Изобретение относится к спортивной технике, может быть использовано в роликовых коньках и других индивидуальных спортивно-транспортных средствах для передвижения по дорогам с твердым покрытием.
Известны роликовые коньки [Пат.(19) RU (11) 2033227 (13) C1 (51), 6 А 63 С 17/02, 17/04, 17/14, 17/22 (21), 93007672/12 (22) 08.02.93], содержащие платформу со средствами фиксации ноги, несущую одноколейно установленные передний и задний ролики, механизм передачи однонаправленного движения переднему ролику, выполненный в виде муфты свободного хода, и колодочный тормоз, смонтированный на платформе. Вид и тип муфты свободного хода в описании изобретения не указан.
Известны муфты свободного хода (в литературе встречаются также названия "механизмы свободного хода", "обгонные муфты") [Ряховский О.А., Иванов С.С. Справочник по муфтам, - Л.: Политехника, 1991, - с.213], которые по принципу действия делятся на два основных вида: фрикционные и храповые.
Наибольшее распространение в машиностроении получили фрикционные роликовые муфты свободного хода, состоящие из обоймы, звездочки, роликов и прижимных устройств, благодаря способности работать при высоких скоростях, любом числе включений, малому мертвому ходу, бесшумности.
Вместе с тем фрикционные роликовые муфты свободного хода имеют ряд недостатков, которые затрудняют их использование в качестве механизма передачи однонаправленного движения роликовому колесу. Недостатками являются: отсутствие ремонтопригодности; обязательность строгой соосности звездочки и обоймы; необходимость применять для смазки жидкие масла; значительное сопротивление от сил трения при свободном ходе, которое усиливается при вибрации роликового колеса из-за неровностей на поверхности дороги.
Известен храповой механизм с внутренним зацеплением [Гулиа Н.В., Клоков В.Г., Юрков С.А. Детали машин: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования, - М.: Издательский центр "Академия", 2004, с.114], состоящий из храпового колеса внутреннего зацепления, совмещающего свою функцию с зубчатым колесом внешнего зацепления, втулки с шарнирно закрепленной на ней собачкой, подпружиненной к зубьям храпового колеса пружиной.
Данный механизм выбран в качестве прототипа.
Недостатком данного механизма является неспособность работать при высоких скоростях из-за повышенного износа и шума.
Задачей заявляемого изобретения является создание простой, технологичной конструкции механизма свободного хода к роликовому колесу, размещенного внутри роликового колеса, способного бесшумно работать при высоких скоростях, с малым сопротивлением от сил трения при свободном ходе, независимо от вибрации роликового колеса из-за неровностей на поверхности дороги.
Решение поставленной задачи достигается тем, что механизм свободного хода к роликовому колесу состоит из храпового колеса внутреннего зацепления, которое совмещает свою функцию со ступицей роликового колеса, устанавливается на двух подшипниках, опирающихся на зафиксированный от вращения вал, с шарнирно закрепленной на нем собачкой, имеющий опорную поверхность, ограничивающую поворот собачки. Шарнирной тягой собачка соединена с двумя фрикционными дисками, которые подвижно установлены на втулках, закрепленных на валу, или непосредственно на вал, и под действием пружин, установленных между ними, прижимаются к двум фрикционным дискам, закрепленным в ступице колеса. Центр тяжести собачки, прижатой к опорной поверхности вала, и ось вращения собачки находятся в плоскости, перпендикулярной поверхности дороги.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан разрез А-А фиг.2, при положении деталей, при котором собачка входит в зацепление с храповым колесом, на фиг.2 показан разрез Б-Б фиг.1, на фиг.3 показан разрез В-В фиг.1, на фиг.4 показан разрез Г-Г фиг.2, на фиг.3 показан разрез А-А фиг.2, при положении деталей, при котором собачка выходит из зацепления с храповым колесом.
Роликовое колесо состоит из двух неразъемных частей - ступицы 2 и внешнего слоя 3, который соприкасается с дорогой. Ступица 2 совмещает свою функцию с храповым колесом внутреннего зацепления. В ступицу 2 устанавливаются два фрикционных диска 16 и два радиальных подшипника 8. Подшипники опираются на вал 1, который устанавливается на раму 9, и фиксируется от поворота в ней прорезями, входящими в пазы рамы (см. фиг.4). В поперечном пазу центральной части вала 1 на оси 5 шарнирно установлена собачка 6, а паз имеет опорную поверхность "Д", ограничивающую поворот собачки. Также на вал 1 установлены две втулки 15 и два кольца 12. Набор деталей на валу 1 зажимается между шайбами 10 гайками 11. На втулках 15 подвижно установлены два фрикционных диска 4, которые двумя пружинами 14, расположенными на пальцах 13, прижимаются к двум фрикционным дискам 16. Тяга 7 и пальцы 17, 18 шарнирно соединяют собачку 6 с фрикционными дисками 4 (см. фиг.3).
Механизм работает следующим образом.
При повороте колеса против часовой стрелки движение от колеса через ступицу 2, фрикционные диски 16 и 4, палец 18, тягу 7 и палец 17 передается собачке 6, поворачивая ее против часовой стрелки. При этом собачка 6 войдет в зацепление с зубьями ступицы 2 (см. фиг.1) и остановит ее вместе с колесом. При вращении колеса по часовой стрелке движение от колеса через ступицу 2, фрикционные диски 16 и 4, палец 18, тягу 7 и палец 17 передается собачке 6, поворачивая ее по часовой стрелке. При этом собачка 6 выйдет из зацепления с внутренними зубьями ступицы 2 и прижмется к поверхности "Д" паза на валу 1 (см. фиг.5), не оказывая сопротивления вращению колеса. После этого фрикционные диски 4 остановятся, а фрикционные диски 16 будут продолжать вращаться вместе со ступицей колеса. При этом фрикционные диски 4 и 16 начнут проскальзывать. Пружины 14 подбираются с такими характеристиками, которые обеспечивают минимальный момент трения, необходимый для создания усилия на тяге 7, достаточного для поворота собачки 6, и оказывает незначительное сопротивление вращению колеса, при проскальзывании фрикционных дисков во время свободного хода. Силы инерции, возникающие при вибрации колеса из-за неровностей на поверхности дороги, направлены перпендикулярно поверхности дороги и влияния на момент трения не оказывают. Для исключения поворота собачки под действием на нее данных сил инерции необходимо, чтобы центр тяжести "Е" собачки, прижатой к поверхности "Д" вала, и ось вращения собачки находились в плоскости, перпендикулярной поверхности дороги. Угол β должен быть 90° (см. фиг.5).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Роликовые коньки | 1980 |
|
SU1284573A1 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2318572C2 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ | 1990 |
|
RU2067481C1 |
Механизм свободного хода | 1983 |
|
SU1171616A1 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2301100C2 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2295992C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
РУЧНЫЕ НОЖНИЦЫ | 1996 |
|
RU2105642C1 |
Хлеборезка | 1973 |
|
SU490650A2 |
Переносное устройство для резки | 1989 |
|
SU1690973A1 |
Изобретение относится к спортивной технике и может быть использовано в роликовых коньках и других индивидуальных спортивно-транспортных средствах для передвижения по дорогам с твердым покрытием. Механизм свободного хода к роликовому колесу состоит из храпового колеса внутреннего зацепления, которое совмещает свою функцию со ступицей роликового колеса, устанавливается на двух подшипниках, опирающихся на зафиксированный от вращения вал, с шарнирно закрепленной на нем собачкой и имеющий опорную поверхность, ограничивающую поворот собачки. Шарнирной тягой собачка соединена с двумя фрикционными дисками, которые подвижно установлены на втулках, закрепленных на валу, или непосредственно на вал, и под действием пружин, установленных между ними, прижимаются к двум фрикционным дискам, закрепленным в ступице колеса. Механизм свободного хода, согласно изобретению, прост, технологичен, размещается внутри роликового колеса, способен бесшумно работать при высоких скоростях, с малым сопротивлением от сил трения при свободном ходе и независимо от вибрации роликового колеса из-за неровностей на поверхности дороги. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
ДИФРАКТОР ДЛЯ ДИФРАКЦИИ ЗВУКА | 2014 |
|
RU2660205C2 |
Муфта свободного хода | 1970 |
|
SU369820A1 |
Храповая муфта свободного хода для франкировальной машины | 1980 |
|
SU1012805A3 |
Даты
2007-12-20—Публикация
2005-04-20—Подача