Изобретение относится к космической технике, конкретно к способам определения объема нерастворенного газа при заправке жидким теплоносителем магистралей гидравлических систем космических аппаратов.
Известен способ определения объема емкостей, который используется для измерения объема газовой полости компенсатора с целью определения объема нерастворенного газа при заправке теплоносителем по ОСТ 92-9470-81 "Системы терморегулирования. Методика заправки теплоносителями", который выбран в качестве прототипа.
Способ заправки по ОСТ 92-9470-81 включает операции деаэрации теплоносителя, вакуумирования гидромагистрали, заполнение ее теплоносителем, слив компенсационной дозы, контроль объема газовых пузырей в гидромагистрали. Определение объема газовых пузырей производится после слива компенсационной дозы теплоносителя вычитанием от измеренного объема газовой полости компенсатора объема слитой компенсационной дозы и минимального объема газовой полости компенсатора. Определение объема газовых пузырей после слива компенсационной дозы имеет следующие недостатки: на точность определения объема газового пузыря накладывается погрешность слива компенсационной дозы; способ измерения объема по ОСТ 92-9470-81 приложение 1 имеет максимальную чувствительность при минимальном измеренном объеме (график зависимости установившегося давления от измеряемого объема имеет максимальную кривизну при измеряемом объеме до одного литра), а измерение объема после слива компенсационной дозы резко снижает качество определения объема газовых пузырей. Например, при эталонной емкости 1 л, образцовом манометре 4,0 кгс/см2 со шкалой на 250 условных делений и начальном давлении в эталонной емкости 3,0 кгс/см2 цена одного деления в диапазоне измеряемых объемов 0,2-0,3 л составляет 8 см3, а при измеренном объеме около 2 л составляет 50 см3, что характеризует ухудшение разрешающей способности способа примерно в 5-6 раз. Увеличение эталонного объема изменяет указанные результаты незначительно.
Целью предлагаемого изобретения является повышение качества заправки за счет повышения точности определения объема нерастворенного газа в гидромагистрали СТР и уточнение объема сливаемой компенсационной дозы теплоносителя.
Поставленная цель достигается тем, что контрольные операции по определению объема нерастворенного газа проводят до слива компенсационной дозы. В гидромагистрали СТР устанавливают заданное давление (Рс), затем закрывают заправочный и дренажный вентили, газовую полость компенсатора объема сообщают с атмосферой, а затем - с эталонной емкостью известного объема (Vэ) и известным начальным базовым давлением (Рэ') газа в ней, фиксируют установившееся усредненное давление (Ру'). Начальное базовое давление (Рэ') в эталонной емкости выбирают из условия, чтобы установившееся в газовой полости и емкости усредненное давление (Ру') не превышало давления (Рс), установленного в гидромагистрали перед закрытием заправочного и дренажного вентилей, в этом случае сильфон компенсатора под действием установившегося в газовой полости усредненного давления (Ру') не перемещается, и возможно определение фактического минимального объема газовой полости компенсатора (Vм) по формуле:
где Vэ - известный объем эталонной емкости, см3,
Рэ' - начальное базовое давление в эталонной емкости, кгс/см2,
Ру' - установившееся усредненное давление в эталонной емкости и газовой полости компенсатора, кгс/см2,
Pa - атмосферное давление, кгс/см2.
При повторном измерении с большей величиной начального базового давления (Рэ"), выбранного из условия обеспечения установившегося после соединения эталонной емкости с газовой полостью компенсатора усредненного давления (Ру") больше давления (Рс), установленного перед началом измерения в гидромагистрали СТР, происходит дополнительное сжатие нерастворенного газа, находящегося в гидромагистрали. Формула (1) становится в этом случае непригодной для расчета объема, так как нерастворенный газ сжимается до установившегося усредненного давления (Ру"), начиная не с атмосферного, а с давления (Рс), установленного в гидромагистрали перед закрытием заправочного и дренажного вентилей. Составляя уравнение состояния газа, в котором нерастворенный в теплоносителе газ изменяет свое давление, начиная с давления в гидромагистрали (Рс) до установившегося усредненного давления (Ру"), получаем формулу для определения объема нерастворенного газа (Vнг):
где Рэ" - начальное базовое давление в эталонной емкости при втором измерении, кгс/см2,
Ру" - установившееся усредненное давление в эталонной емкости при втором измерении, кгс/см2,
Pa - атмосферное давление, кгс/см2,
Рс - устанавливаемое в гидромагистрали (заданное) начальное давление перед закрытием заправочного и дренажного вентилей, кгс/см2,
Vм - минимальный объем газовой полости компенсатора, измеренный при установившемся усредненном давлении Ру', см3,
Vэ - известный объем эталонной емкости, см3.
Подставляя значение минимального объема компенсатора (Vм), определенного по формуле (1), в формулу (2), получаем общую формулу определения объема нерастворенного газа:
При практическом осуществлении способа применяют регистраторы избыточного давления - манометры, и формула (3), преобразованная для расчета в избыточном давлении, принимает вид:
где начальные избыточные базовые давления в эталонной емкости при первом и втором измерениях (Рэ', Рэ") и начальное избыточное давление (Рс) в гидромагистрали перед ее локализацией устанавливают в соответствии с неравенством:
где Рдоп - максимальное избыточное давление, которое допускается подавать в гидромагистраль СТР, кгс/см2.
При практическом использовании, с целью повышения технологичности способа и сокращения времени проведения измерения, величину давления в гидромагистрали и начальное давление в эталонной емкости при первом измерении выбирают из условия использования установившегося давления от первого измерения в качестве начального давления в эталонной емкости для второго измерения, то есть заправка эталонной емкости газом производится один раз, затем ее сообщают с газовой полостью компенсатора, фиксируют установившееся давление, разобщают связь эталонной емкости с газовой полостью компенсатора, устанавливают в газовой полости компенсатора атмосферное давление, а затем сообщают ее с эталонной емкостью, после чего вновь фиксируют установившееся давление. Определение объема нерастворенного газа производится по формуле (4), а начальные избыточные давления в гидромагистрали и эталонной емкости выбирают из условия выполнения неравенства:
Еще одним вариантом упрощения способа является случай, когда, после определения минимального объема газовой полости компенсатора по формуле (1), в гидромагистрали СТР устанавливается атмосферное давление (при вакууме в газовой полости компенсатора, для исключения возможности перемещения его сильфона), закрывают заправочный вентиль, в газовой полости компенсатора устанавливают атмосферное давление, производят второе измерение, вычисляют по формуле (1) объем газовой полости компенсатора совместно с объемом газа в гидромагистрали, и объем нерастворенного газа определяют по разности величин объемов второго и первого измерения. Расчетную формулу для определения объема газа получают по разности формул (1) или из формулы (4), принимая в ней давление в гидромагистрали равным нулю (начальные и установившееся давление - избыточные):
В этом случае, если устанавливать начальные давления в первом и втором измерении равными, то, преобразуя формулу (7), получаем формулу для определения объема нерастворенного газа в гидромагистрали при равных начальных давлениях в эталонной емкости и атмосферном давлении в гидромагистрали, установленном после первого измерения:
На чертеже приведена схема заправки по предлагаемому способу. Позициями обозначены:
1 - источник сжатого газа,
2 - вакуумный агрегат,
3 - заправочный агрегат,
4 - эталонная емкость,
5 - изделие (СТР космического аппарата),
6 - газовая полость компенсатора объема СТР.
Способ осуществляется следующим образом. В заправочный бак 1Е заправляется теплоноситель и проводится его деаэрация. Через дренажный бак 2Е производится вакуумирование гидромагистрали СТР и магистралей заправочного агрегата. Под заданным избыточным давлением производится заправка гидромагистрали, затем закрывают заправочный и дренажный вентили гидромагистрали, при этом газ, в случае, если он находится в гидромагистрали, оказывается сжатым до давления, при котором производилась заправка, газовую полость компенсатора объема СТР сообщают с атмосферой. Эталонную емкость 4 заправляют газом до давления (Рэ'), определенного по неравенству (5). Величина минимального объема газовой полости компенсатора (Vм) с достаточной для практической работы точностью задается в конструкторской документации или измеряется до установки компенсатора на изделии. Затем эталонную емкость 4 сообщают с газовой полостью компенсатора 6, фиксируют установившееся усредненное давление (Ру'), сообщают газовую полость с атмосферой и повторяют измерение с большей величиной начального базового давления в эталонной емкости (Рэ"), также определенного по неравенству (5). Определение объема нерастворенного газа, находящегося в гидромагистрали СТР, производится по формуле (4). Полученная величина объема нерастворенного газа не должна превышать допустимой величины, конкретной для каждой конструкции системы терморегулирования (наиболее часто задается в процентном отношении к объему заправленного теплоносителя). В случае, если полученная величина объема нерастворенного газа получилась со знаком минус (что возможно из-за погрешности средств измерения или неточного снятия показаний), также выдается заключение о качественной заправке гидромагистрали.
Использование предлагаемого способа по сравнению с известными способами позволяет повысить точность определения объема нерастворенного газа со 100-150 см3 до 10-15 см3.
Способ опробован на предприятии и будет использован при заправке гидромагистралей СТР космических аппаратов.
Изобретение относится к системам терморегулирования (СТР) космических аппаратов и может быть использовано при наземных проверках и обслуживании их соответствующих гидравлических систем. В предлагаемом способе до слива компенсационной дозы локализуют объем магистрали заправленной СТР, изолируя ее от средств заправки. Измеряют давление в гидромагистрали, затем в газовой полости компенсатора СТР дважды устанавливают атмосферное, а в эталонной емкости - поочередно разные начальные базовые давления. Дважды сообщают указанные полость и емкость между собой и измеряют установившиеся усредненные давления. На основе проведенных измерений определяют объем нерастворенного газа по соответствующей формуле. При этом начальные базовые давления в эталонной емкости удовлетворяют определенным ограничениям в виде неравенств. Техническим результатом изобретения является повышение качества заправки за счет повышения точности определения объема нерастворенного газа в гидромагистрали СТР и уточнения объема сливаемой компенсационной дозы теплоносителя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
где Vнг - определяемый объем нерастворенного газа;
Vэ - объем указанной эталонной емкости;
Рэ' и Рэ" - указанные начальные базовые давления в эталонной емкости;
Ру' и Ру" - указанные установившиеся усредненные давления;
Pa - атмосферное давление;
Pc - давление в гидромагистрали заправленной системы перед ее локализацией,
при этом начальные базовые давления в эталонной емкости устанавливаются в соответствии с неравенствами
где Vм - минимальный объем указанной газовой полости компенсатора.
Системы терморегулирования | |||
Методика заправки теплоносителями | |||
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ | 2001 |
|
RU2196711C2 |
Установка для определения количества нерастворенного газа в исследуемой жидкости | 1977 |
|
SU767620A1 |
RU 2070681 С1, 20.12.1996 | |||
US 4733557 A, 29.03.1988. |
Авторы
Даты
2007-10-20—Публикация
2005-10-17—Подача