Изобретение относится к медицине и нейропсихологии, в частности к компьютерным технологиям диагностики мелкой моторики руки и связанных с ней нейропсихологических особенностей человека.
Изобретение может быть использовано для диагностики готовности ребенка к школе, для оценки эффективности коррекционно-развивающих программ, для контроля динамики состояния больных, например в период реабилитации после травм и инсультов, для исследований в области нейропсихологии, в частности при изучении латеральных предпочтений, синдромов отклоняющегося развития (логопедических затруднений и др.).
Известно, что развитие моторики руки у человека напрямую связано с развитием межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия и, как следствие, с развитием речи, памяти, внимания и других когнитивных функций.
Анализ уровня техники показывает, что отдельные элементы диагностики мелкой моторики руки входят в качестве составной части способов оценки и контроля особенностей нейропсихологического состояния человека. Объем информации о состоянии мелкой моторики руки, получаемый при проведении таких исследований, определяемый конкретной задачей и методическими подходами к его осуществлению, как правило ограничен.
Диагностика мелкой моторики руки основана на сборе и анализе фактов, отражающих уровень развития различных аспектов мануальной деятельности [Борисова Е.М. «Современные тенденции развития психо диагностики. Прикладная психология». 1997, №1, с.65, 67; Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование». СПб.: Питер, 2001, с.688 и др.]. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д. - испытуемый выполняет движения рукой, которые оценивает сам экспериментатор, фиксируя показатели выполнения заданий в опросных листах. Оценки параметров (неровность линий, скорость проведения линий и т.п.) носят субъективный качественный характер и дают адекватный результат только при наличии значительного опыта у использующего их специалиста.
Применение компьютерных технологий позволяет снизить роль субъективного фактора. Известен способ диагностики нервно-психического развития детей, включающий в качестве составной части тестирование мелкой моторики руки с использованием диагностического материала (игрушки, карандаши, пластилин, ножницы), оценку качества выполнения тестов по семибальной шкале и последующую компьютерную обработку результатов тестирования с использованием программы, позволяющей определять состояние испытуемого на основе количественных оценок [Патент РФ 2171625 на изобретение «Способ диагностики отклонений нервно-психического развития детей»]. Недостатком способа является субъективность на этапе тестирования и выставления экспериментатором балльной оценки качества выполнения тестов.
Компьютерный унимануальный вариант теппинг-теста для определения скоростных характеристик двигательного аппарата и устойчивости моторных функций с целью оценки ряда нейропсихологических параметров (сила/слабость нервной системы, тип моторной асимметрии мозга), выбранный за прототип, также содержит элементы тестирования двигательных функций руки [Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. «Нейропсихология индивидуальных различий». Российское педагогическое агентство. - М., 1997, с.283]. Испытуемый поочередно каждой рукой совершает серийные движения - нажатия на клавишу «Пробел» сначала в удобном для себя, а потом в максимально быстром темпе. При этом регистрируют частоту (скорость) движений, равномерность, ритмичность движений, изменение этих показателей за установленные интервалы времени, «эффект ускорения», т.е. отношение частоты движений в ускоренном режиме к частоте движений в оптимальном режиме. Путем компьютерной обработки результатов на основе однофакторного дисперсионного анализа определяют скоростные характеристики двигательного аппарата и устойчивость моторных функций и на этой основе оценивают нейропсихологические параметры: силу/слабость нервной системы и тип моторной асимметрии мозга (правшество/левшество). Однако, теппинг-тест не позволяет получить комплексную информацию о движении пальцев, поскольку основное движение, совершаемое испытуемым, это движение кисти. Остаются не выявленными особенности, связанные с взаимодействием полушарий головного мозга, которые проявляются при одновременных движениях обеих рук, а также такие важные факторы мелкой моторики, как наличие синкинезий и ригидных зажимов. Теппинг-тест, давая информацию о латеральных предпочтениях, не позволяет уловить особенности мелкой моторики рук, свидетельствующие о неявных, промежуточных типах латеральных предпочтений (фактор левшества), требующих особенно внимательного подхода к организации занятий и развитию детей с такими особенностями.
Задачей настоящего изобретения является повышение информативности результатов диагностики мелкой моторики руки на основе объективных количественных оценок диагностических параметров, характеризующих различные аспекты двигательной активности пальцев.
Сущность предлагаемого способа диагностики мелкой моторики руки, включающего выполнение рукой нажатий на компьютерном терминале, способном регистрировать нажатия пальцев, в частности на стандартной клавиатуре персонального компьютера, с последующей компьютерной обработкой характеристик двигательной активности состоит в том, что нажатия производят при выполнении серии субтестов, включающих нажатия пальцами каждой руки отдельно, пальцами обеих рук одновременно в обычном и перекрещенном положениях. Нажатия пальцев автоматически регистрируют в памяти компьютера в форме количественных характеристик двигательной активности, включающих время выполнения каждого нажатия и его длительность, а последующую компьютерную обработку характеристик двигательной активности проводят с помощью программы, представляющей результаты в форме числовых значений диагностических параметров состояния мелкой моторики руки или в графическом виде. Диагностическое заключение делают по результатам сравнения полученных числовых значений диагностических параметров состояния мелкой моторики руки со значениями, соответствующими норме или разным степеням отклонения от нормы.
Повышение информативности способа диагностики мелкой моторики руки обеспечивается специальным выбором субтестов, используемых для тестирования. Набор субтестов выбран таким образом, чтобы в максимальной степени отразить функциональное состояние моторных зон коры головного мозга. Выполнение субтестов каждой рукой отдельно дает информацию о состоянии моторных зон коры правого и левого полушарий, а выполнение субтестов обеими руками одновременно, расположенными в обычном и перекрещенном положениях, позволяет выявить межполушарные взаимодействия, в частности - функциональное состояние мозолистого тела головного мозга. Таким образом, набор субтестов, используемых в осуществлении предлагаемого способа, комплексно отражает функциональное состояние моторной зоны коры головного мозга и межполушарных связей.
В процессе тестирования испытуемый в течение заранее заданного времени в произвольном порядке нажимает на клавиши, при этом компьютерная программа автоматически фиксирует объективные количественные характеристики движения пальцев и кистей рук испытуемого, по которым затем рассчитывает значения показателей двигательной активности пальцев и кистей, а на их основе - количественные оценки диагностических параметров состояния мелкой моторики руки, которые представляет в числовом и/или графическом виде.
Программа рассчитывает следующие диагностические параметры состояния мелкой моторики руки:
1. Вовлеченность пальцев (If), характеризующая участие в двигательной активности кисти руки всех пальцев.
2. Ригидность (R), отражающая функциональное состояние скелетных мышц и характеризующая состояние их тонуса и сопротивляемость деформирующим усилиям (ригидные зажимы).
3. Количество синкинезий (S), - непроизвольных движений пальцев. Синкинезии являются признаком недостаточной дифференцированности движений, когда при выполнении требуемого движения включаются ненужные для него мышцы.
Наличие и количество синкинезий и ригидных мышечных зажимов могут служить патологическими знаками «подкоркового» происхождения, указывающими на нарушение развитие ребенка и в первую очередь его речевой деятельности.
4. Вовлеченность рук (Ih), характеризующая участие в двигательной активности каждой руки и указывающая на явные или скрытые латеральные предпочтения.
Дополнительно программа рассчитывает параметр «переключение», характеризующий уровень развития мелких мышц кисти руки и скоординированность движений пальцев. Этот параметр программа представляет в графической форме в виде ритм-диаграмм и матриц переключений.
Результаты диагностики предъявляются в виде таблиц, содержащих численные значения параметров 1-4, и/или в форме диаграмм, наглядно иллюстрирующих отдельные аспекты мелкой моторики и связанные с ними нейропсихологические особенности испытуемых.
Сравнение полученных величин со значениями, соответствующими возрастной норме или различным степеням отклонения от нормы, позволяет объективно оценить состояние мелкой моторики испытуемых и дает экспериментатору объективную комплексную информацию для оценки их нейропсихологического состояния и особенностей (например, латеральных предпочтений, явных или скрытых), а также для выявления предрасположенности к развитию тех или иных отклонений (например, речевых затруднений), требующих профилактических или лечебных мероприятий или индивидуальной программы коррекции.
Способ может быть использован для тестирования взрослых и детей в возрасте от четырех лет для диагностики развитости мелкой моторики или контроля динамики изменений мелкой моторики в процессе восстановления после травмы или заболевания, а также для оценки эффективности коррекционных программ.
Способ реализуют под управлением программного обеспечения, совместимого с операционными системами DOS и Windows (начиная с версии 3.1). Возможен быстрый перенос программы под операционные системы семейства UNIX.
Способ осуществляют следующим образом. Испытуемому помогают принять комфортное положение так, чтобы клавиатура тестирующего устройства находилась на уровне локтевого сгиба на горизонтальной поверхности без наклона, руки свободно лежали на столешнице, а ноги касались опоры. Комфортная поза испытуемого во время тестирования является важным условием, поскольку позволяет адекватно определить количественные характеристики движения пальцев и кистей рук, не искаженные возможными напряжениями, связанными с неудобным положением рук или туловища.
Испытуемому предлагают положить руки свободно на клавиатуру и выбрать такое расположение пальцев на клавишах, при котором его руки наиболее расслаблены (возможен также выбор из ряда предложенных вариантов), причем каждому пальцу должна соответствовать отдельная клавиша. Выбранный алгоритм расположения пальцев вводят в программу, присваивая каждому пальцу номер (i), который сохраняют неизменным во всех субтестах. Пальцы нумеруют от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и кончая мизинцем правой (мизинец левой руки - 1, безымянный палец левой руки - 2... большой палец левой руки - 5, большой палец правой руки - 6... и т.д.). Перед началом тестирования в компьютер вводят личные данные испытуемого и продолжительность теста (от 30 секунд в зависимости от возраста и состояния испытуемого), после чего испытуемый, расположив пальцы в соответствии с выбранным алгоритмом, в произвольном порядке нажимает на выбранные клавиши в течение заданного времени тестирования. Испытуемый поочередно выполняет все субтесты - каждой рукой отдельно, двумя руками одновременно - при обычном и перекрещенном положениях. Последовательность выполнения тестов определяет сам испытуемый, а экспериментатор может зафиксировать вспомогательную информацию - очередность выполнения субтестов, относительное расположение рук при перекрещенном положении, изменение позы испытуемого во время выполнения заданий, наличие статических и динамических синкинезий, вербальное сопровождение и пр.
Компьютерная программа, используемая в осуществлении заявляемого способа, для каждого субтеста создает текстовый файл, в котором, наряду с личными данными испытуемого и установленной продолжительностью выполнения субтеста, фиксирует объективные количественные характеристики совершаемых испытуемым движений - построчно в хронологическом порядке фиксирует номер пальца i, время нажатия i-м пальцем, отсчитанное от начала тестирования, и длительность нажатия.
С целью повышения достоверности диагностики перед началом обработки результатов программа «отбраковывает» результаты выполнения субтестов, в которых «коэффициент ошибки», определяемый как отношение числа ошибочно нажатых клавиш к общему числу нажатий, превышает допустимый возрастной порог. Ошибочными считаются нажатия, не соответствующие установленному перед началом тестирования порядку расположения пальцев на клавишах. Для детей в возрасте от 4 лет до 5 лет 11 мес коэффициент ошибки не должен превышать 0,1 (10%), от 6 лет до 6 лет 11 мес - 0,07 (7%), от 7 лет и старше - 0,05 (5%). Если данный показатель превышает возрастной порог, тестирование повторяют.
Далее программа обрабатывает результаты тестирования. На основе зафиксированных количественных характеристик движений программа рассчитывает следующие показатели двигательной активности:
1. Суммарное количество нажатий каждым i-м пальцем Ni и суммарное количество нажатий всеми пальцами N0;
2. Долевая активность пальцев αi - отношение количества нажатий каждым пальцем к суммарному количеству нажатий всеми пальцами;
3. Частоты нажатий для каждого пальца vi - количество нажатий за время всего эксперимента, деленое на все время эксперимента Т0;
4. Суммарное количество нажатий пальцами правой и левой руки: Nпр и Nлев,
5. Доля нажатий, приходящаяся на каждую руку;
6. «Переключения» между пальцами каждой руки и между пальцами разных рук Pij - количество случаев, когда вслед за пальцем с номером i нажимал палец с номером j.
7. Количество ригидных зажимов Zi, приходящееся на каждый палец.
8. Максимальная продолжительность удерживания клавиши в нажатом состоянии для каждого пальца Tmi;
9. Суммарная продолжительность удерживания клавиши в нажатом состоянии каждым пальцем Tzi;
10. Количество синкинезий для каждой руки Sr и Sl, т.е. количество «синхронных» нажатий различными пальцами,
На основании показателей двигательной активности 1-10 программа рассчитывает количественные оценки следующих диагностических параметров состояния мелкой моторики руки:
1. «Вовлеченность» пальцев (If) - параметр, количественно характеризующий участие в двигательной активности кисти каждого пальца. Параметр представляет собой интегральную характеристику, рассчитанную в баллах, по показателям двигательной активности (п.п.1-4) по всем четырем субтестам и учитывающую, сколько пальцев и с какой интенсивностью реально участвовало в выполнении заданий. Максимально возможный балл для If равен 30. Если тестирование показало, что If≤15, диагностируют низкую вовлеченность в общую моторику руки, при 16≤If≤24 баллов диагностируют средний уровень, а при величине If≥25 баллов диагностируют высокий уровень вовлеченности пальцев в общую моторику руки.
Дополнительную информацию для специалиста дают величины долевых и частотных показателей, отражающих уровень вовлеченности каждого пальца в двигательную активность всей кисти руки, а также суммарное количество нажатий - работоспособность кисти руки в целом. Если долевой и частотный показатель для отдельного пальца менее 0,05 и 0,1 соответственно, то это указывает на низкую вовлеченность данного пальца в общую моторику руки.
Таким образом, на основании данных интегрального показателя «вовлеченности» пальцев (If) можно рекомендовать необходимые коррекционно-развивающие комплексные упражнения («пальчиковую гимнастику»), а также оценить динамику изменения состояния моторики в процессе реабилитации испытуемого после перенесенного заболевания или травмы или после курса лечения или коррекционно-развивающих занятий.
2. Ригидность (R) - отражает функциональное состояние скелетных мышц и характеризует состояние их тонуса и сопротивляемость деформирующим усилиям (ригидные зажимы). Параметр представляет собой интегральную характеристику, рассчитанную по показателям двигательной активности п.п.7-9 во всех четырех субтестах, и может быть выражен в баллах (количество ригидных зажимов), и дополнительно - коэффициентом ригидности (КR), характеризующим степень «зажатости» (заторможенности) движений отдельных пальцев. Если удерживание клавиши продолжается больше пороговой, зависящей от возраста величины t, программа регистрирует наличие ригидного зажима, что соответствует 1 баллу. Определены возрастные пороговые значения t (в миллисекундах), составляющие: для возраста до 5 лет t=500 мс, до 6 лет t=450 мс, до 7 лет, t=400 мс, до 8 лет t=350 мс, до 9 лет t=300 мс, до 11 лет t=250 мс, до 14 лет t=200 мс, старше 14 лет t=100 мс. Параметр R определяют как процентную долю ригидных зажимов во всех четырех субтестах (в баллах) от максимального количества баллов для параметра «вовлеченность» (30 баллов). Если по сумме четырех субтестов R≥30%, диагностируют высокий уровень ригидности, при 30%≥R≥20% средний, а при R≤20% - низкий. Коэффициент ригидности, рассчитанный для каждого пальца, отражает уровень ригидного зажима. Чем выше параметр «ригидность», тем выше вероятность наличия у ребенка нарушения фонематического восприятия и, как следствие, логопедических затруднений как в устной речи, так и на письме.
3. Количество синкинезий (S) - параметр, количественно характеризующий координированность движений пальцев каждой руки, рассчитанный по показателям двигательной активности (п.10) во всех четырех субтестах.
Синкинезии являются признаком недостаточной дифференцированности движений, когда при выполнении требуемого движения включаются ненужные для него мышцы.
Программа регистрирует синкинезии как практически одновременные нажатия разных клавиш пальцами одной руки. Критерий «одновременности» - временной порог - это минимальное время (в миллисекундах) между последовательными нажатиями, превышение которого говорит о наличии синкинезии. Временнóй порог зависит от возраста и составляет: для детей от 4 лет до 4 лет 11 мес - 25 мс, от 5 лет до 5 лет 11 мес - 20 мс, от 6 лет до 6 лет 11 мес - 15 мс, от 7 лет до 7 лет 11 мес - 10 мс, от 8 лет до 8 лет 11 мес - 7 мс, от 9 лет и старше - 5 мс. Диагностическим показателем является суммарное количество выявленных синкинезии во всех четырех субтестах. Для детей до 5 лет в норме S≤30, до 6 лет S≤20, до 7 лет S≤15, до 8 лет S≤10, до 9 лет S≤4, для детей старше 9 лет и взрослых этот показатель в норме должен быть равен нулю.
4. Вовлеченность рук (Ih) - диагностический параметр, указывающий на явные или скрытые латеральные предпочтения. Программа рассчитывает его по показателям двигательной активности (п.п.4-6), как долю нажатий, приходящуюся на каждую руку, при выполнении субтестов обеими руками в обычном и перекрестном положениях рук. Этот показатель используют для диагностики латеральных предпочтений. Если доля левой руки более или равна 0,5, то у испытуемого ведущая рука - левая. Если для левой руки при выполнении теста обеими руками Ih≥0,42, то диагностируют фактор левшества, при Ih<0,42 диагностируют правшество.
Кроме того, программа позволяет визуализировать полученные результаты тестирования мелкой моторики руки в графической форме в виде ритм-диаграмм, матриц переключении, диаграмм долевой и абсолютной активности пальцев, которые удобно использовать при изучении динамики процессов реабилитации.
На заключительном этапе экспериментатор сопоставляет полученные величины диагностических параметров со значениями, соответствующими возрастной норме или различным степеням отклонения от нормы, и диагностирует состояние мелкой моторики руки испытуемого. Эти результаты дают объективную количественную информацию о состоянии мелкой моторики руки и являются основой для выводов о нейропсихологических особенностях испытуемого, а также для выявления предрасположенности к развитию тех или иных отклонений в психомоторном развитии.
Диагностическая достоверность предлагаемого способа диагностики мелкой моторики руки подтверждена нами путем сопоставления результатов, полученных с помощью описанного способа, и результатов, полученных при проведении комплексной диагностики, осуществленной с помощью автоматизированного рабочего места психофизиолога. Показано наличие достоверной корреляции по следующим позициям:
- работоспособность каждой руки (подвижности кисти) с числом нажатий для каждой руки в тесте (для правой руки r=0,88971±0,009; для левой руки r=0,783±0,0127);
- количество ригидных зажимов со средним временем длительного удерживания клавиши (r=0,6907±0,0179);
- нарушение фонематического восприятия (уровень логопедических затруднений) с числом ригидных зажимов (r=0,794±0,0159);
- латеральных предпочтений, определенных описанным способом и в результате комплексной диагностики (r=0,987±0,0102).
Предлагаемый способ диагностики мелкой моторики руки имеет высокую ретестовую надежность. Коэффициент константности для показателя «долевая активность» каждого пальца в повторных экспериментах, в том числе при проведении исследований разными экспериментаторами и на разных типах персональных компьютеров, в малом временном промежутке - неделя и более, колеблется в пределах 0,9÷0,95 при ежедневном наблюдении в течение 4 месяцев и более в пределах 0,7÷0.8.
Исследования, проведенные на детях разных возрастных групп, позволяют предложить использование этого способа для детей с 4 лет.
Способ может быть осуществлен с использованием любых терминалов, регистрирующих нажатия, в том числе - портативного компьютера или специальных тестирующих устройств, совмещаемых с компьютером.
Таким образом, предлагаемый способ диагностики мелкой моторики руки позволяет получить объективную комплексную количественную информацию, отражающую характер движений пальцев рук и особенности, связанные с межполушарным взаимодействием, проявляющиеся при одновременном движении обеих рук, а также выявить и количественно оценить наличие синкинезий и уровень ригидности.
Ниже приведены конкретные примеры реализации предлагаемого способа.
Пример 1. Диагностика мелкой моторики руки Максима К. (возраст 5 лет 6 месяцев).
Диагностику проводили с использованием стандартной клавиатуры персонального компьютера, работающего под управлением операционной системы Windows 2000.
Обработка результатов проведена с использованием специального программного обеспечения, разработанного для практического осуществления способа. Испытуемый выполнял субтесты в порядке, приведенном в Таблице 1. Установленное время тестирования в каждом субтесте составляло 30 секунд. При выполнении субтестов наблюдалась повышенная двигательная активность ребенка, речевое сопровождение с повышенной солевацией (повышенным слюноотделением).
Программа зафиксировала объективные количественные характеристики движения пальцев в каждом субтесте (время нажатия каждым пальцем, отсчитанное от начала выполнения субтеста, и продолжительность каждого нажатия в мс). Определение «коэффициента ошибок» показало, что все субтесты были выполнены без ошибок. После этого программа рассчитала показатели двигательной активности пальцев 1-10, и по ним - диагностические параметры состояния мелкой моторики рук ребенка.
1. «Вовлеченность пальцев» If
В таблице 1 показано рассчитанное по программе количество нажатий каждым пальцем в каждом из четырех субтестов, суммарное количество нажатий каждым пальцем по всем четырем тестам и полученная величина «вовлеченности» (в баллах) каждого пальца в двигательную активность.
Значение If=17 говорит о среднем уровне вовлеченности пальцев руки в общую моторику. Расчет долевой активности и частоты нажатий показал, что при среднем уровне вовлеченности наиболее активны средний, указательный и большой палец левой руки и большой палец и мизинец правой руки. Низкая долевая активность и частота нажатий другими пальцами при выполнении теста в обычном положении рук, особенно при перекрестном положении рук, свидетельствует о дефицитарности функционирования мозолистого тела головного мозга.
2. Ригидность R
В таблице 2 показано рассчитанное по программе количество ригидных зажимов nR для каждого пальца в каждом из четырех субтестов, суммарное количество ригидных зажимов для каждого пальца и общее количество по всем четырем тестам, а также величины соответствующих коэффициентов ригидности.
Полученная величина R=30% соответствует высокому уровню ригидных зажимов. Высокий коэффициент ригидности для пальцев правой руки позволяет предположить, что у ребенка возникают трудности при манипулировании предметами правой рукой. Кроме того, для некоторых пальцев наблюдается высокий коэффициент ригидности, свидетельствующий о возможных логопедических затруднениях у ребенка.
3. Синкинезий S
В таблице 3 показано рассчитанное по программе количество синкинезий S для каждой руки в каждом из четырех субтестов, суммарное количество синкинезий для каждой руки и общее количество синкинезий по всем четырем тестам.
Полученная величина S=45 соответствует высокому уровню синкинезий и свидетельствует о нарушениях функционального состояния моторики руки.
На основании полученных результатов была рекомендована консультация нейропсихолога для разработки программы коррекционно-развивающих занятий.
4. Вовлеченность рук In
В таблице 4 показан рассчитанный по программе параметр Ih для каждой руки в двух субтестах, выполняемых обеими руками.
Величина Ih≥0,5 говорит о том, что данный ребенок - левша.
Результаты диагностики в целом показывают, что ребенок - левша. Однако высокий уровень ригидных зажимов и синкинезий указывает на низкий уровень готовности руки ребенка к письму. Весьма вероятны логопедические затруднения как в речи, так и на письме. Рекомендована консультация логопеда и нейропсихолога (для разработки комплекса коррекционно-развивающих занятий).
Пример 2. Сравнение результатов диагностики мелкой моторики руки Анастасии М. (возраст 5 лет 6 месяцев) до и после проведения коррекционно-развивающих занятий.
Тестирование проводили аналогично примеру 1 с использованием портативного компьютера (ноутбука), работающего под управлением операционной системы Windows 2000.
Обработка результатов проведена с использованием специального программного обеспечения, разработанного для практического осуществления способа. Испытуемая выполняла субтесты в следующем порядке: обе руки в обычном положении, правая рука, левая рука, перекрест рук. Установленное время тестирования в каждом субтесте составляло 30 секунд. При выполнении субтестов наблюдались «вычурные позы» (ребенок садился боком, пытался сесть на одну ногу, говорил, что трудно выполнить тест с перекрестом рук). Определение «коэффициента ошибок» показало, что все субтесты были выполнены без ошибок.
1. «Вовлеченность пальцев» If
В таблице 5 показаны результаты диагностики до и после проведения курса коррекционно-развивающих занятий
Результаты, представленные в таблице 5 показывают, что после проведения занятий (в течение 3, 5 месяцев, по 3 раза в неделю) зарегистрирован высокий уровень вовлеченности, значительный рост долевой активности и частоты нажатий, а также увеличение числа нажатий при выполнении всей четырех субтестов.
2. Ригидность R
В таблице 6 показано рассчитанное по программе количество ригидных зажимов nR для каждого пальца в каждом из четырех субтестов, суммарное количество ригидных зажимов для каждого пальца и общее количество по всем четырем тестам, а в таблице 7 - сравнение величин соответствующих коэффициентов ригидности до и после проведения коррекционно-развивающих занятий
На основании результатов, представленных в таблице 6, видно, что после проведения коррекционно-развивающих занятий уровень ригидности не пришел к норме - 0%. Несмотря на значительное снижение показателя коэффициент ригидности, он еще регистрируется при выполнении субтеста в перекрещенном положении рук для двух пальцев (Таблица 7).
3. Синкинезий S
В таблице 8 показано рассчитанное по программе количество синкинезий S для каждой руки в каждом из четырех субтестов, суммарное количество синкинезий для каждой руки и общее количество синкинезий по всем четырем тестам до и после проведения коррекционно-развивающих занятий.
После проведения занятий показатель S=17, что соответствует показателю возрастной нормы.
4. Вовлеченность рук Ih
В таблице 9 показаны рассчитанные по программе параметр Ih для каждой руки в двух субтестах, выполняемых обеими руками до и после проведения коррекционно-развивающих занятий.
Поскольку показатель Ih находится в интервале между 0,42 и 0,5, диагностирован фактор левшества.
Таким образом, после курса коррекционно-развивающих занятий повысился уровень работоспособности (увеличилось число нажатий) и вовлеченности, снизился уровень ригидных зажимов, а уровень синкинезий снизился до возрастной нормы. Однако для закрепления полученного результата и в целях дальнейшего снижения показателей R и КR рекомендовано продолжить занятия с логопедом и нейропсихологом.
Изобретение относится к медицине, а именно к нейропсихологии. Выполняют серии субтестов, включающих нажатие пальцами каждой руки отдельно, пальцами обеих рук одновременно в обычном и перекрещенном положениях. Регистрируют время выполнения каждого нажатия и его длительность, при этом рассчитывают: суммарное количество нажатий каждым пальцем и суммарное количество нажатий всеми пальцами; долевую активность пальцев как отношение количества нажатий каждым пальцем к суммарному количеству нажатий всеми пальцами; частоту нажатий для каждого пальца как отношение количества нажатий за время всего эксперимента ко всему времени эксперимента; суммарное количество нажатий пальцами правой и левой руки, долю нажатий, приходящуюся на каждую руку; количество случаев, когда вслед за одним пальцем нажимал другой палец; количество ригидных зажимов, приходящихся на каждый палец; максимальную продолжительность удержания клавиши в нажатом состоянии для каждого пальца; суммарную продолжительность удержания клавиши в нажатом состоянии каждым пальцем; количество синкинезий для каждой руки, а диагностическое заключение делают по результатам сравнения полученных числовых значений с нормой. Способ повышает информативность полученных результатов. 2 з.п. ф-лы, 9 табл.
ХОМСКАЯ Е.Д | |||
и др | |||
Нейропсихология индивидуальных различий | |||
Электрическое сопротивление для нагревательных приборов и нагревательный элемент для этих приборов | 1922 |
|
SU1997A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2171625C2 |
US 2005053269 А, 10.03.2005 | |||
Тепловое реле | 1943 |
|
SU65100A1 |
АНАСТАЗИ А., УРБИНА С | |||
Психологическое тестирование | |||
Перекатываемый затвор для водоемов | 1922 |
|
SU2001A1 |
INVERSEN S et al | |||
Motor coordination difficulties in a municipality group and in a clinical sample of poor readers - Dyslexia | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
Авторы
Даты
2008-01-20—Публикация
2006-04-11—Подача