Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой.
Известны эксцентриковые подшипники качения (например, а.с. СССР 314048). Такой подшипник содержит наружное и внутреннее кольца, тела качения разного диаметра и сепаратор. Особенностью эксцентрикового подшипника является то, что в кинематической паре, образуемой телами качения и сепаратором, действуют значительные усилия. При скоростях скольжения, равных окружной скорости тел качения, эти усилия вызывают быстрый износ сепаратора и тел качения. В результате тела качения смещаются в окружном направлении, и в подшипнике возникает люфт. Таким образом, недостатком данного вида подшипников является повышенное трение тел качения о сепаратор и скорый износ подшипника.
Известным решением подобной проблемы является использование вместо сепаратора водила - обычная планетарная передача (например, Артоболевский - М.: Наука, 1981. - 400 с.). В ней водило соединено с сателлитами с помощью шарниров, оси которых проходят внутри сателлитов. В такой схеме трение в паре водило-сателлит происходит при пониженной скорости скольжения и может быть практически устранено использованием подшипников качения. Недостатки использования водила в эксцентриковом подшипнике связаны с высокой степенью статической неопределимости такой системы. Расположение осей шарниров зависит от диаметров тел качения. Это требует неоправданно высокой точности изготовления всех деталей механизма и очень удорожает его производство.
Известны эксцентриковые так называемые бессепараторные подшипники качения (а.с. СССР 1719749, А.с. 1581896 СССР), содержащие роликовые тела качения разного диаметра, а также разделительные ролики и охватывающие их кольца. В том числе известен (Крохмаль Н.Н. Элементы структурного синтеза, критерии функционирования и расчет основных параметров фрикционных передач с замкнутой системой тел качения. - Дис. ... канд. техн. наук. - Курган: КМИ, 1989 г. - с.90 рис.2.17 и с.161 рис.52) подшипник, содержащий два малых и два больших тела качения, попарно равных друг другу и расположенных симметрично относительно диаметрального сечения подшипника, проходящего через центры наружного и внутреннего колец. Их общим недостатком является сложность конструкции и склонность к потере устойчивости системы, то есть выпадению разделительных тел качения.
Наиболее близким по конструкции к предлагаемому устройству является фрикционный редуктор (пат. США 3380312), содержащий наружное и внутреннее кольца, тела качения разного диаметра и звено, выполняющее функцию сепаратора (в конкретном редукторе - стойка), взаимодействующее с осями тел качения, причем связи осей меньших тел качения с сепарирующим звеном являются односторонними. Устройство рассчитано на работу в режиме, когда полезную нагрузку снимают с наружного кольца в виде момента, постоянного по направлению. При этом проявляется его способность к самонатяжению за счет смещения одного из малых тел качения в клиновое пространство между наружными и внутренними кольцами. При использовании данного устройства в режиме эксцентрикового подшипника дополнительное натяжение катков не нужно, так как необходимое их прижатие обеспечивается радиальными силами, приложенными к наружному кольцу. Присутствующие же степени свободы - зазоры и податливость колец лишь создают вибрацию при работе подшипника.
Таким образом, данное устройство при работе в режиме эксцентрикового подшипника имеет те же недостатки, что механизм с жестким водилом, то есть требует увеличений точности изготовления деталей.
Для устранения этих недостатков в эксцентриковом подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца, два малых и два больших тела качения, попарно равных друг другу и расположенных симметрично относительно диаметрального сечения подшипника, проходящего через центры наружного и внутреннего колец, и водило-сепаратор с шарнирами в центрах тел качения, водило-сепаратор выполнено состоящим из двух половин, каждая из которых связывает большое тело качения с малым, связанных между собой посредством шарнирного поводка, длина которого может регулироваться в процессе сборки подшипника.
Наличие поводка с изменяемой длиной позволяет регулировать расстояния между телами качения и устранить тем самым люфт подшипника. В общем случае для обеспечения равномерного нагружения четырех тел качения нужно регулировать два расстояния между осями роликов. В оговоренном случае симметричного расположения четырех тел качения достаточна регулировка только одного межосевого расстояния между малыми или большими роликами, поэтому выполнение подшипника в указанной симметричной форме является наиболее рациональным.
При расположении регулируемого поводка между малыми телами качения он нагружен растягивающими силами, между большими - сжимающими.
Наиболее удобно регулировать подшипник с помощью поводка, выполненного в виде винтовой стяжки.
Более дешевым вариантом является поводок, имеющий форму, например кольцевую или подковообразную, позволяющую изменять расстояние между осями шарниров путем пластического деформирования поводка.
Наиболее простым является поводок, выполненный с постоянным расстоянием между осями шарниров, которое может варьироваться путем подбора поводков по принципу селективной сборки.
На фиг.1 показан эксцентриковый подшипник качения с четырьмя телами качения; фиг.2 - его разрез по А-А; фиг.3 - его разрез по Б-Б; фиг.4 - вариант регулировки по принципу селективной сборки; фиг.5 - разрез по В-В; фиг.6 - вариант регулировки с помощью кольцевого поводка; фиг.7 - вариант регулировки с помощью подковообразного поводка.
Подшипник, изображенный на фиг.1, 2, 3, содержит внутреннее кольцо 1, наружное кольцо 2, два больших 3 и два малых 4 тела качения, попарно равных друг другу, водило-сепаратор, выполненное состоящим из двух половин 5, 6, связывающих большое тело качения 3 с малым 4. Оси 7, 8 закреплены относительно половин сепаратора с помощью гаек 10. Каждая из осей снабжена игольчатыми подшипниками 9.
Регулировка зазора в подшипниках осуществляется с помощью винтовой стяжки 11, расположенной между малыми телами качения 4. Она ввинчивается правой и левой резьбой в оси 12, которые установлены в отверстиях половин водила-сепаратора 5, 6.
Эксцентриковый подшипник качения работает следующим образом.
При движении внутреннего кольца 1, вращающегося с угловой скоростью W1, тела качения, увлекаемые силами трения, катятся по наружному кольцу 2. При этом водило-сепаратор вращается с угловой скоростью Wh. Передаточное число U механизма:
U=W1/Wh=1+d2/d1, где d1 и d2 - рабочие диаметры колец 1 и 2.
Подшипник, изображенный на фиг.4, отличается от предыдущего тем, что для упрощения конструкции оси 13, 14 тел качения расклепаны на половинах водила-сепаратора, а тела качения 3, 4 установлены непосредственно на них, без игольчатых подшипников.
Регулировка подшипника осуществляется подбором поводка 15 необходимой длины, обеспечивающей устранение люфта. Оси 16, 17 крепления поводка на половинах водила-сепаратора также расклепаны.
Другой вариант регулировки подшипника фиг.6, 7 осуществляется с помощью кольцеобразного 18 либо подковообразного 19 поводка, пластически деформируемого в процессе сборки.
Применение предлагаемого подшипника позволяет уменьшить износ сепаратора, снизить требования к точности изготовления его деталей и создть возможность регулировки зазора в процессе эксплуатации механизма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2341697C1 |
ДВУХРЯДНЫЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2488721C1 |
Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов | 1981 |
|
SU1123554A3 |
ДВУХРЯДНЫЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2479763C1 |
ПОДШИПНИК ГИРОСКОПА РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ | 2009 |
|
RU2385422C1 |
Поводковая муфта тягового привода локомотива | 1986 |
|
SU1449729A1 |
ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068502C1 |
Стенд для испытаний подшипников в вакууме | 1991 |
|
SU1820272A1 |
УРАВНОВЕШЕННАЯ ШАРНИРНО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА | 2001 |
|
RU2207267C2 |
ПЕЧАТНЫЕ СЕКЦИИ ПЕЧАТНОЙ МАШИНЫ С ТОРЦЕВЫМИ БОКОВЫМИ СТАНИНАМИ | 2010 |
|
RU2519499C2 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой. Эксцентриковый подшипник качения содержит наружное и внутреннее кольца, два малых и два больших тела качения, попарно равных друг другу и расположенных симметрично относительно диаметрального сечения подшипника, проходящего через центры наружного и внутреннего колец, водило-сепаратор с шарнирами в центрах тел качения. Водило-сепаратор выполнено состоящим из двух половин, каждая из которых связывает большое тело качения с малым, связанных между собой посредством шарнирного поводка, длина которого может регулироваться в процессе сборки подшипника. Технический результат: уменьшение износа сепаратора, снижение требований к точности изготовления деталей и появление возможности регулировки зазора в процессе эксплуатации механизма. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
US 3380312 А, 30.04.1968 | |||
Асфальтобетонная смесь | 1975 |
|
SU600158A1 |
Планетарная опора качения | 1976 |
|
SU609931A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2124661C1 |
JP 10339358 A, 22.12.1998. |
Авторы
Даты
2008-01-20—Публикация
2006-06-21—Подача