Изобретение относится к способу и устройству для снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения, применяемых в станках по обработке материалов, в транспортных средствах передачи сырья и продукции, например, к складу, и может быть использовано в промышленности строительных материалов, в химической, в сельскохозяйственной и в других.
Известны способ качения металлических шариков или роликов по металлу и устройство для его осуществления - подшипник качения с коэффициентом трения в пределах 0,01-0,002 [1].
Недостатками известных способа качения и устройства подшипника качения являются сложность изготовления их и монтажа, применение смазочных материалов и дорогостоимость.
Наиболее близким к известному являются также способ скольжения, включающий жидкостное трение, при котором смазка полностью отделяет вращающуюся цапфу от неподвижной опоры и трение происходит только между слоями смазочного материала, и устройство для его осуществления - подшипник скольжения, содержащий корпус, втулку, вкладыш и карманы маслопроводящие для жидкой смазки гладких вкладышей. Коэффициент трения достигается в пределах 0,001-0,008 [1].
Недостатками способа скольжения и устройства подшипника скольжения являются применение дорогостоящего смазочного материала, требуемые высокие скорости вращения и температурный режим, соответствующий строго определенной консистенции масла. Уменьшение скорости скольжения или увеличение температуры подшипника способствует нарушению режима жидкостного трения.
Цель изобретения - расширение ассортимента подшипников скольжения, снижение энергозатрат и стоимости за счет исключения дорогостоящего смазочного материала, повышение работоспособности транспортных средств и станков по обработке материалов.
Цель достигается тем, что по способу снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения, включающему скольжение при вращательном движении, скольжение осуществляют между отдаленными слоями воздуха путем организация сжатых магнитных полей размещенных постоянных магнитов, установленных одноименными полюсами напротив на расстояния воздушного зазора 0,1l÷0,6l, одновременно обеспечивающих фиксированное расположение подвижной части подшипника скольжения за счет наличия сил магнитного отталкивания, где l - расстояние начала нулевого реагирования постоянных магнитов, а устройство для снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения, содержащее неподвижный корпус с основанием и крепежными отверстиями, включает неподвижный корпус с выполненной внутренней резьбой на его торцах для завинчивания крышек, размещенные на внутренней поверхности неподвижного корпуса постоянные магниты и снаружи его - основание с крепежными отверстиями, выполненную по центру резервуара неподвижного корпуса подвижную ось, размещенные на поверхности подвижной оси постоянные магниты и на ее торце - сплошной постоянный магнит, торцевую крышку к неподвижному корпусу с наружной резьбой на ее реборде и с постоянным сплошным магнитом на ее внутренней поверхности по центру, торцевую крышку к неподвижному корпусу с наружной резьбой на ее реборде, с кольцевым постоянным магнитом на ее внутренней поверхности и с круглым отверстием по ее центру для выведения через него свободного конца подвижной оси, стабилизирующую крышку к основанию, постоянные магниты производственного изготовления, не содержащие внешнего источника намагничивающей силы.
Снижение коэффициента терния достигается в условиях воздушной среды сжатых магнитных полей, содержащихся в подшипнике скольжения между одноименными полюсами постоянных магнитов, исключающих взаимодействие притяжения, которое нашло применение в некоторых тормозных устройствах.
На фиг.1 представлен вид спереди устройства для снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения; на фиг.2 - разрез В-B на фиг.1; на фиг.3 - разрез Г-Г на фиг.2; на фиг.4 - вид по стрелке А на фиг.2.
Устройство содержит неподвижный корпус 1, размещенные на внутренней поверхности неподвижного корпуса постоянные магниты 2, снаружи неподвижного корпуса основание 3 и к нему стабилизирующую крышку 11, подвижную ось 4, размещенные на поверхности подвижной оси постоянные магниты 5 и на торце ее сплошной постоянный магнит 6, торцевую крышку 7 к неподвижному корпусу и размещенные по центру на внутренней поверхности крышки сплошной постоянный магнит 8, торцевую крышку 9 к неподвижному корпусу с круглым отверстием по ее центру и размещенный на внутренней поверхности крышки кольцевой постоянный магнит 10.
Подсоединение предлагаемого подшипника скольжения к вращающейся части транспортного средства осуществляется традиционными методами.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, что искусственно созданные постоянные магниты без содержания внешнего источника намагничивающей силы, во-первых, обладают магнитной энергией и в окружающей их среде, занимающей объемы воздушного пространства, превосходящие объем постоянного магнита, являющегося источником этой магнитной энергии, которая не исчезает и не убывает, во-вторых, эта магнитная энергия способна полностью концентрироваться в значительно меньших объемах, образуемых между односменными полюсами двух постоянных магнитов при их сближении до расстояния воздушного зазора, например, 0.1l-0.6l, и, в-третьих, избыточная концентрация магнитной энергии в значительно меньших объемах воздушного зазора проявляет силы отталкивания в двух образовавшихся сжатых объемах, в результате которых эти воздушные объемы приобретают относительно упругие свойства и поверхностный контакт между ними, обеспечивающий скольжение именно в зоне соприкосновения определившихся воздушных объемов со сжатыми магнитными полями, т.е. скольжение осуществляется между отдаленными слоями воздуха от поверхности постоянных магнитов.
Устройство работает следующим образом.
Собранный подшипник скольжения основанием 3 закрепляется на специально предусмотренной платформе, принадлежащей транспортному средству. Известными традиционными методами подсоединяют свободный наружный конец подвижной оси 4 подшипника скольжения к вращающейся части транспортного средства. У предложенного устройства, находящегося в рабочем состоянии, вращается подвижная ось 4 с установленными (прочно закрепленными) на ней постоянными магнитами 5 и 6. Невращающиеся постоянные магниты 2, 8 и 10, закрепленные соответственно на внутренних поверхностях неподвижных корпуса 1, крышек 7 и 9 сближены одноименными полюсами с постоянными магнитами 5 и 6 до расстояния воздушного зазора, например, 0,1l÷0,6l. Энергия магнитного поля по нормали к рабочей площади постоянного полюса постоянного магнита полностью концентрируется в созданном интервале объема без потерь на рассеяние. Под воздействием сил отталкивания магнитных полей воздушного зазора вращающаяся ось 4 постоянно находится строго в центральной зоне резервуара неподвижного корпуса I подшипника скольжения. При этом скольжение наблюдается между частицами воздуха в зоне соприкосновения воздушных объемов, обозначенных сжатыми магнитными полями между одноименными полюсами постоянных магнитов 5 и 2, 6 и 8, 5 и 10. Это исключает введение смазочных материалов, так как трение между частицами воздуха значительно меньше трения между частицами смазочного материала.
Соосному смещению подвижной оси 4 подшипника скольжения с вращающейся частью транспортного средства противодействуют силы отталкивания организованных сжатых магнитных полей между постоянными магнитами 8 и 6, 10 и 5. Силы отталкивания сжатых магнитных полей воздушных зазоров, играя роль амортизаторов, гасят осевое смещение вращающейся части транспортного средства, подсоединенной к подвижным осям 4 подшипников скольжения
Пример 1. Устройство для осуществления способа снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения.
Конструктивные параметры устройства.
Общий диаметр подвижной оси 4 с установленными на ней постоянными магнитами 5 равен, ⊘=25 мм или 25×10-3 м.
Длина постоянных магнитов 5 равна l=30 мм или 30×10-3 м.
Суммарная рабочая площадь постоянных магнитов 5 равна S=2355×10-6 м2.
Отличительные параметры по примеру 1.
Расстояние нулевого реагирования постоянного магнита 5 равно l=17×10-3 м.
Воздушный зазор между одноименными полюсами постоянных магнитов 2 и 5 равен δвз=10,2×10-3 м.
Скольжение между слоями воздуха (частицами воздуха) осуществляется на расстоянии 5,1×10-3 м. Скорости вращательного движения оси 4 могут быть любые.
В примерах 2 и 3 конструктивные параметры устройства те же, что и в примере 1.
Данные примеров сведены в таблицу.
Использование в промышленности предлагаемого способа снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения и устройства для его осуществления позволит расширить их ассортимент, снизить энергозатраты и стоимость за счет исключения дорогостоящего дефицитного смазочного материала, а также повысить работоспособность транспортных средств по передаче сырья и готовой продукции и станков по обработке материалов.
Предложенный подшипник скольжения обладает исключительной новизной и по существу коэффициентом трения равным нулю.
Сущность предлагаемого способа снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения не изменятся, если из устройства для его осуществления убрать основание 3 и стабилизирующую крышку 11. В таком виде неподвижный корпус 1 с постоянными магнитами 2 принимает назначение подвижности (вращательное движение), а подвижная ось 4 с постоянными магнатами 5 и 6 приобретает назначение неподвижности, соединяясь свободным концом с неподвижной посторонней деталью. Следовательно, предложенный подшипник скольжения обладает большими возможностями применения.
Источники информации
1. В.И.Анурьев. Справочник конструктора машиностроителя. Том 2, М.: Машиностроение, 1982 год, стр.61-104 и стр.28-60.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ С ВЕРТИКАЛЬНО РАСПОЛОЖЕННОЙ НЕСУЩЕЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ | 2006 |
|
RU2328630C1 |
Магнито-разгруженная ступица | 2018 |
|
RU2698271C1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2288115C1 |
Способ управления трением в парах трения | 2016 |
|
RU2639745C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ АМОРТИЗАТОР | 2015 |
|
RU2668775C2 |
Электродвигатель-маховик с электромагнитным подвесом ротора | 1981 |
|
SU964883A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ДЕЙСТВИЯ МАГНИТНЫХ СИЛ | 1992 |
|
RU2027226C1 |
Радиально-упорный магнитный подшипник | 2019 |
|
RU2714055C1 |
МАГНИТНАЯ ИГРА | 2020 |
|
RU2748336C1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1739104A1 |
Изобретение относится к способу и устройству для снижения коэффициента трения в подшипниках скольжения, применяемых в станках по обработке материалов, в транспортных средствах передачи сырья и продукции, и может быть использовано в промышленности строительных материалов, в химической, в сельскохозяйственной и в др. Способ заключается в том, что, исключая смазочные материалы, скольжение осуществляют между отдаленными слоями воздуха путем организации сжатых магнитных полей размещенных постоянных магнитов. Магниты устанавливают одноименными полюсами напротив на расстоянии воздушного зазора 0,1l÷0,6l, где l - расстояние начала нулевого реагирования постоянных магнитов, одновременно обеспечивая фиксированное расположение подвижной части подшипника скольжения за счет наличия сил магнитного отталкивания. Также предложено устройство, которое содержит неподвижный корпус (1) с основанием (3) и с выполненной внутренней резьбой на его торцах для завинчивания торцевых крышек (7, 9). Постоянные магниты (2) размещены на внутренней поверхности корпуса (1), а снаружи его - основание (3). Подвижная ось (4) выполнена по центру резервуара корпуса (1). На поверхности оси (4) размещены постоянные магниты (5), а на ее торце - сплошной постоянный магнит (6). Устройство также содержит крышку (7) с наружной резьбой на ее реборде и с постоянным сплошным магнитом (8) на ее внутренней поверхности по центру и стабилизирующую крышку к основанию (3). Кольцевой постоянный магнит (10) размещен на внутренней поверхности крышки (9) с наружной резьбой на ее реборде и с круглым отверстием по ее центру для выведения через него свободного конца оси (4). Технический результат: расширение ассортимента подшипников скольжения, снижение энергозатрат и стоимости за счет исключения дорогостоящего смазочного материала, повышение работоспособности транспортных средств и станков по обработке материалов. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
АНУРЬЕВ В.И | |||
Справочник конструктора машиностроителя, т.2 | |||
- М.: Машиностроение, 1982, с.28-60 | |||
Подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1739104A1 |
Магнитоэлектрическая опора | 1980 |
|
SU1051341A1 |
US 3929390 A, 30.12.1975 | |||
US 3243238 A1, 29.03.1966. |
Даты
2007-11-27—Публикация
2005-08-24—Подача