Изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к машинам легкой и промежуточной категории по массе.
Известна военная транспортная машина, содержащая гусеничный движитель и корпус, который включает борта с подкрылками и днище (см. книгу «Средний артиллерийский тягач АТС-59. Техническое описание и инструкция по эксплуатации». Воениздат МО СССР, 1964, рис.107 на стр.208).
Корпус такой машины изготовлен из стального листа. Днище, борта и подкрылки сварены между собой и приварены к лобовому и кормовому листам. Сваренные между собой борта и подкрылки не являются взаимозаменяемыми для правой и левой сторон корпуса, что увеличивает номенклатуру деталей корпуса, а следовательно, усложняет изготовление военной машины.
Известна также военная машина (прототип), содержащая гусеничный движитель и корпус, который включает днище, нижние борта, подкрылки, верхние борта и крышу (см. книгу «Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач. Техническое описание». Воениздат МО СССР, 1976, рис.47 на вклейке 3 в конце книги и рис.48 на стр.90).
В корпусе этой машины борта, подкрылки, днище и крыша выполнены из нескольких отдельных деталей, соединенных между собой с помощью сварки. Нижние борта и подкрылки, а также верхние борта и крыша сварены между собой и приварены к листам носа и кормы. Вместе с тем, в корпусе данной машины сваренные между собой элементы - нижний борт с подкрылком, а также верхний борт с крайним участком крыши не могут быть взаимозаменяемыми из-за неравности поперечных размеров и углов между ними, в связи с чем известная машина имеет большую номенклатуру деталей корпуса, а следовательно, и сложный технологический процесс изготовления, связанный с наличием большого количества технологического оборудования.
Технической задачей изобретения является снижение номенклатуры деталей, трудоемкости изготовления, а также повышение снарядо- и пулестойкости военной машины.
Поставленная техническая задача решается тем, что на обеих сторонах бронированного корпуса военной машины нижний борт выполнен в виде одной детали совместно с подкрылком, а верхний борт - совместно с крайним участком крыши, при этом угол между нижним бортом и подкрылком равняется углу между верхним бортом и крайним участком крыши и составляет 135 градусов, а поперечные размеры нижнего борта и подкрылка равняются, соответственно, поперечным размерам верхнего борта и крайнего участка крыши, причем высота отгиба подкрылка от плоскости нижнего борта равняется сумме размеров ширины вращательных элементов движителя и зазора между вращательными элементами движителя и корпусом. Вместе с тем, военная машина снабжена с обеих сторон корпуса фальшбортами, в деталях каждого из которых выполнено по две полки с поперечными размерами верхнего или нижнего борта корпуса и крайнего участка крыши или подкрылка и углом между ними, с установкой их на корпусе таким образом, что одна из полок фальшборта с размерами верхнего или нижнего борта корпуса соединена с верхним бортом корпуса и расположена параллельно над ним с зазором, а вторая - расположена параллельно нижнему борту корпуса, причем фальшборта могут быть выполнены как одинаковой, так и разной толщины с бортами корпуса. Благодаря этому формообразующие детали нижнего и верхнего поясов правой и левой сторон корпуса, а также фальшборта выполнены из одного профиля. Кроме того, благодаря наличию фальшбортов повышена защита экипажа и оборудования военной машины от пуль и снарядов.
В основу изобретения поставлена задача уменьшения номенклатуры деталей корпуса, количества технологического оборудования, необходимого для его изготовления, и трудоемкости сварочно-сборочных работ, а также повышение снарядо- и пулестойкости военной машины.
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображен общий вид военной машины;
на фиг.2 - вид А на фиг.1;
на фиг.3 - вид Б на фиг.1;
на фиг.4 - вариант конструкции военной машины;
на фиг.5 - вид Г на фиг.4.
Военная машина снабжена, например, гусеничным движителем, который включает две гусеницы 1, а также корпусом, который содержит днище 2, нижние борта 3 и 4, подкрылки 5 и 6, верхние борта 7 и 8 и крышу со средним участком 9 и двумя крайними участками 10 и 11. Нижний борт 3 левой стороны корпуса выполнен в виде одной детали совместно с подкрылками 5, а нижний борт 4 правой стороны корпуса - в виде одной детали с подкрылком 6. Верхний борт 7 левой стороны корпуса выполнен также в виде одной детали совместно с крайним участком 10 крыши, а верхний борт 8 правой стороны корпуса - в виде одной детали совместно со вторым крайним участком 11 крыши.
Углы между нижним бортом 3 и подкрылком 5, нижним бортом 4 и подкрылком 6, верхним бортом 7 и крайним участком 10, верхним бортом 8 и крайним участком 11 крыши равны между собой и составляют 135 градусов (α=135). Эта величина угла выбрана из условий стойкости корпуса от пуль и снарядов, так как всякое изменение угла в направлении его увеличения или уменьшения снижает стойкость нижнего или верхнего пояса корпуса.
Поперечные размеры В нижних бортов 3 и 4 равняются поперечным размерам В верхних бортов 7 и 8, а поперечные размеры С подкрылков 5 и 6 равняются поперечным размерам С крайних участков 10 и 11 крыши. Высота отгиба Н подкрылков 5 и 6 равняется сумме размеров ширины Е вращательных элементов движителя (гусеницы или колеса) и зазора К между вращательными элементами движителя и корпусом.
Детали, которые образовывают днище, нижние борта с подкрылками, а также верхние борта с крайними участками крыши и средний участок крыши сварены между собой и присоединены с помощью сварки к носовой части 12 и к кормовому листу 13. В нижних бортах 3 и 4 после их приварки в корпусе выполняются отверстия, в которые устанавливаются кронштейны 14 подвески. Данные отверстия могут выполняться в деталях нижних бортов, тогда взаимозаменяемыми будут детали только верхних бортов правой и левой стороны корпуса.
В лобовом листе носовой части 12 корпуса расположены обзорные окна, а в вертикальных ее листах - отверстия для монтажа бортовых передач. На среднем участке 9 крыши расположены люки для посадки экипажа в отделение управления, установки двигателя и т.д., которые закрываются крышками, а внутри корпуса установлены с помощью сварки вертикальные стойки, перегородки и другие элементы жесткости, которые соединяют днище с крышей корпуса (на чертежах не показано). С внешней стороны корпуса военной машины установлены правый и левый фальшборта в виде передней 15, средней 16 и задней 17 частей и с помощью бонок 18 прикреплены к верхним бортам, с помощью упоров 19 и 20 - к подкрылкам 5 и 6, а при помощи кронштейнов 21 соединены между собой. Причем полки фальшбортов с поперечными размерами В расположены над полками деталей верхних бортов корпуса с размерами В, выполненными совместно с крайними участками крыши. Благодаря углу 135 градусов между полками фальшборта, одна из полок с поперечным размером В расположена параллельно верхнему борту 7 или 8, а вторая с размером С - параллельно нижнему 3 или 4.
Г-подобная форма крупногабаритных деталей корпуса увеличивает их жесткость, что позволяет легко их транспортировать, а также ориентировать при изготовлении корпуса.
В связи с тем, что нижние борта и подкрылки выполнены не из отдельных частей, а в виде одной детали, которая может быть применена как при изготовлении нижних, так и верхних бортов правой и левой сторон корпуса, а также фальшбортов, уменьшается номенклатура деталей корпуса, длина сварочных швов в нем и трудоемкость изготовления. Такая конструкция военной машины обеспечивает возможность унификации заготовок листов корпуса, а следовательно, и технологического оборудования, необходимого при разных видах обработки. Кроме того, установка фальшбортов повышает снарядо- и пулестойкость военной машины, так как борта корпуса превращаются при этом в бронированные конструкции с разнесенными препятствиями повышенного уровня защиты. Размеры единого профиля формообразующих деталей корпуса и фальшбортов заявляемой военной машины являются оптимальными. Использование профилей с разными размерами и толщинами позволяет создавать бронетанковую технику разнообразного назначения.
На Харьковском тракторном заводе выполнены конструкторские проработки возможности создания военной машины такого типа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2279371C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2004 |
|
RU2288857C2 |
УНИФИЦИРОВАННОЕ НИЗКОСИЛУЭТНОЕ ШАССИ ДЛЯ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2399856C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2246682C2 |
КОРПУС ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2235659C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2269737C2 |
БРОНЕВОЙ КОРПУС МАШИНЫ ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2169895C1 |
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2268839C9 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2172921C1 |
Изобретение относится к бронетанковой технике, преимущественно к машинам легкой и промежуточной категории по массе. Военная машина содержит движитель и бронированный корпус, который включает днище, нижние борта, подкрылки, верхние борта, крышу и фальшборта. С обеих сторон корпуса нижний борт выполнен в виде одной детали совместно с подкрылком, а верхний борт - совместно с крайним участком крыши. Угол между нижним бортом и подкрылком равняется углу между верхним бортом и крайним участком крыши и составляет 135°. Поперечные размеры нижнего борта и подкрылка равняются, соответственно, поперечным размерам верхнего борта и крайнего участка крыши. Высота отгиба подкрылка от плоскости нижнего борта равняется сумме размеров ширины вращательных элементов движителя и зазора между вращательными элементами движителя и корпусом. Использование изобретения позволяет уменьшить номенклатуру деталей корпуса, количество технологического оборудования, необходимого для его изготовления, и трудоемкость сварочно-сборочных работ, а также повысить снарядо- и пулестойкость военной машины. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач | |||
Техническое описание | |||
- М.: Воениздат МО СССР, 1976, с.90, рис.47, 48 | |||
ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2171749C1 |
DE 10217991 A1, 25.09.2003 | |||
Литьевой малочувствительный взрывчатый состав | 2021 |
|
RU2770805C1 |
Авторы
Даты
2007-07-10—Публикация
2005-04-14—Подача