Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к конструкции передней опоры вентилятора.
Наиболее близким техническим решением к заявленному является передняя опора ротора вентилятора двухроторного ГТД [Н.Н.Сиротин. "Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей (основы конструирования)". Москва, РИА "ИМ-ИНФОРМ" 2002 г., стр.51, рис.В.66].
Недостатком известного устройства является расположение верхнего пояса лабиринтного уплотнения на конусной части цапфы диска, что приводит к высоким деформациям последней. Диаметр этого лабиринтного уплотнения значительно больше диаметра нижнего пояса лабиринтного уплотнения, что приводит к большим расходам воздуха через уплотнение и, следовательно, ухудшает удельные параметры двигателя.
Задачей изобретения является уменьшение расхода воздуха через лабиринтное уплотнение передней опоры вентилятора ГТД.
Указанная задача решается тем, что в известной опоре вентилятора ГТД, содержащей ротор, включающий диск, цапфу с установленными на ней внутренним кольцом подшипника, контактным кольцом, передней и задней лабиринтными втулками, и ответные уплотнительные кольца статора, согласно изобретению цапфа выполнена цилиндрической до места соединения с диском, передняя и задняя лабиринтные втулки выполнены зацело и уплотнительные кольца статора выполнены зацело, причем целиковая лабиринтная втулка зафиксирована на цапфе ротора штифтами.
Такое выполнение устройства позволяет установить заднюю лабиринтную втулку на меньшем диаметре, что уменьшает расход воздуха через лабиринтное уплотнение и улучшает удельные параметры двигателя. Кроме того, установка задней лабиринтной втулки на цилиндрической части цапфы уменьшает деформацию последней.
На чертеже показан продольный разрез передней опоры вентилятора ГТД.
Передняя опора содержит ротор 1, включающий диск 2, цапфу 3 с установленными на ней внутренним кольцом подшипника 4, контактным кольцом 5 с расположенным на нем контактным графитовым уплотнением 6, передней и задней лабиринтными втулками 7 и 8, а также ответные уплотнительные кольца 9 и 10 статора 11. Цапфа 3 выполнена цилиндрической до места соединения с диском 2. Целиковая лабиринтная втулка зафиксирована на цапфе 3 штифтами 12. Передняя и задняя лабиринтные втулки 7 и 8 могут быть выполнены с одинаковым диаметром.
Во время работы двигателя воздух из его проточной части поступает в полость 13 между передней и задней лабиринтными втулками 7 и 8. Часть воздуха из полости 13 проходит через переднее лабиринтное уплотнение, образованное передней лабиринтной втулкой 7 и уплотнительным кольцом 9 статора, и подпирает контактное уплотнение 6, отделяющее воздушную полость 14 от масляной полости 15. Другая часть воздуха из полости 13 проходит через заднее лабиринтное уплотнение, образованное задней лабиринтной втулкой 8 и уплотнительным кольцом 10, и поступает в проточную часть двигателя.
Предложенное устройство позволяет уменьшить расход воздуха через лабиринтное уплотнение и таким образом улучшить удельные параметры двигателя. Изобретение позволяет также уменьшить деформацию цапфы диска, уменьшить вес конструкции и повысить ее технологичность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2600190C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603386C1 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2600219C1 |
БРАСЛЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ БРАСЛЕТ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОНТАКТНАЯ ВТУЛКА БРАСЛЕТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603387C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2151884C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора | 2016 |
|
RU2614017C1 |
Изобретение относится к конструкции опоры вентилятора ГТД авиационного и наземного применения. Опора содержит ротор, включающий диск, цапфу с установленными на ней внутренним кольцом подшипника, контактным кольцом, передней и задней лабиринтными втулками, и ответные уплотнительные кольца статора. Цапфа диска выполнена цилиндрической до места соединения с диском, передняя и задняя лабиринтные втулки выполнены зацело и уплотнительные кольца статора выполнены зацело. Целиковая лабиринтная втулка зафиксирована на цапфе ротора штифтами. Изобретение позволяет улучшить удельные параметры двигателя, уменьшить вес конструкции и повысить ее технологичность. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
СИРОТИН Н.Н | |||
Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей(основы конструирования) | |||
РИА «ИМ-ИНФОРМ», 2002, с.51, рис.В.66 | |||
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2036312C1 |
Устройство для уплотнения полостей всасывания и нагнетания турбомашины | 1982 |
|
SU1126724A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТИТАНОСОДЕРЖАЩЕЙ ЛИГАТУРЫ | 2002 |
|
RU2228967C2 |
Предохранительный клапан | 1979 |
|
SU916850A1 |
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
Авторы
Даты
2008-02-27—Публикация
2006-08-31—Подача