Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано для обеспечения безопасности полета вертолетов на малых высотах, а именно для предупреждения пилота вертолета об опасности столкновений с высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП).
Наиболее близким к изобретению является способ предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающийся в приеме широкополосных сигналов, выделении низкочастотной составляющей, селекции по амплитуде принятого сигнала, осуществлении анализа частоты принятого сигнала при условии превышении уровня порогового значения U0 сигнала за счет последовательной перестройки частоты фильтра в диапазоне значений I=1, 2, ...n, где ΔF- низкочастотная составляющая спектра принятых сигналов, ΔF - полоса фильтра, осуществлении повторной селекции сигнала по амплитуде, сравнении полученных значений спектра с заданными значениями и в случае соответствия выдачи сигнала о наличии линии электропередачи (Патент РФ №2176400, кл. G01S 13/93, опубликован 27.11.2001 г.).
Наиболее близким к изобретению является устройство предупреждения столкновений, которое содержит антенну, включенную на входе приемника, первый и второй ключи, входы которых объединены и подсоединены к выходу приемника, первый пороговый блок, первый триггер, первый вход которого соединен с выходом первого порогового блока, а первый и второй выходы подключены соответственно к управляющим входам первого и второго ключей, последовательно соединенные перестраиваемый фильтр, вход которого соединен с выходом второго ключа, второй пороговый блок, n-разрядный регистр сдвига, обнаружитель типа k/n, первую схему И, второй триггер и яркостный индикатор, последовательно соединенные первую схему ИЛИ и третий триггер, включенные между выходом первой схемы И и входом звукового индикатора, последовательно соединенные генератор тактовых импульсов, вторую схему И, делитель частоты, вторую схему ИЛИ и 1-разрядный счетчик, а также логический блок, входы и выходы которого соединены соответственно с 1-выходами 1-разрядного счетчика и r-управляющими входами перестраиваемого фильтра, и последовательно соединенные первый и второй блоки задержки, включенные между выходом первой схемы ИЛИ и вторым входом третьего триггера, при этом второй выход первого триггера подсоединен к второму входу первой схемы И и второму входу второй схемы И, выход которой подключен к второму входу n-разрядного регистра сдвига и второму входу 1-разрядного счетчика, выход первого блока задержки соединен с вторым входом первого триггера, выход второго блока задержки подключен к второму входу второй схемы ИЛИ и второму входу второго триггера, выход делителя частоты соединен с n+1 входом обнаружителя типа k/n, а вход первого порогового блока подсоединен к выходу первого ключа (патент РФ №2176400, кл. G01S 13/93, опубликован 27.11. 2001 г.).
Недостатком данных способа и устройства является невозможность определения углового положения и дальности до линии электропередач, отсутствие данной информации может привести к столкновению вертолета с линией электропередач.
Технической задачей данного изобретения является создание системы, обеспечивающей предотвращение столкновений вертолета с препятствиями в виде ЛЭП за счет определения их углового положения и дальности и своевременного предупреждения пилота вертолета о необходимости изменения траектории движения.
Сущность изобретения состоит в том, что в способе предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, заключающемся в приеме широкополосных сигналов, выделении низкочастотной составляющей, селекции по амплитуде принятого сигнала, осуществлении анализа частоты принятого сигнала при условии превышения уровня порогового значения U0 сигнала за счет последовательной перестройки частоты фильтра в диапазоне значений I=1, 2, ...n, где ΔF - низкочастотная составляющая спектра принятых сигналов, Δf - полоса фильтра, осуществлении повторной селекции сигнала по амплитуде, сравнении полученных значений спектра с заданными значениями, и в случае соответствия выдачи сигнала о наличии линии электропередачи дополнительно осуществляют сканирование узконаправленной антенной в направлении траектории полета вертолета, осуществляют анализ полученных значений сигнала в каждом фиксированном угловом положении антенны, осуществляют определение углового положения местонахождения линии электропередач относительно вертолета в соответствии с угловым положением антенны в момент соответствия спектра отраженного сигнала заданным значениям, определяют дальность до линии электропередач, сравнивают полученные значения углового положения линии электропередач и дальности с заданными значениями и выдают рекомендацию летчику об изменении маршрута движения.
Кроме того, определяют дальность до линии электропередач в соответствии с выражением
, где α1 - угловое положение линии электропередач при первом измерении, α2 - угловое положение линии электропередач при втором измерении. В - базовое расстояние проходимым вертолетом между первым и вторым измерением.
Заявляемый способ реализуется в устройстве для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, содержащем антенну, включенную на входе приемника, первый пороговый блок, первый и второй ключи, входы которых объединены и подсоединены к выходу приемника, первый триггер, первый вход которого соединен с выходом первого порогового блока, а первый и второй выходы подключены соответственно к управляющим входам первого и второго ключей, последовательно соединенные перестраиваемый фильтр, вход которого подсоединен к выходу второго ключа, второй пороговый блок, n-разрядный регистр сдвига, обнаружитель типа k/n, первую схему И, второй триггер и яркостный индикатор, последовательно соединенные первую схему ИЛИ и третий триггер, звуковой индикатор, выход первой схемы И соединен с входом первый схемы ИЛИ, выход третьего триггера соединен с входом звукового индикатора, последовательно соединенные генератор тактовых импульсов, вторую схему И, делитель частоты, вторую схему ИЛИ и 1-разрядный счетчик, а также логический блок, выполненный с возможностью преобразования 1-разрядного числа в r-разрядное число, входы и выходы которого соединены соответственно с 1-выходами 1-разрядного счетчика и r-управляющими входами перестраиваемого фильтра, и последовательно соединенные первый и второй блоки задержки, включенные между выходом первой схемы ИЛИ и вторым входом третьего триггера, при этом второй выход первого триггера подсоединен к второму входу первой схемы И и второму входу второй схемы И, выход которой подключен к второму входу n-разрядного регистра сдвига и второму входу 1-разрядного счетчика, выход первого блока задержки соединен с вторым входом первого триггера, выход второго блока задержки подключен к второму входу второй схемы ИЛИ и второму входу второго триггера, выход делителя частоты соединен с n+1 входом обнаружителя типа k/n, а вход первого порогового блока подсоединен к выходу первого ключа, дополнительно имеющем третий ключ и четвертый ключ, вторую узконаправленную антенну, антенный коммутатор, сдвиговый регистр, n-элементов И, n-дешифраторов, третий элемент ИЛИ, третье пороговое устройство, блок формирования сигнала начала выполнения маневра «антистолкновения» вертолета, индикатор выдачи сигнала об изменении траектории движения вертолета, четвертый триггер, причем выход первой и второй антенны соединены со входом приемника через третий и четвертый ключ соответственно, а вход первой антенны соединен с выходом антенного коммутатора, n-входов которого соединено одновременно с n-выходами второго сдвигового регистра и с n-первыми входами n-элементов И, вторые входы которых соединены с выходом второго триггера и одновременно со входом четвертого триггера, первый и второй выход которого соединен со входом третьего и четвертого ключа, выходы n-элементов И соединены с входами n-дешифраторов, выходы которых через последовательно соединенные третий элемент ИЛИ и блок формирования сигнала на выполнения маневра соединены с индикатором предупреждения об изменении траектории движения вертолета, при этом блок формирования команды на выполнение маневра состоит из первого, второго и третьего ключей, вычитающего устройства, первого и второго функциональных преобразователей, интегратора, умножителя, первого и второго пороговых устройств, задатчика сигналов, элемента И-НЕ, причем с выход элемента ИЛИ соединен с первыми входы первого и второго ключей, вторые входы которых соединены соответственно с первым и вторым выходами сдвигового регистра, вход которого соединен с выходом генератора импульсов, выход первого ключа одновременно соединен с первым входом вычитающего устройства и первым входом третьего ключа, второй вход которого соединен с датчиком скорости сближения вертолета, выход третьего ключа через интегратор соединен со вторым входом умножителя, первый вход которого через первый функциональный преобразователь соединен с выходом вычитающего устройства, второй вход которого соединен с выходом второго ключа, выход которого одновременно соединен с входом второго функционального преобразователя и первым входом первого порогового устройства, второй вход которого соединен с первым выходом задатчика сигналов, второй выход которого соединен со вторым входом второго порогового устройства, первый вход которого соединен с выходом делителя, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходом умножителя и выходом второго функционального преобразователя, выход первого и второго пороговых устройств соединены соответственно с первым и вторыми входами элемента И-НЕ, выход которого является выходом блока формирования команды на выполнение маневра «антистолкновения вертолета».
Новыми признаками, обладающими существенными отличиями по способу, является следующая совокупность действий:
1. Осуществляют сканирование узконаправленной антенной в направлении траектории полета.
2. Осуществляют анализ полученных значений сигнала в каждом фиксированном угловом положении антенны.
3. Осуществляют определение углового положения местонахождении линии электропередач относительно вертолета в соответствии с угловым положением антенны в момент соответствия спектра отраженного сигнала заданным значениям.
4. Осуществляют определение дальности до линии электропередач на основе двух измерений угловых положений линии электропередач и базового расстояния, пролетаемого вертолетом, между ними.
5. Сравнивают полученные значения углового положения и дальности до линии электропередач с заданными значениями и выдают рекомендацию летчику об изменении маршрута движения.
Существенными отличительными признаками по устройству являются третий ключ и четвертый ключ, вторая узконаправленная антенна, антенный коммутатор, сдвиговый регистр, n-элементов И, n-дешифраторов, третий элемент ИЛИ, третье пороговое устройство, блок формирования команды на выполнении маневра «антистолкновения вертолета», индикатор выдачи сигнала об изменении траектории движения вертолета, четвертый триггер и связи между известными и новыми элементами.
На фиг.1 приведена структурная схема устройства для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач, на фиг.2 - схема сближения вертолета с линией электропередач, фиг.3 - структурная схема блока формирования команды на выполнении маневра «антистолкновения вертолета».
Устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач содержит первую антенну 1, включенную на входе приемника 2, первый и второй ключи 3, 4, входы которых объединены и подсоединены к выходу приемника 2, первый пороговый блок 5, первый триггер 6, первый вход которого соединен с выходом первого порогового блока 5, а первый и второй выходы подключены соответственно к управляющим входам первого и второго ключей 3, 4, последовательно соединенные перестраиваемый фильтр 7, вход которого соединен с выходом второго ключа 4, второй пороговый блок 8, n-разрядный регистр сдвига 9, обнаружитель типа k/n 10, первую схему И 11, второй триггер 12 и яркостный индикатор 13, последовательно соединенные первую схему ИЛИ 14 и третий триггер 15, включенные между выходом первой схемы И 11 и входом звукового индикатора 16, последовательно соединенные генератор тактовых импульсов 17, вторую схему И 18, делитель частоты 19, вторую схему ИЛИ 20 и 1-разрядный счетчик 21, а также логический блок 22, входы и выходы которого соединены соответственно с 1-выходами 1-разрядного счетчика 21 и r-управляющими входами перестраиваемого фильтра 7, и последовательно соединенные первый и второй блоки задержки 23, 24, включенные между выходом первой схемы ИЛИ 14 и вторым входом третьего триггера 15.
Второй выход первого триггера 6 подсоединен к второму входу первой схемы И 11 и второму входу второй схемы И 18, выход которой подключен к второму входу n-разрядного регистра сдвига 9 и второму входу 1-разрядного счетчика 21. Выход первого блока задержки 23 соединен с вторым входом первого триггера 6, выход второго блока задержки 24 подключен к второму входу второй схемы ИЛИ 20 и второму входу второго триггера 12. Выход делителя частоты 19 соединен с n+1 входами обнаружителя типа k/n 10, а вход первого порогового блока 5 подсоединен к выходу первого ключа 3.
Кроме того, устройство содержит третий ключ 25 и четвертый ключ 26, вторую антенну 27, антенный коммутатор 28, сдвиговый регистр 29, n-элементов И 30, n-дешифраторов 31, третий элемент ИЛИ 32, блок 33 формирования команды на выполнении маневра антистолкновения вертолета, индикатор 34 выдачи сигнала об изменении траектории движения вертолета, четвертый триггер 35, причем выходы первой 1 и второй 27 антенны соединены со входом приемника 2 через третий 3 и четвертый 4 ключи соответственно, а вход второй 27 антенны соединен с выходом антенного коммутатора 28, n-входов которого соединено одновременно с n-выходами второго 29 сдвигового регистра и с n-первыми входами n-элементов И 30, вторые входы которых соединены с выходом второго 12 триггера и одновременно со входом четвертого 35 триггера, первый и второй выход которого соединен со входом третьего 25 и четвертого 26 ключа, выходы n-элементов И 30 соединены с входами n дешифраторов 31, выходы которых через последовательно соединенные третий 32 элемент ИЛИ и блок 33 формирования команды на выполнение маневра «антистолкновения вертолета» соединены с индикатором 34 предупреждения об изменении траектории движения вертолета, блок формирования команды на выполнение маневра состоит из первого 36, второго 37 и третьего 38 ключей, вычитающего устройства 39, первого 40 и второго 41 функционального преобразователей, интегратора 42, умножителя 43, делителя 44, первого 45 и второго 46 порогового устройства, задатчика 47 сигналов, элемента И-НЕ 48, сдвигового регистра 49, генератора 50 импульсов, причем выход элемента ИЛИ 32 соединен с первыми входы первого 36 и второго 37 ключей, вторые входы которых соединены соответственно с первым и вторым выходом сдвигового регистра 49, вход которого соединен с выходом генератора 50 импульсов, выход первого 36 ключа одновременно соединен с первым входом вычитающего устройства 39 и первым входом третьего 38 ключа, второй вход которого соединен с датчиком скорости сближения вертолета, выход третьего ключа 38 через интегратор 42 соединен со вторым входом умножителя 43, первый вход которого через первый функциональный преобразователь 40 соединен с выходом вычитающего устройства 39, второй вход которого соединен с выходом второго 37 ключа, выход которого одновременно соединен с входом второго 41 функционального преобразователя и первым входом первого 45 порогового устройства, второй вход которого соединен с первым выходом задатчика 47 сигналов, второй выход которого соединен со вторым входом второго 46 порогового устройства, первый вход которого соединен с выходом делителя 44, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходом умножителя 43 и выходом второго функционального преобразователя 41, выход первого 45 и второго 46 пороговых устройств соединены соответственно с первым и вторыми входами элемента И-НЕ 48, выход которого является выходом блока 33 формирования команды на выполнение маневра «антистолкновения вертолета».
Для обнаружения ЛЭП используются сигналы, излучаемые проводами самой ЛЭП. Эти сигналы образуются за счет искровых разрядов на изоляторах ЛЭП. Исследование излучаемых проводами ЛЭП сигналов показало, что они располагаются в широком спектре радиочастот и по интенсивности вполне достаточны для обнаружения ЛЭП на необходимом для выполнения маневра вертолета расстоянии. Излучаемые проводами ЛЭП сигналы являются непрерывными шумоподобными сигналами. Наличие в заявляемом устройстве указанных блоков и их соединение обеспечивают надежный и достоверный прием сигналов, излучаемых проводами высоковольтных линий электропередач. Маневр «антистолкновения вертолета» выполняется в вертикальной плоскости вверх, а в горизонтальной плоскости - влево или вправо.
Устройство работает следующим образом.
Излучение высоковольтной линии электропередач, имеющее широкий спектр, принимается антенной 1 и далее подается на вход приемника 2, который пропускает только низкочастотную часть шириной ΔF этого спектра.
В поисковом режиме сигнал с выхода приемника 2 поступает через первый ключ 3 на вход первого порогового блока 5, имеющего порог U0, и в том случае, когда порог обнаружения U0 будет превышен, пороговый блок 5 выдает сигнал об окончании поискового режима и перехода в режим обнаружения. В режиме обнаружения сигнал с выхода приемника 2 поступает на второй ключ 4 и далее через перестраиваемый фильтр 7, который имеет полосу пропускания Δf и обладает возможностью последовательно изменять центральные частоты fi в диапазоне значений i=1, 2, ...n, где , подается на второй пороговый блок 8, имеющий порог U1. При этом переключение с одного режима на другой осуществляется с помощью первого триггера 6.
Если в поисковом режиме первый пороговый блок 5 выдал сигнал обнаружения, то первый триггер 6 закрывает первый ключ 3 и открывает второй ключ 4 для обеспечения режима обнаружения.
В этом режиме происходит последовательная перестройка центральной частоты fi перестраиваемого фильтра 7 в пределах полосы пропускания ΔF приемника 2, причем на каждом такте перестройки сигнал с выхода второго порогового блока 8 записывается в младший разряд регистра сдвига 9, имеющего n разрядов, после чего содержимое регистра сдвига 9 проверяется с помощью обнаружителя типа k/n 10 на предмет наличия k или более "единиц" в регистре сдвига 9.
Когда указанное условие выполнится, обнаружитель типа k/n 10 выработает сигнал обнаружения излучения высоковольтной линии электропередач.
Работа устройства обеспечивается наличием генератора тактовых импульсов 17, задающего тактность перестройки центральной частоты fi перестраиваемого фильтра 7 с помощью последовательного введения "единиц" в двоичный 1-разрядный счетчик 21. 1-разрядное число с выхода счетчика 21 преобразуется в логическом блоке 22 в r-разрядное число, соответствующее настройке перестраиваемого фильтра 7 на то или иное значение центральной частоты fi; здесь 1=]log n[, где величина 1=]А[ равна ближайшему большему числу А, а r=1, в частном случае, а также наличием второй схемы И 18, которая открывается первым триггером 8 на время работы в режиме обнаружения излучения высоковольтной линии электропередач, и делителем частоты 19, обладающим коэффициентом деления n. При этом импульсы генератора тактовых импульсов 17, прошедшие вторую схему И 18, подаются на n-разрядный регистр сдвига 9 для выполнения операции сдвига и на 1-разрядный счетчик 21 для принудительного изменения находящегося в нем двоичного числа на единицу. Выходные импульсы делителя частоты 19 обеспечивают установку в нулевое состояние как обнаружителя типа k/n 10, так и через вторую схему ИЛИ 20 1-разрядного счетчика 21 после каждых n-тактов работы устройства.
В случае обнаружения излучения высоковольтной линии электропередач импульс с выхода обнаружителя типа k/n 10 поступает на первую схему И 11, открытую первым триггером 6, и далее подается на второй триггер 12, который включает яркостный индикатор 13, а также заводится на первую схему ИЛИ 14, предназначенную для объединения сигналов обнаружения излучения высоковольтной линии электропередач, полученных от других m-направлений приема сигналов, излученных высоковольтными линиями электропередач. Импульс с выхода первой схемы ИЛИ 14 поступает также на третий триггер 15, включающий звуковой индикатор 16, на первый блок задержки 23, время задержки которого выбирается из условия обеспечения угасания переходных процессов при возвращении из режима обнаружения излучения высоковольтной линией электропередач в поисковый режим. Второй блок задержки 24, на который поступает сигнал с выхода первого блока задержки 23, предназначен для устранения влияния переходных процессов, связанных с угасанием сигнала на выходе перестраиваемого фильтра 7. Срабатывание звукового и яркостного индикаторов 16 и 13 свидетельствует о наличии высоковольтной линии электропередач.
Для определения углового положения линии электропередач относительно вертолета осуществляют сканирование узконаправленной антенной в направлении траектории полета вертолета, осуществляют анализ полученных значений сигнала в каждом фиксированном угловом положении антенны, осуществляют определение углового положения местонахождения линии электропередач относительно вертолета в соответствии с угловым положением антенны в момент соответствия спектра отраженного сигнала заданным значениям, сравнивают полученные значения углового положения антенны с заданными значениями и выдают рекомендацию летчику об изменении маршрута движения.
За счет выдачи сигнала с выхода второго 12 триггера через четвертый 36 триггер на вход третьего 25 и четвертого 26 ключей, происходит отключение первой 1 и включение второй 27 антенны с входом приемника 2.
Управление антенной в пространстве осуществляют на основе функционирования антенного коммутатора 28, на n-входы которого поступает сигнал с n-выходов второго 29 сдвигового регистра. Кроме того сигнал поступает с n-выходов второго 29 сдвигового регистра на первые входы n-элементов И 30, на вторые входы которых поступают сигналы с выхода второго 12 триггера.
С выходов n-элементов И 30 комбинация сигналов, соответствующая угловому положению цели, поступает на входы n дешифраторов 31, с выходов которых через последовательно соединенные третий 32 элемент ИЛИ и блок 33 поступает на индикатор 34 предупреждение летчика об изменении траектории движения вертолета.
Формирование команды о начале выполнения маневра антистолкновения осуществляется на основе анализа значений углового положения цели и дальности до нее.
Определение дальности осуществляется за счет поступления информации об угловом положении линии электропередач с выхода элемента ИЛИ 32 на первые входы первого 36 и второго 37 ключей, на вторые входы которых поочередно поступают сигналы с выходов сдвигового регистра 49 от генератора 50 импульсов. Сигналы с выходов первого 36 и второго 37 ключей, пропорциональные значению α1 и α2, поступают на первый и второй входы вычитающего устройства 39, и, кроме того, сигнал с выхода первого 36 ключа поступает на первый вход третьего 38 ключа, через второй вход которого поступает сигнал с выхода датчика скорости движения вертолета на вход интегратора 42, с выхода которого сигнал поступает на второй вход умножителя 43, на первый вход которого поступает сигнал с выхода вычитающего устройства 39 через первый 40 функциональный преобразователь. С выхода умножителя 43 сигнал поступает на второй вход делителя 44, на первый вход которого поступает сигнал с выхода второго 37 ключа. Таким образом, на выходе делителя 44 формируется сигнал, пропорциональный дальности до линии электропередач в виде выражения , который поступает на первый вход второго 46 порогового устройства.
В результате сравнения текущих значений дальности и углового положения линий электропередач с заданными значениями и в случае достижения текущих значений меньше заданных на выходе элемента И-НЕ 48 будет присутствовать сигнал о начале выполнения вертолетом маневра.
Если текущее значение дальности будет меньше заданного значения, сигнал с выхода второго порогового устройства снимается и на втором входе элемента И-НЕ 48 будет присутствовать нулевое значение.
Аналогично анализируется значения углового положений линий электропередач.
Сигнал с выхода второго 37 ключа поступает на первый вход первого 45 порогового устройства, на второй вход которого поступает сигнал с первого выхода задатчика сигналов 47.
Если текущее значения углового положения линии электропередач меньше заданных значений, то сигнал с выхода первого 45 порогового устройства снимается и на первом входе элемента И-НЕ 48 будет присутствовать нулевое значения сигнала.
Таким образом, на основании предлагаемых способа и устройства обеспечивается повышения безопасности полетов вертолетов.
Источник информации
1. Патент РФ №2176400, кл. G01S 13/93, опубликован 27.11.2001 г. (прототип).
Изобретение относится к радиолокационным системам, предназначенным для предотвращения столкновений вертолетов с высоковольтными линиями электропередач. Техническим результатом является повышение безопасности полетов вертолетов. Устройство для предупреждения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач содержит первую антенну (1), приемник (2), первый и второй ключи (3), (4), первый пороговый блок (5), первый триггер (6), перестраиваемый фильтр (7), второй пороговый блок (8), n-разрядный регистр сдвига (9), обнаружитель типа k/n (10), первую схему И (11), второй триггер (12) и яркостный индикатор (13), первую схему ИЛИ (14), третий триггер (15), звуковой индикатор (16), генератор тактовых импульсов (17), вторую схему И (18), делитель частоты (19), вторую схему ИЛИ (20) и 1-разрядный счетчик (21), логический блок (22), первый и второй блоки задержки (23), (24), третий ключ (25), четвертый ключ (26), вторую антенну (27), антенный коммутатор (28), сдвиговый регистр (29), n-элементов И (30), n-дешифраторов (31), третий элемент ИЛИ (32), блок (33) формирования команды на выполнение маневра «антистолкновения вертолета», индикатор (34) выдачи сигнала об изменении траектории движения вертолета и четвертый триггер (35). 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
где , ΔF - низкочастотная составляющая спектра принятого сигнала, Δf - полоса фильтра, осуществлении повторной селекции сигнала по амплитуде, сравнении полученных значений спектра с заданными значениями и в случае соответствия выдачи сигнала о наличии линии электропередачи, отличающийся тем, что осуществляют сканирования узконаправленной антенной в направлении траектории полета вертолета, осуществляют анализ полученных значений сигнала в каждом фиксированном угловом положении антенны, осуществляют определения углового положения местонахождении линии электропередач относительно вертолета в соответствии с угловым положением антенны в момент соответствия спектра отраженного сигнала заданным значениям, определяют дальность до линии элекропередач, сравнивают полученные значения углового положения линии электропередач и дальности с заданными значениями, и выдают рекомендацию летчику об изменении маршрута движения.
,
где D - дальность до линии электропередач, α1 - угловое положение линии электропередач при первом измерении, α2 - угловое положение линии электропередач при втором измерении, В - базовое расстояние проходимым вертолетом между первым и вторым измерениями.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2176400C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 1998 |
|
RU2156985C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРАТЧАЙШЕГО РАССТОЯНИЯ ДО ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ С БОРТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2260198C9 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПОЛЕТЕ НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2095280C1 |
РАДИОЛОКАТОР ДЛЯ ЛЕГКОМОТОРНОГО САМОЛЕТА | 2002 |
|
RU2258244C2 |
US 4737788 A, 12.04.1988 | |||
DE 3328340 A, 14.02.1985. |
Авторы
Даты
2007-10-20—Публикация
2006-05-29—Подача