СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ Российский патент 2007 года по МПК G01B5/00 

Описание патента на изобретение RU2311611C9

Изобретение относится к области содержания и ремонта автомобильных дорог и может быть использовано при диагностике колееобразования на дорожном покрытии из асфальтобетона и назначении вида его ремонта.

Известен способ оценки эксплуатационного состояния автомобильных дорог на основе сопоставления результатов их обследования за ряд лет и последующего аналитического суждения об изменениях эксплуатационных качеств дорожной конструкции (Корсунский М.Б. Обследование и оценка прочности дорог с нежесткими одеждами. - М.: Автотрансиздат, 1959, с.21).

Недостатком этого способа является общая оценка эксплуатационного состояния автомобильной дороги без ее дифференциации в зависимости от вида деформаций покрытия с учетом их количественных и качественных параметров, в частности колееобразования, что не позволяет объективно судить о причинах деформирования дорожной конструкции в целом и назначении ремонта.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому техническому решению является способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием по величине колейности (характеризуется наличием в поперечном профиле покрытия деформаций в виде впадин и сопряженных с ними выпоров), включающий определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и назначение ремонта покрытия при H12, где H1 - максимальная колейность покрытия, мм; Н2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм (Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. - М.: Росавтодор, 2002, с.11 и 20).

Недостатком этого способа является отсутствие диагностических данных, определяющих причины образования колейности на покрытии, которые необходимы для обоснованного назначения ремонтных работ.

Задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, состоит в установлении причин образования колейности на поверхности конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием для обоснованного проведения ремонтных работ.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием по величине колейности, включающий определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и выявление подлежащих ремонту участков при H1>H2, где H1 - максимальная колейность покрытия, мм; Н2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм, отличающийся тем, что способ дополнительно содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи, образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, учитывающих деформирование материалов нижележащих слоев конструкции дорожной одежды, причем при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, при этом Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, см2; Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2.

Отличительными признаками заявленного способа по отношению к известному (Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах. М.: Росавтодор, 2002, стр.11, 20) является то, что способ дополнительно содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи, образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, причем при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, при этом:

Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, см2;

Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2.

Таким образом, отличительной особенностью предлагаемого способа является использование критерия диагностики причин колееобразования, учитывающего способность покрытия из асфальтобетона к пластическому деформированию под воздействием подвижной нагрузки и высокой положительной температуры воздуха.

Наличие в составе асфальтобетона жидкой фазы в виде разогретого битума в несколько раз снижает его структурную прочность без нарушения сплошности, что в процессе эксплуатации покрытия в результате пластического перемещения дислокации и вакансий, имеющихся в асфальтобетоне, обуславливает объемное деформирование покрытия с изменением его первоначального поперечного профиля с образованием впадин и выпоров.

В этом случае в соответствии с законом сохранения и превращения энергии следует, что площадь поперечного сечения деформированного асфальтобетонного покрытия в объеме впадины колеи без учета деформирования материалов нижележащих слоев дорожной конструкции должна быть близкой к площади поперечного сечения сопряженных со впадиной выпоров колеи, т.е. Sвп/Sвып≈1.

При деформировании нижележащих слоев дорожной одежды площадь поперечного сечения впадины всегда больше площади поперечного сечения сопряженных с ней выпоров, т.е. Sвп/Sвып>1.

По результатам фактических замеров и оценки колейности соотношение Sвп/Sвып, при котором колееобразование связано с объемным деформированием асфальтобетонного покрытия с учетом неоднородности условий его работы, находится в пределах 0,95÷1,1.

На чертеже изображены фрагменты поперечного профиля дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, подвергнутым колееобразованию:

а - в результате деформирования покрытия;

б - в результате деформирования конструкции дорожной одежды в целом;

H1 - максимальная колейность покрытия, мм;

1 - площадь поперечного сечения впадины колеи, Sвп, см2;

2 - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, Sвып, см2;

3 - линия поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия;

4 - асфальтобетонное покрытие;

5 - нижележащий слой конструкции дорожной одежды.

Предлагаемый способ осуществляют в следующей последовательности. По одному из существующих способов оценки геометрических параметров поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, например, при помощи рейки и измерительного щупа с заданным шагом измерения производят определение величины колейности и по результатам обработки полученных данных выявляют подлежащие ремонту участки дорожной одежды, на протяжении которых величина максимальной колейности асфальтобетонного покрытия (H1) превышает предельно допустимые значения (Н2).

Для назначения ремонта деформированных участков покрытия по имеющимся данным измерений строят поперечный профиль деформированной дорожной одежды с нанесением на него линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия (3). Затем с помощью, например, планиметра производят измерение площади поперечного сечения впадины колеи (1) и сопряженных с нею площадей поперечного сечения выпоров колеи (2) и определяют их соотношение.

При Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт асфальтобетонного покрытия (4), при Sвп/Sвып>1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, включая нижележащий слой конструкции дорожной одежды (5).

Похожие патенты RU2311611C9

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2009
  • Болштянский Марк Павлович
  • Болштянский Александр Павлович
  • Мерданов Шахбуба Магомед Керимович
RU2405081C1
СПОСОБ И КОНСТРУКЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ КОЛЕЕЗАЩИЩЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ 2009
  • Бондарев Михаил Павлович
  • Писарев Виталий Владимирович
RU2418128C1
Способ ликвидации колейности на асфальтобетонном покрытии 1991
  • Корюков Валерий Петрович
  • Жайлович Игорь Львович
SU1774971A3
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА С КОМПОЗИЦИОННЫМ ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2022
  • Карпов Борис Николаевич
  • Клековкина Мария Петровна
  • Семенов Дмитрий Анатольевич
RU2790607C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ С ЗААНКЕРИВАНИЕМ СЛОЕВ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ И ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ОСНОВАНИЯ 2015
  • Высоцкий Юрий Нестерович
  • Салтыков Владимир Борисович
RU2600580C1
Георешетка для армирования дорожной одежды 2017
  • Игнатьев Алексей Александрович
  • Курочкина Кристина Андреевна
  • Ронжин Евгений Алексеевич
RU2652411C1
СПОСОБ РЕМОНТА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2012
  • Мерданов Шахбуба Магомедкеримович
  • Иванов Александр Александрович
  • Смолин Николай Иванович
  • Иванов Александр Ананьевич
  • Мерданов Марат Шахбубаевич
  • Райшев Денис Владимирович
RU2506366C2
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ И УКРЕПЛЕНИЯ ДОРОГ 2008
  • Кузнецов Никита Сергеевич
  • Плотников Кирилл Александрович
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Сукмановская Елена Ярославовна
  • Хубашвили Валерий Владимирович
RU2381324C2
СБОРНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1999
  • Костов Коста Коев
  • Петров Петр Радоев
  • Дренски Николай Иванов
  • Иванов Г.П.(Ru)
RU2155838C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2012
  • Смогунов Владимир Васильевич
  • Кузнецов Никита Сергеевич
  • Кочетков Денис Викторович
  • Кочеткова Мария Владимировна
  • Сенькин Виктор Васильевич
RU2493315C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

Изобретение относится к области содержания и ремонта автомобильных дорог и может быть использовано при диагностике колееобразования на дорожном покрытии из асфальтобетона и назначении вида его ремонта. Сущность: способ включает определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и выявление подлежащих ремонту участков при H1>H2, где H1 - максимальная колейность покрытия, H2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм. Дополнительно способ содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи (Sвп) и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи (Sвып), образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, учитывающих деформирование материалов нижележащих слоев конструкции дорожной одежды. При этом при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом. При этом Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2. Предлагаемый способ позволяет установить причины образования колейности на асфальтобетонном покрытии и обоснованно назначить ремонтные работы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 311 611 C9

Способ оценки эксплуатационного состояния дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием по величине колейности, включающий определение на поперечном профиле покрытия максимальной величины перепада между поверхностью впадины колеи и сопряженными с ней поверхностями выпоров колеи, сопоставление полученных значений колейности с предельно допустимыми и выявление подлежащих ремонту участков при H1>H2, где H1 - максимальная колейность покрытия, мм; H2 - предельно допустимая колейность покрытия, мм, отличающийся тем, что способ дополнительно содержит определение величины площади поперечного сечения впадины колеи и величин площадей поперечного сечения сопряженных с ней выпоров колеи, образуемых в поперечном профиле покрытия относительно линии поверхности первоначального положения поперечного профиля асфальтобетонного покрытия, учитывающих деформирование материалов нижележащих слоев конструкции дорожной одежды, причем при Sвп/Sвып=0,95÷1,1 назначают ремонт покрытия, а при Sвп/Sвып>1,1 назначают ремонт конструкции дорожной одежды в целом, при этом Sвп - площадь поперечного сечения впадины колеи, см2; Sвып - площадь поперечного сечения выпоров колеи, сопряженных с впадиной колеи, см2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2311611C9

Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах
- М.: Росавтодор, 2002, с.11, 20
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОФИЛЯ ДОРОГИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Лушников Н.А.
  • Лушников П.А.
RU2201577C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИВИЗНЫ И УКЛОНОВ ПРОФИЛЯ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ В ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В НАПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ И В ПОПЕРЕЧНОМ ЕМУ НАПРАВЛЕНИИ 1996
  • Лушников Н.А.
  • Власов Е.К.
  • Лушников П.А.
  • Тимофеев В.В.
  • Горшков С.Н.
  • Наумова Л.И.
  • Тычинин Г.Г.
RU2114391C1
Устройство для измерения профиля объекта 1990
  • Петров Андрей Николаевич
SU1717951A1
Способ измерения неровностей дорожных покрытий 1988
  • Ступин Сергей Иванович
SU1624085A1

RU 2 311 611 C9

Авторы

Высоцкий Юрий Нестерович

Белоусов Денис Борисович

Даты

2007-11-27Публикация

2006-05-16Подача