Изобретение относится к медицине, а именно к кармической медицине, и предназначен для выявления психоэмоционального состояния личности в сложившейся жизненной ситуации и вырабатывания механизма адаптации к окружающей обстановке.
В основу предложенного способа положены способы определения психологического состояния с использованием приемов хромотестирования (цветового тестирования) и приемов графического метода психодиагностики.
Анализ патентной и научно-медицинской литературы показал, что вопросам использования цвета в процессах диагностики, а также лечения уделяется достаточное внимание. Автор приводит ссылки на ряд известных работ, которые соприкасаются по своей сути в большей или меньшей степени с предложенным способом.
Так, широко в медицинской литературе известны работы проф. Макса Люшера (см. например книгу М.Люшера "Цвет Вашего характера", Москва: Ринол Классик, 1997 г., а также его книги "Тест по Люшеру", "Сигналы личности" и Др.), в которых рассматриваются психологические характеристики цветов; создан тест Люшера, основанный на выборе цветов с присвоением им числовых значений, с помощью которых осуществляют способ определения психологического состояния личности и проводят его качественную оценку. С помощью "цветового круга Люшера" можно характерологически определить своих деловых и личных партнеров и приспособиться к их возможным реакциям в различных ситуациях повседневной жизни.
Используя работы Люшера в качестве прототипа, был создан способ определения уровня подсознательной агрессии, защищенный патентом Ru 2201140 (см. А01В, 5116 от 29.12.1999).
Однако использование в данном изобретении анализа выбора последовательности цветов, присвоение числовых значений цветам, образование и обработка цифрового ряда позволяет этот способ отметить лишь как аналог, поскольку в предлагаемом способе использованы и другие приемы, решающие иную цель способа.
Книга "Семь цветов здоровья" (см. автор Т.Шереметьева, Москва: Файр пресс, 2003 г.) посвящена основным понятиям теории образования цвета, его свойствам, а также характеру воздействия цвета на организм.
Знакомству с целебными цветами более чем для 50 физических состояний, выявлению терапевтических свойств цветов с помощью мышечного тестирования, восстановлению здоровья и энергии с помощью цветового дыхания посвящена работа Теда Эндрюса "Искусство лечения цветом" (см. перевод с английского О.Матвеевой, Москва: ЦАН, 1998).
Целесообразно также упомянуть о серийно выпускаемом аппарате психоэмоциональной коррекции АПЭК (см. паспорт и инструкцию по эксплуатации ЯЮКЛ. 941549.012 ПС), защищенный тремя патентами (см. патент RU 2088287, A61B на "Очки для лечения утомления и улучшения психоэмоционального состояния человека", патент RU 2113255, A61B на "Устройство для воздействия на биологический объект электромагнитным излучением оптического диапазона" и патент RU 2117466 на "Способ профилактики и лечения глазных болезней").
Этот прибор кроме хромотерапии заболеваний органов зрения предназначен для профилактики и лечения ряда других заболеваний, в том числе: стрессов, пограничных психоневрологических расстройств и утомления путем биорезонансного воздействия модулированными монохроматическими излучениями света на зрительный анализатор.
Таким образом, известны способы и устройства, реализующие воздействия цвета на организм человека, а также способы тестирования цветом для решения отдельных аспектов психологического обследования личности, например, для определения уровня подсознательной агрессии.
Предлагаемый способ имеет своей целью определить психологическое состояние личности в момент сложившейся определенным образом (преимущественно неблагоприятным) жизненной ситуации, помочь разобраться в ней и выработать механизм адаптации личности к возникшим негативным условиям в случае невозможности ее изменить.
В качестве прототипа автор использовал работы М.Люшера (см. ссылку выше), считая общими признаками обоих способов следующие: использование набора спектральных цветов с присвоением каждому из них числового значения, выявление цвета хромотипа, хромотестирование и его анализ, качественную оценку психологического состояния личности на момент тестирования.
Осуществить указанную выше цель изобретения можно, если перечисленные признаки выполнить в следующем виде:
- Набор спектральных цветов привести в соответствие девятицветному традиционному спектру с использованием порядковых номеров их размещения, начиная с красного, при этом количество рассматриваемых хромотипов (и цвет каждого их них) должно совпадать с соответствующим количеством цветов спектра (т.е. девяти).
- Перед выявлением цвета хромотипа установить состояние психоэмоционального напряжения личности путем предъявления ей двух тестирующих элементов, каждый их которых выполнен в виде семи последовательно расположенных квадратиков для поочередного неосознанного их закрашивания, начиная с крайнего левого, при использовании в любом порядке любых цветов из групп теплого (красный, оранжевый, желтый) и холодного (зеленый, голубой, синий) тонов, и по количеству преобладающих в каждом элементе тонов (теплых или холодных) или их равенстве судить о возбужденном, подавленном или уравновешенном психоэмоциональном состоянии, при этом цвета первого элемента будут характеризовать осознанное, а цвета второго элемента - неосознанное психоэмоциональное восприятие, затем подсчитать сумму числовых значений цветов каждого из элементов и по принадлежности большей суммы первому или второму элементу судить о возможности тестируемой личности осознавать или не осознавать причину напряженного своего состояния.
- При определении хромотипа личности дополнительно использовать цифровой ряд, составленный из цифр полной даты рождения, который следует неоднократно суммировать до получения простой цифры и по ее значению найти цифру цвета хромотипа, а следовательно, и определить сам цвет хромотипа;
- При анализе хромотипа использовать элемент психографического метода диагностики путем построения традиционного графика линий жизни (см., например, книгу И.П.Неумывакина "Эндоэкология здоровья", М. - Санкт-Петербург: Диля, 2003, стр.530-536), который строят в системе декартовых координат, откладывая по оси абсцисс двенадцатилетние периоды жизни, начиная с рождения, по оси ординат - девять уровней, но при этом каждый уровень выполняют в цвете в виде хромоуровня, порядковые номера и цвета каждого из которых соответствуют порядковым номерам и цветам девятицветного спектра. Из точки на оси абсцисс, соответствующей рассматриваемому периоду времени, восстановить отражающий цвет хромотипа перпендикуляр до пересечения с графической линией жизни, при этом между каждыми соседними хромоуровнями дополнительно разместить полосу одного из девяти дополнительных цветов (гвоздично-розовый, огненный, янтарный, лимонный, бирюзовый, лазоревый, лиловый, малиновый, коралловый) и по сочетанию цвета хромотипа личности с цветом основного или дополнительного пересекаемого хромоуровня, а также с учетом фона состояния психоэмоционального напряжения и возраста личности проводить анализ и оценку жизненной ситуации, после чего сформировать механизм приспособления личности к условиям рассматриваемой жизненной негативной ситуации, если ее невозможно изменить.
При этом пронумерованные цвета девятицветного спектра расположить в следующем порядке: 1 - красный, 2 - оранжевый, 3 - желтый, 4 - зеленый, 5 - голубой. 6 - синий, 7 - фиолетовый, 8 - розовый, 9 - золотой, а чередование пронумерованных основных цветов девятицветного спектра с дополнительными цветами осуществить в следующем порядке, начиная с дополнительного, а именно:
гвоздично-розовый, 1 - красный, огненный, 2 - оранжевый, янтарный, 3 - желтый, лимонный, 4 - зеленый, бирюзовый, 5 - голубой, лазоревый, 6 - синий, лиловый, 7 - фиолетовый, малиновый, 8 - розовый, коралловый, 9 - золотой.
Предлагаемый способ предусматривает трактование значений цветов и их сочетаний в соответствии с уже известными разработками, опубликованными их авторами. Для удобства пользования этими значениями автором предлагаемого способа из отобранных 18 цветов скомпонованы таблицы 1 и 2, на базе разработок Лилианы Бонус, которая в своей работе рассмотрела 60 цветов и их оттенков (см. книгу "Магия цвета. Цветотерапия на каждый день", С-Петербург, 1997).
На фиг.1 изображены тестирующие элементы для выявления психоэмоционального напряжения личности,
на фиг.2 изображено информационное поле для первого обследуемого,
на фиг.3 - то же, для второго обследуемого,
Способ определения психологического состояния личности в жизненной ситуации осуществляют следующим образом:
В начале выявляют текущее психоэмоциональное состояние обследуемой личности путем предъявления двух тестирующих элементов 1 и 2, каждый из которых выполнен в виде горизонтального ряда из семи квадратиков, изображенных на белом общем носителе 3. Обследуемый закрашивает все квадратики, пользуясь только шестью цветами теплого (красный, оранжевый, желтый) и холодного (зеленый, синий, голубой) тонов в любом порядке и в любом количестве, начиная с крайнего левого квадратика. Преобладание в любом из элементов теплых или холодных тонов или их равенство свидетельствует о возбужденном, подавленном или уравновешенном состоянии личности в момент обследования. Оба тестирующие элемента 1 и 2 характеризуют также осознанный или неосознанный обследуемой личностью уровень восприятия действительности. Для оценки этого уровня используют числовые значения, присвояемые каждому цвету. В данном способе в качестве числового значения для каждого цвета основного девятицветного спектра используют значение его порядкового номера. Складывая все числовые значения в каждом из элементов, определяют, у какого из них сумма больше, и по ее принадлежности первому или второму элементу судят о том, осознает или не осознает обследуемый причину своего эмоционального напряжения.
Следующим этапом выполнения способа является определение цвета хромотипа. Для этого цветовой ряд даты рождения многократно суммируют до получения простого числа, совпадающего с порядковым номером цвета основного спектра, который, следовательно, и является цветом хромотипа. Следующим этапом является построение графической линии судьбы на информационном поле, представляющим собой координатную сетку, горизонтали 4 которой параллельны оси абсцисс, а вертикали 5 параллельны оси ординат (см. фиг.2, 3). Расстояния между вертикалями 5 соответствуют одинаковым периодам человеческой жизни, длительность которых составляет 12 лет. При этом каждая вертикаль традиционно рассматривается как носитель значимой вехи жизни человека. Так, 0 лет - рождение человека, 12 лет - зрелость, 24 года - самостоятельность, 36 лет - социальная зрелость, 48 лет - перспектива достижения социального взлета, и т.д. Горизонтали 4 представляют собой уровни, которых достигает человек в периоды прохождения тех или иных значимых вех. На это информационное поле наносят графические изображения линии жизни 6, используя числовой ряд даты рождения путем математического преобразования его в координаты построения. Далее производят анализ формы построенной линии 6 и делают соответствующие выводы. Использование информационного поля для графического нанесения линии жизни (и множество других ее разновидностей) известны из ряда опубликованных работ (см. например книгу И.П.Неумывакина "Эндоэкология здоровья", М. - Санкт-Петербург: Диля, 2003, стр.530-536; статью Е.Никифоровой в газете "Московская правда", 2003) и частично используются в предложенном способе в части построения информационного поля.
Поскольку в предлагаемом способе процесс формирования графической линии жизни на информационном поле идентичен традиционному, то имеет смысл отметить лишь существенные отличия, внесенные в этот этап осуществления способа.
Известные 9 уровней (горизонталей) 4 информационного поля выполняют в цвете, совмещая порядковый номер уровня с порядковым номером цвета в основном спектре начиная с красного и тем самым превращая известный уровень 4 в хромоуровень 4 с одним и тем же номером, а заполняя соответствующим хромоуровню цветом все пространство между ним и нижележащим уровнем, образуют условный цветовой коридор (хромокоридор) 7. Внутри каждого хромокоридора (их девять, как хромоуровней) размещают полоску дополнительного цвета, образующую промежуточный хромоуровень 8, общее количество которых 9, как и основных уровней. Такое дополнение позволяет в 2 раза увеличить цветовую информативность поля. Таким образом, графически изображенная линия жизни 6 на своем протяжении пересекает не менее 2 раз 18 хромоуровней (основных и промежуточных).
Поскольку способ привязан к анализу конкретной жизненной ситуации, происходящей в определенном возрасте, то из точки 9, расположенной на оси абсцисс, восстанавливают перпендикуляр 10, имеющий цвет хромотипа, до встречи с линией жизни в точке 11.
Внесенные изменения в подготовленном для анализа информационном поле позволяют использовать устоявшиеся толкования сочетаемости цветов хромоуровня и хромотипа, также известные из публикации. Как уже было отмечено автором предлагаемого способа, из этих источников отобраны значения используемых цветов и их сочетаний и сведены в таблицы 1 и 2.
Используя информативность таблиц, с учетом возраста обследуемого, его текущего психоэмоционального состояния, выявленной его способности осознавать или не осознавать сложившуюся ситуацию и личностные отношения с окружающей средой, вырабатывают механизм адаптации к последнему с рекомендациями в случае необходимости проведения сеансов снятия стресса, восстановления равновесия и т.п. с помощью квалифицированных профильных специалистов.
При ознакомлении с нижеприведенными примерами осуществления способа следует иметь в виду, что позиции элементов, использованные при описании информационного поля, во всех примерах идентичны.
Примеры реализации способа:
1. У обследуемой А., родившейся 21.11.1961 г., ухудшились взаимоотношения в семье.
При определении эмоционального состояния было выявлено, что первый элемент хромотеста закрашен в следующей последовательности - зеленый, желтый, красный, оранжевый, голубой; второй элемент - голубой, синий, желтый, красный, зеленый, оранжевый, синий.
Преобладание теплых тонов говорит о возбужденном, напряженном психоэмоциональном состоянии на осознанном уровне восприятия действительности и угнетенном, подавленном состоянии на неосознанном.
Подсчет числовых значений первого и второго элементов дал следующий результат:
4+3+1+2+4+2+5=21 - 1-ый элемент
5+6+3+1+4+2+6=27 - 2-ой элемент
Большая сумма принадлежит второму элементу. Это свидетельствует о том, что обследуемый А. не осознает причину своего напряжения.
При определении хромотипа был составлен цифровой ряд и произведено неоднократное сложение входящих в него цифр. Определен цвет хромотипа - зеленый.
Построение графической линии жизни 6 (см. фиг.2) и нанесение хромотипа 10 в виде перпендикуляра, восстановленного из точки 9 на оси абсцисс и отражающего рассматриваемый момент времени, дало возможность определить точку 11 пересечения цветов хромотипа (зеленый) и хромокоридора (золотой). И совместно с обследуемым был выработан механизм коррекции его психоэмоционального состояния, включающий в том числе:
1. Консультацию у невропатолога;
2. Обязательные ежедневные прогулки в течение 1 часа и более;
3. Проведение 21-дневного курса коррекции психоэмоционального состояния. В данном случае рекомендован курс цветотерапии на аппарате "АПЭК" с использованием желтых и синих очков в совокупности с техниками цветового дыхания розовым цветом.
2. Обследуемый Н., родившийся 08.04.1949 г., обратилась из-за тревожного состояния в связи с выходом на пенсию.
При определении эмоционального состояния было выявлено, что первый элемент хромотеста закрашен в следующей последовательности - желтый, голубой, красный, синий, зеленый, синий, голубой; второй элемент - оранжевый, синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый, голубой.
Преобладание холодных тонов говорит о подавленном, угнетенном психоэмоциональном состоянии на осознанном и напряженном состоянии на неосознанном уровне восприятия действительности.
Подсчет числовых значений первого и второго элементов дал следующий результат:
3+5+1+6+4+6+5=30 - 1-ый элемент
2+6+1+4+3+2+5=23 - 2-ой элемент
Большая сумма принадлежит первому элементу. Это свидетельствует о том, что обследуемый Н. осознает причину своего напряжения.
При неоднократном сложении цифрового ряда определен цвет хромотипа - розовый.
Построение графической линии жизни 6 (см. фиг.3) и нанесение хромотипа 10 в виде перпендикуляра, восстановленного из точки 9 на оси абсцисс и отражающего рассматриваемый момент времени, дало возможность определить точки пересечения цветов хромотипа (розовый) и хромокоридора (золотого). Совместно с обследуемым был выработан механизм коррекции его психоэмоционального состояния, включающий в том числе следующие рекомендации:
1. Уделять больше времени и внимания семье;
2. Постараться найти дело для души (хобби);
3. Для гармонизации психоэмоционального состояния рекомендовано проведение 21-дневного курса коррекции психоэмоционального состояния. В данном случае рекомендован курс цветотерапии на аппарате "АПЭК" с использованием зеленых очков в совокупности с техниками цветового дыхания желтым и зеленым цветом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2008 |
|
RU2401643C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА | 2009 |
|
RU2408264C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2593225C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ДЕПРЕССИВНЫХ И АУТОАГРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2009 |
|
RU2417054C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕТОДУ А.М. ЛУГОВОЙ | 2006 |
|
RU2313282C1 |
Способ лечения гиперкинетических расстройств у детей | 2021 |
|
RU2786794C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2001 |
|
RU2204314C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2307676C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2103739C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2011 |
|
RU2482886C2 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения психологического состояния личности в жизненной ситуации. Обследуемому предъявляют два тестирующих элемента. Каждый выполнен в виде горизонтального ряда из семи последовательно расположенных квадратиков для поочередного их закрашивания, начиная с крайнего левого и пользуясь в любом порядке любым цветом из групп теплого тона и холодного тона. Преобладание в любом из элементов теплых или холодных тонов или их равенство свидетельствует соответственно о возбужденном, или подавленном, или уравновешенном состоянии личности в момент обследования Цвета первого элемента характеризуют осознанное, а цвета второго элемента - неосознанное психоэмоциональное восприятие, которое оценивают по преобладанию большей величины числовых значений первого или второго тестирующего элемента. Затем определяют хромотип личности по цифровому ряду полной даты рождения, который многократно суммируют до получения простого числа. Простое число, совпадающее с порядковым номером девятицветного спектра, соответствует хромотипу. Затем строят графическую линию жизни на координатной сетке, горизонтали которой параллельны оси абсцисс, а вертикали параллельны оси ординат. Откладывают на оси абсцисс двенадцатилетние периоды жизни, начиная с рождения, на оси ординат - хромоуровни, представляющие собой порядковые номера девятицветного спектра. Из точки, расположенной на оси абсцисс, соответствующей возрасту обследуемого, восстанавливают перпендикуляр до встречи с линией жизни и определяют хромоуровень. Исходя из толкований сочетаний хромотипа и хромоуровня, указанных в табл.1, а также с учетом состояния психоэмоционального напряжения личности, определяют психологическое состояние личности в жизненной ситуации. Способ позволяет определить психологического состояния личности в жизненной ситуации. 2 табл., 3 ил.
Способ определения психологического состояния личности в жизненной ситуации, включающий цветотестирование, его анализ и качественную оценку психологического состояния личности на момент тестирования, отличающийся тем, что обследуемому предъявляют два тестирующих элемента, каждый из которых выполнен в виде горизонтального ряда из семи последовательно расположенных квадратиков для поочередного их закрашивания, начиная с крайнего левого и пользуясь в любом порядке любым цветом из групп теплого тона с порядковыми номерами: красный - 1, оранжевый - 2, желтый - 3, и холодного тона с порядковыми номерами: зеленый - 4, голубой - 5, синий - 6, причем преобладание в любом из элементов теплых или холодных тонов или их равенство свидетельствует соответственно о возбужденном, или подавленном, или уравновешенном состоянии личности в момент обследования, при этом цвета первого элемента характеризуют осознанное, а цвета второго элемента неосознанное психоэмоциональное восприятие, которое оценивают по преобладанию большей величины числовых значений первого или второго тестирующего элемента, затем определяют хромотип личности по цифровому ряду полной даты рождения, который многократно суммируют до получения простого числа, причем простое число, совпадающее с порядковым номером девятицветного спектра, соответствует хромотипу, при этом каждому цвету девятицветного спектра присваивают следующий порядковый номер: 1 - красный, 2 - оранжевый, 3 - желтый, 4 - зеленый, 5 - голубой, 6 - синий, 7 - фиолетовый, 8 - розовый, 9 - золотой, затем строят графическую линию жизни на координатной сетке, горизонтали которой параллельны оси абсцисс, а вертикали параллельны оси ординат, откладывая на оси абсцисс двенадцатилетние периоды жизни, начиная с рождения, а на оси ординат - хромоуровни, представляющие собой порядковые номера девятицветного спектра, далее из точки, расположенной на оси абсцисс, соответствующей возрасту обследуемого, восстанавливают перпендикуляр до встречи с линией жизни и определяют хромоуровень, и исходя из толкований сочетаний хромотипа и хромоуровня, указанных в таб.1, а также с учетом состояния психоэмоционального напряжения личности, определяют психологическое состояние личности в жизненной ситуации.
РАЙГОРОДСКИЙ Д.Я | |||
Практическая психодиагностика, БАХРАХ, 1998, с.92-109 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЙ АГРЕССИИ | 1999 |
|
RU2201140C2 |
Устройство для психофизиологических исследований | 1989 |
|
SU1659024A1 |
БАЗЫМА Б.А | |||
Цвет и психика | |||
Монография | |||
- Харьков, 2001, с.42-65. |
Авторы
Даты
2007-08-27—Публикация
2005-09-19—Подача