СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ Российский патент 2011 года по МПК A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2416436C2

Изобретение относится к области коррекционной психологии, медицинской психологии, психотерапии и может использоваться в процессах психологической реабилитации, психологической коррекции патологических состояний личности, связанных с синдромом выгорания - профессионально-личностных деформаций, кризисов, пролонгированных дистрессов путем снижения уровня выгорания через запуск - активацию процессов самоосознания и обучение навыкам самоосознавания, самоизучения, самодиагностики, саморегуляции и самокоррекции.

Выгорание - состояние личности, хорошо описанное преимущественно в медицинской психологии, в связи с чем оно больше известно в психологической науке и практике под названием синдром "выгорания" (burnout). На сегодняшний день в науке и практике нет однозначного мнения по вопросу о том, чем именно является данный феномен - синдромом из ряда симптомов, профессиональным стрессом либо состоянием личности. Далее используется два термина для описания феноменологии выгорания -«состояние» и «синдром», понимая под ними одно и то же явление, одну структуру, имеющую части и носящую в рамках разных отраслей психологии разные названия: как синдром, имеющий структуру, состоящую из симптомов - в рамках медицинской психологии, и как состояние, имеющее структуру, состоящую из проявлений - в рамках психологии личности и практической психологии.

Подробнее феномен изучен в зарубежной психологии, нежели в отечественной, где впервые он был описан. Согласно данным исследований, синдром выгорания представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения личности, проявляющееся ярче всего в социономических профессиях, в структуру его входят составляющие: эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений (Maslach С.Burnout: A multidimensional perspective. // Professional bumout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T.Marek. Washington D.C: Taylor &Trancis, 1993).

В отечественной науке синдром выгорания чаще понимается в более широких контекстах. Так, например, В.В.Бойко рассматривает его как часть профессионально-личностной деформации специалиста (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационный Издательский дом «Филин», 1996).

Профессиональная деформация личности подразумевает изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения ею своей профессиональной роли. Однако есть авторы, прицельно изучающие эту проблему и справедливо считающие, что синдром выгорания не обязательно должен возникать в виде компонента профессионально-личностной деформации; профессионально-личностная деформация проявляется скорее на поздних фазах карьеры специалиста, а синдром выгорания может проявиться уже в первые годы работы человека на конкретном рабочем месте (Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации. //, Психология и практика: Ежегодник Российского-психологического общества. Ярославль, 1998. Т.4. Вып.1.).

Таким образом, соотношение профессионально-личностной деформации и состояния или синдрома выгорания выглядит следующим образом: выгорание может проявиться и вне контекста профессионально-личностной деформации, в то время как деформация (в негативном понимании этого термина) вряд ли может быть проявлена вне этого состояния или синдрома. Состояние выгорания может быть вызвано нарушением баланса между личностью и конкретными требованиями содержания работы сотрудника на конкретном рабочем месте, и тогда оно может не быть связано с процессом профессионально-личностной деформации (Maslach С, Letter М.Р. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997). Наиболее выраженным симптомом выгорания является деперсонализация - негуманное, циничное отношение к людям, приходящим за помощью к специалисту. Понимание самого состояния или синдрома выгорания, рассматриваемого вне зависимости от контекста профессионально-личностной деформации - это рассмотрение его как проявления профессионального кризиса, связанного с работой человека, как отрицательного отношения не только к клиентам, но в целом к труду и его предмету. (Maslach С., Letter М.Р. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997).

Учитывая вышесказанное, можно считать, что состояние или синдром выгорания является отражением либо профессионально-личностной деформации (при сохранении соответствия «личность-работа»), либо профессионального кризиса, связанного с работой (при нарушении этого соответствия).

Как бы ни был проявлен синдром выгорания - вследствие фактора несоответствия «личность-работа» или в рамках профессионально-личностных деформаций, он остается тяжелым, болезненным состоянием личности, нарушающим ее жизнедеятельность, нуждающимся в коррекции.

Профессионально-личностная деформация вызывается нарушением внутриличностного баланса, характеризуется сочетанием в личности состояния виктимности и гиперкомпенсирующей мотивации сверхконтроля.

Виктимность - приобретенные физические, психические и социальные черты и признаки, повышающие вероятность превращения человека в жертву; виктимизация, соответственно - процесс превращения человека в жертву. (Малкина-Пых И.Г., Психология поведения жертвы. - М., Изд-во Эксмо, 2006. - 1008 с.). Виктимизация объединяет как реализованную виктимность, так и процесс ее реализации.

Деформация личности является результатом искаженных установок субъекта в отношении собственной профессиональной деятельности, и, шире - отражением его стиля, образа жизни, наличием определенных жизненных смыслов.

Вследствие этого предлагается рассматривать феномен выгорания не как отдельный синдром, но как целостное состояние личности, возникающее вследствие искаженных процессов его восприятия, мышления и эмоциональных процессов, искаженного понимания своего личного мифа и вектора своей жизнедеятельности.

Опыт свидетельствует, что подход к феномену как к синдрому, вне его связи с личностью, малопродуктивен и коррекция отдельных проявлений феномена - эмоциональных, когнитивных, либо поведенческих - сама по себе не обеспечит необходимых изменений. Рассмотрение же феномена как целостного состояния личности, как проявления профессионально-личностной деформации намного более эффективно. Именно поэтому стратегический вектор в работе с состоянием выгорания личности как проявлением профессионально-личностной деформациями состоит в изменении отношения человека к себе и смыслу своей жизни, в то время как тактически это обеспечивается работой с отдельными сферами психики (опора на внутриличностные ресурсы, обучение обращению с эмоциональными процессами, коррекция деструктивных мотиваций, представленных отдельными субличностными структурами, реконструкция личного мифа и роли в нем, выработка новой иерархии мотиваций), с сохранением общего стратегического вектора.

Такой системно-стратегический подход к коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации позволяет значительно повысить уровень социальной адаптации личности в относительно сжатые сроки и одновременно получить стойкий эффект, системные позитивные изменения в ее жизнедеятельности.

Феноменологическая близость проявлений профессионально-личностных деформаций типу невротического развития личности делает процесс психологической коррекции состояния выгорания сходным процессу психокоррекции неврозов в отношении общей методологии. Однако наличие индивидуально-личностных особенностей людей, специфика переживания ими своего статуса, степень его осознанности, готовности признавать его и готовности изменять его обуславливают различия в коррекции каждого случая. Именно поэтому оптимальным является подход к данному феномену и его коррекции не в рамках узкомедицинской модели помощи личности, но в расширенных рамках модели психологической помощи, не исключающей и медицинского подхода.

Различия в подходах к коррекции состояния выгорания личности также диктуются особенностями личности специалиста-психолога, выбираемыми им школами и ориентациями в области психотерапии и психокоррекции.

Наиболее детализированные аналоги процесса коррекции состояния выгорания личности на сегодня предлагаются в рамках медицинской модели помощи личности, страдающей от синдрома выгорания.

Известен способ коррекции состояния выгорания в рамках медицинской модели оказания помощи страдающим синдромом выгорания (см. Л.С.Чутко, С.Ю.Сурушкина, И.С.Никишена, Е.А.Яковенко, Т.И.Анисимова. Коррекция клинических проявлений синдрома эмоционального выгорания. // Журнал неврологии и психиатрии №2 -2009), заключающийся в использовании медикаментозных препаратов, в частности кортексина, регулирующего процессы метаболизма в головном мозге и обладающего избирательным действием на его клетки и параллельно оказывающим позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что использование медикаментозных препаратов при коррекции состояния выгорания может иметь как минимум два нежелательных эффекта, таких как привыкание к препарату и формирование зависимости от него, а также нежелательные побочные результаты при его применении и отсутствие психотерапевтических методик (рациональной психотерапии, личностно-ориентированной психотерапии, аутогенной тренировки) как крайне важных, необходимых составляющих процесса коррекции состояния выгорания.

Известен способ профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей (см. М.В.Голубев. Профессиональный стресс у врачей и его коррекция. - Доступен на http://therapeutic.ru/psychotherapy_articles/pages/id_237), заключающийся в том, что коррекцию профессионального стресса осуществляют в виде пошагового алгоритма: первый шаг - самоанализ системы стрессоров, определение значимости каждого класса стрессоров; второй шаг - самоанализ клинических проявлений возможного профессионального стресса, принятие решения о его наличии/отсутствии/угрозе, третий шаг - формирование комплекса коррекционно-профилактических мер, четвертый шаг - реализация программы коррекционно-профилактических мер, пятый шаг - контроль результатов - повторный анализ системы стрессоров и клинической картины, оценка наступивших изменений, принятие решения о продолжении/изменении выполнения программы коррекционно-профилактических мер либо о необходимости обращения к профильному специалисту.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что в алгоритме коррекционного процесса отсутствуют этапы обучения личности работе с эмоциями, субличностными структурами, их иерархией, с личной мифологией, нет этапов построения и закрепления ресурсного телесного опыта. Содержание коррекционного процесса описывается крайне обобщенно как формирование комплекса коррекционно-профилактических мер и его реализация, без раскрытия содержания работы с феноменом на каждом шаге программы этих мер.

В отношении методологии известен базисный подход к специфике психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации - методология школы экзистенциальной психотерапии (см. И. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. - М.: "Класс", 1999), заключающийся в том, что главными элементами экзистенциальной психотерапии являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий, максимальная открытость навстречу возникающим в течение жизни возможностям, способность осуществить выбор и актуализировать его. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что данный автор не выделял совокупность приемов психокоррекции состояния личности и не описывал ее в виде пошагового алгоритма, не ставил себе такой задачи, но описывал принципы подхода к личности.

Известен способ лечения и психологической коррекции личности при посттравматическом стрессовом расстройстве и хронических невротических расстройствах, обусловленных стрессом (см. патент РФ №2301689, 2007 г.), заключающийся в том, что психологическая коррекция личности включает четыре этапа, содержащих акцент на проработке, в основном, взаимоотношений личности с другими и самой собой, включает также этап работы с жизненным сценарием.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, относится то, что в указанном способе отсутствует этап работы с эмоциональной сферой личности и этапы, связанные с построением и укреплением ресурсных состояний.

Задачей изобретения является создание способа психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностных деформаций, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в повышении эффективности процесса психологической коррекции состояния выгорания как проявления профессионально-личностной деформации и получении стойкого эффекта и системных позитивных изменений в жизнедеятельности личности.

Указанный технический результат достигается реализацией описанной совокупности приемов в заявленной последовательности в 8 этапов.

Предлагаемый способ заключается в психологической коррекции состояния выгорания как проявления профессионально-личностных деформаций через обучение человека методологии и техникам самоосознавания собственных личностных проявлений - как во внешней деятельности, так и до момента их экстернализации. Обучение самоосознаванию касается всех сторон психического функционирования, затрагивает в первую очередь процессы восприятия себя, мира и других людей без искажений и отрицания, безоценочно. Человек обучается наблюдению и исследованию своих эмоциональных состояний и учится процессу регуляции, управления ими, обучается осознавать разнообразие своих мотиваций и устанавливать их гармоничную иерархию, осознавать содержание и направленность своего личного мифа, и корректировать его вектор в сторону самосозидания и гармоничного образа жизни.

Способ осуществляют следующим образом.

Психологическая коррекция проводится с помощью тренингов поэтапно.

В способе используют системно-стратегический подход к феноменологии состояния выгорания, психологическую коррекцию проводят в двух векторах одновременно: в отношении психофизиологической симптоматики, эмоциональных проявлений, с одной стороны, и убеждений, ценностей, образа «Я», личной мифологии, заключающей в себе субъективный вектор жизнедеятельности, - с другой.

Перед началом процесса психологической коррекции каждый участник тренинга получает не менее одной индивидуальной консультации специалиста-психолога, реализующего полный формат процесса психологической коррекции. Каждый этап психологической коррекции продолжительностью два дня подряд занимает 16 часов, по 8 часов в день (4+4 часа). Промежутки между этапами составляют примерно 1-1,5 месяца.

Группа набирается из людей, обратившихся за психологической помощью индивидуально, имеющих по результатам констатирующего этапа психодиагностики показатели фазы резистенции синдрома выгорания в выраженной степени (оценка выраженности состояния - по методу Бойко В.В. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. /Под ред. Батаршева, А.С.Лукьянова. 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2007-624 с. (с.521-528).

На протяжении всего процесса психологической коррекции в промежутках между тренингами каждый участник тренинга получает индивидуальные консультации (примерно 1 раз в 1,5 недели), отслеживает свои способы взаимодействия с людьми, свои мотивации, эмоциональные состояния, готовится к следующему этапу.

Наполняемость группы устанавливается в пределах от 8 до 14 человек. Полный цикл психологической коррекции состояния выгорания личности в рамках профессионально-личностной деформации занимает, таким образом, около 8 месяцев (например, с сентября по май-июнь). Каждый этап психологической коррекции - двухдневный тренинг начинается с самоопределения участников тренинга на данный момент - формулирования цели работы на данном этапе тренингового формата, это происходит индивидуально, в виде упражнения по заданию ведущего - тренера. В конце каждого этапа (каждого двухдневного тренинга) подводится итог работы также каждым участником тренинга индивидуально. В процессах определения целей и подведения итогов работы используются записи, которые ведутся участниками группы, рисунки и другие продукты их деятельности. Наблюдаемые в своем состоянии изменения участники тренинга активно обсуждают с другими членами группы, делают выводы относительно достижения заявленных целей.

Участник тренинга в начале работы над своим состоянием в рамках первого этапа намечает личный план трансформации своего состояния, который обсуждается прежде всего на индивидуальных консультациях. Участник тренинга может, если хочет, позже выносить этот план на обсуждение группы, просить других участников тренинга давать ему объективную обратную связь.

Каждый этап психологической коррекции - двухдневный тренинг -начинается с оповещения ведущим участников тренинга о теме и целях данного этапа с точки зрения ведущего, и его месте в общем процессе психологической коррекции. В начале тренингов участники заявляют свои ожидания, свои намерения и задачи на предстоящий процесс коррекции, а в конце сообщают, насколько удалось этого достичь. Также в начале, в процессе и в конце тренингов участники сообщают о своих актуальных текущих эмоциональных состояниях.

Для ведущего-тренера важно постоянно удерживать в сознании цели каждого тренинга и соотносить их с индивидуальными целями участников тренинга, которые заявляются на индивидуальных консультациях и в начале каждого тренинга. Эти цели будут разниться, и ведущему-тренеру важно осознавать их разницу и динамику без потери основного стратегического целевого вектора всех этапов процесса психологической коррекции.

Цели и задачи каждого тренинга достигаются в процессе организации ведущим-тренером упражнений (индивидуальных, парных, групповых) ради получения участниками тренинга опыта взаимодействий и переживаний. После проведения упражнений ведущим-тренером организуется обсуждение полученного опыта (шеринг), в процессе которого происходит осознавание участником тренинга своих внутренних психических процессов, приходит понимание механизмов и закономерностей функционирования разных сфер психической деятельности (мотиваций, мышления, эмоций), и влияния качества содержания этих сфер на внешние проявления человека, на его взаимодействия с другими и на получаемый результат.

Каждый тренинг после оглашения ведущим-тренером целей данного тренинга и после оглашения участниками тренинга своих целей начинается с разминочного упражнения для подъема индивидуальной и групповой энергетики. Как правило, разминочные упражнения включают элемент тактильного контакта участников тренинга либо с объектами в помещении, либо друг с другом, что позволяет, наряду с подъемом энергетики, снизить закономерный начальный уровень тревоги участников тренинга. В процессе работы группы переживание тревоги модифицируется в переживание сопричастности и поддержки, но не автоматически, а при активном содействии этому процессу со стороны ведущего - тренера, при удерживании им этой дополнительной цели в сознании на протяжении всей работы.

Далее подробнее об этапах психологической коррекции (в описании этапов опущены описание начала-конца самих этапов работы группы, подразумевающих приветствия, разминки, снятие ведущим-тренером информации о психоэмоциональном самочувствии участников тренинга в течение процесса работы, перерывов на обед и начала-конца небольших технических перерывов в работе группы, связанных с физиологическими потребностями участников тренинга).

Цель первого этапа - стимулирования пробуждения внутренних ресурсов личности - положить начало процессу психологической коррекции состояния выгорания личности пробудить внутреннюю динамику.

На первом этапе происходит принятие будущим участником тренинга окончательного решения об изменении своего состояния выгорания путем индивидуального консультирования. Здесь ведущим-тренером выявляется спонтанное намерение будущего участника тренинга изменить негативные мыслительные, эмоциональные и поведенческие шаблоны, и данное спонтанное намерение личности переводится в осознанное сформулированное решение о трансформации своего состояния. Также здесь будущий участник тренинга намечает личный план трансформации своего состояния. Этот план он может, если пожелает, позже выносить на обсуждение других участников тренинга, в рамках тренингов.

Цель второго этапа - построения обьединенного опыта-переживания внутреннего ресурса - построить ресурсный телесный опыт в образе «точки опоры», который является в данном цикле необходимым и достаточным условием, неким «якорем», к которому участник тренинга мог бы возвращаться на протяжении всей работы, а также и в перерывах между ступенями. Здесь в рамках тренинга ведущий-тренер организует построение участниками (каждым самостоятельно для себя) ресурсного телесного опыта путем организации взаимодействий в парах и тройках. Далее проводится упражнение-медитация, где участники индивидуально соотносят полученный телесный опыт с визуальным образом «точки опоры» и формируют новый личный опыт-переживание внутреннего ресурса, объединяющий телесные ощущения и визуальный образ. Затем каждый участник начинает изменять свое состояние выгорания с помощью организации ведущим-тренером упражнения по составлению вербальной формулы желательных изменений своего состояния (оно выполняется по заданию ведущего-тренера в процессе тренинга индивидуально каждым для себя). В данном упражнении чрезвычайно важно выстроить в формулировке желаемого изменения безупречный вербальный ряд, содержащий только нужную формулировку изменения, без лишних слов, «выложенных» в правильной последовательности, в чем ведущий-тренер помогает каждому участнику тренинга отдельно.

Далее проводится упражнение по выбору объекта среди находящихся в помещении, ведущий-тренер просит каждого выбрать какой-то один предмет или деталь предмета, запомнить это и вернуться на место. В шеринге обсуждается степень вовлеченности внимания в объект или его деталь. Это вариант начала данного этапа для группы участников - новичков в таком виде групповой работы, как тренинг.

Для более подготовленных к процессу самоосознавания участников тренинга (то есть для другого варианта состава группы) проводится модификация этого упражнения в следующем виде. Проводится упражнение по выбору объекта, вызывающего раздражение. Ведущий-тренер просит участников тренинга действовать индивидуально, внутри и как можно точнее определить, идентифицировать чувство, вызванное этим предметом, найти ему название и оценить его выраженность по шкале от 1 до 10 баллов. После этого участники тренинга в парах и тройках по очереди рассказывают друг другу об этом переживании и его выраженности. После рассказа говорящий отмечает, насколько снизилась выраженность переживания. Проводится общий шеринг, где отмечается, что после идентификации и выражения своего переживания на словах другому интенсивность переживания значительно снижается.

Далее ведущим-тренером организуется дискуссия, в которой дается возможность участникам тренинга на опыте осознать, как работает механизм защит, когда происходит оценивание объектов по любому параметру, как сознание может «цепляться» за объекты и привязываться к ним, вырабатывать пристрастия и зависимости. В конце дискуссии ведущий-тренер предлагает проанализировать ее ход и дает возможность участникам тренинга осознать, что их сознание в процессе обсуждения вырабатывает новый защитный механизм, автоматически отделяя себя (тех, кто работает здесь и сейчас в группе и кто якобы свободен от привязанностей к обьектам) от всех других людей, - которые не в группе, у которых вырабатываются «цепляние» и зависимые формы поведения. Предлагается осознать механизм деления сознанием всех людей на «Мы» («хорошие») и «Они» («плохие»).

Далее проводится упражнение на осознание своих личностных качеств. Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга в колонку выписать свои лучшие качества, и рядом поместить еще две колонки. Во второй колонке ведущий-тренер просит писать о тех же качествах, думая о другом как о «Ты», в третьей - думая о другом как об «Он», и увеличивая степень выраженности данного качества до его абсолютной противоположности к моменту его размещения в третьей колонке. В шеринге после этого упражнения дается возможность осознать относительность оценок людьми своих личностных качеств и качеств других. Далее проводится рисуночное упражнение, к нему дается общая вводная инструкция - настройка о том, что субъективные оценки и интерпретации свойств объектов и качеств других людей слишком относительны, чтобы быть точками отсчета при ориентации в ситуации и принятии решений. Участникам тренинга предлагается настроиться на более точную систему отсчета внутри себя, условно называемую «точкой опоры», почувствовать ощущение присутствия в себе самообучающейся системы, и прочувствовать ее на уровне телесных ощущений. Ведущий - тренер просит участников тренинга работать индивидуально, доверяя процессам телесной психофизиологической самокоррекции. Участники тренинга настраиваются на присутствие «точки опоры» в теле, внутренне обращаются к ней, улавливают телесные ощущения, связанные с ней, и зарисовывают образ «точки опоры». Далее ведущий - тренер просит участников тренинга в парах описывать по очереди друг другу свои ощущения в образе телесных симптомов. Проводится общий шеринг, где закрепляется полученный во время данного упражнения и во всем этапе работы опыт участников тренинга.

Подводятся итоги данного этапа, и даются задания участникам тренинга на отслеживание своих эмоциональных реакций в обычной жизни, на связь этих реакций с оценками объектов и людей, на выработку взвешенного отношения к подобным реакциям у себя и других.

На третьем этапе - изучения закономерностей протекания эмоциональных процессов - осуществляют обучение участников тренинга экологичному подходу к эмоциональным состояниям - своим и других людей, дают им знания о специфике эмоциональной сферы психики, переживаний, обучают участников тренинга навыкам: исследования, понимания, узнавания, идентификации своих эмоциональных состояний, их точной вербализации, переживания психофизиологического и эмоционального состояния без «влипания» в него, управления своими состояниями.

Цель третьего этапа - изучение закономерностей протекания эмоциональных процессов и способов корректного обращения с ними и управления ими.

Проводится углубленная работа с эмоциональной сферой личности каждого участника тренинга. Задачами этапа являются обеспечение получения участниками тренинга представлений об эмоциональных процессах (в контексте эмоционально-когнитивной терапии, - А.Эллис. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб: Питер, 1999. - 224 с.), обеспечение получения навыков осознавания эмоциональных процессов, отделения их от оценок и суждений и получения навыков канализации и утилизации эмоциональных процессов.

Для этого в первом упражнении обеспечивается получение участниками тренинга опыта сознательного нахождения последовательно в ряде состояний (страха-гнева- печали-радости), и перехода из состояния в состояние. Для этого названия переживаний располагаются в разных углах помещения, ведущий-тренер просит участников тренинга перемещаться от одного состояния к другому и находиться в каждом из них определенное время, до ясного ощущения присутствия в себе указанного состояния. Закончить упражнение ведущий-тренер предлагает в том состоянии, которое сейчас наиболее созвучно участнику тренинга. В течение шеринга обсуждается смена состояний, связь их с телесными ощущениями, опыт сознательного перехода в другие состояния. Далее проводится рисуночное упражнение, участников тренинга просят нарисовать мир своих переживаний на отдельном листе бумаги, после чего проводится шеринг. В течение шеринга обсуждается сложность и неоднозначность мира переживаний, и возможность сознательного управления эмоциями.

После этого ведущий-тренер проводит мини-лекцию об эмоциональной сфере психики и переживаниях личности (в контексте эмоционально-когнитивной терапии А.Эллиса). Далее проводится упражнение на отделение эмоций от оценок и суждений, цель которого - дать возможность участникам тренинга осознать разницу эмоционального процесса и мгновенно присоединяющихся к нему оценки и суждения, научиться их различать и отделять друг от друга. Участники тренинга работают в тройках. Ведущий-тренер просит участника тренинга под №1 замечать, что происходит с ним и его эмоциями, потом смотреть на участника тренинга под №2 и описывать его как факт, явление реальности, безоценочно, потом отслеживать, какие мысли у №1 появляются, глядя на №2, потом возвращать внимание к своему телу и проходящим в нем ощущениям и эмоциям. Все происходящие внутри №1 процессы ведущий-тренер просит его вербализировать, то есть проговаривать (вполголоса). Ведущий-тренер просит №3 быть наблюдателем и регулятором процесса у №1. Для этого ведущий-тренер просит №3 четко ограничивать время для №1 на выполнение каждого раздела упражнения (по 3 минуты на каждый раздел упражнения). Участнику тренинга №3 предлагается внимательно следить за тем, о чем говорит №1, чтобы в описание им своих внутренних процессов не включалось описание ситуации, чтобы в безоценочное описание им другого человека не включалось никаких мыслей, пока не наступит время для этого, чтобы пункты инструкции, соответствующие разделам упражнения, четко соблюдались. В итоге №1 выполняет 4 раздела упражнения по 3 минуты на каждый, и №3 следит за количеством времени и качеством выполнения задания. Если №1 отклоняется от инструкции, №3 сообщает ему об этом, делает замечание. Далее ведущий-тренер просит участников тренинга поменяться ролями, и так произойдет дважды, пока все участники тренинга не побудут в ролях 1-2-3. В шеринге обсуждаются трудности, с которыми участники тренинга сталкиваются при выполнении упражнения. Далее проводится упражнение на выявление состояния «здесь и сейчас» и его выражение в движении. Для этого участникам тренинга предлагается ощутить в себе определенное состояние, идентифицировать его, найти для него подходящий образ в движении, и попробовать его осуществить. Упражнение выполняется по очереди каждым индивидуально. В шеринге обсуждается связь эмоций с движением, телесной экспрессией. Далее проводится упражнение на выявление сильно выраженного состояния гнева. Для этого ведущий - тренер просит участников тренинга закрыть глаза и четко представить себе ситуацию, когда каждый находится за рулем той машины, которая ему нравится, неважно при этом, есть она у него или нет, умеет он водить или нет, и представить, что эту машину он ведет на высокой скорости по очень оживленной трассе, и что это ощущение скорости ему очень нравится. Далее ведущий-тренер просит представить, что внезапно впереди идущая машина резко тормозит, и участники тренинга - каждый в своем воображении, с закрытыми глазами) - сталкиваются на своей машине с впереди идущей и резко остановившейся машиной.

Ведущий-тренер просит каждого участника тренинга немедленно осознать чувства, которые приходят каждому участнику тренинга в связи с этой ситуацией, и слова, которые приходят на ум, открыть глаза, взять лист бумаги и записать тот мысленный диалог, который разворачивается внутри у каждого участника тренинга. После окончания записей организуется дискуссия о сильных негативных чувствах, их культурном табуировании, субъективных защитах против них в виде вытеснения и подавления. После дискуссии проводится шеринг, где обсуждаются особенности переживания сильных негативных чувств, в частности гнева, и возможности их канализации, трансформации и экологичной утилизации. Обсуждается возможность чувствовать гнев, признавать его в себе, наблюдать его протекание в себе и одновременно быть свободным от него. Общий шеринг по всему этапу позволяет подытожить индивидуальные результаты работы участников тренинга, дается задание участникам тренинга на отслеживание своих вытесненных сильных негативных чувств и возможностей их осознавания, принятия, канализации, трансформации и утилизации.

На четвертом этапе - осознания рентных мотиваций в отношении других людей и отказа от них - проводят тренинг на осознание виктимизированной субличности, на выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, на отслеживание их взаимосвязи, на проведение их коррекции, обеспечивают условия путем организации упражнений в парах и тройках на осознание стереотипности и болезненности жизненного функционирования личности, основанной на позиции виктимизированной субличности, предубежденности восприятия мира и других людей, и производят их коррекцию в сторону конструктивных, созидательных установок личности

Работа на этом этапе основывается на подходах к психокоррекции в рамках психоанализа, психосинтеза и представителей трансактного анализа (Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992 - 400 с.).

Для этого проводится упражнение на осознание внутреннего монолога критикующей субличности, для чего ведущий-тренер просит участников тренинга сосредоточиться на этой части и услышать ее критику, записать ее как монолог, далее нарисовать ее портрет, объединиться в пары и тройки и по очереди рассказать о ней друг другу. Работа с Внутренним Критиком (одной из структур Супер-Эго), ее мотивацией важна как подготовительный период к осознанию виктимизированной субличности. Далее проводится упражнение по осознанию мотиваций диады субличностей Жертва - Герой (двойная ипостась виктимизированной субличности), активизирующихся в ответ на монологи Внутреннего Критика. Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга, прочтя записанный монолог и расположив перед собой портрет Критика, почувствовать внутри протестные эмоции, записать ответный монолог виктимизированной субличности и нарисовать ее. В течение шеринга обсуждаются особенности процесса осознавания и репрезентации обеих упомянутых субличностей. Далее проводится мини-лекция об этиологии виктимизированной субличности, ее рождения в результате Ранних Решений Ребенка, и организуется обсуждение полученной информации.

Подчеркивается, что наличие виктимизированной субличности и доминирование ее мотиваций - следствие раннего отказа от жизненности в себе и Раннего Решения ощущать себя живым - через другого, действовать и ощущать жизнь через процесс контроля жизни другого человека, при невнимании к себе, пренебрежении собой. Далее проводится упражнение на актуализацию жизненных потребностей Раннего Ребенка, для чего ведущий-тренер просит участников тренинга работать в парах следующим образом. Вначале участники тренинга каждый пишут на бумаге список своих жалоб, которые хранятся внутри, каждую начиная с новой строчки и нумеруя. После составления списков жалоб участники тренинга договариваются об очередности в ролях. Ведущий-тренер просит всех №1 зачитывать свои жалобы вполголоса для №2, по одной. После выслушивания очередной жалобы №2 просит №1 переформулировать эту жалобу в просьбу, репрезентирующую актуальную потребность №1. Правила переформулирования (всего 3 правила) озвучиваются ведущим-тренером и состоят в следующем. Формулировка просьбы должна начинаться с «Я хочу», в ней могут использоваться только позитивные глаголы (без частиц «не», и не несущие отрицательного смысла). Кроме того, глаголы должны обозначать действия, которые принадлежат только №1, исключая третьих лиц. В течение шеринга обсуждаются чувства, с которыми соприкоснулись участники тренинга в процессе упражнения.

Далее проводится более подробная лекция о представлениях современной психологии в отношении этиологии виктимизированной субличности (рассматриваются подходы З.Фрейда, Д, Винникота, Э.Эриксона, А.Адлера). Организуется обсуждение полученной информации. Далее проводится упражнение по переформулированию внутренних команд субличности Критика. Целью является осознание и позитивное переформулирование императивных команд Супер-Эго. Ведущий-тренер просит участников тренинга составить список действий, которые они в ряде ситуаций выполняют с присутствием мотивации вынужденности. После составления списков подчеркивается, что данные действия - не свободно выбранные участниками тренинга, а направляемые виктимизированной субличностью, отчего в них присутствует ощущение тяжести, неудовлетворенности, безысходности. Далее на чистом листе бумаги ведущий-тренер просит участников тренинга выполнить переформулирование описания действий, прежде выполнявшихся вынужденно (по формуле «Когда (описание ситуации и действий третьих лиц), я хочу чувствовать (описание желаемого переживания) и (описание желаемого действия)».

Подобная работа производится и в отношении запрещающих команд Супер-Эго. В конце данного этапа проводится упражнение, где участники тренинга индивидуально формулируют и провозглашают перед группой новые решения относительно своих прежних действий и чувств в тех же ситуациях, о которых они писали в двух предыдущих упражнениях. В шеринге обсуждаются трудности процесса работы на данном этапе, подводятся итоги и дается задание отслеживать и корректировать в себе эмоциональные реакции и решения, принимаемые из позиции виктимизированной субличности.

На пятом этапе - осознания мотивации власти и насилия - проводят тренинг на осознание контролирующей субличности в рамках структуры, представляющей Супер-Эго, и выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, дают задания на отслеживание их взаимосвязи, обеспечивают условия их выполнения через организацию упражнений в парах-тройках. Это необходимо для осознания присутствия мотивации насилия, представленной данной субличностью

Цель пятого этапа - осознание контролирующей субличности, разотождествление с ней, отказ от принятия ее позиции в качестве главенствующей мотивации, принятие решения в пользу конструктивных, созидательных ценностей и мотивации, осознание иллюзии возможности контроля мира и текущих событий и отделение себя от нее. Происходит осознание принадлежности этой мотивации к мироощущению ребенка в мире взрослых и ощущению недостаточности ресурсов для решения жизненных проблем. Проводится упражнение на осознавание и коррекцию своих автоматически появляющихся сравнений с другими людьми (индивидуально). Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга вспомнить ряд характерных ситуаций из своей жизни, в которых участник тренинга ощущал себя меньше, слабее, хуже других людей, а потом - ситуаций, где он ощущал себя сильнее и значимее других, с выбором не одного человека, а нескольких, относительно которых это ярче всего ощущается. Сравнения фиксируются и корректируются письменно следующим образом. На бумаге участники тренинга пишут, начиная каждый раз с новой строчки новое суждение о себе в сравнении с другим. Первый список касается ситуаций, где участник тренинга ощущал себя хуже других, заполняется по формуле («Я хуже N, потому что…»). Второй касается ситуаций, где участник тренинга ощущал себя лучше других, заполняется по формуле («Я лучше N, потому что…»). На этом упражнение прерывается. К нему группа вернется после лекции и ее обсуждения. Проводится лекция о двух взаимосвязанных частях виктимизированной субличности (Жертва и Контролер, и подчеркивается, что это другая разновидность диады Жертва-Герой), описывается особенность функционирования этой диады в мотивации, переживаниях, взаимодействиях с другими. Подчеркивается, что это еще одна глубинная основа профессионально-личностных деформаций. Проводится обсуждение темы.

Далее проводится вторая часть упражнения по осознаванию и коррекции автоматически появляющихся сравнений с другими людьми. Материал, с которым участники тренинга работали вначале, используется следующим образом. Каждое записанное суждение о себе в сравнении с другим переосмысливается и переформулируется по следующему алгоритму (« То, что я видел N уверенным с X, не говорит о том, что N уверен всегда и со всеми, что он(а) вообще увереннее меня и лучше меня. То, что я видел, говорит лишь о том, что я это видел, и больше ни о чем. Есть ситуации, в которых N так же, как и я, может быть неуверенным, может ошибаться, потому что он тоже человек. Я такой же человек, как и N, могу ошибаться и при этом оставаться таким же, как N, ошибающимся человеком, и все же очень нужным этому миру и другим людям, и любимым ими»).

Далее проводится упражнение по разотождествлению себя и контролирующей субличности. Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга нарисовать свою контролирующую субличность, а именно - ее лицо в натуральную величину, как у человека. Потом участники тренинга разбиваются на пары и тройки, и им предлагается общаться от лица контролирующих субличностей и их мотиваций, отслеживая в себе в этот период мысли, переживания и актуализирующиеся мотивы. В течение шеринга участники тренинга обсуждают особенности проявлений контролирующей субличности в их текущей жизнедеятельности, принимают решения о бесполезности и иллюзорности ее мотивации. В конце этапа участникам тренинга дается задание на отслеживание в себе проявлений контролирующей субличности, и их коррекцию.

На шестом этапе - осознания направленности, личного мифа - выявляют у участников тренинга основное содержание личного мифа, его главных персонажей, вектора и некоторых фундаментальных событий жизненного сценария, производят коррекцию вектора и эмоционального фона мифа и сценария жизненного пути личности в позитивную, жизнеутверждающую сторону через осознание мифической роли и выхода из нее.

Цель шестого этапа - выявление основного содержания личного мифа, его главных персонажей, вектора и некоторых фундаментальных событий жизненного сценария, коррекция вектора и эмоционального фона мифа и сценария жизненного пути личности в позитивную, жизнеутверждающую сторону через осознание мифической роли и выхода из нее.

Задачи этапа состоят в осознании повседневных паттернов поведения как части бессознательного жизненного сценария, его вектора и мета-сообщения, а также в принятии решения осознанно контролировать свой миф и сценарный вектор со стороны «точки опоры» либо произвести изменение сценарного вектора.

Для этого проводится упражнение на осознание паттернов собственного поведения и заключенного в них мета-сообщения о самом себе (в парах). Ведущий - тренер просит участников тренинга действовать следующим образом. №1 рассказывает №2 о том, как идут его дела; далее о том, чем он обычно, повседневно занимается, описывает регулярные, повторяющиеся изо дня в день действия. №2 кратко записывает то, что говорит №1, проявляя особое внимание к глаголам, которыми пользуется №1. Далее №2 зачитывает №1 полученную информацию в форме рассказа о третьем лице, а №1, слушая о себе как о третьем лице, представляет себе образ человека, живущего такой жизнью изо дня в день. В шеринге участникам тренинга предлагается осознать, какой тип героя и какого мифа напоминают описания действия героев рассказов (осознают участники тренинга себя и свой тип героя). Далее проводится лекция по проблематике личных мифов и жизненных сценариев (в контексте упомянутой работы Э.Берна). Далее проводится упражнение на осознание привычного негативного паттерна и связанной с ним мотивации (индивидуально). Ведущий-тренер просит участников тренинга последовательно вспоминать ситуации из жизни, закончившиеся неблагоприятным образом, последовательно (одну - недавнюю, после - произошедшую какое-то время назад, похожую, и в конце - похожую ситуацию из детства), и потом обнаружить в ней некий общий повторяющийся алгоритм. В шеринге обсуждается найденное содержание алгоритма, и его возможная связь с типом героя мифа.

Далее в упражнениях предлагается произвести разотождествление себя с ролью героя мифа, отказываясь от деструктивных мотиваций. Также обсуждается возможность выйти из роли героя мифа и начать жить полноценной, не мифологической жизнью. Происходит переосмысление закрепившегося далеко в детстве решения действовать в роли, присвоенной в обстоятельствах проживания в родительской семье. Это освобождает участников тренинга от императивной необходимости следовать прежнему сценарному вектору, помогает изменить его, принять ответственность за свою жизнь.

В конце этапа участникам тренинга дается задание выслеживать проявления роли героя мифа в своей повседневной жизнедеятельности и корректировать их.

На седьмом этапе - осознания структуры иерархии мотивов и ее коррекции в тренинговом режиме: выявляют содержательное наполнение всей внутренней команды субличностей (из шести основных), каждого из участников тренинга путем проведения упражнений и рисуночных техник, организуют исследование, осознавание, понимание разнонаправленности их мотиваций, убеждений, мыслительных, эмоциональных и поведенческих проявлений путем проведения упражнений и обсуждений, корректируют структуры их внутренней иерархии путем проведения упражнений-драматизации и последующих обсуждений Цель седьмого этапа - выявление и осознание иерархии ведущих мотивов, и ее коррекция.

В начале седьмого этапа проводится упражнение на узнавание, идентификацию команды субличностей. Для этого ведущий-тренер просит участников тренинга последовательно представлять себе части своей личности с тем, чтобы в последующем зарисовать их в виде одной команды: две части, с которыми участник тренинга особенно счастлив, две части, которые участник тренинга находит особенно полезными и практичными, и две отвергаемые, нелюбимые части, которые делают участника тренинга несчастным (Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. - М.: Когито-Центр, 2003).

Первое обсуждение полученного материла производится участниками тренинга в малых подгруппах. В общем шеринге обсуждение продолжается, появляются обобщения и выводы о разноплановости и разнонаправленности мотиваций субличностей.

Далее проводится лекция о природе субличностей (в контексте Р.Ассаджиоли, - Р.Ассаджиоли. Психосинтез. Теория и практика. - М., 1994. - доступна по ссылке http://libbox.info/book reading_106768.html) и важности процессов разотождествления с ними, для управления своей жизнедеятельностью на основе разумного подхода.

Далее проводится последовательно одно и то же упражнение на драматизацию взаимодействия субличностей команды одного участника тренинга силами участников группы. Для этого участник тренинга просит 6 членов группы побыть в ролях его субличностей, обьясняя каждому характер и ведущую мотивацию части. Сам участник тренинга является вначале наблюдателем процесса взаимодействия своих субличностей в отсутствии принятого им решения направлять это взаимодействие. Далее он входит в процесс, останавливает его и утверждает новые принципы взаимодействия между частями своей личности, при которых каждая часть будет признана, уважаема и выслушана, но окончательное решение будет за хозяином всей команды. После каждой драматизации проводится деролинг.

В течение шеринга участники тренинга говорят о полученном опыте разотождествлений, проводится обсуждение поиска участниками тренинга новых творческих решений, нового творческого реагирования в прежних жизненных ситуациях, в которых они ранее действовали от лица доминирующих субличностей, но не себя. Творческое, свободное от закрепившегося влияния мотиваций субличностей поведение возможно на основе своей «точки опоры», то есть навыка ощущать себя на сенсорном, телесном и эмоциональном уровне достаточно зрелой личностью для принятия взвешенных, не фанатичных, но одновременно эффективных решений.

В конце этапа участникам тренинга дается задание отслеживать проявления субличностей и направлять их взаимодействие конструктивным образом в созидательном направлении.

На восьмом этапе - закрепления вектора изменений и укрепления внутриличностных ресурсов - путем проведения тренинга организуют обучение участников тренинга дыхательным техникам, техникам телесной терапии, закрепляют: намерение следовать новому, жизнеутверждающему личному мифу, укрепляют первоначальный ресурсный телесный опыт, формируют новые навыки честных взаимодействий и взаимоотношений, помогают участникам тренинга определить новые позитивные жизненные цели и жизненные смыслы.

Цель восьмого этапа - закрепление вектора изменения состояния в сторону баланса, укрепление позиции центра («точки опоры»), и укрепление внутриличностных ресурсов. Цель работы достигается благодаря обучению участников тренинга дыхательной практике «Шесть исцеляющих звуков» (Мантек Чиа, «Трансформация стресса в жизненную энергию», К.: «София»; М.: ИД «София», 2004. - 192 с), и парной телесно-ориентированной технике (Е.Шубина. Основы телесной терапии. Иллюстрированное руководство для профессионалов и непрофессионалов. - СПб.: Наука и техника, 2007 - 240 с.)

Участники тренинга в большинстве применяют навыки осознанного самонаблюдения за проявлениями своих мотиваций и их связи с мыслительными шаблонами, эмоциональными реакциями и поведенческими паттернами, осознают свою ответственность за нахождение в тех или иных состояниях, собственную жизнь и взаимоотношения с другими, делятся опытом оптимизации своего образа жизни, взаимоотношений с близкими и коллегами. Трансформация их изначального состояния выгорания в направлении к гармоничному психофизиологическому и эмоциональному балансу становится очевидной в связи с изменениями в их жизнедеятельности. Большинство из них значительно упорядочивают свою жизнь, достигают удовлетворяющего их положения на службе, некоторые меняют место работы на более подходящее для их творческого потенциала, многие выстраивают и поддерживают близкие отношения, приносящие радость, улучшают отношения со своими детьми и родителями, и всеми этими изменениями существенно повышают качество переживания каждого дня своей жизни.

В качестве примеров, демонстрирующих реализацию заявленного способа, ниже приведены истории процесса изменения состояния двух клиентов.

Пример 1

Клиентка С.Л., сотрудница страховой компании, возраст на момент прохождения тренингов и консультаций 29 лет.

Симптоматика до участия в тренинге:

Жалобы на неудовлетворительное самочувствие, плохое засыпание, тоскливое настроение, состояние переутомления, раздражительность, злобность, проявляющиеся в контактах с мужем, сексуальную неудовлетворенность, агрессивность и категоричность в общении с клиентами на работе, на игнорирование руководством компании ее инновационных предложений в отношении постановки процессов заключения договоров и обслуживания клиентов. Жалобы на невозможность зачать ребенка при настойчивом желании забеременеть. Наблюдалось отклонение от тендерной роли в виде симптомов: агрессивное состояние в отделах женской одежды, где, по ее мнению, нет достойных моделей для нее, напористое «мужское» поведение, использование мужского стиля в одежде (брючные костюмы, джинсы, куртки, футболки), резкость, решительность, имитация курения сигарет в обществе сотрудников, вне никотиновой зависимости, но ради поддержания имиджа, лояльного к корпоративной культуре фирмы сотрудника (в компании курят все топ-менеджеры), использование жесткого молодежного сленга в речи, бравирующие интонации в речи, перемежающиеся с плаксивыми, заискивающими интонациями.

В процессе участия в тренинге клиентка признала у себя наличие состояния выгорания, являющееся частью профессионально-личностной деформации.

На 1-м этапе сформулировала цель трансформировать свое состояние, избавиться от негативной симптоматики, изменить отношение к жизни, себе и другим людям на более жизнерадостное, открытое, любящее.

На 2-м этапе оживила ресурсный телесный опыт, построила и зарисовала четкий образ «точки опоры», прочно соединила с ресурсным телесным опытом.

На 3-м этапе начала обучаться идентификации своих эмоциональных состояний и управлению ими в самом первом приближении, в результате, как сообщала позже, в шерингах на последующих ступенях, практически перестала обвинять других в своих негативных состояниях, стала более молчаливой и вдумчивой, более удовлетворенной отношениями с людьми, сняла большую часть объема претензий к ним, стала прислушиваться к своим состояниям, наблюдая их протекание внутри себя.

На 4-м этапе проявила сильную выраженность жертвенной мотивации, осознала, что выкладывается в течение рабочего дня ради того, чтобы иметь возможность в конце гневаться на коллег и руководителя, осознание было болезненным, сопровождалось слезами, которые она пыталась сдерживать при других участниках, но не смогла. Получив поддержку и понимание участников, сообщила о новом состоянии опустошенности и готовности учиться действовать по-новому.

На 5-м этапе осознала необычайно выраженную мотивацию контроля с помощью принятой в детстве манеры манипулировать окружающими, используя весь объем полномочий ребенка обращаться ко взрослым не ради получения реальной помощи, но ради самоутверждения над ними.

На 6-м этапе написала историю о мужчине - жестком политическом лидере, патриоте, умеющем принимать волевые решения в нужное время.

Во время постановки ее истории в виде драмы другими участниками, увидев главного героя и его действия, пережила инсайт, связанный с навязанностью своих поведенческих проявлений бессознательным жизненным сценарием и сценарной ролью мужчины-политического лидера. В процессе наблюдения постановки и ее обсуждения пережила болезненные чувства, бурно их выражала.

Драма была участниками поставлена во второй раз с женщиной в главной роли, которая наслаждается жизнью, готовит вкусную еду для своих близких, накрывая стол для них, ожидая их к обеду домой. В последнем обсуждении этого этапа сообщила, что хочет быть женщиной, а не мужчиной, хочет проявлять себя более женственно, мягко.

На 7-м этапе в команду субличностей клиенткой были включены две отвергаемые субличности - ребенок - болеющий мальчик и попрошайка, клянчащий милостыню. В конце взаимодействия всех субличностей она приняла решение остановить проигрывание данных ролей, жить своей настоящей, а не бессознательно-сценарной жизнью.

На 8-м этап пополнила свой запас ресурсов с помощью дыхательных техник, обучилась им, окончательно закрепила решение следовать осознанному образу жизни, практиковать честные, а не манипулятивные отношения, пользоваться ресурсным телесным опытом, прибегая к «точке опоры».

Консультациями пользовалась постоянно. В их ходе уточнялось, каким образом можно проявлять себя более женственно, как взаимодействовать с мужем, начальником и клиентами более мягко, как перестать терроризировать мужа за якобы малую успешность на службе, «неразворотливость» дома и низкую, по ее мнению, сексуальную потенцию.

Таким образом, консультирование участницы проводилось не по вопросам собственно симптоматики выгорания, но шире - по вопросам жизненных смыслов и отношений с окружающими. По окончанию тренингов сообщила, что засыпание в норме, упорядочились отношения в семье, сексуально стала более удовлетворенной, на службе изменились отношения с руководством, коллегами и клиентами к лучшему. В отделах женской одежды перестала испытывать агрессию в связи с отсутствием нужных моделей одежды. В течение года после прохождения тренинга поменяла гардероб, включила больше платьев, юбок, научилась шить и шила их сама с небольшой помощью подруги-портнихи. Прошла гинекологическое лечение, в данный момент имеет беременность 2,5 месяца.

Пример 2

Клиент С.З., 23 года, на момент участия в тренингов и консультаций бухгалтер-стажер в престижном банке.

Симптоматика до участия в тренинге:

Жалобы на постоянное напряжение в связи с работой, невозможность переключиться с процесса выполнения работы на другие мероприятия даже в домашних условиях (от страха за свой профессиональный статус был практически постоянно занят подготовкой отчетов и других документов к текущим и будущим проверкам), гневные вспышки, частые приступы голода при равномерном и регулярном питании как попытки постоянного «заедания» гневных эмоций, на отсутствие друзей, отсутствие близких отношений с девушкой, страх сексуальных отношений, плохое засыпание, негативные эмоциональные состояния.

Выражал недовольство своим телом, конституцией (астеническое телосложение), при общей худощавости, астеническом телосложении пытался ограничивать себя в еде, посещал тренажерный зал, где доводил себя до истощения, накачивая мышечные блоки, стараясь сделать из тела образец культуризма.

В процессе участия в тренинге признал у себя наличие состояния выгорания, являющееся частью профессионально-личностной деформации.

На 1-м этапе принял осознанное решение - поставил цель изменить свое состояние к лучшему, избавиться от негативной симптоматики, научиться в равновесии, без излишнего напряжения, в светлых эмоциональных состояниях.

На 2-м этапе оживил и обьединил опыт комфортных состояний в ресурсный телесный опыт, создал и зарисовал образ «точки опоры», прочно соединил с ресурсным телесным опытом.

На 3-м этапе приступил к обучению экологичному подходу к своим эмоциям. Начал формировать навыки отслеживания своих негативных эмоциональных состояний, мыслей, которые приводит его в эти состояния. После данного этапа в шерингах последующих этапов сообщал, что научился останавливать внезапные негативные состояния, научился отслеживать «вихреобразный» поток бесплодных размышлений, приводящий к этим состояниям, научился осознанно переводить себя в ровное эмоциональное состояние.

На 4-м этапе осознал жертвенную мотивацию, понял, что решение быть жертвой принял давно в детстве, отказавшись от построения полноценной жизни, включающей близкие отношения с противоположным полом ради удовлетворения мечты матери о получении наивысшего уровня экономического образования и работы в самом престижном банке, как если бы достижение этих целей должно было быть непременно окуплено отказом от близких отношений с девушками. Осознание было болезненным.

На 5-м этапе осознал контролирующую мотивацию, и ее истоки в виде решения превзойти отца в его способности удовлетворять потребности матери в эмоциональном общении и финансовом обеспечении. Принял решение освободиться от нее. Осознание было болезненным.

На 6-м этапе сочинил историю о памятнике, стоящем на главной площади, символе ушедшей эпохи. Во время постановки его истории в виде драмы другими участниками, увидев главного героя и его действия, пережил болезненный инсайт, связанный с навязанностью своих поведенческих проявлений своей бессознательно реализуемой ролью памятника, неживого объекта, которому все должны поклоняться. В обсуждении проявил сильные чувства, озвучил желание отказаться быть неживым памятником при жизни. Драма была участниками поставлена во второй раз с живым мужчиной в главной роли, который, приходя домой с работы, нежно заботится о своей жене и детях.

На 7-м этапе в команду субличностей клиентом были включены две отвергаемые субличности - Иисус Христос, распятый на кресте и терпящий муки, и ученик-отличник, бесконечно повторяющий свой урок. В конце взаимодействия всех субличностей принял решение остановить проигрывание данных ролей.

На 8-м этапе активно обучался дыхательным техникам, окончательно закрепил решение следовать осознанному образу жизни, осуществлять полноценную жизнедеятельность вместо бессознательного проигрывания сценария и сценарной роли, пользоваться ресурсным телесным опытом, прибегая к «точке опоры». Увлекся дыхательными техниками, изучил дополнительную литературу, после окончания тренинга нескольк раз собирал участников у себя дома, где они изучали и обсуждали оздоравливающие системы дыхания (методы Стрельниковой, Бутейко).

Консультациями пользовался постоянно. В ходе консультаций прорабатывалось бессознательное нездорово-жертвенно-контролирующее отношение к супружеской паре родителей, осознание нездоровой роли «спасителя семьи» - бессознательного вмешательства в отношения родителей, не соответствующего реальному, обьективному положению дел в родительской семье. В родительской семье мать клиента имеет мужа, отца клиента - мужчину в расцвете лет, ведущего здоровый образ жизни, любящего и заботливого супруга, однако, постоянно высказывает недовольство тем, что ни она, ни ее муж не имеют высшего экономического образования. На консультациях у клиента происходил отказ от нездоровой привязанности к роли семейного героя - «спасителя матери и семьи», и переход к принятию ответственности за свою профессиональную реализацию вне нездоровых бессознательных установок. Клиент обучался преодолению негативного отношения к собственному телу, отказу от попыток сделать из своего тела образец культуризма, преодолению страха и напряжения в связи с построением близких отношений с девушкой. В течение года после тренинга состояние стало более стабильным, отношение к служебным обязанностям выровнялось. Клиент стал разрешать себе промежутки отдыха в выходные дни, выезды на природу, сильные приступы гнева и приступы голода сократились в их количестве и интенсивности. В настоящее время состояние хорошее, выстроены удовлетворяющие клиента отношения с девушкой - его будущей супругой.

Для изучения эффективности предлагаемого способа было проведено экспериментальное исследование динамики уровня эмоционального выгорания (УЭВ) участников двух тренинговых групп до и после прохождения коррекционной тренинговой программы, и УЭВ клиентов, не посещавших занятия в тренинговых группах. Выраженность показателей эмоционального выгорания по фазе резистенции оценивалась с помощью методики В.В.Бойко (Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. / Под ред. Батаршева, А.С.Лукьянова. 2е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2007 - 624 с. (с.521-528).

Предлагаемый способ психологической коррекции уровня выгорания реализовывался в двух группах по 14 человек каждая. Итого в психокоррекционном процессе участвовало 28 человек, составивших экспериментальную группу (ЭГ). Выраженность показателей выгорания по фазе резистенции у них была значительной. Средний возраст участников ЭГ 36 лет, женщин - 24 человека, или 85, 7%, мужчин - 4, или 14, 3%.

У будущих участников групп также по самоотчетам наличествовали ощущения серьезного дисбаланса в их жизнедеятельности, чрезмерным утомлением в связи с работой, постоянным желанием покинуть рабочее место в течение дня раньше конца рабочего дня, низкой удовлетворенностью соотношением режимов «работа - отдых» в их жизни, ощущений безысходности и вынужденности такого образа жизни.

Контрольную группу (КГ), также 28 человек, составили лица, обращавшиеся за психологической помощью, в их запросе к психологу их собственное психофизиологическое состояние не было определяющим мотивом для желания изменить что-то в себе. Выраженность показателей выгорания по фазе резистенции у них была умеренной.

Данные экспериментального исследования уровня выгорания участников экспериментальной группы до и после психокоррекционного процесса представлены в таблице 1. Данные исследования уровня выгорания участников контрольной группы представлены в таблице 2.

Таблица 1 Показатели фаз УЭВ в экспериментальной группе до и после психокоррекционной работы (по Бойко В.В.) До начала работы После окончания работы Участник 1 фаза 2 фаза 3 фаза 1 фаза 2 фаза 3 фаза 1. Л.П. 30 79 45 18 38 35 2. И.Б. 16 75 52 22 56 42 3. Д.к. 32 93 25 16 46 35 4. Ю.М. 31 59 48 35 22 23 5. Г.А. 69 79 40 30 28 48 6. О.Г. 27 65 45 17 46 16 7. А.С. 69 82 91 36 79 56 8. Л.Ф. 32 74 28 22 56 45 9. И.Д. 30 83 48 161 19 40 10. (м) П.С. 34 41 51 126 21 48 11. Н.Л 38 80 61 179 44 53 12. М.П. 54 71 54 50 57 71 13. И.Л. 28 93 82 68 74 58 14. Н.Б. 36 72 52 32 61 59 15. Е.С. 52 50 44 13 43 27 16. Г.А. 71 87 77 34 23 90 17. Ю.Б. 32 105 109 57 88 60 18. Е.Е. 76 45 65 60 98 41 19. (м) Д.И. 27 60 52 31 36 25 20. О.К. 28 73 46 19 20 31 21. В.М. 70 72 48 43 75 45 22. В.П. 120 87 109 41 80 77 23. (м) М.С. 18 42 35 34 37 33 24. И.Х. 66 56 63 39 35 25 25. М.П. 38 80 68 84 32 60 26. Т.С. 57 88 60 22 55 47 27. М.В. 84 32 60 39 52 31 28. Г.И. 95 60 77 54 72 24 Таблица 2 Показатели фаз УЭВ в экспериментальной группе (по Бойко В.В.) Участник 1 фаза 2 фаза 3 фаза 1. 53 53 18 2. 40 73 46 3. 43 75 45 4. 4 58 30 5. 18 42 35 6. 19 17 10 7. 32 61 59 8. 61 63 68 9. 25 45 43 10. 45 65 64 11. 12 32 21 12. 35 33 40 13. 23 21 27 14. 39 35 25 15. 22 55 47 16. 39 52 31 17. 19 20 31 18. 34 37 33 19. 12 62 27 20. 32 46 29 21. 20 50 13 22. 21 49 58 23. 37 49 23 24. 32 45 32 25. 35 40 24 26. 26 46 46 27. 48 24 40 28. 30 40 58

Анализ данных исследования уровня эмоционального выгорания в КГ, а также в ЭГ до и после процесса психологической коррекции показал следующее.

Сравнение показателей УЭВ по фазе резистенции (2-я фаза) в ЭГ до и после прохождения психокоррекционной работы обнаруживает достоверные отличия (p<0,001).

Сравнение показателей УЭВ по фазе резистенции (2-я фаза) в КГ и ЭГ до начала психокоррекционной работы обнаруживает достоверные отличия (p<0,001).

Таким образом

1. Предлагаемый способ, заключающийся в параллельно-последовательном проведении индивидуальных психологических консультаций и групповых форматов работы, эффективен для психокоррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации.

2. Предлагаемый способ психологической коррекции эмоционального выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации, основанный на последовательном процессе работы с эмоциональной, субличностной и сценарной сферами психической реальности, направленный на обучение управлению своими эмоциональными и когнитивными процессами, на переосмысление своего личного мифа, реализуемый в режиме тренингов и индивидуального сопровождения изменений состояния личности, дает стойкие позитивные результаты.

3. Разработанный способ психологической коррекции целесообразно применять при состояниях эмоционального выгорания личности как проявления профессионально-личностной деформации.

Похожие патенты RU2416436C2

название год авторы номер документа
Способ оздоровления студенческой молодежи 2020
  • Рачин Андрей Петрович
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Катыкова Ирина Михайловна
RU2732824C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2010
  • Бабин Андрей Геннадьевич
  • Балясова Елена Николаевна
  • Литвиненко Олеся Анатольевна
  • Колтунов Игорь Ефимович
  • Погосова Нана Вачиковна
RU2437686C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371206C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ 2006
  • Бундало Наталья Леонидовна
RU2301689C1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372109C2
МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ "ИНТЕГРАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" 2004
  • Осницкий Анатолий Викторович
RU2276999C2
СПОСОБ ИНИЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ РЕБЕНКА 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
  • Федоров Владимир Александрович
RU2371207C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ 2004
  • Брычева Наталья Валерьевна
RU2270036C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ 2007
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2336100C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ 2008
  • Федорова Галина Михайловна
  • Бажурина Виктория Борисовна
RU2372108C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

Изобретение относится к области коррекционной психологии, медицинской психологии, психотерапии и может использоваться в процессах психологической реабилитации, психологической коррекции патологических состояний личности, связанных с синдромом выгорания - профессионально-личностных деформаций, кризисов, пролонгированных дистрессов. На первом этапе выявляют неосознаваемый мотив будущих участников тренингов изменить негативные мыслительные, эмоциональные и поведенческие шаблоны путем проведения индивидуального консультирования будущих участников тренингов. Затем неосознаваемый мотив будущих участников тренинга переводят в осознанное сформулированное решение о трансформации своего состояния выгорания. На втором этапе участники тренинга формируют в парах и тройках визуальный образ телесных ощущений - «точку опоры» как индивидуального «якоря» телесного комфорта у каждого участника, к которой участник мог бы возвращаться на протяжении всего тренинга, после чего составляют формулу самовнушения желаемого изменения состояния каждого участника. На третьем этапе осуществляют обучение участников тренинга экологичному подходу к эмоциональным состояниям - своим и других людей, дают им знания о специфике эмоциональной сферы психики, переживаний, обучают участников тренинга навыкам: исследования, понимания, узнавания, идентификации своих эмоциональных состояний, их точной вербализации, навыкам переживать психофизиологическое и эмоциональное состояние, управлять своими состояниями. На четвертом этапе проводят тренинг на осознание виктимизированной субличности, на выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, на отслеживание их взаимосвязи, на проведение их коррекции, обеспечивают условия их выполнения путем организации упражнений в парах и тройках на осознание состояния виктимизированной субличности и предубежденности восприятия мира и других людей, и производят их коррекцию в сторону конструктивных, созидательных установок личности. На пятом этапе проводят тренинг на осознание контролирующей субличности в рамках структуры, представляющей Супер-Эго и выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, дают задания на отслеживание их взаимосвязи, обеспечивают условия их выполнения через организацию упражнений в парах-тройках для осознания мотивации насилия, представленной данной субличностью. На шестом этапе выявляют у участников тренинга основное содержание личного мифа, его главных персонажей, вектора и фундаментальных событий жизненного сценария, производят коррекцию вектора и эмоционального фона мифа и сценария жизненного пути личности в позитивную, жизнеутверждающую сторону через осознание мифической роли и выхода из нее. На седьмом этапе в тренинговом режиме выявляют структуры внутренней иерархии субличностей каждого из участников тренинга путем проведения упражнений и рисуночных техник, организуют исследование, осознавание, понимание разнонаправленности их мотиваций, убеждений, мыслительных, эмоциональных и поведенческих проявлений путем проведения упражнений и обсуждений, корректируют структуры их внутренней иерархии путем проведения упражнений-драматизаций и последующих обсуждений. На восьмом этапе организуют обучение участников тренинга дыхательным техникам, техникам телесной терапии, закрепляют решение следовать новому, жизнеутверждающему личному мифу и жизненному сценарию, укрепляют первоначальный ресурсный телесный опыт, формируют новые навыки честных взаимодействий и взаимоотношений, помогая участникам тренинга определить новые позитивные жизненные цели и жизненные смыслы, причем на протяжении всего процесса психологической коррекции в промежутках между тренингами каждый участник получает индивидуальные консультации, которые проводят с периодичностью 1 раз в 1, 5 недели, а каждый этап тренингов проводят в два дня подряд, по 8 часов в день, при этом промежутки между этапами тренингов могут составлять 1-1,5 месяца. Способ позволяет повысить эффективность процесса психологической коррекции состояния выгорания как проявления профессионально-личностной деформации и получения стойкого эффекта и системных позитивных изменений в жизнедеятельности личности. 3 з.п. ф.-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 416 436 C2

1. Способ психологической коррекции состояния выгорания личности как проявления профессионально-личностных деформаций, характеризующийся тем, что психологическую коррекцию проводят с помощью тренингов поэтапно, при этом на первом этапе выявляют неосознаваемый мотив будущих участников тренингов изменить негативные мыслительные, эмоциональные и поведенческие шаблоны путем проведения индивидуального консультирования будущих участников тренингов, затем неосознаваемый мотив будущих участников тренинга переводят в осознанное сформулированное решение о трансформации своего состояния выгорания, на втором этапе участники тренинга формируют в парах и тройках визуальный образ телесных ощущений - «точку опоры» как индивидуального «якоря» телесного комфорта у каждого участника, к которой участник мог бы возвращаться на протяжении всего тренинга, после чего составляют формулу самовнушения желаемого изменения состояния каждого участника, на третьем этапе осуществляют обучение участников тренинга экологичному подходу к эмоциональным состояниям - своим и других людей, дают им знания о специфике эмоциональной сферы психики, переживаний, обучают участников тренинга навыкам: исследования, понимания, узнавания, идентификации своих эмоциональных состояний, их точной вербализации, навыкам переживать психофизиологическое и эмоциональное состояние, управлять своими состояниями, на четвертом этапе проводят тренинг на осознание виктимизированной субличности, на выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, на отслеживание их взаимосвязи, на проведение их коррекции, обеспечивают условия их выполнения путем организации упражнений в парах и тройках на осознание состояния виктимизированной субличности и предубежденности восприятия мира и других людей и производят их коррекцию в сторону конструктивных, созидательных установок личности, на пятом этапе проводят тренинг на осознание контролирующей субличности в рамках структуры, представляющей Супер-Эго, и выявление ее характерных мыслительных, эмоциональных, поведенческих шаблонов, дают задания на отслеживание их взаимосвязи, обеспечивают условия их выполнения через организацию упражнений в парах-тройках для осознания мотивации насилия, представленной данной субличностью, на шестом этапе выявляют у участников тренинга основное содержание личного мифа, его главных персонажей, вектора и фундаментальных событий жизненного сценария, производят коррекцию вектора и эмоционального фона мифа и сценария жизненного пути личности в позитивную, жизнеутверждающую сторону через осознание мифической роли и выхода из нее, на седьмом этапе в тренинговом режиме выявляют структуры внутренней иерархии субличностей каждого из участников тренинга путем проведения упражнений и рисуночных техник, организуют исследование, осознавание, понимание разнонаправленности их мотиваций, убеждений, мыслительных, эмоциональных и поведенческих проявлений путем проведения упражнений и обсуждений, корректируют структуры их внутренней иерархии путем проведения упражнений-драматизаций и последующих обсуждений, на восьмом этапе организуют обучение участников тренинга дыхательным техникам, техникам телесной терапии, закрепляют решение следовать новому, жизнеутверждающему личному мифу и жизненному сценарию, укрепляют первоначальный ресурсный телесный опыт, формируют новые навыки честных взаимодействий и взаимоотношений, помогая участникам тренинга определить новые позитивные жизненные цели и жизненные смыслы, причем на протяжении всего процесса психологической коррекции в промежутках между тренингами каждый участник получает индивидуальные консультации.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что каждый этап тренингов проводят два дня подряд, по 8 ч в день.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что промежутки между этапами тренингов составляют 1-1,5 месяца.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что индивидуальные консультации участников тренинга проводят с периодичностью 1 раз в 1,5 недели.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2416436C2

ОРЕЛ В.Е
Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования
Журнал практической психологии и психоанализа
Перекатываемый затвор для водоемов 1922
  • Гебель В.Г.
SU2001A1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ 2006
  • Бундало Наталья Леонидовна
RU2301689C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2004
  • Сахарова Елена Владимировна
RU2285545C2
Психологические исследования: сборник научных трудов под ред
АГАФОНОВА А.Ю
и др., -

RU 2 416 436 C2

Авторы

Морозова Галина Владимировна

Даты

2011-04-20Публикация

2009-06-02Подача