ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА Российский патент 2008 года по МПК F42B25/00 

Описание патента на изобретение RU2339903C2

Предлагаемое изобретение относится к области авиационных боеприпасов, и в частности к противолодочным авиабомбам, имеющим индивидуальную подвеску.

Такие бомбы сбрасываются с носителя и поражают заданную цель, находящуюся как в надводном, так и в подводном положении.

Известна предназначенная для сброса с самолета авиабомба по патенту Великобритании №1179458 по классу МПК F42B 25/00 (НКИ F3A). Авиабомба содержит корпус со стабилизатором, головную и донную части и заряд взрывчатого вещества. В головной части авиабомбы размещено тормозное баллистическое устройство, образованное поперечными гофрированными плоскостями, которые, в свою очередь, покрыты оболочкой, имеющей ровную внешнюю поверхность. При сбросе авиабомбы с самолета плоскости смещаются и развертываются после отключения средства блокировки.

Недостатком приведенной конструкции аналога является наличие усложняющих конструкцию бомбы и увеличивающих ее массу и габариты неотделяемых от головной части при приводнении элементов и узлов, что скажется на движении авиабомбы как на воздушной, так и на подводной траекториях движения и в конечном счете на надежности ее срабатывания, поэтому использовать данную конструкцию в качестве противолодочной авиабомбы не представляется возможным.

Конструкция противолодочной авиабомбы должна, с одной стороны, увеличивать характеристическое время падения бомбы на воздушной траектории и снижать ее скорость приводнения, а, с другой стороны, после приводнения бомбы увеличивать установившуюся скорость погружения авиабомбы на подводной траектории. За счет снижения скорости приводнения бомбы должна быть уменьшена сила ее удара о воду, влияющая на работоспособность головного взрывателя при действующих на него перегрузках, а за счет увеличения установившейся скорости погружения авиабомбы на подводной траектории должно быть обеспечено уменьшение времени движения бомбы до цели.

Известна противолодочная авиабомба по патенту РФ №2277219 от 18.11.2004 г. - прототип. Авиабомба содержит корпус со стабилизатором, головную и донную части, взрывательное устройство, заряд и баллистическое устройство. Баллистическое устройство выполнено в виде головного кольца, состоящего из двух скрепленных между собой разъемных трубчатых полуколец, и хвостового кольцевого диска, закрепленного на торце стабилизатора бомбы шарнирными резьбовыми соединениями, имеющими срезаемую ось. Головное кольцо способствует уменьшению аэродинамического давления, действующего на головную часть авиабомбы при ее движении на воздушной траектории. После приводнения головное кольцо и хвостовой диск отбрасываются от погружаемой части авиабомбы, уменьшая тем самым коэффициент лобового сопротивления и увеличивая скорость погружения авиабомбы на подводной траектории.

Однако при всех преимуществах указанного в прототипе конструктивного решения наличие в составе авиабомбы элементов и узлов баллистического устройства усложняет конструкцию авиабомбы, увеличивает ее массу и габариты.

Задачей заявленного изобретения является упрощение конструкции и технологии изготовления авиабомбы при достижении надежности работы авиабомбы на всех этапах ее функционирования.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в упрощении конструкции авиабомбы за счет уменьшения количества дополнительных узлов баллистического устройства в головной и хвостовой частях авиабомбы, обеспечивающих устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, как было предусмотрено конструкцией прототипа, при этом обеспечивается как снижение перегрузок при приводнении авиабомбы, так и устойчивое ее движение на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.

Технический результат достигается тем, что противолодочная авиабомба содержит головную часть, корпус со стабилизатором и размещаемую в корпусе авиабомбы боевую часть с зарядом взрывчатого вещества. В головной части авиабомбы на расстоянии 0,04-0,05 от общей длины авиабомбы выполнена кольцевая проточка, имеющая в сечении прямоугольный профиль.

Применение в головной части авиабомбы на расстоянии 0,04-0,05 от общей длины авиабомбы кольцевой проточки, имеющей прямоугольный профиль, резко уменьшает (см. фиг.2) величину давления в головной части авиабомбы, что, с одной стороны, способствует перераспределению давления вдоль корпуса авиабомбы, смещая центр давления (ц. д.) от центра тяжести (ц. т.) ближе к хвостовой части, увеличивает запас устойчивости авиабомбы на воздушном участке траектории и снижает перегрузки при ее приводнении, и, с другой стороны, обеспечивает устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью. Если прямоугольная кольцевая проточка располагается на расстоянии от головного среза авиабомбы, меньшем 0,04 от общей длины авиабомбы, встречный поток не сможет полностью затекать в канавку и образовывать достаточного завихрения для получения необходимой устойчивости авиабомбы на воздушном и подводном участках ее траектории, так как в этом случае будет мешать передний торец авиабомбы. Если прямоугольная кольцевая проточка располагается на расстоянии от головного среза авиабомбы, большем 0,05 от общей длины авиабомбы, не достигается общая эффективность применения канавки, что в достаточной мере не обеспечивает необходимое уменьшение нагрузок при приводнении авиабомбы, а также необходимую устойчивость авиабомбы на начальном участке воздушной и подводной траектории. Применение прямоугольного профиля кольцевой проточки необходимо с целью обеспечения полного затекания в канавку встречного потока и образования достаточного завихрения для получения необходимой устойчивости авиабомбы на воздушном и подводном участках ее траектории.

В отличие от прототипа предлагаемое конструктивное решение позволит значительно упростить конструкцию авиабомбы и технологию ее изготовления, снизить ее массу и габариты за счет уменьшения количества дополнительных узлов баллистического устройства в головной и хвостовой частях авиабомбы, обеспечивающих устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, как было предусмотрено конструкцией прототипа. При этом обеспечиваются устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, необходимое снижение перегрузок при ее приводнении, устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.

Как показали проведенные аэродинамические испытания на моделях, вариант модели авиабомбы с предлагаемой кольцевой проточкой в головной части авиабомбы, расположенной на расстоянии 0,04-0,05 от общей длины авиабомбы и имеющей в сечении прямоугольный профиль, устойчив во всем заданном диапазоне чисел Маха (М).

В отдельных конкретных случаях конструкция противолодочной авиабомбы может быть выполнена с использованием указанного в формуле изобретения зависимого признака.

Так, кольцевая проточка в сечении может иметь ширину прямоугольного профиля 0,5-0,6% от общей длины авиабомбы, глубину 2,0-2,5 от ширины проточки. Приведенные соотношения могут быть оптимальны с точки зрения распределения давления по длине авиабомбы на воздушном участке ее движения, могут способствовать перемещению центра давления в сторону хвостового оперения авиабомбы и увеличению запаса устойчивости. На подводном участке движения проточка с приведенными размерами практически не вызывает дополнительного сопротивления и, следовательно, не уменьшает установившейся скорости погружения авиабомбы.

Следует также отметить, что применение указанной кольцевой проточки в головной части авиабомбы, независимо от приведенных в зависимом признаке соотношений, может придавать рассматриваемой авиабомбе дополнительную устойчивость и способствовать получению ею установившейся скорости погружения. Однако применение экспериментально полученных вышеуказанных соотношений может способствовать получению авиабомбой максимального эффекта.

Таким образом, использование предлагаемого в заявке конструктивного решения позволит значительно упростить конструкцию авиабомбы и технологию ее изготовления, снизить ее массу и габариты за счет уменьшения количества дополнительных узлов баллистического устройства в головной и хвостовой частях авиабомбы, обеспечивающих устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, как было предусмотрено конструкцией прототипа. При этом обеспечиваются устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, необходимое снижение перегрузок при ее приводнении, устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.

На фиг.1 представлен общий вид предлагаемой противолодочной авиабомбы, на фиг.2 - эпюры распределения давления для авиабомб с кольцевой проточкой (а) и без проточки (б) при числе М, равном 0,7, и угле атаки α, равном 0.

Противолодочная авиабомба (см. фиг.1) содержит головную часть 1, корпус 2 со стабилизатором 3 и размещаемую в корпусе 2 боевую часть 4 с зарядом 5 взрывчатого вещества. В головной части 1 авиабомбы на расстоянии 0,04-0,05 от общей длины авиабомбы выполнена кольцевая проточка 6, имеющая в сечении прямоугольный профиль. К заряду 5 примыкает взрывательное устройство, состоящее из головного и донного взрывателей 7.

Применение указанной кольцевой проточки 6 в головной части авиабомбы резко уменьшило (см. фиг.2) величину давления в головной части авиабомбы, что, с одной стороны, способствует перераспределению давления вдоль корпуса авиабомбы, смещая центр давления (ц. д.) от центра тяжести (ц. т.) ближе к хвостовой части, увеличивая запас устойчивости авиабомбы на воздушном участке траектории и снижая перегрузки при ее приводнении, и, с другой стороны, обеспечивает устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.

В отличие от прототипа предлагаемое конструктивное решение позволит значительно упростить конструкцию авиабомбы и технологию ее изготовления, снизить ее массу и габариты за счет уменьшения количества дополнительных узлов баллистического устройства в головной и хвостовой частях авиабомбы, обеспечивающих устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, как было предусмотрено конструкцией прототипа. При этом обеспечиваются устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, необходимое снижение перегрузок при ее приводнении, устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.

В отдельных конкретных случаях конструкция противолодочной авиабомбы может быть выполнена с использованием указанного в формуле изобретения зависимого признака.

Так, кольцевая проточка в сечении может иметь ширину прямоугольного профиля « t », равную (0,5-0,6)% от общей длины « L » авиабомбы, глубину « h », равную (2,0-2,5) от ширины t, проточки. Приведенные соотношения могут быть оптимальны с точки зрения распределения давления по длине авиабомбы на воздушном участке ее движения, могут способствовать (см. фиг.2) перемещению центра давления « е » от центра тяжести (ц. т.) в сторону хвостового оперения авиабомбы и увеличению запаса устойчивости. На подводном участке движения проточка с приведенными соотношениями практически не вызывает дополнительного сопротивления и, следовательно, не уменьшает установившейся скорости погружения авиабомбы, позволяя последней двигаться с максимально возможной скоростью.

Действие авиабомбы происходит следующим образом. По команде пилота авиабомба отделяется от носителя, стабилизируется и устойчиво движется на воздушном участке траектории. При ударе о воду, за счет наличия кольцевой проточки 6 в головной части 1 авиабомбы, обеспечивается необходимое снижение перегрузок, действующих на авиабомбу при приводнении, и далее авиабомба устойчиво движется на подводном участке траектории с максимально возможной установившейся скоростью погружения. При контакте головной части 1 с корпусом подводной лодки или при прохождении авиабомбы около подводной лодки в зоне реагирования взрывателя срабатывают соответственно донный или головной взрыватели 7 взрывательного устройства, от которых задействуется заряд 5 боевой части 4, нанося ущерб оборудованию и личному составу подводной лодки.

Таким образом, предлагаемое конструктивное решение позволит значительно упростить конструкцию авиабомбы и технологию ее изготовления, снизить ее массу и габариты за счет уменьшения количества дополнительных узлов баллистического устройства в головной и хвостовой частях авиабомбы, обеспечивающих устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, как было предусмотрено конструкцией прототипа. При этом обеспечиваются устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, необходимое снижение перегрузок при ее приводнении, устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью.

Похожие патенты RU2339903C2

название год авторы номер документа
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2313062C1
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2004
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2277219C1
УЧЕБНАЯ ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2004
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2277218C1
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2314482C1
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ 2005
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Волжин Кирилл Владимирович
  • Шелехов Виктор Степанович
RU2284462C1
ГЛУБИННАЯ АВИАБОМБА ДЛЯ СИСТЕМ ПОИСКА ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ 2005
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2301396C1
ОРИЕНТИРНАЯ МОРСКАЯ АВИАБОМБА 1999
  • Волжин К.В.
  • Слаев В.К.
  • Терешин А.А.
  • Шелехов В.С.
RU2148781C1
ПОДЛЕДНЫЙ КОРРЕКТИРУЕМЫЙ СНАРЯД 2018
  • Новиков Александр Владимирович
  • Форостяный Андрей Анатольевич
  • Игнасюк Олег Валерьевич
RU2707233C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАВЕДЕНИЯ НА ПОДВОДНУЮ ЦЕЛЬ КОРРЕКТИРУЕМОГО ГРАВИТАЦИОННОГО СНАРЯДА ПРОТИВОЛОДОЧНОЙ БОМБЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Бабич Геннадий Анатольевич
  • Бочкова Ирина Владимировна
  • Егорова Нина Михайловна
  • Ермаков Сергей Алексеевич
  • Коваленко Сергей Степанович
  • Костылев Виталий Кузьмич
  • Крылов Игорь Владимирович
  • Попов Виктор Александрович
  • Починский Валентин Николаевич
  • Селищев Анатолий Алексеевич
RU2289783C1
АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2006
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Гарнов Николай Константинович
  • Власов Владимир Федорович
RU2324889C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 339 903 C2

Реферат патента 2008 года ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА

Изобретение относится к противолодочным авиабомбам. Авиабомба содержит головную часть, корпус со стабилизатором и размещаемую в корпусе боевую часть с зарядом взрывчатого вещества. В головной части авиабомбы выполнена кольцевая проточка. Обеспечивается устойчивое движение авиабомбы на воздушном участке траектории, снижение перегрузок при ее приводнении, устойчивое движение авиабомбы на подводном участке траектории с максимально возможной скоростью. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 339 903 C2

1. Противолодочная авиабомба, содержащая головную часть, корпус со стабилизатором и размещаемую в корпусе боевую часть с зарядом взрывчатого вещества, отличающаяся тем, что в головной части авиабомбы на расстоянии от головного среза, составляющем 0,04...0,05 от общей длины авиабомбы, выполнена кольцевая проточка, имеющая в сечении прямоугольный профиль.2. Авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что кольцевая проточка выполнена шириной, составляющей 0,5...0,6% от общей длины авиабомбы, и глубиной, составляющей 2,0...2,5 от ширины проточки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2339903C2

ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ АВИАБОМБА 2004
  • Кореньков Владимир Владимирович
  • Терешин Алексей Андреевич
  • Супрунов Николай Андреевич
  • Шелехов Виктор Степанович
  • Волжин Кирилл Владимирович
RU2277219C1
US 3434417 А, 03.04.1967
Установка для электроконтактного нагрева протяжных изделий 1977
  • Кулеша Вадим Анатольевич
  • Голомазов Виктор Андреевич
  • Гельфанд Илья Маркович
  • Сычева Алевтина Васильевна
  • Лактионов Владимир Михайлович
  • Мельников Николай Яковлевич
SU730829A1

RU 2 339 903 C2

Авторы

Кореньков Владимир Владимирович

Терешин Алексей Андреевич

Шелехов Виктор Степанович

Волжин Кирилл Владимирович

Даты

2008-11-27Публикация

2006-09-21Подача