Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей /ШРУС/ и предназначено в основном для транспорта.
Известны шариковые ШРУС, недостатком которых является сложность изготовления, недостаточные износостойкость и нагрузочная способность, так как шарики в них работают с трением в точке. Известны карданные шарниры /см. а.с. СССР №846847 - аналог/, но они не обеспечивают равенства угловых скоростей при передаче вращения под углом.
Оба варианта предлагаемого ШРУС /далее - "шарнир"/ представляют собой усовершенствование карданного вала с двумя шарнирами Гука, поэтому рассмотрим его работу на фиг.1. Шарнир Гука при работе под углом передает вращение с неравномерной угловой скоростью. Однако, если карданный вал имеет два зеркально симметричных шарнира Гука /т.е. на ведущем и ведомом валах вилки крестовин расположены в одной плоскости/, если оси ведущего и ведомого валов пересекаются /а не перекрещиваются в пространстве/ и если угол карданного вала с ведущим и ведомым одинаков /т.е. угол ОАД=углу ОДА/, то неравномерность вращения, возникшая в первом шарнире Гука, полностью компенсируется во втором, и при этом ведущий и ведомый валы вращаются с равной угловой скоростью.
Так как треугольник ОАД равнобедренный /т.е. ОА=ОД/, то точка "О" пересечения осей ведущего и ведомого валов находится на одинаковом удалении от центров обоих шарниров Гука.
1 вариант предлагаемого сдвоенного шарнира получается при уменьшении длины промежуточного карданного вала до нуля, т.е. оси "В" и "С" вала с фиг.1 совмещаются. Получается шарнир, имеющий три последовательно перпендикулярных оси вращения /см. фиг.2/ и состоящий из 4 деталей: малой вилки 1, крестовины 2, промежуточной детали, которую назовем полукрест 3, и большой вилки 4.
Однако получившийся шарнир имеет лишнюю степень свободы /как и карданный вал на фиг.1/. Для того чтобы соблюдались условия равенства угловых скоростей, совмещенная ось "ВС" /на фиг.2 она выглядит как точка в центре шарнира/ должна находиться под одинаковым углом к ведущему и ведомому валам. Для этого шарнир имеет механизм угловой симметризации оси полукреста /она перпендикулярна осям вилок/, т.е. оси ВС.
Возможны несколько способов такой симметризации, рассмотрим 3 из них.
Подвариант 1а. Шарнир имеет соосные оси полукреста направляющие 5 /см. фиг.3 показана только с одной стороны/, по которой скользит ползун 6, состоящий из двух частей 6а и 6б /см. фиг.4/. Ползун соединен рычагами 7 равной длины с ушками 8 на ведущем и ведомом валах, равноудаленными от центра шарнира /точки пересечения всех трех осей/.
При этом при любом взаимном перемещении валов ось полукреста будет под одинаковым углом к обоим валам. Конструктивно направляющие 5 могут представлять собой просто сильно удлинненые чашки игольчатого подшипника оси "ВС" полукреста /см. фиг.4/.
Подвариант 1б. Механизм симметризации оси полукреста представляет собой два шестеренчатых колеса 9, одно из которых неподвижно закреплено на большой вилке 4 соосно оси вилки, а второе такое же - подвижно на оси большой вилки и связано через кольцевую направляющую, расположенную на малой вилке в плоскости этой вилки /плоскость, образованная осью вилки и осью вала /с малой вилкой, /см. фиг.5, 6, где для наглядности изображены только зубчатые колеса механизма симметризации, а кольцевая направляющая, полукрест и крепления колес не показаны/. Эти два зубчатых колеса попарно последовательно соединены двумя или четырьмя зубчатыми колесами 10, каждое из которых соединено с одним колесом 9 и с одним колесом 10. Зубчатые колеса 10 расположены на полукресте.
При взаимном перемещении колес 9 связанная пара колес 10 будет, прокатываясь по ним, перемещаться на вдвое меньший угол, и таким образом всегда оставаться на биссектрисе угла между ними. При этом произвольная точка на оси полукреста окажется равноудалена от осей валов, и, следовательно, ось будет находиться к ним под одинаковым углом.
Подвариант 1в подобен подварианту 1б, но вместо цилиндрических зубчатых колес 9 имеет два аналогично расположенных конических зубчатых колеса 11, с которым обоюдно связано /одно или несколько/ коническое зубчатое колесо 12, закрепленное на полукресте. При взаимном перемещении колес 11 колесо 12, прокатываясь между ними, будет перемещаться на вдвое меньший угол, всегда оставаясь на биссектрисе угла между колесами, а ось полукреста всегда будет находиться под одинаковым углом к ведущему и ведомому валам.
Вариант 2 представляет собой короткий карданный вал переменной длины, который с помощью внутреннего /если карданный вал полый/ или внешнего шарового шарнира симметрирован относительно ведущего и ведомого валов. При этом соблюдаются условия равных угловых скоростей /см. фиг.1/.
Если применялись крестовины в виде кольца, с достаточно большим отверстием по продольной оси, в которое могла бы войти шлицевая часть карданного вала, то размеры карданного вала можно уменьшить до такой степени, что продольные размеры шарнира будут определяться только возможностью соударения вилок ведущего и ведомого валов при заданном угле отклонения шарнира. То есть приблизятся к пропорциям квадрата, хорошо вписывающегося в сферу. В этом случае, если размеры шарнира будут примерно адекватны размерам шарового ШРУС.
На фиг.1 изображен двухшарнирный карданный вал, где А, В, С и D - оси шарниров Гука, а точка "О" - пересечение осей ведущего и ведомого валов. На фиг.2, 3, 4 изображен шарнир по варианту 1а, где 1 - малая вилка, 2 - крестовина, 3 - полукрест, 4 - большая вилка, 5 - направляющая /стержень/, соосная оси полукреста, 6 - ползун, состоящий из двух частей 6а и 6б, 7 - рычаги, 8 - ушки на валах.
На фиг.5, 6 изображен механизм симметризации по варианту 1б, где 9 и 10 - зубчатые колеса.
На фиг.7, 8 изображен механизм симметризации по варианту 1в, где 11 и 12 - конические зубчатые колеса.
На фиг.9, 10 изображен шарнир по варианту 2, где 13 ведомый и ведущий валы, соединеные шаровым шарниром 14. Валы шарнирно соединены с крестовинами 15, имеющими вид кольца с четырьмя ортогональными отверстиями (фиг.10). По другой оси крестовины соединены с телескопическим карданным валом 16, состоящим из двух частей 16а и 16б, соединенных шлицами.
Работает шарнир на фиг.9 так: один из валов 13 через крестовину 15 шарнира Гука вращает карданный вал 16, который сам вращаясь неравномерно, передает вращение на второй вал 13 с обратно пропорциональной неравномерностью, в результате чего валы 13 вращаются с равными угловыми скоростями.
Применение шарнира позволит повысить долговечность ШРУС на транспорте.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛНОПРИВОДНАЯ ТРАНСМИССИЯ /ВАРИАНТЫ/ | 2014 |
|
RU2570978C2 |
РЫЧАЖНЫЙ ШАРНИР (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2323374C2 |
ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2351782C2 |
ПОЛНОПРИВОДНАЯ ТРАНСМИССИЯ /ВАРИАНТЫ/ | 2013 |
|
RU2521457C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2419011C2 |
МНОГОКРАТНЫЙ ШАРНИР ПЕРЕДАЧИ | 2013 |
|
RU2543135C2 |
МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО /ВАРИАНТЫ/ | 2015 |
|
RU2579633C1 |
ВАРИАТИВНОЕ РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2505456C1 |
ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ | 2010 |
|
RU2431065C1 |
МНОГОКРАТНЫЙ ШАРНИР ПЕРЕДАЧИ | 2020 |
|
RU2749819C1 |
Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей и предназначено в основном для транспорта. Сдвоенный шарнир по одному из вариантов состоит из двух вилок и крестовины, дополнительной промежуточной детали. Упомянутая деталь имеет две проушины, соединенные с крестовиной шарнира, и два шипа, соединенные с вилкой одного вала, при этом имеет две оси вращения, а одна из осей - общая с осью крестовины. Также дополнительная промежуточная деталь снабжена механизмом угловой симметризации, выполненным с возможностью обеспечения нахождения указанной оси крестовины под одинаковыми углами к ведущему и ведомому валам. Механизм угловой симметризации может представлять собой направляющую, соосную оси дополнительной промежуточной детали, шарнирный ползун или ползуны на ней, шарнирно соединенные рычагами с ведущим и ведомым валами, причем точки крепления шарниров на валах равноудалены от центра шарнира. Механизм угловой симметризации может представлять собой 4 или более цилиндрических зубчатых колеса, первое и второе из которых одинакового размера и закреплены одно - неподвижно на одной вилке и соосно ее оси, а второе - подвижно на этой же оси и связано кольцевой направляющей со второй вилкой в плоскости этой вилки. Третье и четвертое зубчатые колеса - взаимно одинакового размера - размещены на оси дополнительной промежуточной детали и попарно последовательно соединены с первым и вторым зубчатыми колесами. Механизм угловой симметризации может представлять собой 3 или более конических зубчатых колеса, два из которых одинакового размера и закреплены одно - неподвижно на одной вилке и соосно ее оси, а второе - подвижно на этой же оси и связано кольцевой направляющей со второй вилкой в плоскости этой вилки, а третье коническое зубчатое колесо закреплено на оси дополнительной промежуточной детали с возможностью зацепления с двумя первыми. Сдвоенный шарнир по другому варианту состоит из двух шарниров Гука, имеет полый телескопический карданный вал, а ведущий и ведомый валы соединены внутренним шаровым шарниром, равноудаленным от обеих крестовин. При этом крестовина или крестовины шарнира могут быть выполнены в виде кольца. Технический результат заключается в повышении долговечности шарнира равных угловых скоростей. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 10 ил.
0 |
|
SU178692A1 | |
GB 1190863 А, 06.05.1970 | |||
US 6139437 А, 31.10.2000 | |||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР | 0 |
|
SU247731A1 |
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДНОГО МЕХАНИЗМА СО СДВОЕННЫМ КАРДАНОМ С КРЕСТОВИНОЙ | 1999 |
|
RU2150034C1 |
Шарнир равных угловых скоростей | 1987 |
|
SU1456650A1 |
КРАЙНЕВ А | |||
МЕХАНИКА МАШИН, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ | |||
- М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, с.251 | |||
Магнитопровод торцовой электрической машины | 1981 |
|
SU1001316A1 |
Муфта с шарнирами на резиновых втулках | 1957 |
|
SU119406A1 |
Авторы
Даты
2007-07-27—Публикация
2006-02-17—Подача