Изобретение относится к области авиационных боеприпасов и, в частности, к противолодочным авиабомбам малого калибра, размещаемых в специальных авиационных контейнерах, разовых бомбовых связках или разовых бомбовых кассетах. Такие бомбы сбрасываются с носителя и поражают заданную цель, находящуюся как в надводном, так и в подводном положении.
Создание авиабомб малого калибра является одним из направлений повышения эффективности противолодочных авиабомб, обладающих поражающим действием боевой части по цели и позволяющих большим количеством таких боеприпасов при равной бомбовой загрузке в бомбоотсеках, разовых бомбовых связках или разовых бомбовых кассетах носителя накрыть большую площадь вероятного нахождения подводной цели (подводной лодки, отдельных пловцов-диверсантов и др.) и, таким образом, увеличить вероятность поражения цели по сравнению с авиабомбами, имеющими индивидуальную подвеску.
Известна авиабомба по патенту Великобритании №1179458 по классу МПК F42B 25/00 (НКИ F3A) - прототип. Авиабомба содержит корпус со стабилизатором, головную и донную части, взрыватель и заряд. В головной части авиабомбы размещено тормозное баллистическое устройство, образованное поперечными гофрированными плоскостями, которые в свою очередь покрыты оболочкой, имеющей ровную внешнюю поверхность. При сбросе авиабомбы с самолета плоскости смещаются и развертываются после отключения средства блокировки.
Недостатком приведенной конструкции является наличие усложняющих конструкцию авиабомбы и увеличивающих ее массу и габариты неотделяемых от головной части при приводнении элементов и узлов, что скажется на движении авиабомбы, как на воздушном, так и на подводном участках траектории, и, в конечном счете, на надежности ее срабатывания, поэтому использовать данную конструкцию в качестве противолодочной авиабомбы не представляется возможным.
Конструкция противолодочной авиабомбы должна обеспечивать безрикошетный вход авиабомбы в воду, снижая при этом действующие на нее осевые перегрузки, которые возникают при приводнении, когда увеличивается угол наклона траектории движения авиабомбы. Вместе с тем, при движении авиабомбы на подводном участке траектории должна обеспечиваться максимально возможная установившаяся скорость ее погружения с целью уменьшения времени подхода авиабомбы до цели.
Задача, решаемая заявленным изобретением, состоит в обеспечении возможности использования авиабомбы в качестве противолодочной, обеспечении надежности работы авиабомбы на всех этапах ее функционирования, повышении общей надежности ее срабатывания.
Технический результат, достигаемый при реализации заявленного изобретения, заключается в обеспечении снижения осевых перегрузок при приводнении и достижении устойчивого движения авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.
Технический результат достигается тем, что противолодочная авиабомба содержит головную часть, корпус со стабилизатором и размещаемую в корпусе авиабомбы боевую часть с зарядом взрывчатого вещества. Передний торец головной части авиабомбы выполнен в виде нескольких остроугольных выступов с увеличивающимся к хвосту авиабомбы диаметром. Выступы расположены перпендикулярно продольной оси авиабомбы. Переходные поверхности выступов выполнены в виде усеченных конусов, обращенных вперед основанием конуса.
В зависимости от калибра авиабомбы выступы могут иметь как постоянный, так и переменный шаг.
Использование перечисленных признаков позволит снизить осевые перегрузки, возникающие при приводнении авиабомбы, обеспечить устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения, а в конечном итоге повысить общую надежность срабатывания авиабомбы.
Ввиду того, что обводы головной части противолодочной авиабомбы определяют характер ее движения на воздушном и подводном участках, к авиабомбе предъявляются следующие основные требования: устойчивость движения, отсутствие рикошета при углах приводнения к горизонту более 20°, снижение осевых перегрузок при входе в воду, максимально возможная установившаяся скорость погружения.
Для снижения осевых перегрузок без существенного роста боковых сил предлагается передний торец головной части авиабомбы выполнять в виде так называемой «елочки», представляющей несколько объединенных между собою остроугольных выступов с увеличивающимся к хвосту авиабомбы диаметром. Выступы расположены перпендикулярно продольной оси авиабомбы и могут иметь постоянный или переменный шаг в зависимости от калибра авиабомбы. Переходные поверхности выступов выполнены в виде усеченных конусов, обращенных вперед основанием конуса. Обтекание головной части предлагаемой формы в процессе погружения авиабомбы для двух характерных случаев (почти вертикальное погружение и погружение с одновременным касанием воды всеми кромками) будет происходить следующим образом. В первом случае (почти вертикального погружения) за каждым выступом последовательно возникают замкнутые каверны, причем струи воды, попадающие на следующий выступ, растекаются по его поверхности. Кромки выступов должны быть остроугольными, чтобы набегающий на каждый из выступов водный поток срывался с выступа, образуя каверну, а не обтекал выступ. Возникающие при этом осевые перегрузки растягиваются на каждом выступе по времени, а не действуют сразу и поэтому уменьшаются. Во втором случае (при одновременном касании воды всеми кромками) каверны остаются незамкнутыми до значительных погружений переднего торца головной части, однако в остальном картина обтекания оказывается сходной с первым случаем. Пространство, свободное от жидкости, используется для построения переходных поверхностей насадка. Переходные поверхности выполняются в виде усеченных конусов, обращенных вперед основанием конуса. Таким образом, удается обеспечивать, с одной стороны, безрикошетный вход в воду противолодочной авиабомбы, так как сохраняется плоский срез на ее переднем торце, и, с другой стороны, снижать осевые перегрузки при входе авиабомбы в воду и обеспечивать устойчивость ее движения на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения.
В отдельных конкретных случаях конструкция противолодочной авиабомбы может быть выполнена с использованием указанного в формуле изобретения зависимого признака.
Так, максимальный диаметр выступов переднего торца головной части авиабомбы может быть равен диаметру полусферы в соответствующем сечении. Это условие придаст дополнительную устойчивость движения авиабомбе на воздушном и подводном участках ее траектории.
Использование перечисленных признаков позволит снизить осевые перегрузки, возникающие при приводнении авиабомбы, обеспечить устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения, а в конечном итоге повысить общую надежность срабатывания авиабомбы.
На чертеже представлен общий вид предлагаемой противолодочной авиабомбы.
Противолодочная авиабомба содержит головную часть 1, корпус 2 со стабилизатором 3 и размещаемую в корпусе 2 боевую часть 4 с зарядом 5 взрывчатого вещества. Передний торец головной части 1 выполнен в виде нескольких остроугольных выступов 6 с увеличивающимся к хвосту авиабомбы диаметром «D». Выступы 6 расположены перпендикулярно продольной оси авиабомбы и могут иметь постоянный или переменный шаг «t» в зависимости от калибра авиабомбы. Переходные поверхности выступов 6 выполнены в виде усеченных конусов 7, обращенных вперед основанием конуса.
Предлагаемая конструкция позволит снизить осевые перегрузки, возникающие при приводнении авиабомбы, обеспечить устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения, а в конечном итоге повысить общую надежность срабатывания авиабомбы.
В отдельных конкретных случаях конструкция противолодочной авиабомбы может быть выполнена с использованием указанного в формуле изобретения зависимого признака.
Так, максимальный диаметр «D» выступов 6 переднего торца головной части 1 авиабомбы может соответствовать диаметру «D1» полусферы (показана пунктирной линией) головной части 1 в соответствующем сечении. Это условие придаст дополнительную устойчивость движения авиабомбе на воздушном и подводном участках ее траектории.
Действие авиабомбы происходит следующим образом.
По команде пилота авиабомба отделяется от носителя, стабилизируется и движется на воздушном участке траектории. При ударе о воду, за счет наличия предлагаемого конструктивного исполнения переднего торца головной части 1 авиабомбы, обеспечиваются безрикошетный вход авиабомбы в воду и снижение осевых перегрузок, действующих на авиабомбу при приводнении, а также устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения. При контакте головной части 1 с корпусом подводной лодки срабатывает взрыватель 8, от которого задействуется заряд 5 боевой части 4, нанося ущерб оборудованию и личному составу подводной лодки.
Предлагаемая конструкция позволит снизить осевые перегрузки, возникающие при приводнении авиабомбы, обеспечить устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения, а в конечном итоге повысить общую надежность срабатывания авиабомбы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2339903C2 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2314482C1 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2004 |
|
RU2277219C1 |
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2005 |
|
RU2284462C1 |
РАЗОВАЯ БОМБОВАЯ КАССЕТА И КАССЕТНЫЙ БОЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ | 2005 |
|
RU2287770C1 |
УЧЕБНАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2004 |
|
RU2277218C1 |
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2005 |
|
RU2301396C1 |
СПОСОБ СБОРКИ И СНАРЯЖЕНИЯ ГЛУБИННОЙ АВИАБОМБЫ | 2007 |
|
RU2348897C2 |
СПОСОБ ЧАСТИЧНОГО ДЕМОНТАЖА ГЛУБИННОЙ АВИАБОМБЫ | 2008 |
|
RU2364825C1 |
АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2006 |
|
RU2324889C2 |
Авиабомба относится к боеприпасам, размещаемым в специальных авиационных контейнерах, разовых бомбовых связках или разовых бомбовых кассетах. Такие бомбы сбрасываются с носителя и поражают заданную цель, находящуюся как в надводном, так и в подводном положении. Авиабомба содержит головную часть, корпус со стабилизатором и размещаемую в корпусе боевую часть с зарядом взрывчатого вещества. Передний торец головной части выполнен в виде нескольких остроугольных выступов с увеличивающимся к хвосту авиабомбы диаметром, расположенных перпендикулярно продольной оси авиабомбы, причем переходные поверхности выступов выполнены в виде усеченных конусов. Снижаются осевые перегрузки, возникающие при приводнении авиабомбы, повышается устойчивость движения авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения, а в конечном итоге повышается общая надежность срабатывания авиабомбы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Способ изготовления волноводного элемента с профилированной внутренней поверхностью | 1983 |
|
SU1179458A1 |
US 4535696 А, 20.08.1985 | |||
US 3017831 А, 23.01.1962 | |||
КАВИТИРУЮЩИЙ СЕРДЕЧНИК ПОДВОДНОГО БОЕПРИПАСА | 2004 |
|
RU2268455C1 |
Авторы
Даты
2007-12-20—Публикация
2006-02-14—Подача