АВИАЦИОННАЯ БОМБА Российский патент 2008 года по МПК F42B25/00 

Описание патента на изобретение RU2324889C2

Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным боеприпасам, преимущественно к бомбам и разовым бомбовым кассетам.

Как известно из патентной и технической литературы, эффективность поражения площадных целей авиационными средствами в значительной мере зависит от удельной эффективности авиационного боеприпаса (отношение полезной массы к общей массе боеприпаса).

При заданных габаритах и массе авиационного боеприпаса повысить полезную массу (массу заряда взрывчатого вещества или массу кассетных боевых элементов) возможно за счет применения:

- материалов с повышенными прочностными характеристиками для изготовления металлоемких деталей и узлов корпуса (увеличивается внутренний объем и масса под полезную нагрузку при сохранении положения центра тяжести и использовании нераскрывающегося стабилизатора);

- стабилизатора с развитыми, раскрывающимися в полете стабилизирующими поверхностями, позволяющими обеспечить устойчивость боеприпаса при автономном полете при смещении положения центра тяжести в сторону хвостовой части (уменьшается масса и увеличивается внутренний объем головной части, что позволяет увеличить полезную нагрузку боеприпаса);

- жесткого нераскрывающегося стабилизатора улучшенной конструкции, позволяющей при сохранении прочностных характеристик значительно (в несколько раз) снизить его массу (при сохранении положения центра тяжести существенно уменьшится масса головной части, что в совокупности с экономией массы самого стабилизатора позволяет значительно увеличить полезную нагрузку боеприпаса).

Известно конструктивное исполнение снаряда малой дальности с настильной траекторией (патент США №4153223 от 08.05.70 г.), скорость которого зависит от сопротивления набегающего воздушного потока. Данный снаряд содержит корпус с головной и кормовой частями, причем на кормовой части установлен стабилизатор, который имеет устройство проточного типа, направляющее набегающий поток воздуха на корму снаряда. Стабилизатор выполнен в виде сквозных каналов переменного сечения, при этом толщина стенки стабилизатора спрофилирована так, что сечение канала, имеющее минимальную площадь, расположено между входным и выходным сечением.

Указанное техническое решение позволяет обеспечить регулирование скорости полета снаряда в зависимости от сопротивления набегающего потока, что достигается значительным усложнением конструкции стабилизатора и снаряда в целом.

Известны авиационные бомбы чилийской фирмы Indastrial Cardoen (Новости машиностроения, №10 (215) - 25 мая 1985 г., стр.8 - прототип).

Авиационные бомбы свободного падения общего назначения Мк81, Мк82 и Мк83 имеют стальной корпус удобообтекаемой формы, взрыватель, расположенный в передней части бомбы или в хвостовом оперении, заряд взрывчатого вещества, размещенный в полости корпуса. Хвостовое оперение авиабомбы низкого сопротивления выполнено в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными в кормовой части перьями.

К недостатку данной конструкции следует отнести низкую удельную эффективность авиабомбы, так как габаритно-массовые и прочностные характеристики хвостового оперения низкого сопротивления не позволяют, при условии обеспечения устойчивой траектории свободного падения авиабомбы, размещение дополнительного заряда взрывчатого вещества в полости цилиндро-конической обоймы.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиационной бомбы.

Технический результат состоит в повышении удельной эффективности авиационной бомбы.

Технический результат достигается тем, что авиационная бомба содержит головную часть с взрывателем, корпус с зарядом взрывчатого вещества и стабилизатор в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными к ней перьями, причем на передней части боковой поверхности каждого пера в зоне корневой хорды выполнены двухсторонние выштамповки треугольного профиля с максимальной глубиной в месте крепления к обойме, ориентированные перпендикулярно продольной оси авиационной бомбы, а на кормовой части боковой поверхности каждого пера выполнены двухсторонние выштамповки сегментного профиля, ориентированные параллельно продольной оси авиационной бомбы, при этом полость цилиндро-конической обоймы разделена перегородкой на две части, в передней из которых размещен дополнительный заряд взрывчатого вещества.

Выполнение перьев стабилизатора с выштамповками различного расположения относительно продольной оси авиабомбы позволяет

- использовать максимальный процент боковой поверхности пера под выштамповки, которые существенно повышают его прочностные характеристики, что приводит к возможности уменьшения толщины пера при сохранении материала и прочностных характеристик;

- увеличить площадь контакта пера с обоймой за счет выштамповок треугольного сечения с максимальной глубиной в месте крепления к обойме, что, в конечном итоге, приводит к повышению прочности соединения «обойма-перо», а следовательно, к возможности снижения габаритно-массовых характеристик стабилизатора;

- увеличить площадь стабилизирующих поверхностей перьев, тем самым улучшить аэродинамические характеристики авиабомбы или сместить центр тяжести авиабомбы в сторону нормы при сохранении аэродинамических характеристик.

Увеличение площадей контакта пера с обоймой и стабилизирующих поверхностей перьев при значительном повышении их прочностных характеристик позволяет снизить массу стабилизатора, а выигрыш в массе использовать для снабжения авиабомбы дополнительным зарядом взрывчатого вещества.

Снабжение передней части цилиндро-конической обоймы дополнительным зарядом взрывчатого вещества при сохранении габаритно-массовых и аэродинамических характеристик авиабомбы позволяет существенно повысить ее удельную эффективность, а следовательно, и эффективность действия авиабомбы.

В авиационной бомбе перья стабилизатора могут быть попарно соединены кольцевыми секторами с внешними отбортовками, при этом в каждом секторе со стороны наружной боковой поверхности могут быть выполнены радиальные зиги.

Соединение перьев стабилизатора попарно секторами с внешними отбортовками позволяет увеличить стабилизирующую поверхность хвостового оперения, тем самым улучшить аэродинамические характеристики авиабомбы или сместить центр масс авиабомбы в сторону нормы при сохранении аэродинамических характеристик. Одновременно повышаются прочностные характеристики стабилизатора.

Выполнение в каждом секторе со стороны наружной боковой поверхности радиальных зигов позволяет уменьшить толщину сектора при сохранении материала и прочностных характеристик или применить для изготовления сектора материал с меньшими плотностью и прочностными характеристиками, при этом в обоих случаях снижаются массовые характеристики стабилизатора и повышается удельная эффективность авиационной бомбы.

На фиг.1 показан общий вид авиационной бомбы.

На фиг.2 - стабилизатор.

На фиг.3 - сечение выштамповок треугольного профиля.

На фиг.4 - сечение выштамповок сегментного профиля.

На фиг.5 - кольцевой сектор.

На фиг.6 - сечение радиальных зигов.

Авиационная бомба состоит из головной части 1, взрывателя 2, корпуса 3 заряда взрывчатого вещества 4, дополнительного заряда взрывчатого вещества 5, перегородки 6, стабилизатора в виде цилиндро-конической обоймы 7, перьев 8, на боковой поверхности которых выполнены выштамповки треугольного профиля 9 и сегментного профиля 10, кольцевого сектора 11 с радиальными зигами 12.

Работа авиационной бомбы происходит следующим образом.

При встрече авиабомбы с преградой срабатывает взрыватель 2, который инициирует заряды взрывчатого вещества 4 и 5. Под действием детонационной волны и продуктов детонации происходит дробление корпуса 3 на осколки и их радиальный разлет.

Работоспособность предлагаемой конструкции авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных и летных условиях.

Реализация предлагаемых технических решений в конструкции авиационной бомбы позволяет повысить ее удельную эффективность, а следовательно, и эффективность действия.

Похожие патенты RU2324889C2

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННЫЙ БОЕПРИПАС 2007
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гришечкин Алексей Алексеевич
RU2355999C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Власов Владимир Федорович
RU2314483C1
ОБЪЕМНО-ДЕТОНИРУЮЩАЯ АВИАБОМБА 2003
  • Кореньков В.В.
  • Терешин А.А.
  • Супрунов Н.А.
  • Гарнов Н.К.
RU2232972C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Мелков Василий Николаевич
RU2324890C1
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА 2008
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Мелков Василий Николаевич
RU2365868C1
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2314482C1
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2004
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2277219C1
ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2005
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Смеликов Владимир Георгиевич
  • Лаврентьев Владимир Петрович
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Кошелев Владимир Иванович
  • Гарнов Николай Константинович
  • Слаев Владимир Кафисович
  • Соловьев Владимир Аркадьевич
RU2284461C1
АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2007
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Артемчук Наталья Александровна
RU2348896C2
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2313062C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 324 889 C2

Реферат патента 2008 года АВИАЦИОННАЯ БОМБА

Изобретение относится к бомбам и разовым бомбовым кассетам. Авиационная бомба содержит головную часть с взрывателем, корпус с зарядом взрывчатого вещества, стабилизатор в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными к ней перьями, на передней части боковой поверхности каждого пера в зоне корневой хорды выполнены двухсторонние выштамповки треугольного профиля с максимальной глубиной в месте крепления к обойме, ориентированные перпендикулярно продольной оси авиационной бомбы, а на кормовой части боковой поверхности каждого пера выполнены двухсторонние выштамповки сегментного профиля, ориентированные параллельно продольной оси авиационной бомбы, при этом полость цилиндро-конической обоймы разделена перегородкой на две части, в передней из которых размещен дополнительный заряд взрывчатого вещества. Позволяет повысить эффективность действия бомбы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 324 889 C2

1. Авиационная бомба, содержащая головную часть с взрывателем, корпус с зарядом взрывчатого вещества, стабилизатор в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными к ней перьями, отличающаяся тем, что на передней части боковой поверхности каждого пера в зоне корневой хорды выполнены двухсторонние выштамповки треугольного профиля с максимальной глубиной в месте его крепления к обойме, ориентированные перпендикулярно продольной оси авиационной бомбы, а на кормовой части боковой поверхности каждого пера выполнены двухсторонние выштамповки сегментного профиля, ориентированные параллельно продольной оси авиационной бомбы, при этом полость цилиндро-конической обоймы разделена перегородкой на две части, в передней из которых размещен дополнительный заряд взрывчатого вещества.2. Авиационная бомба по п.1, отличающаяся тем, что перья стабилизатора попарно соединены кольцевыми секторами с внешними отбортовками, при этом в каждом секторе со стороны наружной боковой поверхности выполнены радиальные зиги.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2324889C2

Новости машиностроения, №10(215) - 1985 г., с.8
US 4153223 А, 08.05.1979
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ 2003
  • Бабушкин Д.П.
  • Бокарев Е.И.
  • Бундин Ю.В.
  • Гуськов Е.И.
  • Даньшин А.П.
  • Жукова Н.В.
  • Кондратьев А.И.
  • Коновалов Е.А.
  • Крупышев А.Н.
  • Лазарев В.Н.
  • Лушин В.Н.
  • Нарейко В.А.
  • Никулин В.Ю.
  • Печенкин М.М.
  • Плещеев Е.С.
  • Рогатовский А.А.
  • Соловей Э.Я.
  • Сологуб В.М.
  • Ткачев В.В.
  • Трубенко Б.И.
  • Финогенов В.С.
  • Фишман Э.Л.
  • Хотяков В.Д.
  • Ченцов Ю.Н.
  • Шахиджанов Е.С.
RU2232973C1

RU 2 324 889 C2

Авторы

Кореньков Владимир Владимирович

Терешин Алексей Андреевич

Супрунов Николай Андреевич

Гарнов Николай Константинович

Власов Владимир Федорович

Даты

2008-05-20Публикация

2006-06-01Подача