Поводковая муфта тягового привода локомотива Советский патент 1989 года по МПК F16D3/60 

Описание патента на изобретение SU1449729A1

I . , -1

I Изобретение относится к машино- |строению и может быть применено в тя jroBOM приводе тележки локомотива. Целью изобретения йаляется повыше Иие надежности.

I На фиг, изображена муфта, общий ид со стороны- ведомого колеса; на иг.2 - разрез А-А на фиг.1; нафнг.З разрез Б-Б на фиг.1; на фиг,4- - раз- |рез В-В на фиг.1; на фиг.5 - муфта, аксонометрия; на фиг.6 - схема пере- ;ачи крутящего момента от ведущего (зубчатого колеса к ведомому.

Муфта содержит соосно установленiaie ведущее зубчатое колесо I с дву- диаметрально противоположно распо- фоженными ведущими пальцами 2 и ве- : 5омое колесо 3с двумя диаметрально цротийоположно расположенными ведо- Я)1ми пальцами 4 и отверстиями 5, че- 583 которые с зазорами пропущены йальцы 2, рычаг 6, установленный со стороны ведомого колеса 3 с возмож- йостью перемещений в окружном и ра- Диальных направлениях. По обе сторо- iibi рычага 6 симметрично и параллель- .йо ему расположены два поводка 7 и 8. :Ычаг 6 выполнен с двумя рада альными йазами 9 и двумя противоположно нап- |)авленными выступами 10 на его кон- ilxax, перпендикулярными продольной Оси рычага. Каждьй поводок связал ЗДним из концов с соо1;ветствукяцим выступом 10 рычага 6, а другим концом - с ведущим пальцем 2. На конце саждого ведомого пальца установлен подшипник 11 качения, который размещен в пазу 9 рычага 6 с возможностью перемещения в радиальном направлении. Поводки 7 и 8 связаны с выступами 10

посредством-шарнирных узлов 12, каждый из которых состоит из сайлент- блоков 13 и 14, соединительной втулки 15, упорных втулок 16, болта 17 и гайки 18. С ведущим пальцем 2 поводок 7 или В связан посредством шарнирного уэла 19, который содержит напрессованный на ведущий палец 2 сайлент-блок 20, состоящий из кон- центричных резиновых втулок 21 и 22. Сайлент-блок 20 с проушиной поводка образует соединение с натягом.

Муфта работает следукицим образом. Крутящий момент передается от ведущего зубчатого колеса 1 на ведущие пальцы 2 и через поводки 7 и 8 на рычаг 6, затем через подшипники 11 на ведомые пальцы 4 и ведомое колесо 3, При вращении ведущего зубчатого колеса 1 по направлению двикения часовой стрелки (г.5 и 6) на поводки 7 и 8 Передаются растягивакявде усилия, составляющие пару сил PL, равную тяговому моменту И на ведущем зубчатом ко- лесе I. Эта пара сил передается на концевые участки рычага 6. При этом на верхний ведомый палец (фиг,6) передается горизонтальная продольная сила Р,, направленная вправо, а на нижний ведомый палец сила Р, , направ- ленна влево. Действующая на ведомое колесо 3 пара сил Р,Ь„ равная моменту PL, преодолевает момент М сил сопротивления на ведомом колесе. При вращении ведущего зубчатого колеса в противоположном направлении усилия в поводках 7 и 8 поменяют знак, а силы, действующие на ведомые пальцы 4, также поменяют знак.

. 14

Шарнирные узлы (подшипники 11) ведомых пальцев создают вертикальную подвижность ведущего зубчато го колеса 1 относительно ведомого колеса 3 (фиг.1). В частнт)стй, при вертикальном перемещении ведущего зубчатого колеса 1 укрепленные на нем ведущие пальцы 2 через сайлент-блоки 20 тянут за собой навешенные к ним поводки 7 и 8, которые, в свою очередь, увлекают за собой рычаг 6. Последний за счет сил сцепления в контактах с подшипниками 11J создаваемьпс усилиями Р , преодолеет сопротивления скольжения наружных колец по внутренним кольцам указанных подщипников и ведет во вращение первые из них, т.е. вертикальное перемещение рычага 6 относительно ведомого колеса 3 происходит без его проскальзывания относительно наружных колец подшипников 11 и за сче скольжений наружных колец этих подшипников по их внутренним кольцам. Горизонтальную подвижность ведомого колеса 3 относительно ведущего зубчатого колеса 1 создают поводки 7 и 8. Так, например, при горизонтальном перемещении ведомого колеса 3 прикрепленные к нему ведомые пальцы 4 через подшипники 11 тянут за собой рычаг 6, которьй, в свою очередь, увлекает за собой через выступы 10 и шарнирные узлы 12 поводки 7 и 8. При этом поводки 7 и 8, связанные противоположными концами посредством шарнирных узлов 19 с ведущим зубчатым колесом, вращаясь вокруг жестко закрепленных на нем ведущих пальцев 2, от вертикального положения откло- няются в сторону перемещения ведомого колеса 3. Из этих двух взаимно перпендикулярных компонентов могут быть получены относительные перемещения ведущего зубчатого колеса 1 и ведомого колеса 3 в любом направлении в плоскости механизма. Причем вследствие нарушения параллельности поводков 7 и В при достаточно высокой жесткости муфты на скручивание и малой длине поводков возникает поворот ведущего зубчатого колеса, а при сравнительно низкой жесткости механизма на скручивание и большой длине поводков угловые перемещения в приводе не возникают. В частности, при значительной длине поводков обусловленные рассматриваемой кинематической особенностью механизма ра

диальные деформации резиновых элеме - тов его шарниров малы и если в дополнение к этому их радиальная жесткост невысокая, то возникающие в результате этих перемещений в муфте динамические усилия не достигают величины, достаточной для преодоления инерционности кинематической цепи, передающей вращение. Следовательно, в таком случае угловые перемещения в приводе при параллельных взаимных смещениях ведущего зубчатого колеса J и ведомого колеса 3 не возникают.

При работе муфты вследствие колебаний подрессоренной части тележки происходит неизбежная расцентровка осей ведущего зубчатого колеса и ведомого колеса. Применительно к тем положениям при вращении муфты, когда относительные смещения ведомого и ведущего звеньев создают поводки 7 и 8, в течение каждого оборота колесной пары оси этих элементов относительно осей вращения шарнирттх узлов 12 поворачиваются на угол If . Поскольку как сайлент-блоки 13 и 14, так и резиновые втулки 21 и 22 в угловом отношении образуют последовательное соединение, то поворот поводка относительно оси шарнирного узла 12 складывается из угла поворота сай- лент-блока 14 и из угла поворота сай- лент-блоков 13 относительно той же оси, а относительно оси шарнирного узла 19 также из двух углов: из угла поворота резиновой втулки 21 и из угла поворота резиновой втулки 22, При равенстве суммарной угловой жесткости на соосное скручивание двух сайлент-блоков 13 и угловой жесткости на соосное скручивание двух сай- лент-блоков при этом виде деформации сайлент-блока 14 углы скручивания резиновых втулок резино-металличес- ких элементов равны (f)/2, В случае равенства угловой жесткости на соосное скручивание резиновой втулки 21 и угловой жесткости при этом же виде деформации резиновой втулки 22 .их углы скручивания равны также V/2.

При предлагаемом выполнении муфты обеспечивается повышение ее надежности.

Формула изобретения

Поводковая муфта тягового принода локомотива, содержащая соосно установленные ведущее зубчатое колесо с двумя диаметрально противоположно расположенными ведущими пальцами и ведомое колесо с дву мя диаметрально противоволожно расположенными ведомыми пальцами и двумя отверстиями, в которых с зазорами расположены рабочие участки ведущих пальцев зубчатого колеса, ры- .чаг, установленный со стороны ведомого колеса с возможностью перемещений в окружном и радиальных направлениях, и два поводка, размещенш.е параллельно и симметрично по обе стороны ры- :чага, при .этом пов одки, рычаг и пальцы связаны между собой шарнирно, отличающаяся тем, что, с целью повьшения надежности, она снабжена двумя подшипниками качения, установленными на концах ведомых пальцев, рычаг выполнен с двумя радиальными пазами и двумя противоположно. направленными выступами на его концах, перпендикулярными продольной оси рычага, при этом подшипники размещены,в пазах рычага с возможностью перемещения в радиальном направлении, а каждый поводок связан одним из концов с соответствующим выступом рычага, а другим - с одним из ведущих пальцев,

Похожие патенты SU1449729A1

название год авторы номер документа
Поводково-рычажная муфта 1991
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Горгиладзе Джамбул Хасанович
  • Ригишвили Иосиф Арчилович
SU1795182A1
Поводково-рычажная муфта тягового привода рельсового транспортного средства 1991
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Горгиладзе Джамбул Хасанович
  • Ригишвили Иосиф Арчилович
SU1795181A1
МУФТА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНОЙ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ 1999
  • Бирюков И.В.
  • Усманов Х.Г.
RU2149290C1
Поводково-рычажная муфта 1987
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
  • Усманов Хасан Гумерович
SU1449730A2
Поводково-рычажная муфта 1985
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
  • Усманов Хасан Гумерович
SU1286849A1
Связь кузова локомотива с подрессоренной частью тележки 1986
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
SU1446007A1
Сопряжение кузова рельсового транспортного средства с тележкой 1990
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Нацвлишвили Зубико Михайлович
  • Кокеладзе Илико Теймуразович
SU1729867A2
НЕСУЩИЙ ВИНТ 2005
  • Хамин Иван Никифорович
RU2296697C1
УРАВНОВЕШЕННАЯ ШАРНИРНО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА 2001
  • Беляев А.И.
  • Горбунов А.Г.
  • Максименко И.В.
RU2207267C2
Компенсационная муфта 1988
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Ткаченко Владимир Николаевич
SU1581906A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 449 729 A1

Реферат патента 1989 года Поводковая муфта тягового привода локомотива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в тяговом приводе тележки, локомотива. Цель изобретения - повьшение надежности. Муфта содержит ведущее зубчатое колесо 1 с двумя диаметрально расположенными ведущими пальцами (П) 2 и ведомое колесо 3 с двумя Диаметрально расположенными ведомыми Ц 4-и отверстиями 5 под П 2. Со стороны ведомого колеса 3 установлен

Формула изобретения SU 1 449 729 A1

12

13

Фиг.1

V///

Pug.j

11

.4

Редактор 0.Головач

Составитель Т.Янова

Техред Л.Сердюкова Корректор Й.Муска

Заказ 6948/35

Тираж 784

ВНИНПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Пр«1ги)одственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1449729A1

Недель В.Б
Подвижной состав электрических железных дорог
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Конструкция и динамика
- М.: Транспорт, 1965, с
Джино-прядильная машина 1922
  • Шиварев В.В.
SU173A1
Крутильно-намоточный аппарат 1922
  • Лебедев Н.Н.
SU232A1

SU 1 449 729 A1

Авторы

Бирюков Иван Вячеславович

Купрашвили Гиви Георгиевич

Львов Николай Васильевич

Трапаидзе Леван Теокристович

Хевсуриани Иван Михайлович

Усманов Хасан Гумерович

Даты

1989-01-07Публикация

1986-07-14Подача