Изобретение относится к железнодорожному транспорту, грузоподъемным механизмам, в том числе тяжелонагруженным кранам, машиностроению, более точно - к устройствам для подачи смазочного материала к поверхности трения колесо-рельс.
Известно изобретение RU 2225307 - система смазки поверхностей трения, включающая корпус внешней направляющей, установленное в корпусе средство для подачи смазочного элемента в виде стержня к поверхности трения с ограничителем хода, причем средство выполнено в виде толкателя с пружиной. Ограничитель хода повторяет форму корпуса и со стороны поверхности трения выполнен сужающимся. Кроме того, корпус внешней направляющей установлен в корпусе запирающего устройства, снабженного пружиной запирающего устройства для возможности фиксации соответствующим элементом корпуса внешней направляющей. Фиксирующий элемент устанавливают после того, как смазочный стержень (или стержни) размещают в корпусе внешней направляющей, корректируя таким образом его положение относительно поверхности трения.
Известное техническое решение, выбранное в качестве прототипа, представляется сложным в изготовлении и обслуживании из-за многоэлементной конструкции с деталями, имеющими изогнутый профиль в продольном и поперечном направлениях (например, внутренняя направляющая).
Фиксирующий элемент обеспечивает жесткую связь между поверхностью трения и корпусом внешней направляющей, что может привести к негативным последствиям. Так, например, в процессе эксплуатации тяжелонагруженных мостовых кранов наблюдаются значительные осевые перемещения поверхности трения, т.е. контакт поверхности трения и рабочей поверхности смазывающего элемента не является постоянным, поэтому при перемещении поверхности трения, корпус внешней направляющей может находиться в зоне поверхности контакта, что приводит к его разрушению или поломке.
Размещение смазочных стержней внутри корпуса препятствует осуществлению визуального контроля за расходом смазочного вещества, что влечет необходимость разборки корпуса.
Кроме того, работоспособность известного устройства возможно проверить только при его разборке.
Помимо вышеуказанных недостатков известное устройство обладает значительными габаритными размерами, не допускающими его применение, например, в стесненных условиях движения мостовых кранов.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности устройства, упрощении конструкции, уменьшении габаритных размеров, а также в удобстве эксплуатации.
Поставленная задача решается тем, что устройство для подачи смазочного стержня, содержащее цилиндрический корпус, открытый с одной стороны, а с другой стороны закрытый крышкой, выполненной с отверстием; установленные коаксиально в корпусе гильзу, подпружиненную относительно корпуса и предназначенную для размещения смазочного стержня, трубчатый элемент, подпружиненный относительно корпуса, и направляющую; трубчатый элемент расположен внутри гильзы, выступающей за открытый край корпуса; одна сторона трубчатого элемента, обращенная к открытой части корпуса, предназначена для взаимодействия со смазочным стержнем, а другая сторона трубчатого элемента соединена с тросом, проходящим через отверстие в крышке и соединенным своим другим концом с упором-держателем, который расположен вне корпуса с возможностью упора в элементы конструкции устройства при перемещении трубчатого элемента, который установлен с возможностью перемещения вдоль внутренней поверхности направляющей.
Возможно гильзу выполнять из антифрикционного материала, например, из латуни или бронзы.
Возможно также внутреннюю направляющую корпуса выполнять в виде дополнительного трубчатого элемента.
Целесообразно, чтобы трубчатый элемент со стороны, обращенной к открытой части корпуса, был оснащен толкателем, установленным с возможностью перемещения вдоль гильзы.
Гильза становится подпружиненной относительно корпуса устройства благодаря тому, что один конец первой пружины упирается в крышку, а другой конец - в гильзу.
Вторая пружина охватывает трубчатый элемент таким образом, что один ее конец упирается в крышку корпуса, а другой конец, например, в выступающий за габариты трубчатого элемента толкатель, которым оснащена гильза со стороны, обращенной к открытой части корпуса. Таким образом, трубчатый элемент становится подпружиненным в осевом направлении корпуса относительно его крышки.
Толкатель выполняет дополнительную функцию элемента, центрирующего трубчатый элемент относительно гильзы, позволяющего более точно установить (отцентрировать) смазочный стержень относительно гильзы, исключив таким образом перекосы и заедания смазочного стержня в осевом направлении, при этом толкатель перемещается вдоль гильзы, а трубчатый элемент - вдоль направляющей корпуса.
При исчерпании ресурса твердого смазочного материала стержня, когда упор-держатель взаимодействует с элементами устройства, кромки гильзы совпадают с рабочей поверхностью смазочного стержня или, иными словами, гильза содержит остаток смазочного стержня.
При осевом перемещении поверхности трения в сторону устройства гильза с остатком смазочного стержня перемещается внутрь корпуса, при этом, соответственно, первая и вторая пружины сжимаются. Таким образом, гильза и остаток смазочного стержня при действии осевых отклонений поверхности трения, вызванных нештатными условиями работы, действуют как единый смазочный элемент, при этом кромки гильзы не разрушаются, а подвергаются истиранию вместе со смазочным стержнем.
Выполнив гильзу из латуни или бронзы, обладающих антифрикционным действием, совместная работа указанной гильзы и смазочного стержня может оказать синергический эффект.
Длина выступающей части гильзы выбрана из условия обеспечения такого выступа в процессе относительного перемещения устройства и поверхности трения; длину выступающей части гильзы необходимо выбирать не менее величины максимально возможного отклонения поверхности трения от исходного в направлении продольной оси устройства. Данное условие, при котором выступающая часть гильзы сохраняется при сжатии рабочей пружины, является необходимым для защиты корпуса от контакта с поверхностью трения и признания работы заявляемого изобретения надежной.
Так, при эксплуатации заявляемого устройства на колесной паре тяжелонагруженных мостовых кранов, величина максимально возможного отклонения поверхности трения от исходной составляет до 30 мм, что обусловлено, в частности, осевыми люфтами колеса, различной толщиной реборд колес, погрешностями монтажа.
Длину части смазочного стержня, выступающей за край гильзы, выбирают исходя из условий, исключающих его излом и заедание. При этом, длину свободной части троса (т.е. визуализируемую часть троса, находящуюся за пределами элементов устройства) выбирают не более длины части смазочного стержня. Выполнение данного условия позволяет контролировать износ смазочного стержня по визуализируемой части троса.
Выполнение направляющей корпуса в виде дополнительного трубчатого элемента, жестко соединенного с крышкой, целесообразно с точки зрения удобства эксплуатации в случае стесненного пространства для установки устройства. Противоположная сторона трубчатого элемента относительно толкателя вложена в дополнительный трубчатый элемент - направляющую с возможностью перемещения вдоль нее (вдоль внутренней поверхности направляющей).
Таким образом, данный прием позволяет не только сократить длину корпуса устройства, но и обеспечить по мере износа смазочного стержня возможность упора соответствующего элемента (упора-держателя) в торцевую часть дополнительного трубчатого элемента.
Размещение упора-держателя вне корпуса исключает необходимость выполнения элементов конструкции сложной формы, а позволяет упираться данному элементу в торцевую часть дополнительного трубчатого элемента.
Соединенные тросом подпружиненный трубчатый элемент и упор-держатель обеспечивают возможность быстро и просто проверить работоспособность заявляемого устройства. Так, упор-держатель оттягивают в направлении от крышки, затем отпускают; если данный конструктивный элемент свободно доходит до упора, устройство готово к работе.
При установке смазочного стержня (или его замене) достаточно снять крышку, из корпуса одновременно удаляются жестко соединенная с крышкой направляющая и соединенные торосом упор-держатель и трубчатый элемент, после чего в корпус со стороны крышки вставляют смазочный стержень и конструкция собирается вновь как один узел. Указанные действия позволяют судить о заявляемом устройстве с точки зрения быстроты и надежности обслуживания, не требующем квалификации персонала. При возможности доступа к открытой части корпуса смазочный стержень помещают именно с этой стороны.
Вышеперечисленные возможности устройства свидетельствуют о достижении поставленной задачи.
Заявляемое изобретение поясняется чертежом с изображением продольного сечения устройства.
Устройство для подачи смазочного стержня содержит корпус 1, имеющий круглое поперечное сечение, открытый с одной стороны, а с другой стороны закрыт крышкой 2. С открытой стороны коаксиально корпусу 1 установлена гильза 3, выполненная из латуни или бронзы, и трубчатый элемент 4. Гильза 3 выступает за край корпуса 1.
Между корпусом 1 и гильзой 3 соосно корпусу 1 установлена пружина 5.
Трубчатый элемент 4, со стороны, обращенной в сторону открытой части корпуса 1, снабжен толкателем 6.
Направляющая корпуса 1 выполнена в виде дополнительного трубчатого элемента 7, выходящего за пределы корпуса 1 со стороны крышки 2, при этом трубчатый элемент 4 входит в трубчатый элемент 7 с возможностью перемещения вдоль его внутренней поверхности.
Трубчатый элемент 4 и дополнительный трубчатый элемент 7 охватывает пружина 8, один конец которой упирается в толкатель 6, а другой конец - в крышку 2.
В торцевой части дополнительного трубчатого элемента 7 выполнено отверстие 9, через которое трос 10 соединяет трубчатый элемент 4 и упор-держатель 11, выполненный с наконечником в форме конуса.
Кроме того, корпуса 1 снабжен средством 12 для соединения корпуса 1 с опорой, например, на металлоконструкциях мостового крана.
Устройство работает следующим образом.
Смазочный стержень из твердой смазки (на чертеже не показан) устанавливают в гильзе 3, предварительно сняв крышку 2 и удалив из корпуса 1 трубчатый элемент 4 с толкателем 6 и пружиной 8. Затем вышеуказанные элементы (2, 4, 6, 8) устанавливаются в корпус 1, таким образом смазочный элемент оказывается прижатым к поверхности трения - к гребню колеса мостового крана (на чертеже не показан).
По мере износа твердой смазки пружина 8 разжимается, при этом толкатель 6 перемежается вдоль гильзы 3, а трубчатый элемент 4 - вдоль дополнительного трубчатого элемента 7, трос 10 тянет упор-держатель 11 до взаимодействия его наконечника с торцевой поверхностью дополнительного трубчатого элемента 7.
При износе смазочного стержня, его остаток содержится в гильзе, при этом кромки гильзы 3 совпадают с рабочей поверхностью остатка смазочного стержня. При возникновении нештатной ситуации, когда поверхность гребня колеса отклоняется от исходного, вступая в контакт с гильзой 3, пружины 5 и 8 сжимаются, позволяя гильзе 3 с остатком смазочного стержня переместиться внутрь корпуса 1. При контакте поверхности трения с гильзой 3 (содержащей остаток смазочного стержня), материал, из которого выполнена гильза - бронза, истирается вместе с твердым смазочным материалом, благодаря чему гильза 3 не разрушается, тем самым предотвращает поломку корпуса 1.
Заявляемое изобретение обеспечивает следующие преимущества:
- надежность устройства;
- возможность применения в стесненных условиях;
- простота эксплуатации и обслуживания;
- моментальная проверка готовности к эксплуатации;
- визуальный контроль износа смазывающего стержня.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ | 2005 |
|
RU2298502C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ КОЛЕСНЫХ РЕБОРД | 1995 |
|
RU2108250C1 |
САМОЗАРЯДНОЕ СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ | 2002 |
|
RU2212614C1 |
Способ определения коэффициента трения смазочных материалов | 2021 |
|
RU2766943C1 |
СПОСОБ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ НА АСТЕРОИДЕ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ | 2014 |
|
RU2586437C1 |
РУЧНОЙ МНОГОЗАРЯДНЫЙ ГРАНАТОМЕТ | 2013 |
|
RU2526728C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ КОНТЕЙНЕРА С ГРУНТОМ ИССЛЕДУЕМОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА В ПОСАДОЧНЫЙ АППАРАТ ВОЗВРАЩАЕМОЙ НА ЗЕМЛЮ СТУПЕНИ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ ПО ТРУБОПРОВОДУ | 2010 |
|
RU2413660C1 |
КАРМАННЫЙ ЗОНТ С РУЧКОЙ-КОНТЕЙНЕРОМ, ОПОРОЙ И ПОВОРОТНЫМ ФИКСИРУЕМЫМ ГЛАВНЫМ КАРКАСОМ | 2011 |
|
RU2566903C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОХОДКИ СКВАЖИНЫ БЕЗ ВЫЕМКИ ГРУНТА | 2020 |
|
RU2757612C2 |
Устройство для тренировки гребцов-байдарочников | 1982 |
|
SU1105207A1 |
Изобретение относится к устройствам для подачи смазочного материала к поверхности трения колесо-рельс. Устройство для подачи смазочного стержня содержит цилиндрический корпус, открытый с одной стороны, а с другой стороны закрытый крышкой, выполненной с отверстием; установленные коаксиально в корпусе гильзу, подпружиненную относительно корпуса и предназначенную для размещения смазочного стержня, трубчатый элемент, подпружиненный относительно корпуса, и направляющую. Трубчатый элемент расположен внутри гильзы, выступающей за открытый край корпуса. Одна сторона трубчатого элемента, обращенная к открытой части корпуса, предназначена для взаимодействия со смазочным стержнем, а другая сторона трубчатого элемента соединена с тросом, проходящим через отверстие в крышке и соединенным своим другим концом с упором-держателем. Упор-держатель расположен вне корпуса с возможностью упора в элементы конструкции устройства при перемещении трубчатого элемента, который установлен с возможностью перемещения вдоль внутренней поверхности направляющей. В результате повышается надежность устройства и удобство в эксплуатации, упрощается конструкция, уменьшаются габаритные размеры. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Система смазки открытых поверхностей трения | 2002 |
|
RU2225307C2 |
Устройство для смазывания гребня колеса рельсового транспортного средства | 1987 |
|
SU1507628A1 |
Способ смазки реборд ходовых колес | 1982 |
|
SU1043061A1 |
US 5054582 А, 08.10.1991. |
Авторы
Даты
2007-06-20—Публикация
2005-10-28—Подача