УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПЕРЕМЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТОКА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2007 года по МПК G01R19/00 

Описание патента на изобретение RU2307363C1

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к устройствам диагностирования, работа которых основана на регистрации переменной составляющей тока в бортовой сети, и может быть использовано в производстве и эксплуатации автотракторной техники для повышения безопасности работы системы электроснабжения.

Известно устройство для регистрации переменной составляющей тока в системе электроснабжения автомобиля, содержащее датчик и сигнализатор. [А.Г. Сергеев, В.Е. Ютт. Диагностирование электрооборудования автомобилей. - М.: Транспорт, 1987 г.],

Работа устройства основана на выделении переменной составляющей тока с помощью датчика, в качестве которого используется конденсатор, и электрического усилителя переменного напряжения, соединенного с сигнализатором.

Недостатком такого устройства является нечувствительность к фазе и частоте электрических сигналов переменного тока.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство регистрации переменной составляющей тока, протекающего через аккумуляторную батарею, содержащее датчик, усилитель и сигнализатор, соединенный с выходом усилителя. [Патент РФ №2217725, МПК G01М 15/00, 2003 г.]

Действие устройства основано на регистрации переменной составляющей тока бесконтактным способом с помощью датчика Холла, чувствительного к изменениям магнитного поля вокруг провода, создающим напряжение на выходе датчика, пропорциональное величине переменной составляющей тока в проводе.

Недостатком известного устройства является его нечувствительность к фазе и частоте переменной составляющей тока, что приводит к существенному влиянию других составляющих переменного тока и снижению достоверности результатов измерений составляющих тока, обусловленных отказом выпрямительного блока.

Технический результат направлен на избирательную по частоте и фазе регистрацию переменной составляющей электрического тока, протекающего через аккумуляторную батарею, возникающего вследствие выхода из строя выпрямляющих диодов синхронного генератора переменного тока, соединенного параллельно с аккумуляторной батареей, при наличии в цепи других переменных составляющих электрических токов другой частоты и фазы, но сравнимых или больших по величине в сравнении с регистрируемым сигналом.

Технический результат достигается тем, что устройство для регистрации переменной составляющей тока, протекающего через аккумуляторную батарею, содержащее регистрирующий датчик, усилитель и сигнализатор, соединенный с выходом усилителя, при этом устройство дополнительно снабжено дискриминатором напряжения, синхронным детектором и фазосдвигающей цепью, причем дискриминатор соединен последовательно с регистрирующим датчиком, выход дискриминатора соединен с входом синхронного детектора, второй вход детектора соединен через фазосдвигающую цепь с якорем генератора, выход синхронного детектора соединен с входом усилителя, а выход усилителя соединен с сигнализатором, причем регистрирующий датчик выполнен в виде тороидальной катушки индуктивности, снабжен ферритовым сердечником и расположен аксиально на проводе, соединяющем аккумуляторную батарею со стартером.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что устройство дополнительно снабжено дискриминатором напряжения и синхронным детектором, при этом дискриминатор соединен последовательно с регистрирующим датчиком, выход дискриминатора соединен с входом синхронного детектора, второй вход детектора соединен с одной фазой якоря генератора, выход синхронного детектора соединен с входом усилителя, а выход усилителя соединен с сигнализатором, причем регистрирующий датчик выполнен в виде тороидальной катушки индуктивности, снабжен ферритовым сердечником и расположен аксиально на проводе, соединяющем аккумуляторную батарею со стартером.

На чертеже представлена функциональная схема, поясняющая работу предлагаемого устройства, для регистрации переменной составляющей тока в системе электроснабжения автомобиля.

Схема содержит аккумуляторную батарею 1, соединительный токоведущий провод 2, соединенный со стартером 12, генератор переменного тока 7 с двухполупериодным трехфазным выпрямителем 6, соединенный через выключатель 4 со стартером 12, последовательно соединенные тороидальный регистрирующий датчик 3 переменной составляющей выпрямленного тока, расположенный аксиально на проводе 2, дискриминатор 13, усилитель напряжения переменного тока 11, синхронный детектор 10, усилитель постоянного тока 9 и сигнализатор 8. Устройство также содержит фазосдвигающую цепь 5, содержащую три параллельно соединенные выходами фазосдвигающие цепи, входы которых подсоединены соответственно к началам фазных обмоток генератора 7, а общий выход соединен с опорным входом детектора 10. Регистрирующий датчик 3 выполнен в виде тороидальной катушки индуктивности, снабжен ферритовым сердечником и расположен аксиально на проводе 2.

Устройство работает следующим образом. При пробое одного из диодов выпрямителя появляется переменная составляющая тока - в питающей сети автомобиля возникают переменные токи. Действующее значение напряжения возникающей переменной составляющей выпрямленного тока определяется величиной фазного напряжения генератора и составляет величину единицы вольт (U=(0.4-0.5)U0) [1].

Вследствие малого значения внутреннего сопротивления аккумуляторной батареи через нее будет протекать ток больше допустимого значения. Переменный ток, протекающий через аккумулятор, имеет деструктивный характер, сокращает ресурс работы аккумулятора и является недопустимым. Из-за малого сопротивления аккумулятора обнаружение переменного тока через него представляет большие трудности. В прелагаемом устройстве переменная составляющая тока, протекающего из генератора 7 через выпрямитель 6, соединительный токоведущий провод 2 и аккумуляторную батарею 1, создает в тороидальном регистрирующем датчике 3 переменное напряжение с фазной частотой генератора 7. Полученный на регистрирующем датчике 3 сигнал выделяется с помощью дискриминатора 13 из суммарного сигнала всех составляющих переменного тока и подается на вход усилителя переменного тока 11. Выделение сигнала осуществляется по амплитуде, так как все возможные составляющие переменного тока в бортовой сети автомобиля, наводимые внешними электромагнитными излучениями, меньше составляющей тока, вызванной действием переменного фазного напряжения. Усиленный сигнал подается на сигнальный вход синхронного детектора 10. На второй вход детектора 10 подается опорный сигнал от генератора 7 через фазосдвигающую цепь 5. Последняя содержит три параллельные фазосдвигающие цепи, входы которых подсоединены соответственно к началам фазных обмоток генератора 7, а выходы подсоединены к опорному входу синхронного детектора 10. Фазосдвигающие цепи создают относительный сдвиг фаз соответственно 0°, 120° и 240°. Затем добавляется дополнительный сдвиг фазы на все три цепи, возникающий на участке цепи "выпрямитель 6 - регистрирующий датчик 3 - дискриминатор 13 - усилитель переменного тока 11 - вход детектора 10". Это условие обеспечивает синфазность и равенство частоты опорного сигнала с любой фазы и сигнала, возникающего при пробое одного из диодов выпрямителя 6, поступающих на входы детектора 10. Выходной сигнал детектора 10 усиливается усилителем 9 и поступает на сигнализатор 8. При необходимости сигнализатор 8 может быть заменен исполнительным устройством.

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что предлагаемое устройство регистрации переменной составляющей тока в системе электроснабжения является чувствительным к фазе и частоте переменной составляющей тока за счет применения регистрирующего датчика, выполненного в виде тороидальной катушки, дискриминатора, фазосдвигающей цепи и использования синхронного детектора.

Источники информации

1. Данов Б.А., Рогачев В.Д., Электрооборудование автомобилей КамАЗ. - М.: Транспорт, 1997 г.

Похожие патенты RU2307363C1

название год авторы номер документа
Устройство управления линейным регулируемым фильтром в линиях передачи переменного тока 1974
  • Берлин Евгений Маркович
  • Иванов Николай Иванович
  • Скосырев Игорь Сергеевич
  • Чекмарев Валерий Егорович
  • Кожина Светлана Сергеевна
SU529522A1
Способ обнаружения электропроводящих тел в потоке руды и устройство для его осуществления 1983
  • Шкилева Татьяна Николаевна
  • Шкилев Владимир Григорьевич
  • Хобин Леонид Трофимович
  • Тирмяев Александр Филиппович
  • Инешин Георгий Георгиевич
SU1111820A1
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ О ДОСТИЖЕНИИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАНА В АТМОСФЕРЕ 2010
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Шубарев Валерий Антонович
  • Петрушин Владимир Николаевич
  • Михайлов Александр Николаевич
  • Михайлов Евгений Александрович
RU2438186C1
Устройство для определения крутящего момента на валу синхронного электродвигателя 1989
  • Загоруйко Валерий Тимофеевич
  • Панченко Константин Евгеньевич
  • Выдря Юрий Александрович
  • Яценко Алексей Иванович
  • Ласкавый Виктор Николаевич
SU1719935A1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2006
  • Ким Константин Константинович
  • Паленик Владислав Иосифович
  • Колесов Сергей Львович
  • Костроминов Алексей Александрович
  • Коновалов Александр Алексеевич
  • Васильев Павел Юрьевич
RU2306237C1
Устройство для измерения влажности 1979
  • Мельников Эдуард Анатольевич
  • Коваленок Евгений Викентьевич
SU851238A1
ДЕТЕКТОР АМПЛИТУДНО-МОДУЛИРОВАННЫХ КОЛЕБАНИЙ 2005
  • Меньших Олег Федорович
RU2287891C1
Устройство для измерения плотности и вязкости жидких сред 1982
  • Катков Модест Сергеевич
  • Капитанов Владислав Леонидович
  • Зайцев Валерий Владимирович
  • Пинчук Илья Алексеевич
  • Вересов Владимир Михайлович
SU1092377A1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ 2022
  • Глухов Виталий Иванович
  • Ротнов Александр Вячеславович
RU2794276C1
СИГНАЛИЗАТОР УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В РАСШИРИТЕЛЬНОМ БАЧКЕ 2019
  • Волков Степан Степанович
  • Пузевич Николай Леонидович
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Родин Сергей Васильевич
  • Россохин Андрей Евгеньевич
  • Леонов Андрей Игоревич
RU2741512C1

Реферат патента 2007 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПЕРЕМЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТОКА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Устройство содержит последовательно соединенные датчик тока в виде тороидальной катушки индуктивности с ферритовым сердечником, дискриминатор, усилитель переменного тока, синхронный детектор, усилитель постоянного тока, сигнализатор. Второй вход синхронного детектора подсоединен через фазосдвигающую цепь к якорю генератора переменного тока. Технический результат заключается в избирательной регистрации переменной составляющей электрического тока, протекающего через аккумуляторную батарею при наличии в цепи других переменных составляющих электрических токов другой частоты и фазы, но сравнимых или больших по величине в сравнении с регистрируемым сигналом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 307 363 C1

Устройство для регистрации переменной составляющей тока, протекающего через аккумуляторную батарею, содержащее регистрирующий датчик, усилитель и сигнализатор, соединенный с выходом усилителя, отличающееся тем, что дополнительно снабжено дискриминатором напряжения, синхронным детектором и фазосдвигающей цепью, при этом дискриминатор соединен последовательно с регистрирующим датчиком, выход дискриминатора соединен с входом синхронного детектора, второй вход детектора соединен через фазосдвигающую цепь с якорем генератора, выход синхронного детектора соединен с входом усилителя, а выход усилителя соединен с сигнализатором, причем регистрирующий датчик выполнен в виде тороидальной катушки индуктивности, снабжен ферритовым сердечником и расположен аксиально на проводе, соединяющем аккумуляторную батарею со стартером.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2307363C1

АНАЛИЗАТОР РАБОТЫ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Рогачев В.Д.
RU2217725C2
Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Данов Борис Александрович
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
SU1239546A1
RU 94045603 A1, 27.10.1996
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Прищепов С.К.
  • Морозова Е.С.
  • Алмаева А.Н.
  • Амиров В.М.
RU2252422C1
US 3789658 A, 05.02.1974
US 4006403 A, 01.02.1977
ГАЗОВЫЙ ОХЛАДИТЕЛЬ 0
  • К. А. Грузов, Б. П. Сел Вин, Ю. К. Самойлов, И. А. Тимофеев А. М. Божко
SU383990A1

RU 2 307 363 C1

Авторы

Волков Степан Степанович

Носов Александр Константинович

Патрин Александр Николаевич

Даты

2007-09-27Публикация

2006-04-25Подача