СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2007 года по МПК F02B51/02 

Описание патента на изобретение RU2301348C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к защите атмосферы от загрязнения токсичными компонентами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является уменьшение токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания.

Известен (Тезисы докладов межотраслевой конференции "Решение экологических проблем г.Москвы в рамках программы "Конверсия - городу", г.Москва, 1994 г., с.201-202) способ уменьшения токсичности отработанных газов ДВС с применением платино-палладиевых и алюмомеднохроматовых катализаторов.

Недостатками способа являются высокая стоимость, возникновение эффектов блокировки пор, капсулирования в них ряда органических соединений, отравление катализатора соединениями свинца, отсутствие термостойкости.

Известен также "Способ каталитической нейтрализации отработавших газов в цилиндрах ДВС" (Патент РФ №2163677, F02В 47/04) с использованием в качестве окислительно-восстановительных катализаторов окислы соединений металлов железа, цинка, хрома, марганца и никеля, добавляемых в топливо в виде растворов или на выносителях, причем добавление этих растворов должно производиться на нефтеперерабатывающих заводах.

Недостатками этого способа является то, что, во-первых, в составе выхлопного газа появятся новые газообразные соединения хрома, цинка и других металлов, вводимые в топливо; во-вторых, окислы металлов в топливе в процессе транспортирования и хранения выпадут в осадок; в-третьих, требуется постоянная регулировка питающего устройства двигателя, а также высокая стоимость материалов.

Наиболее близким техническим решением является: "Способ работы двигателя внутреннего сгорания и каталитическая композиция для его осуществления" (Патент РФ №2069774, кл. F02В 52/02). На поверхности деталей камеры сгорания двигателя наносят катализатор, в качестве которого используют медь, или оксид меди, или композицию, содержащую металлы или оксид металла, выбранного из группы: марганец, никель, хром или их смесь, дополнительно содержащую платину или палладий. Катализатор наносят на поверхности деталей камеры сгорания, контактирующие с топливом и/или топливовоздушной смесью, и/или с продуктами сгорания толщиной 0,01-10 мкм.

Недостатками прототипа являются очень сложная технология гальванического метода нанесения каталитического покрытия на детали камеры сгорания. Не менее сложна и предварительная обработка этих поверхностей для последующего нанесения каталитического покрытия. Каталитические покрытия деталей камеры сгорания, имеющие толщину 0,01-10 мкм и работающие при высоких температурах и давлениях, не могут быть долговечными.

Задачей изобретения является создание эффективного и недорогого способа уменьшения токсичности выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в снижении содержания токсичных компонентов в отработавших газах в процессе работы двигателя с одновременной экономичностью процесса. Этот технический результат достигается тем, что в известном способе уменьшения токсичности выхлопных газов ДВС, включающем контакт катализатора и топливной смеси в камере сгорания, в качестве катализатора используют состав, содержащий следующее (см. табл.1).

Таблица 1Фазовый состав порошкаВыявленная фазаХимическая формулаСодержание, %Серпентин (лизардит и хризотил)Mg6[Si4O10](OH)877-86Амакинит(Mg,Fe)(OH)21-2АмфиболCa2(Mg,Fe)5(Si,Al)8O22(OH)61,5-2МагнетитFe3O41-2Хлорит(Mg,Al,Fe)12[(Si,Al)8O2](OH)162-3КальцитCaMg(CO3)20,5-1МагнезитMgCO31-2Рентгеноаморфная фаза7-10

Механизм образования каталитического покрытия на деталях камеры сгорания с использованием предлагаемого состава следующий. Состав изготавливается в виде порошка дисперсностью не более 10 мкм. Он используется в количестве 0,005-0,01% на один литр масла, используемого для смазки двигателя. Нужное количество состава вводится в 100-200 мл масла, применяемого для данного вида двигателя, и размешивается до получения однородной консистенции. Затем полученную смесь выливают в заранее разогретый двигатель (до 60-70°С) через масляную горловину или отверстие для масляного щупа. Запускают двигатель на холостом ходу в течение 1,5-2 часа или автомобиль должен проехать не менее 50 км. При работе двигателя масло доставляет состав в различные пары трения, в том числе цилиндр-поршень. Благодаря эффекту избирательного переноса (Открытие №41, СССР) на поверхностях трения образуется защитный слой.

Избирательный перенос - это особый вид трения, который обусловлен самопроизвольным образованием в зоне контакта тонкой не окисляющейся пленки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. Введение в смазочный материал предлагаемого состава реализует эффект безызносности, проявляющийся в том, что на трущихся поверхностях деталей в процессе работы формируется сервовитная пленка из введенных в смазку материалов. Это вещество не уносится из зоны трения, а лишь поступает туда и удерживается там, то есть обладает свойствами сохранности. Толщина пленки достигает 1-4 мкм. Электрический заряд частиц износа возвращает эти частицы в зону контактного взаимодействия поверхностей.

Образование защитной пленки (в данном случае каталитической пленки) в процессе трения обусловлено его созидательным характером, определенным интенсивностью обмена узла трения с внешней средой энергией и веществом, а также коллективным поведением ионов активированного материала. Свойства сервовитной пленки, образующейся в процессе трения, иные, чем у исходного материала (Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. М.: Изд-во МСХА. 2001 г., - 616 с.).

При контактировании с нагретой каталитической поверхностью (сервовитной пленкой) происходит более быстрое и полное сгорание углеводородов, входящих в состав топлива, а также более полное сгорание продуктов неполного окисления углеводородов топлива в сравнении с отсутствием каталитического покрытия. Кроме этого, повышается и выравнивается компрессия по цилиндрам двигателя.

Пример конкретного выполнения способа.

Для испытания использовали автомобиль OPEL ASTRA с пробегом 106540 км. Вакуумную диагностику двигателя осуществляли как до, так и после обработки двигателя предлагаемым составом. В прогретый двигатель до 70°С в масляную горловину залили 200 мл масла, содержащего 0,4 г состава. После этого двигатель проработал на холостом ходу два часа. Газовую смесь на выходе выхлопной трубы контролировали на содержание оксида углерода газоанализатором марки АФА-121 и на содержание углеводородов газоанализатором марки УГ-2.

В таблице 2 даны результаты содержания оксида углерода и углеводородов, а также изменения компрессии при различных пробегах автомобиля.

Таблица 2Пробег, км106540106632106900107870ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫСО1,2-1,7% об.0,06% об.0,06% об.0,01% об.СО214% об.14% об.13,7% об.14% об.Углеводороды0,32% об.0,22% об.0,19% об.0,13% об.O20,48% об.0,25% об.0,38% об.0,51% об.Компрессия по цилиндрам19.0014.4014.914.926.5014.4014.815.3312.5014.4014.815.2414.4014.4014.915.3

Сущность каталитического воздействия предлагаемого состава заключается в том, что при введении этого состава в систему смазки двигателя внутреннего сгорания под действием сил трения на поверхностях деталей камеры сгорания происходят физико-химические и структурные превращения, приводящие к образованию соединений, обладающих эффективным каталитическим действием в процессе окисления оксида углерода и углеводородов. Кроме того, увеличение и выравнивание компрессии в цилиндрах способствует более эффективному сгоранию топливной смеси.

Использование предлагаемого состава в ДВС позволит снизить концентрацию токсичных веществ в отработавших газах в 3-5 раз, снизить износ узлов трения в 3-4 раза, уменьшить потери на трение в 2-3 раза.

Источники информации

1. Патент РФ №2163677, F02В 47/04.

2. Патент РФ №2069774, F02В 52/02.

3. Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. М.: Изд-во МСХА. 2001 г., 616 с.

Похожие патенты RU2301348C1

название год авторы номер документа
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2002
  • Шевченко Ю.Б.
  • Дураджи Ю.В.
RU2246531C2
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Дураджи Валентин Николаевич
  • Стрельцов Владимир Васильевич
  • Цыпцын Евгений Александрович
  • Дураджи Андрей Юрьевич
RU2313565C2
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2003
  • Хазов С.П.
  • Дураджи В.Н.
RU2243252C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПОНИЖЕННЫМ ВЫБРОСОМ ТОКСИЧНЫХ ГАЗОВ 2013
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Железницкий Анатолий Иванович
RU2546387C1
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОРОШКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СМАЗКИ 2009
  • Давыдов Николай Александрович
  • Зуев Валерий Владимирович
  • Рейбанд Юрий Яковлевич
RU2415176C2
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2014
  • Куличенко Сергей Николаевич
  • Нежданов Владимир Иванович
  • Розов Алексей Борисович
RU2559385C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2014
  • Вольнов Александр Сергеевич
  • Герасимов Евгений Михайлович
  • Третьяк Людмила Николаевна
RU2563950C1
СОСТАВ ДЛЯ МОДИФИЦИРОВАНИЯ МЕТАЛЛОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2008
  • Щека Сергей Акимович
  • Носов Виктор Петрович
RU2361015C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАНОСТРУКТУРНЫХ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ НА КЕРАМИЧЕСКИХ НОСИТЕЛЯХ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Мазалов Юрий Александрович
  • Меренов Александр Владимирович
  • Берш Александр Валентинович
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Пронская Татьяна Викторовна
RU2515727C2
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОТИВОИЗНОСНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ 2015
  • Зеленьков Сергей Михайлович
  • Киселев Кирилл Александрович
  • Раевский Алексей Юрьевич
  • Лавров Юрий Георгиевич
RU2599161C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению. Способ уменьшения вредных выбросов с отработавшими газами ДВС путем использования каталитических покрытий на поверхностях деталей камеры сгорания двигателя в качестве катализатора использует состав, содержащий, мас.%: серпентин 77-86; хлорит 2-3; магнетит 1-2; амфибол 1,5-2; амакинит 1-2; магнезит 1-2; кальцит 0,5-1; рентгеноаморфная фаза 8-10. Изобретение позволяет уменьшить токсичность выхлопных газов.

Формула изобретения RU 2 301 348 C1

Способ уменьшения вредных выбросов с отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания путем использования каталитических покрытий на поверхностях деталей камеры сгорания двигателя, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют состав, содержащий, мас.%:

Серпентин (лизардит и хризотил)77-86Хлорит2-3Магнетит1-2Амфибол1,5-2Амакинит1-2Магнезит1-2Кальцит0,5-1Рентгеноаморфная фаза7-10

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2301348C1

RU 9510974 A1, 20.04.1997
US 2978360 A, 04.04.1961
US 2926649 A, 01.03.1960
СПОСОБ СГОРАНИЯ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Адельшин Альмир Вагисович
RU2089744C1
СОСТАВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2003
  • Хазов С.П.
  • Дураджи В.Н.
RU2243252C1

RU 2 301 348 C1

Авторы

Дураджи Валентин Николаевич

Дураджи Юрий Валентинович

Даты

2007-06-20Публикация

2005-11-11Подача