Изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным боеприпасам, преимущественно к бомбам и разовым бомбовым кассетам.
Как известно из патентной и технической литературы, эффективность поражения площадных целей авиационными средствами в значительной мере зависит от удельной эффективности авиационного боеприпаса (отношение полезной массы к общей массе боеприпаса).
При заданных габаритах и массе авиационного боеприпаса повысить полезную массу (массу заряда взрывчатого вещества или массу кассетных боевых элементов) возможно за счет применения:
- материалов с повышенными прочностными характеристиками для изготовления металлоемких деталей и узлов корпуса (увеличивается внутренний объем и масса под полезную нагрузку при сохранении положения центра тяжести и использовании нераскрывающегося стабилизатора);
- стабилизатора с развитыми, раскрывающимися в полете стабилизирующими поверхностями, позволяющими обеспечить устойчивость боеприпаса при автономном полете при смещении положения центра тяжести в сторону хвостовой части (уменьшается масса и увеличивается внутренний объем головной части, что позволяет увеличить полезную нагрузку боеприпаса);
- жесткого нераскрывающегося стабилизатора улучшенной конструкции, позволяющей при сохранении прочностных характеристик значительно (в несколько раз) снизить его массу (при сохранении положения центра тяжести существенно уменьшится масса головной части, что в совокупности с экономией массы самого стабилизатора позволяет значительно увеличить полезную нагрузку боеприпаса).
Известно конструктивное исполнение снаряда малой дальности с настильной траекторией (патент США №4153223 от 08.05.70 г.), скорость которого зависит от сопротивления набегающего воздушного потока. Данный снаряд содержит корпус с головной и кормовой частями, причем на кормовой части установлен стабилизатор, который имеет устройство проточного типа, направляющее набегающий поток воздуха на корму снаряда. Стабилизатор выполнен в виде сквозных каналов переменного сечения, при этом толщина стенки стабилизатора спрофилирована так, что сечение канала, имеющее минимальную площадь, расположено между входным и выходным сечением.
Указанное техническое решение позволяет обеспечить регулирование скорости полета снаряда в зависимости от сопротивления набегающего потока, что достигается значительным усложнением конструкции стабилизатора и снаряда в целом.
Известны авиационные бомбы чилийской фирмы Indastrial Cardoen (Новости машиностроения, №10 (215) - 25 мая 1985 г., стр.8 - прототип).
Авиационные бомбы свободного падения общего назначения Мк81, Мк82 и Мк83 имеют стальной корпус удобообтекаемой формы, взрыватель, расположенный в передней части бомбы или в хвостовом оперении, заряд взрывчатого вещества, размещенный в полости корпуса. Хвостовое оперение авиабомбы низкого сопротивления выполнено в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными в кормовой части перьями.
К недостатку данной конструкции следует отнести низкую удельную эффективность авиабомбы, так как габаритно-массовые и прочностные характеристики хвостового оперения низкого сопротивления не позволяют, при условии обеспечения устойчивой траектории свободного падения авиабомбы, размещение дополнительного заряда взрывчатого вещества в полости цилиндро-конической обоймы.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия авиационной бомбы.
Технический результат состоит в повышении удельной эффективности авиационной бомбы.
Технический результат достигается тем, что авиационная бомба содержит головную часть с взрывателем, корпус с зарядом взрывчатого вещества и стабилизатор в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными к ней перьями, причем на передней части боковой поверхности каждого пера в зоне корневой хорды выполнены двухсторонние выштамповки треугольного профиля с максимальной глубиной в месте крепления к обойме, ориентированные перпендикулярно продольной оси авиационной бомбы, а на кормовой части боковой поверхности каждого пера выполнены двухсторонние выштамповки сегментного профиля, ориентированные параллельно продольной оси авиационной бомбы, при этом полость цилиндро-конической обоймы разделена перегородкой на две части, в передней из которых размещен дополнительный заряд взрывчатого вещества.
Выполнение перьев стабилизатора с выштамповками различного расположения относительно продольной оси авиабомбы позволяет
- использовать максимальный процент боковой поверхности пера под выштамповки, которые существенно повышают его прочностные характеристики, что приводит к возможности уменьшения толщины пера при сохранении материала и прочностных характеристик;
- увеличить площадь контакта пера с обоймой за счет выштамповок треугольного сечения с максимальной глубиной в месте крепления к обойме, что, в конечном итоге, приводит к повышению прочности соединения «обойма-перо», а следовательно, к возможности снижения габаритно-массовых характеристик стабилизатора;
- увеличить площадь стабилизирующих поверхностей перьев, тем самым улучшить аэродинамические характеристики авиабомбы или сместить центр тяжести авиабомбы в сторону нормы при сохранении аэродинамических характеристик.
Увеличение площадей контакта пера с обоймой и стабилизирующих поверхностей перьев при значительном повышении их прочностных характеристик позволяет снизить массу стабилизатора, а выигрыш в массе использовать для снабжения авиабомбы дополнительным зарядом взрывчатого вещества.
Снабжение передней части цилиндро-конической обоймы дополнительным зарядом взрывчатого вещества при сохранении габаритно-массовых и аэродинамических характеристик авиабомбы позволяет существенно повысить ее удельную эффективность, а следовательно, и эффективность действия авиабомбы.
В авиационной бомбе перья стабилизатора могут быть попарно соединены кольцевыми секторами с внешними отбортовками, при этом в каждом секторе со стороны наружной боковой поверхности могут быть выполнены радиальные зиги.
Соединение перьев стабилизатора попарно секторами с внешними отбортовками позволяет увеличить стабилизирующую поверхность хвостового оперения, тем самым улучшить аэродинамические характеристики авиабомбы или сместить центр масс авиабомбы в сторону нормы при сохранении аэродинамических характеристик. Одновременно повышаются прочностные характеристики стабилизатора.
Выполнение в каждом секторе со стороны наружной боковой поверхности радиальных зигов позволяет уменьшить толщину сектора при сохранении материала и прочностных характеристик или применить для изготовления сектора материал с меньшими плотностью и прочностными характеристиками, при этом в обоих случаях снижаются массовые характеристики стабилизатора и повышается удельная эффективность авиационной бомбы.
На фиг.1 показан общий вид авиационной бомбы.
На фиг.2 - стабилизатор.
На фиг.3 - сечение выштамповок треугольного профиля.
На фиг.4 - сечение выштамповок сегментного профиля.
На фиг.5 - кольцевой сектор.
На фиг.6 - сечение радиальных зигов.
Авиационная бомба состоит из головной части 1, взрывателя 2, корпуса 3 заряда взрывчатого вещества 4, дополнительного заряда взрывчатого вещества 5, перегородки 6, стабилизатора в виде цилиндро-конической обоймы 7, перьев 8, на боковой поверхности которых выполнены выштамповки треугольного профиля 9 и сегментного профиля 10, кольцевого сектора 11 с радиальными зигами 12.
Работа авиационной бомбы происходит следующим образом.
При встрече авиабомбы с преградой срабатывает взрыватель 2, который инициирует заряды взрывчатого вещества 4 и 5. Под действием детонационной волны и продуктов детонации происходит дробление корпуса 3 на осколки и их радиальный разлет.
Работоспособность предлагаемой конструкции авиабомбы подтверждена расчетами и экспериментальными проверками в наземных и летных условиях.
Реализация предлагаемых технических решений в конструкции авиационной бомбы позволяет повысить ее удельную эффективность, а следовательно, и эффективность действия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННЫЙ БОЕПРИПАС | 2007 |
|
RU2355999C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2006 |
|
RU2314483C1 |
ОБЪЕМНО-ДЕТОНИРУЮЩАЯ АВИАБОМБА | 2003 |
|
RU2232972C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2324890C1 |
ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНАЯ АВИАБОМБА | 2008 |
|
RU2365868C1 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2314482C1 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2004 |
|
RU2277219C1 |
ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2005 |
|
RU2284461C1 |
АВИАЦИОННАЯ БОМБА | 2007 |
|
RU2348896C2 |
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА | 2006 |
|
RU2313062C1 |
Изобретение относится к бомбам и разовым бомбовым кассетам. Авиационная бомба содержит головную часть с взрывателем, корпус с зарядом взрывчатого вещества, стабилизатор в виде цилиндро-конической обоймы с приваренными к ней перьями, на передней части боковой поверхности каждого пера в зоне корневой хорды выполнены двухсторонние выштамповки треугольного профиля с максимальной глубиной в месте крепления к обойме, ориентированные перпендикулярно продольной оси авиационной бомбы, а на кормовой части боковой поверхности каждого пера выполнены двухсторонние выштамповки сегментного профиля, ориентированные параллельно продольной оси авиационной бомбы, при этом полость цилиндро-конической обоймы разделена перегородкой на две части, в передней из которых размещен дополнительный заряд взрывчатого вещества. Позволяет повысить эффективность действия бомбы. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Новости машиностроения, №10(215) - 1985 г., с.8 | |||
US 4153223 А, 08.05.1979 | |||
АВИАЦИОННАЯ БОМБА, СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ ПО КРЕНУ | 2003 |
|
RU2232973C1 |
Авторы
Даты
2008-05-20—Публикация
2006-06-01—Подача