Изобретение относится к области физической культуры, а именно к компьютерным технологиям оценки мелкой моторики рук.
Изобретение может быть использовано для выявления уровня развития мелкой моторики, для выявления степени готовности рук к специфическим профессиональным движениям, для оценки степени готовности ребенка к школе, для оценки эффективности развивающих педагогических программ, а также для нейропсихологической диагностики в медицине.
Большинство движений человек выполняет руками. От уровня координированности рук зависит быстрота и качество выполнения работы, будь то игра на музыкальном инструменте, рисование или печатание на клавиатуре.
Оценка мелкой моторики рук с помощью тестов, основанных на нанесении графических форм на бумагу, путем рисования, копирования, дорисовывания позволяет сделать вывод об уровне развития мелкой моторики [Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)]. Оценка по результатам прохождения теста выставляется экспериментатором. Недостатком представленного способа является субъективизм экспериментатора, от опыта и знаний которого зависит правильность выводов. Кроме того, такой подход в оценивании мелкой моторики не является надежным, так как повторное тестирование может дать совершенно иные результаты и, и как следствие, ошибочные выводы.
Известен способ [Патент РФ 99112323, кл. А61В 5/16, 15.06.1999, О.В. Халецкая, О.В. Трошин, И.Г. Халецкий Игорь «Способ диагностики отклонений нервно-психического развития детей»], включающий в качестве составной части комплексной диагностики оценивание мелкой моторики. Мелкая моторика рассматривается как часть, определяющая на 10% высшие мозговые функции человека и оценивается по 7-бальной шкале. Несмотря на применение компьютерной программы, недостатком представленного метода является субъективизм самого теста на мелкую моторику и балльная шкала оценивания.
Известно решение [Патент US 2008/0070752, кл. А63В 24/00, 08.08.2007, O. Einav, E. Hefer «Fine motor control rehabilitation))], предполагающее оценку мелкой моторики и развития бытовых движений с помощью аппаратных средств, включающих разнообразные сенсоры. Недостатками предлагаемого решения являются громоздкость конструкций, отсутствие системы оценивания и сравнения уровня развития моторики.
Наиболее близким аналогом является «Способ диагностики мелкой моторики руки» [Патент РФ 2314743, кл. А61В 5/00, 11.04.2006, П.П. Григал, Н.И. Хорсева «Способ диагностики мелкой моторики руки»], в котором диагностика осуществляется на основе нажатия пальцами на клавиатуру компьютерного терминала в произвольном порядке. В результате тестирования рассчитывается ряд показателей мелкой моторики, а вывод делается по результатам сравнения полученных числовых показателей с нормой. Недостатком представленного метода является то, что тестируемый воспринимает двигательное задание субъективно, а сам тест не может быть строго стандартизован. Это ведет к тому, что результаты тестирования носят вероятностный характер, а тест обладает низкой надежностью.
Изобретение направлено на устранение этих недостатков и позволяет оценивать мелкую моторику доступным способом без сложных специфических технических приспособлений.
Способ оценки мелкой моторики рук, включает проведение теста, основанного на регистрации реакции построения обратных жестов руки.
Жесты-команды, выводимые на дисплее компьютерного терминала представляют собой комбинации согнутых и выпрямленных пальцев.
Используя пять пальцев одной руки возможна комбинация 32 (25) жестов-команд; с использовании пальцев обеих рук - 64 (25+25) жеста-команды. Таким образом, тестирование проводится по 64 жестам обеих рук, которые предъявляются в случайном порядке. Суть теста заключается в определении времени реакции по каждому жесту-команде, за которое тестируемый сможет представить жест-ответ, представляющий собой противоположную комбинации согнутых и выпрямленных пальцев. Комплементарные сочетания жестов показаны на фиг. 1. Для оперативности проведения теста и удобства расчетов основных показателей, тест проводится с использованием компьютерного терминала. Жесты-команды выводятся на дисплей компьютерного терминала, а время формирования жеста-ответа фиксирует оператор теста нажатием на кнопку. По завершению теста, рассчитывают общее время прохождения теста для обеих рук; угловой коэффициент аппроксимирующей прямой последовательных интервалов времени, затраченных на жесты; ранги сложности по каждому жесту начиная от наиболее сложного жеста, требующего самое большое время ответной реакции, и заканчивая, наиболее простым жестом, требующим минимального времени реакции; соотношение времени, затраченного на жесты левой руки ко времени, затраченному на жесты правой руки. Заключение по результатам тестирования каждого человека делают по результатам сравнения полученных числовых значений с нормативными показателями. За нормативные показатели принимаются средние значения внутри исследуемой группы с учетом интересующей специфики (по возрасту, полу, профессиональной специализации).
С целью опробования предлагаемого теста были протестированы 100 студентов 1-5 курсов Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского возрастом от 17 до 23 лет не имеющих неврологических или других отклонений в состоянии здоровья, способных повлиять на прохождение теста. Во время проведения теста на дисплей компьютерного терминала поочередно в случайном порядке выводился каждый из 64 жестов обеих рук.
Обработка результатов тестирования показала, что общее время теста варьировалось от 220 секунд у студента с самой быстрой реакцией до 769 секунд - у студента с самой медленной реакцией, т.е. показатель отличался почти в 3,5 раза.
У 86 студентов из 100 наблюдался отрицательный угловой коэффициент аппроксимирующей прямой последовательных интервалов времени, затраченных на тесты и составлял диапазон значений от 0 до -0,05. Отрицательный диапазон значений говорит о способности адаптироваться к типичным двигательным заданиям, последовательном уменьшении времени реакции и хорошей психической работоспособности. У 14 студентов из 100 наблюдался положительный коэффициент аппроксимирующей прямой последовательных отрезков времени, затраченного на тесты и составлял диапазон от 0 до 0,2, данный показатель говорит о быстрой психической утомляемости.
В таблице 1 показано среднее время реакции студентов по каждому жесту-ответу для обеих рук в соответствии с нумерацией жестов на Фиг. 1.
Тест позволил выявить латеральную асимметрию. Так, время выполнения жестов ведущей руки в среднем на 4,2% меньше. В исследуемой выборке было выявлено несколько случаев амбидекстрии, у таких людей время выполнения жестов правой и левой рукой отличалось менее чем на 1%.
Дополнительные повторные исследования той же выборки студентов через три недели и проведенный математико-статистический анализ показали высокую сходимость повторных результатов тестирования (R=0.94), что говорит о высокой надежности теста.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СИНЕРГИЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗРЕНИЯ | 2023 |
|
RU2809430C1 |
Способ оценки функциональной готовности оператора к деятельности, обеспечиваемой мелкой моторикой пальцев руки | 2022 |
|
RU2798899C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ | 2006 |
|
RU2314743C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИИ ТОНКОЙ МОТОРИКИ КИСТИ | 2019 |
|
RU2712019C1 |
Способ мониторинга профессиональной надёжности | 2022 |
|
RU2825116C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2021 |
|
RU2786957C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА НАБОРУ ТЕКСТА НА КЛАВИАТУРЕ КОМПЬЮТЕРА | 2009 |
|
RU2407061C1 |
Способ тренировки и количественной оценки моторики пальцев рук и функционального состояния головного мозга по управлению координированным движением пальцев рук и устройство для его реализации | 2021 |
|
RU2786989C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ШИЗОФРЕНИИ ОТ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ | 2017 |
|
RU2670668C9 |
Способ психофункционального контроля состояния при занятиях художественной гимнастикой | 2024 |
|
RU2819353C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к области физической культуры, и может быть использовано для оценки мелкой моторики рук. Регистрируют реакции построения обратных жестов руки, представляющих собой противоположные комбинации согнутых и выпрямленных пальцев, на случайные жесты, выводимые на компьютерном терминале. Регистрируют время реакции на каждый жест, которое регистрирует оператор теста нажатием на кнопку компьютерного терминала, по завершении которого рассчитывают общее время прохождения теста, угловой коэффициент аппроксимирующей прямой последовательных интервалов времени, затраченных на жесты. Заключение делают по результатам сравнения полученных числовых значений с нормативными показателями. Тестирование проводят с использованием жестов обеих рук. При этом для реакции представляется жест либо правой, либо левой руки в случайном порядке. Ранги сложности по каждому жесту определяют путем расчета времени, затраченного на жесты левой и правой рук. Вычисляют отношение времени, затраченного на жесты левой руки, ко времени, затраченному на жесты правой руки. Способ обеспечивает возможность оценивать мелкую моторику с высокой надежностью доступным способом без сложных специфических приспособлений за счет проведения теста, основанного на регистрации реакции построения обратных жестов руки и математико-статистического анализа результатов. 1 ил., 1 табл.
Способ оценки мелкой моторики рук, включающий регистрацию реакции построения обратных жестов руки, представляющих собой противоположные комбинации согнутых и выпрямленных пальцев, на случайные жесты, выводимые на компьютерном терминале; регистрацию времени реакции на каждый жест, которое регистрирует оператор теста нажатием на кнопку компьютерного терминала, по завершении которого рассчитывают общее время прохождения теста, угловой коэффициент аппроксимирующей прямой последовательных интервалов времени, затраченных на жесты, а заключение делают по результатам сравнения полученных числовых значений с нормативными показателями, отличающийся тем, что тестирование проводят с использованием жестов обеих рук, при этом для реакции представляется жест либо правой, либо левой руки в случайном порядке, ранги сложности по каждому жесту определяют путем расчета времени, затраченного на жесты левой и правой рук, а также вычисляют отношение времени, затраченного на жесты левой руки, ко времени, затраченному на жесты правой руки.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ | 2006 |
|
RU2314743C1 |
Способ закалки сплавов | 1932 |
|
SU114415A1 |
Тепловое реле | 1943 |
|
SU65100A1 |
ПРОКОПЕНКО С.В | |||
и др | |||
Использование принципа проприоцептивной коррекции при восстановлении произвольных движений в паретичной руке у больных в позднем восстановительном и резидуальном периодах инсульта | |||
- Ж | |||
неврологии и психиатрии им | |||
С.С | |||
Корсакова, 2007, т.107, номер |
Авторы
Даты
2020-03-23—Публикация
2018-12-27—Подача