (56 HRC), а также сердцевинной твердости тонкостенных колец > 285 HV (28 HRC). Сердцевинная твердость достигается на глубине между 8% диаметра тела качения и 90% толщины стенки дорожки качения на ее дне.

В этой связи о тонкостенных вращающихся кольцах речь идет тогда, когда диаметр (Тk) делительной окружности по отношению к диаметру (Dw) тела качения больше или равен 20 (Tk/Dw ≥ 20).

Предпочтительным является то, что твердость при глубине 4% от диаметра Dw тела качения самое большее на 70 HV (4 HRC) ниже, чем на поверхности.

Целесообразным является то, что вращающиеся кольца выполнены из коррозионностойкой стали.

Также целесообразным является то, что вращающиеся кольца имеют крепежные фланцы и/или элементы жесткости.

Кроме того, предпочтительным является то, что тела качения выполнены из закаленной мартеновской стали для подшипников качения или из закаленной в краевом слое стали, или из коррозионностойкой стали, или из керамики, а также то, что тела качения выполнены в виде шариков или в виде роликов.

Сущность изобретения поясняется ниже чертежами, на которых показано:

Фиг.1: однорядный радиальный шарикоподшипник в разрезе.

Фиг.2: двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник в разрезе.

На фиг.1 изображен однорядный радиальный шарикоподшипник 1. Показаны наружное кольцо 3, внутреннее кольцо 4 и тела качения 6. Зона поверхностной твердости 7 ≥ 613 HV обозначена вокруг зоны дорожки качения. Зона сердцевинной твердости 8 примыкает к зоне поверхностной твердости 7. Указаны положения диаметра Тk делительной окружности и диаметра Dw тела качения. Диаметр Тk делительной окружности отнесен к центру двух противоположных шариков.

На фиг.2 изображен двухрядный подшипник качения в виде двухрядного радиально-упорного шарикоподшипника. Общее наружное кольцо 5 включает в себя две дорожки качения, в которых обкатываются шарики 6. Этот двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник 2 содержит два внутренних кольца 4. Положения диаметра Тk делительной окружности и диаметра Dw тела качения аналогичны фиг.1. Зона поверхностной твердости ≥ 613 HV изображена в зоне дорожки качения как внутреннего кольца 4, так и наружного кольца 5. Показана взаимосвязанная зона поверхностной твердости двух соседних дорожек 7а качения. У деталей с двумя дорожками качения существует также возможность размещения зоны поверхностной твердости 7 отдельно вокруг дорожек качения.

Похожие патенты RU2300575C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАКАЛКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ И ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2011
  • Гиршфельд Анатолий Моисеевич
  • Симсон Эдуард Альфредович
  • Прево Иван Дмитриевич
  • Проценко Юрий Васильевич
RU2493269C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ ШАРИКОПОДШИПНИКА 2016
  • Королев Альберт Викторович
RU2628741C1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ШАРИКОПОДШИПНИКА 2014
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2581414C1
СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКА 1994
RU2089622C1
Подшипник качения 1984
  • Контер Лиян Янович
  • Буркин Валерий Серафимович
  • Артемкин Анатолий Васильевич
  • Дацковский Валерий Шнеерович
  • Щипунов Вадим Сергеевич
  • Островская Елена Абрамовна
SU1201575A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2007
  • Матлин Михаил Маркович
  • Мозгунова Анна Ивановна
  • Стариков Андрей Алексеевич
RU2350920C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2007
  • Матлин Михаил Маркович
  • Мозгунова Анна Ивановна
  • Стариков Андрей Алексеевич
RU2350919C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2010
  • Матлин Михаил Маркович
  • Мозгунова Анна Ивановна
  • Стариков Андрей Алексеевич
RU2422793C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 2010
  • Матлин Михаил Маркович
  • Мозгунова Анна Ивановна
  • Стариков Андрей Алексеевич
RU2422792C1
СПОСОБ ИМПУЛЬСНОГО РАСКАТЫВАНИЯ ДОРОЖКИ КАЧЕНИЯ КОЛЬЦА УПОРНОГО ШАРИКОПОДШИПНИКА 2012
  • Киричек Андрей Викторович
  • Тарасов Дмитрий Евгеньевич
  • Самойлов Николай Николаевич
RU2522996C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 300 575 C2

Реферат патента 2007 года ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к подшипнику качения, используемому в летательных аппаратах, в частности вертолетах. Подшипник качения одно- или двухрядный содержит тонкостенные вращающиеся кольца, причем вращающиеся кольца состоят из мартенситной закаленной стали и имеют следующие признаки: поверхностная твердость ≥ 613 HV (56 HRC) в зоне поверхностей дорожек качения, твердость сердцевины ≥ 285 HV (28 HRC), разность (А) между поверхностной твердостью и твердостью сердцевины ≥ 150 HV (9 HRC), твердость сердцевины получают на глубине между 8% диаметра тела качения и 90% толщины стенки под дорожкой качения, отношение диаметра Тk делительной окружности к диаметру Dw тела качения ≥20. Конструкция подшипника уменьшает опасность возникновения трещин. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 300 575 C2

1. Подшипник качения одно- или двухрядный (1, 2) с тонкостенными вращающимися кольцами (3, 4, 5), отличающийся тем, что вращающиеся кольца (3, 4, 5) выполнены из мартенситной закаленной стали и имеют поверхностную твердость (7, 7а) ≥ 613 HV (56 HRC) в зоне поверхностей дорожек качения, разность (Δ) между поверхностной твердостью и твердостью сердцевины составляет Δ ≥ 150 HV (9 HRC), при этом твердость сердцевины (8) ≥ 285 HV (28HRC) получена под дорожкой качения на глубине между 8% диаметра тела качения и 90% толщины стенки, а отношение диаметра Тk делительной окружности к диаметру Dw тела качения (Tk/Dw) ≥ 20.2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что твердость при глубине 4% от диаметра Dw тела качения самое большее на 70 HV (4 HRC) ниже, чем на поверхности.3. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что вращающиеся кольца (3, 4, 5) выполнены из коррозионностойкой стали.4. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что вращающиеся кольца (3, 4, 5) имеют крепежные фланцы и/или элементы жесткости.5. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что тела (6) качения выполнены из закаленной мартенситной стали для подшипников качения или из закаленной в краевом слое стали, или из коррозионностойкой стали, или из керамики.6. Подшипник по п.5, отличающийся тем, что тела качения выполнены в виде шариков.7. Подшипник по п.5, отличающийся тем, что тела качения выполнены в виде роликов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2300575C2

US 4797014 A, 08.10.1987
Подшипник качения 1977
  • Обухов Андрей Алексеевич
  • Новиков Виктор Федорович
  • Власов Семен Николаевич
  • Плешаков Алексей Акимович
  • Черных Виталий Трофимович
  • Пахомова Нелли Сергеевна
SU712551A1
Способ термической обработки колец крупногабаритных подшипников 1985
  • Шепеляковский Константин Захарович
  • Ушаков Борис Константинович
  • Скрягин Владимир Ильич
  • Ефремов Владимир Николаевич
  • Пчелкина Валентина Михайловна
  • Безкровный Николай Миронович
  • Швидак Игорь Александрович
  • Проходцев Михаил Михайлович
SU1257105A1
GB 1055085 A, 11.01.1967.

RU 2 300 575 C2

Авторы

Крайсельмайер Герхард

Зебальд Вильхельм

Эберт Франц Йозеф

Даты

2007-06-10Публикация

2003-10-29Подача