ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ РЕГУЛЯТОРОМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ Российский патент 2007 года по МПК H02K16/02 B60K17/00 F16H48/00 

Описание патента на изобретение RU2311714C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и других механизмов, в которых происходит регулирование оборотов выходного вала электродвигателя.

Известны различные пути решения задачи регулирования оборотов ведущего вала электродвигателя переменного тока. Основным способом плавного изменения оборотов является управление частотой питающего переменного тока с использованием преобразователей частоты. Этот способ описан в литературе. Например: Вольдек А.И. Электрические машины. Ленинград, Энергия, 1978, стр.571-572.

Недостатком этого способа является большая стоимость преобразователей, их сложность, низкий КПД, ненадежность и то, что для преобразователей электродвигателей большой мощности пока не создана надежная элементная база.

Задачей изобретения является осуществление автоматического, плавного изменения оборотов выходного вала устройства с изменением передаточного отношения во всем диапазоне скоростей, в зависимости от нагрузки, при оптимальном режиме работы электродвигателя на постоянных оптимальных оборотах и, как результат, достижения оптимальности разгонных характеристик, повышения коэффициента полезного действия, удешевление производства и упрощение управления.

Указанная цель достигается тем, что электродвигатель с электромеханическим регулятором передаточного отношения, согласно изобретению, снабжен планетарным дифференциалом, ведущее водило которого является корпусом ротора электродвигателя и на нем расположены соединенные между собой пары сателлитов, ось которых свободно вращается в водиле, и обкатывающихся по двум центральным колесам, одно из которых является передающим энергию движущемуся элементу, например колесу транспортного средства, а второе - передающим вращение дополнительному ротору, который индуктивно связан со статором, генерирует электрический ток, возвращая электроэнергию в двигатель, а возникающая при этом сила, тормозящая дополнительный ротор через плечо дифференциала, перераспределяет обороты центральных зубчатых колес в плечах дифференциала.

Изобретение поясняется чертежом. Электродвигатель с вертикально расположенной осью вращения и неподвижным статором 1 имеет вращающийся ротор 2 (подключения обмоток не показаны), корпус которого является водилом планетарного дифференциала, на котором расположены пары сателлитов 3 и 4, соединенные между собой, ось которых свободно вращается в корпусе ротора. Сателлит 4 соединен с центральным зубчатым колесом 5, которое свободно вращается на валу 6, но жестко соединено с редуктором 7, 8, который передает движение на ведущий вал 9. Сателлит 3 соединен со вторым центральным колесом 10, жестко связанным с валом 6. При вращении ротора 2 движение будет передаваться на оба центральных колеса, тогда центральное колесо 10 будет вращать вал 6, который будет передавать движение на жестко соединенную с ним шестерню 11 и, через редуктор 12, 13, 14, вращать дополнительный ротор 15, который индуктивно связан со статором 1 и генерирует электрический ток, возвращая энергию в сеть (подключение обмоток на чертеже не показано). Возникающее при этом усилие, через редуктор 14, 13, 12, 11 затормаживает центральное колесо 10, создавая условия для раскручивания центрального зубчатого колеса 5 и, через редуктор 7, 8, вращения ведущего вала 9. Коммутирующее устройство (на схеме не показано), определяющее величину тормозящего усилия, при необходимости может находиться в цепи обмотки второго ротора 15 либо реализовано любым из известных способов, например изменением зазора между статором 1 и ротором 15.

Похожие патенты RU2311714C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ 2007
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2345468C2
ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2016
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2651388C1
ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД 2013
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2527625C1
Электромеханическая трансмиссия для гибридного транспорта 2023
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2806767C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ 2008
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2385433C1
РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ ТРАНСМИССИИ, ЗАВИСЯЩИМ ОТ НАГРУЗКИ НА ВЫХОДНОМ ВАЛУ 2007
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2333405C1
Трансмиссия гибридного транспортного средства 2018
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2688110C1
ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТА 2019
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2730094C1
Трансмиссия для электротранспорта 2022
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2790299C1
ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТА 2021
  • Хадеев Равиль Гафиевич
RU2771932C1

Реферат патента 2007 года ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ РЕГУЛЯТОРОМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и других механизмов, в которых происходит регулирование оборотов выходного вала электродвигателя. Электродвигатель с электромеханическим регулятором передаточного отношения содержит неподвижный статор (1), вращающийся ротор (2), планетарный дифференциал, ведущее водило которого является корпусом электродвигателя и на нем расположены пары сателлитов (3, 4), два центральных колеса (5, 10) и дополнительный ротор (15). Одно центральное колесо (5) передает энергию через вал 9 движущемуся элементу, например колесу транспортного средства, а второе (10) - передает вращение дополнительному ротору (15), который индуктивно связан со статором (1). Дополнительный ротор (15) генерирует электрический ток, возвращая энергию в двигатель. Возникающая при этом сила тормозит дополнительный ротор через плечо дифференциала и перераспределяет обороты центральных зубчатых колес в плечах дифференциала. Такое выполнение устройства позволяет плавно изменять обороты выходного вала с изменением передаточного отношения во всем диапазоне скоростей в зависимости от нагрузки, повысить КПД и упростить управление. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 311 714 C1

Электродвигатель с электромеханическим регулятором передаточного отношения, отличающийся тем, что снабжен планетарным дифференциалом, ведущее водило которого является корпусом ротора электродвигателя и на нем расположены соединенные между собой пары сателлитов, ось которых свободно вращается в водиле, и обкатывающихся по двум центральным колесам, одно из которых является передающим энергию движущемуся элементу, например, колесу транспортного средства, а второе - передающим вращение дополнительному ротору, который индуктивно связан со статором, генерирует электрический ток, возвращая электроэнергию в двигатель, а возникающая при этом сила, тормозящая дополнительный ротор через плечо дифференциала, перераспределяет обороты центральных зубчатых колес в плечах дифференциала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2311714C1

Роторная машина 1990
  • Матюшкин Михаил Михайлович
SU1751407A1
Электродвигатель 1986
  • Завгородний Виктор Дмитриевич
  • Ненека Мирослав Федорович
  • Павлович Наталия Владиславовна
SU1330705A1
Редукторный электродвигатель 1977
  • Куракин Александр Сергеевич
  • Зайчик Виктор Моисеевич
  • Куренков Вячеслав Александрович
  • Самойленко Галина Ивановна
SU649104A1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ 1998
  • Элизов А.Д.
  • Волков Ю.П.
  • Красильников А.А.
  • Самойлов А.Д.
  • Семенов А.Г.
  • Семенов И.М.
  • Даниленко И.Ф.
RU2146623C1
US 2004110592 A, 10.06.2004.

RU 2 311 714 C1

Авторы

Хадеев Равиль Гафиевич

Даты

2007-11-27Публикация

2006-03-06Подача