Изобретение относится к способам отработки поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, обучения, психологического тренинга и психотерапевтической практике.
Техническая задача, решаемая изобретением, позволяет эффективно развивать ассоциативное мышление конкретного индивида при проведении групповых тренингов. Важность развития ассоциативного мышления описана многими авторами. Например, Сергей Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» пишет, что «поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения, становилась поистине материальной силой... Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий» (см.: http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul23.htm).
Развитие ассоциативного мышления необходимо и в целях дальнейшего самосовершенствования своих возможностей. Например, метод Самвела Гарибяна позволяет быстро, избирательно и на длительный срок запоминать необходимую информацию, забывать ненужную информацию, а также избирательно вспоминать необходимые сведения (маневренное воспроизведение). В комплексе предлагаемых упражнений этого метода - ассоциативное (инстинктивное) запоминание на базе необычных, надолго врезающихся в память ассоциаций (см.: Гарибян С. Школа памяти. М., 2004).
Ассоциативное мышление человека рекомендуется начинать развивать с самого раннего возраста. В частности, ребенку в возрасте от одного года можно показывать и называть все окружающие предметы окружающего мира, людей и животных, объяснять состояния («холодно», «горячо», «светло» и т.д.).
Для оценки новизны предлагаемого способа рассмотрим несколько наиболее известных способов-прототипов.
Для развития ассоциативного мышления и творческих способностей используется упражнение «Бег ассоциаций» (автор: Леднева С.А.; http://parent.fio.ru/news.php?n=11319&c=1434). Сущность упражнения заключается в придумывании как можно более длинного ряда ассоциаций (слов), возникающих у человека. Например, к слову «верблюд» можно подобрать слова «пустыня», «горб», «солнце», «корабль» и т.д. Чем более отдаленные от слова ассоциации придумывает человек, тем богаче его воображение.
Интересен и способ для активизации ассоциативного мышления Владимира Шахиджаняна (http://1001.vdv.nl/cgi-bin/yand/vandmarkup?HndlQuery=226248816&PageNum=0&g=1&d=0&host=ysite.dol.ru). Сущность способа заключается в том, что: произвольно подбираются три любых слова, основываясь на которых человек должен сочинить рассказ. При этом вся смысловая нагрузка данного рассказа должна выпасть на три выбранных слова, - т.е., если их убрать из рассказа, он потеряет смысл. Такие этюды помогают выработать умение выстраивать сюжет, находить логические связи и точные переходы от одной мысли к другой.
Однако приведенные выше упражнения имеют ряд существенных недостатков. В частности, они предназначены, прежде всего, для выполнения детьми от 7 (семи) лет и могут вызвать недостаточный интерес у взрослых. В связи с указанным фактором в психологических тренингах и иных групповых занятиях (например, психотерапевтических или логопедических сеансах, тренингах по продажам и т.д.) данные упражнения не пользуются особой эффективностью.
Таким образом, способы-прототипы отличаются более ограниченными функциональными возможностями, решая узкую задачу - развития ассоциативного мышления у детей (преимущественно до 7 лет).
Следует отметить и то, что ряд патентов Российской Федерации содержат в себе полностью или в части способы выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления. В частности, к ним относятся Патент РФ №2228770 «Способ коррекции выбора в условиях когнитивного диссонанса у детей с отклонениями в развитии» (патентообладатель - Красноярский государственный университет). Изобретение предусматривает выполнение упражнений на развитие сенсомоторных процессов, перцепции, ассоциативности и т.д., сравнение и классификации на фоне аудио-фотостимуляции в диапазоне 1,0-1,5 Гц и т.д.
Целью изобретения является развитие ассоциативного мышления в групповых тренингах, преимущественно взрослых индивидов.
Сущность изобретения заключается в создании особой тренинговой игровой ситуации, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего тренинга и ведомого. Ведущий тренинга рассказывает о какой-нибудь затруднительной ситуации (или, наоборот, позитивной ситуации, которую нужно улучшить) в своей жизни, решить которую ему на данный момент весьма сложно. Ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи - предлагая их в качестве «совета» для внимательно выслушивающего их ведущего. Каждый из ведомых должен предоставить ведущему по три «совета».
При этом в первый раз для решения проблемы требуется придумать решение, которое будет связано с абсолютно нереальной поддержкой (процессом, способом, действием) из окружающего мира (чудодейственным предметом, помощью несуществующего человека и т.д.).
Во второй раз предложенное в первом совете решение должно помочь с помощью физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом.
В третий раз к первым предложенным случаям добавляются описания этих действий на несуществующем языке. При этом желательно, чтобы названия этих действий имели вполне понятное звучание но не имели смысла. К примеру, как в произведениях Даниила Хармса, Льюиса Кэролла, Самуила Маршака.
Таким образом, посредством максимального нагнетания гротеска и абсурдизации, индивид получает возможность изменять максимально возможный набор поведенческих стереотипов, тренировать обратную связь с другими участниками тренинга. Обсуждение в фантазийном ключе реальной проблемы индивида активизирует пластичность его психических процессов в различных сферах мышления, восприятия и переработки информации (вербально-понятийно-логической, аналогово-образной и т.д.), формируя для каждой из них набор индивидуально приемлемых действий, имеющих нейрокоррекционное значение и скрытый смысл (внушение инициации и реализации перемен).
Особо следует отметить, что в процессе игровой ситуации участникам рекомендуется предлагать исключительно позитивные решения проблемной ситуации (или улучшения позитивной ситуации). Наиболее важно, чтобы в каждом из советов была последовательно разработана заведомо абсурдная ситуация, которая невозможна в реальном мире.
Способ практически не имеет противопоказаний, за исключением лиц с аффективными шизофреническими или иными прогрессирующими психическими расстройствами.
Возможность практического осуществления заявленного способа доказывается практической работой Международного центра «Психология и развитие». Данная игровая ситуация, целью которой является развитие ассоциативного мышления, была воссоздана в процессе различных тренингов, проводимых центром, более чем у 100 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Последующее анкетирование отмечает резкое повышение психологической уверенности в межличностной коммуникации более чем у 95 процентов индивидов.
Изобретение относится к медицине и предназначено для тренинга ассоциативного мышления. Создают тренинговую игровую ситуацию, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего и ведомого. Ведущий рассказывает о ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно. Ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи, предлагая их в качестве позитивного «совета» для внимательно выслушивающего их ведущего. Каждый из ведомых предоставляют ведущему по три «совета». Первый совет это решение поставленной проблемы, которое связано с абсолютно нереальной поддержкой из окружающего мира. Второй совет это решение проблемы посредством физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом. Третий совет это решение проблемы, основанное на первых двух решениях, но в котором есть описание предлагаемых действий с помощью названий, имеющих понятное звучание, но не имеющих смысла. Предлагаемое изобретение позволяет осуществить тренинг ассоциативного мышления.
Способ тренинга ассоциативного мышления, заключающийся в том, что создают тренинговую игровую ситуацию, при которой участники тренинга попеременно выступают в качестве ведущего и ведомого, в котором ведущий рассказывает о ситуации в своей жизни, решить которую ему на данный момент сложно, а ведомые попеременно начинают подсказывать варианты развития событий и решения поставленной задачи - предлагая их в качестве позитивного ″совета″ для внимательно выслушивающего их ведущего, отличающийся тем, что каждый из ведомых предоставляют ведущему по три ″совета″: решение поставленной проблемы, которое связано с абсолютно нереальной поддержкой из окружающего мира; решение проблемы посредством физически невыполнимых действий и заведомо неосуществимым способом; решение проблемы, основанное на первых двух решениях, но в котором есть описание предлагаемых действий с помощью названий, имеющих понятное звучание, но не имеющих смысла.
СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА | 2000 |
|
RU2178315C1 |
СПОСОБ АКТИВАЦИИ ИНТУИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2218945C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ АДЕКВАТНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗОВ | 1999 |
|
RU2188043C2 |
Большая Советская Энциклопедия | |||
- М.: Советская энциклопедия, 1978, т.30, с.464 | |||
БЬЮЗАН Т | |||
Максимально используйте свой разум | |||
- Минск: Попурри, 2000, с.15-69. |
Даты
2007-10-20—Публикация
2005-07-07—Подача